Роль загадок в обогащении словаря старших дошкольников
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель опыта работы
-раскрыть условия формирования и обогащения словаря у детей старшего  дошкольного возраста по средствам обучения детей отгадыванию загадок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki.pptx545.69 КБ
Файл zagadki.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль загадок в обогащении словаря старших дошкольников ВОСПИТАТЕЛИ: ЗАВИСКАЯ С. А. КУЗНЕЦОВА А.А.

Слайд 2

Использование в работе со старшими дошкольниками отгадывания загадок открывает широкие перспективы для формирования и обогащения словаря. Это объясняется такими особенностями загадок, как выразительность языка, способствующая освоению ребенком лучших образцов русской речи, традиционность и импровизационность , предполагающая возможность обогащения и активизации детского словаря.

Слайд 3

Цель опыта работы -раскрыть условия формирования и обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста по средствам обучения детей отгадыванию загадок.

Слайд 4

«Загадка – вид устного народного творчества. Вопрос или задание, которое требует разгадки». Загадки классифицируются: I. По происхождению. II. По форме. III. По типам и приёмам описания. IY. По темам (по содержанию).

Слайд 5

Методы и приемы, используемые в процессе обучения детей отгадыванию загадок Особенность методов и приемов, используемых в процессе обучению детей отгадыванию загадок заключается в том, что она по существу, связана со всеми видами деятельности ребенка.

Слайд 6

Основные направления: -уточнение и понимание смысла известных детям слов, -расширение запаса синонимов и антонимов, активизация употребления слов в речи (особенно таких категорий, как прилагательные и глаголы ), -формирование умения правильно сочетать слова во фразах и по смыслу.

Слайд 7

- Продолжи ряд сравнений. - С чем сравниваются загаданные предметы? -Нарисуй отгадку в виде живого персонажа. - Догадайся, какие загадки старше? Что тебе подсказало? Какие слова, какие предметы?; - Найди отгадку и слово, с которым она рифмуется. - Придумай свои предметы и сравни их с чем-нибудь. -Сочини свои загадки. - Нарисуй, загадку. Сравни свой рисунок с отгадкой. - Сочини загадку, загадай её товарищу .

Слайд 12

Вывод: -Детям нравится процесс обучения сочинению загадок, они с удовольствием принимали участие в коллективном сочинении загадок; -Дети стали более внимательными на занятиях, задумываются не только о прямом значении слова, но и его значении в контексте, о переносном значении; -Они задают вопросы, и сами пытаются ответить на них.



Предварительный просмотр:

1. Роль загадок в обогащении словаря старших дошкольников

2.Использование в работе со старшими дошкольниками отгадывания загадок открывает широкие перспективы для формирования и обогащения словаря. Это объясняется такими особенностями загадок, как выразительность языка, способствующая освоению ребенком лучших образцов русской речи, традиционность и импровизационность, предполагающая возможность обогащения и активизации детского словаря. Загадки раскрывают перед ребенком красоту и меткость русского языка и, по словам К.Д. Ушинского, «пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящегося, хотя и бессознательно в душе ребенка», обогащая тем самым детскую речь. Загадки – наиболее интересные и актуальные для старших дошкольников жанры литературы, которые можно считать оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности.

3. Цель опыта работы 
-раскрыть условия формирования и обогащения словаря у детей старшего  дошкольного возраста по средствам обучения детей отгадыванию загадок.

4.Большой справочник по литературе так дает определение загадки: «Загадка – вид устного народного творчества. Вопрос или задание, которое требует разгадки».

Итак, загадки классифицируются:

I.    По происхождению.

II.   По форме.

III.  По типам и приёмам описания.

IY.  По темам (по содержанию).

5. Методы и приемы, используемые в процессе обучения детей отгадыванию загадок

Особенность методов и приемов, используемых в процессе обучения детей отгадыванию загадок заключается в  том, что она по существу, связана со всеми видами деятельности ребенка. Большое значение эта работа имеет для развития словаря (и, прежде всего для его накопления).

6. Обучение детей отгадыванию загадок имеет следующие основные направления:

  1. уточнение и понимание смысла известных детям слов,
  2. расширение запаса синонимов и антонимов,
  3. активизация употребления слов в речи (особенно таких категорий, как прилагательные и глаголы), формирование умения правильно сочетать слова во фразах и по смыслу.

Воспитатель детского сада является посредником между загадкой и детьми, так как дети дошкольного возраста – только слушатели, а не читатели. От воспитателя зависит, как дети примут загадку. Чем выразительнее читает воспитатель загадку, тем внимательнее слушают ее дети, тем лучше они воспримут и проанализируют ее содержание. Загадки могут быть прочитаны по книге, наизусть без книги, рассказаны. Выбор способа передачи зависит от вида загадок, от возраста слушателей.

Выбрав загадку для загадывания детям, воспитатель должен постараться воспринять ее с точки зрения детей и решить, все ли в содержании и языке будет понятно детям. Если воспитатель предполагает, что отдельные выражения, слова дети не поймут,  и это будет служить препятствием к восприятию загадки, тогда необходимо пояснить непонятное слово таким приемом: во время загадывания загадки, не останавливаясь, пояснить новое слово синонимом или краткой фразой. Например, «терем» - большой, светлый дом. Если отдельные незнакомые детям слова и понятия не помешают им воспринять смысл загадки, то и не следует объяснять им эти слова.

7.  В системе работы с загадкой много разноплановых заданий:

- Продолжи ряд сравнений.

- С чем сравниваются   загаданные предметы?

 -Нарисуй отгадку в виде живого   персонажа.

- Догадайся, какие загадки старше? Что тебе подсказало? Какие слова, какие предметы?;

- Найди отгадку и  слово, с которым она рифмуется.

- Придумай свои предметы и сравни их с чем-нибудь.

-Сочини свои загадки.

- Нарисуй, загадку. Сравни свой рисунок с отгадкой.

- Сочини загадку, загадай её  товарищу.

Есть задания, направленные на самостоятельный анализ литературной загадки:

 - «Посмотрите внимательно как «сделаны» загадки Б. Захадера, С. Маршака, А. Прокофьева. Попробуйте сами сочинить загадки».

Творческие задания:

- «Нарисуйте отгадки.        

- Можно устроить на занятии весёлый конкурс загадок.

Далее педагог может предложить следующие методы и примы  работы:         

- Выбери тему загадки: о природе, о вещах, о животных, о доме.

- Выбери предмет и сочини о нём загадку.

-Докажи, что получилась загадка»

8.   Обучение и распознание знакомых загадок по мнемотаблицам;

9.   Разгадывание загадки по мнемотаблице;

10. Заполнение таблицы по отгадке и рисунки-загадки;

11. Сами придумываем загадку и зарисовываем.

12. Вывод. Детям нравится процесс обучения сочинению загадок, они с удовольствием принимали участие в коллективном сочинении загадок на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающем, на конкурсе.

Некоторым понравилось самостоятельно сочинять загадки, чтобы потом загадывать их сверстникам или родным. Дети  стали более внимательными на занятиях, задумываются не только о прямом значении слова, но и его значении в контексте, о переносном значении. Теперь они задают вопросы, и сами пытаются ответить на них. Дети стали поправлять друг – друга в разговорной речи, пытаются точнее выразить свою мысль.

Всё это, конечно же, говорит об активизации их словаря, развития речи и творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Роль загадок в обогащении словаря старших дошкольников"

Опыт работы представлен теоретической и практической частями, автором предложена диагностика, выявлена положительная динамика в развитии словоря дошкольника....

Обогащение словаря старших дошкольников – информация для родителей.

Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого о...

Доклад "Обогащение словаря старших дошкольников фразеологическими единицами".

  "Фразеологизмы" - средство создания эмоциональной, выразительной речи, средство оценки каких-либо явлений или событий. Они находят свое отражение в произведениях художественной литератур...

Игры на обогащение словаря старшего дошкольника

Обогащаем словарь дошкольника в саду и дома.Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащению словаря, внимания, воображения ребенка.С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, об...

Игры на обогащения словаря старших дошкольников

Обогащаем словарь дошкольника в саду и дома....

Консультация по теме « Обогащение словаря старших дошкольников антонимами, синонимами»

Консультация для родителей по обогащению словарного запаса детей с ТНР...

Картотека дидактических игр и упражнения по обогащению словаря старших дошкольников

laquo;Кто чем занимается?» «Никогда мы не забудем,Что умеют делать люди».Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкост...