Занятие по развитию речи на тему: "Осень в гости к нам пришла"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Почитаева Людмила Викторовна

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках поздней      

            осени и осенних явлениях.

Образовательные задачи:

  • закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы;
  • ввести в речь детей обобщающее понятие «поздняя осень»;
  • учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения;
  • закрепить навык образования прилагательного от существительного.

Развивающие задачи

Развивать:

  • речевой слух и фонематическое  воспри­ятие;
  • память;
  • мышление;
  • подвижность щек, губ, языка;
  • тонкую и общую  моторики;
  • продолжать работу над формированием правильной голосоподачи и плавности речи;
  • ко­ординацию речи с движением.

Воспитательные задачи

Формировать:

  • навыки сотрудничества;
  • взаимопонимания;
  • доброжелательности;
  • само­стоятельности;
  • инициативности;
  • ответственности;
  • воспитывать любовь и доброе отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_v_gosti_k_nam_prishla.docx31.53 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках поздней      

            осени и осенних явлениях.

Образовательные задачи:

  • закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы;
  • ввести в речь детей обобщающее понятие «поздняя осень»;
  • учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения;
  • закрепить навык образования прилагательного от существительного.

Развивающие задачи

Развивать:

  • речевой слух и фонематическое  восприятие;
  • память;
  • мышление;
  • подвижность щек, губ, языка;
  • тонкую и общую  моторики;
  • продолжать работу над формированием правильной голосоподачи и плавности речи;
  • координацию речи с движением.

Воспитательные задачи

Формировать:

  • навыки сотрудничества;
  • взаимопонимания;
  • доброжелательности;
  • самостоятельности;
  • инициативности;
  • ответственности;
  • воспитывать любовь и доброе отношение к природе.

Материал

Демонстрационный:

  • мольберт;
  • фломастер;
  • шкатулка;
  • ларчик с овощами и фруктами;
  • письмо;
  • две ветки в вазах;
  • иллюстрация картин "Ранняя осень", "Поздняя осень";
  • магнитофон, аудиозапись «звуки пробуждающегося леса»;
  • указка;
  • табло оценивания ответов детей;
  • картинки с изображением осени.

Раздаточный:

  • дневники (на каждого ребёнка);
  • зеркала;
  • осенние листочки;
  • игрушечный микрофон.

Сценарий занятия

I. Организационный момент

Мотивация

- Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима. (Осень)

Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.

- Посмотрим от кого же это письмо? Детский сад №7, обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.

- Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. Подскажите, когда она будет в лесу.

Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.

Ребята, этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

- Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). Логопед записывает.

- Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

 II. Основная часть

1. Игра "Погода осенью"

- У меня разноцветный мяч

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

- Какая бывает погода осенью:

  • Когда идет дождь - дождливая.
  • Когда дует ветер - ветреная
  • Холодно - холодная
  • Пасмурно - пасмурная
  • Сыро - сырая
  • Хмуро - хмурая
  • Ясно - ясная

- Как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете? (Ранняя, поздняя)

Логопед выставляет несколько картин с изображением осени.

- Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

- Каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Что же происходит с природой осенью? (…)

2. Беседа с детьми об изменениях в природе в период поздней осени

 Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква. Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко. Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

- Ребята, как вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

3. Проведение артикуляционной гимнастики

  • Ковшик

Широко рот открываем,
Краешки приподнимаем,
Язычок - баловничёк,
Спинку низко опускает.
Очень он на ковш похож,
В него 
воду вылить можно,
Держи воду, не спеши,
Ковшик 
всем ты покажи

  • Показать язык

Язык наш нужно показать,
Сначала волю зубкам дать,
Та-Та-Та (покусать кончик 
языка)
Заморились уже 
зубы
Пусть язык покажут губы
Пя-Пя-Пя (пошлепать кончик 
языка)

  • Лопатка

Отдохнул и потянулся
Влево-вправо повернулся,
Вот так: тик-так, тик-так.

  • Почистим зубки

Рот откройте улыбнитесь
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь 
они у нас не лишни

4. Знакомство с приметами осени

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни,

На дорогу упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая куст малины,

В нитях белой паутины.

 

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река -

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то

Ранним утром на поляны,

Лягут белые туманы.

А потом уж жди, не жди

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь

       Значит, наступила осень.

- У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. Вы хотите положить туда свои знания? (Да).

В круг ребята становитесь,

Крепче за руки держитесь.

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу.

5. Разучивание примет и пословиц про осень

Сначала логопед знакомит детей с народной мудростью, а потом открывает крышку шкатулки и дети называют по одной примете и пословице.

Пословицы

  1. Коли ясно, то и осень прекрасна.
  2. Осень идет, и дождь за собой ведет.
  3. Красна весна цветами, а осень пирогами.
  4. От осени к лету, поворота нету.
  5. Лето со снопами, осень с пирогами.
  6. Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.

Приметы

  1. Осенью паутина на ясную погоду.
  2. Гром в сентябре - теплая осень.
  3. Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
  4. Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
  5. Когда гусь улетает, снег выпадает.

- Как замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

Физкультминутка

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
                                       (присели)
Дунул ветер-полетели,
Мы летели,мы летели
(легкий бег)
И на землю тихо сели.
                                        (присели)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
                                        (легкий бег)

Закружились,полетели
И на землю тихо сели.
                                          (присели)

- Ой, как много на ковре листочков. Какие красивые слова вы могли бы сказать про осень? (…)  Давайте поиграем в игру.

6. Игра «Осенние слова»

Каждый ребёнок называет осенние слова, говоря при этом в игрушечный микрофон (золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая).

- Вот и подошло наше путешествие к концу.

III. Заключительная часть

-Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам (Наступила поздняя осень. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг).

- Осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ.

Рефлексия:

- Кто сегодня на занятии был самым активным?

- Чьи ответы вам понравились?

- Что нового вы узнали?

- Кому понравились свои ответы и почему? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи на тему: «Осень золотая»

Возраст детей: 5 летТема: «Осень золотая»Цели занятия:образовательные Закрепление знания признаков осени. Обучение отгадыванию загадок об осени. Обучение узнаванию деревьев по характерным особенностям...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Осень» образовательная область «Речевое развитие» в подготовительной группе

Задачи:1.     Закрепить полученные знания по теме: «Осень», формировать  умение выразительного чтения стихов об осени; умение описывать предметы, изображённые на картине, сове...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "В гости к нам пришла зима" (с использованием мнемотаблицы)

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "В гости к нам пришла зима"(с использованием мнемотаблицы)...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Кошка в гости к нам пришла"

Конспект занятия по развитию речи на тему "Кошка в гости к нам пришла"...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. «В гости к нам пришла осень»

Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе. «В гости к нам пришла осень» (с использованием мнемотаблиц)....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "В гости к нам пришла Зима"

Конспект занятия по теме самообразования  "Развитие связной речи детей старшго дошкольного возраста средствами мнемотехники"...