Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста средствами игровых методов
статья по развитию речи

Кузнецова Александра Борисовна

Учёными установлено, что развитие коммуникативной функции речи ребенка зависит от наличия мотивации, возникающей на основе побуждения высказать свои чувства и мысли. Речь ребенка раннего возраста представляет собой эмоциональный контекст и взрослому приходится интуитивно понимать, о чем идет речь и эмоционально реагировать на неё, сопровождая все происходящее речевыми комментариями.  В процессе общения и обмене информацией происходит овладение языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, освоение диалогической речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста средствами игровых методов

Ранний возраст – уникальный период в жизни человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов. Одним из основных новообразований в этом возрасте является освоение речи, как средства общения.

Учёными установлено, что развитие коммуникативной функции речи ребенка зависит от наличия мотивации, возникающей на основе побуждения высказать свои чувства и мысли. Речь ребенка раннего возраста представляет собой эмоциональный контекст и взрослому приходится интуитивно понимать, о чем идет речь и эмоционально реагировать на неё, сопровождая все происходящее речевыми комментариями.  В процессе общения и обмене информацией происходит овладение языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, освоение диалогической речи.

При дефиците общения, его ограниченности, бедности, ребенку трудно будет научиться общаться с другими людьми. Вот почему, так важно уделять внимание коммуникативной функции речи с раннего возраста, которая зависит от социальной среды, в которую входят взрослые и сверстники, окружающие ребенка. Вхождение в систему социальных отношений, происходящей в процессе совместной деятельности, способствует усвоению правил поведения, изменению форм общения. Именно в деятельности происходит познание окружающего мира, усвоение словаря.

Поэтому задачу   развития речи детей, как средства общения, в своей практике решаются ежеминутно, ежесекундно, постоянно обсуждаются с родителями, включаются во все режимные моменты.

Основные задачи развития общения детей раннего возраста 1,5-3 лет:

- стимуляция коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками;

- подбор наиболее эффективных методов, приёмов, средств, способствующих созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников.

Развитие ребенка раннего возраста, в том числе коммуникативная сфера, во многом зависят от того, в какой форме происходит общение и определяется характером общения и деловым сотрудничеством. Наилучшие возможности для возникновения эмоциональных контактов создает игровая деятельность. Именно в игре ребенок отражает внутреннюю потребность к активной деятельности, в процессе которой происходит освоение средств общения. 

Почему так происходит? Потому, что больше всего на свете дети любят играть. Не зря ученые говорят, что игра - это не пустая забава, а очень важный вид деятельности для маленького человека. Именно в игре ребенок проживает различные ситуации, связанные с событиями окружающего мира, усваивает навыки общения.  Создавая специальные игровые ситуации, не только вызывается эмоциональный отклик, но и активизируется речевое общение, например, «в гости к детям пришел Зайчик, у него в корзинке подарки, давайте их рассмотрим». Сколько бурной реакции выражают дети, рассматривая содержимое в корзинке, сопровождая речью!

В своей практике широко использую образцы правильной речи, с помощью которых дети учатся овладевать способами поведения, что и как надо делать и почему именно так, а не иначе. Иногда необходимо задавать вопросы. Общение строится таким образом, чтобы оно помогало ребенку усваивать словарь, обеспечивало развитие диалоговых форм общения.

Поручения в игровой форме, сопровождающие все режимные моменты, способствуют усвоению словаря.  Например, после того, как ребенок выполнил конкретное поручение, нужно спросить: «Что ты принес? Где взял? Куда положил?». С помощью таких вопросов ребенок начинает устанавливать связи и взаимозависимости между объектами и словами. В этом случае важно, чтобы ребенок стремился самостоятельно выполнять поручения, преодолевал трудности, чувствовал объективные условия выполнения задания, так как конечный результат не только осознается им, но и лучше запоминается и отражается в речи. Широко используются в практике приемы активизации речи ребенка – мотивацию действий с предметами и объектами, например с игрушками «накормим куклу кашей, а потом поможем её одеться на прогулку!», «Помоем посуду, чтобы она была чистая».

Сопровождая режимные моменты игровыми ситуациями в сочетании с параллельным разговором, описываются все действия ребенка, что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, как бы подсказываются словом, выражающие его опыт: «Кукла Маша поучиться у тебя правильно мыть руки? На мыло. Мыло пахнет. Ах, как приятно пахнет мыло! Покажи Маше, как ты умеешь намыливать мылом руки. Что ты делаешь? Правильно, намыливаешь руки мылом». Такие бытовые и игровые ситуации создают мотивацию к активному общению.

Дети любят повторения: они с удовольствием выполняют одни и те же действия, с интересом слушают одну и ту же сказку. Это даёт им возможность познавать окружающий мир, хорошо овладеть материалом и почувствовать себя уверенно.

Очень хорошо воспринимаются детьми игры, сопровождаемые потешками. В начале все игры проводятся индивидуально. Затем, одного ребенка усаживают на колени, а других детей подзывают к себе «стайкой» вокруг. Проговаривая потешку, дети радуются, приговаривают, пританцовывают – ждут своей очереди. Так дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры. Чтение потешки сочетается с движениями, которые малыши выполняют одновременно. Это игры с пальчиками («Сорока-сорока», и прибаутки «Ладушки-ладушки»). В игре «Ладушки» используются имена всех детей: «…. Маслом поливала, детям давала: Кате два, Лере два, Эле два, т. д.». При этом касаются ладошек каждого ребенка своими руками. Такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но имеет эффект психологического «поглаживания». Когда ребенок чувствует внимание к себе лично.

Особая роль в системе развития коммуникативных навыков отводится отображающей игре, в которой формируются первые элементарные навыки отношений между взрослым и ребенком, а в дальнейшем и со сверстниками.

Дети раннего возраста чутко реагируют на отношение взрослого: они не будут играть с ним, вступать в речевое общение, если почувствуют равнодушие, фальшь в его поведении. Поэтому приходится на время стать самим ребенком. Понимая и чувствуя игру ребенка, стараюсь подсказать что- то, помочь в трудных случаях, создать условия для проявления инициативы и самостоятельности, но не навредить чрезмерной опекой. Хозяином в игре должен быть всегда малыш!

На первом этапе игры дети знакомятся со свойствами и качествами предметов, постепенно, дети начинают отображать в игре не только физические свойства, но и социальное назначение, далее отражают практические смысловые связи, т.е. обыгрывают сюжеты из жизни. Чем разнообразнее игра, тем успешнее познание окружающих детей предметов. Наша задача показать малышу, как и во что играть, помочь малышу перенести жизненный опыт в игру. Это может быть отображающая игра «Поможем кукле Кате одеться на прогулку» или короткая инсценировка: как кукла гуляет с собачкой, как зайчик угощает петушка морковкой, а он любит зёрнышки, как прошел день рождения у собачки, как кот Васька гулял в лесу. Если внимательно наблюдать за ребенком, легко увидеть, как можно в той или иной ситуации затронуть его мысли и чувства, которые в свою очередь способствуют установлению определенных речевых контактов. Например, берется в руки мишка, оброненный ребенком, ласково обращаясь с игрушкой, говорится: «Упал Мишка, набил шишку на лоб. Давайте пожалеем Мишку и порадуем его чем-нибудь. Давайте пожалеем Мишку и устроим для него праздник. Что мы подарим Мишке?».  

Такие игровые ситуации, побуждающие к действиям с игрушкой и речевой активности, способствуют тому, что постепенно ребенок сам переносит эти действия в свою игру, постоянно дополняя её новым содержанием. Для того, чтобы игры обогащались новым содержанием и мотивировали детей на общение, создаются условия для наглядного познания малышом окружающей действительности: через наблюдения действий взрослых и явлений природы, всячески поддерживая ребенка, в процессе делового общения, ребенок поощряется   по поводу увиденного, тем самым вызывается эмоциональный отклик.

Очень важно, чтобы в поле зрения ребенка находились подходящие сюжетно – отображающие игрушки. Они оживляют впечатления детей от наблюдаемого и побуждают к отображению увиденного. С помощью игрушек легко демонстрируются примеры игрового поведения. Например, беря в руки куклу, ласково нужно приговаривать, имитируя кормление «кушай Катя кашку, очень вкусная каша».

Одним из самых эффективных средств развития навыков коммуникативной сферы является – показ театра. Разные виды театров (перчаточный, настольный, би-ба-бо и др.) создают условия для мотивированного общения и практического сотрудничества. Дети эмоционально реагируют на показанные сюжеты, активно проговаривают отдельные фразы, с удовольствием вступают в звукоподражание. От показа театра дети получают новые впечатления.

Особое значение в развитии навыков общения отводится сценариям активизирующего общения, в сценарий которого каждый ребенок может включиться по желанию. Содержанием сценариев являются организованные игры, ситуации общения, доступные возрасту детей. Наиболее эффективны проблемные ситуации, в которые попадает игровой персонаж. Например, у куклы Маши оторвалась пуговка, ее нужно пришить. Вместе с куклой дети рассматривают и обсуждают содержимое «волшебной шкатулочки». Игровая ситуация помогает ребенку почувствовать значимость воспринимаемого качества в конкретных условиях и необходимость игровых действий; побуждает к диалогу и осознанию разумного способа поведения. Привлекая внимание малышей к речи окружающих, нужно приучать слушать и правильно слышать не только речь взрослого, но и сверстников. Например, при чтении сказки, стихов, пении песен приучаются вслушиваться в слова и звукосочетание для того, чтобы у малыша возник четкий осознанный образ. Организуя игровую деятельность, создается такая ситуация, в которой ребенок будет вынужден говорить. Например, «Помоги найти Пятачку ведерко», «Сложи кубики в грузовик и увези их к домику собачки». Используются такие приемы, как: «Давай попросим (скажем) вместе. Я начну, а ты продолжишь». Этим самым активизируется словарь ребенка, происходит постепенное овладение словами просьбы, благодарности, построение фразовой речи.

Игровые ситуации присутствуют во всех режимных моментах.

Такой прием, как «подхватывание» непроизвольных речевых реакций ребенка создаёт атмосферу понимания, а в некоторых случаях двухстороннее заинтересованное общение. Вокальная стимуляция или подражание взрослого ребенку – один из наиболее «демократичных» приемов развития речевой активности малыша. Игровая ситуация помогает ребенку почувствовать значимость воспринимаемого качества в конкретных условиях и необходимость игровых действий; побуждает к диалогу и осознанию разумного способа поведения. Дети эмоционально реагируют на такие ситуации, активно объясняют их, помогают игровому персонажу. Привлекая внимание малышей к речи окружающих, они приучаются слушать и правильно слышать не только речь взрослого, но и сверстников. Например, при чтении сказки, стихов, пении песен приучаются вслушиваться в слова и звукосочетание. Это помогает возникновению у малыша четкого осознанного образа.

Помимо основных методов и приемов в развитии коммуникативной сферы используются такие формы, как - увлекательные праздники и веселые развлечения: «Праздник воздушных шаров», «День мыльных пузырей», «Вот, как мы подросли!», новогодняя сказка «Рукавичка», «В гости к лесным зверятам» и др. Интересные сюжеты праздников вызывают не только эмоциональный отклик. Но и стимулируют к общению в увлекательной совместной деятельности, где каждый малыш проявляет инициативу.

Все эти методы приносят свои положительные результаты, к концу года, проводя диагностику в соответствии с картами нервно - психического развития в развитии активной речи дети легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Можно отметить, что дети играют вместе, развертывают небольшие пока сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно.

Таким образом, произносительные компетенции, формируемые в совместной со взрослыми деятельности, постепенно переносятся в совместную деятельность со сверстниками, а затем и в самостоятельную деятельность.

Наиболее легко и органично для ребенка осуществлять этот переход в игре, что мы и видим, ежедневно находясь рядом с детьми. Наша задача– быть рядом!

 

Список литературы

  1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А.  Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики) – СПб, 2005.
  2. Савина Л.П.  Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. Программа обучения в детском саду – М., 2005.
  3. Елена Янушко «Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1,5 – 3лет/
  4. Елена Янушко – Москва: Теревинф, 2007. — 232с.
  5. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-проект.«Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста»

Петровская Варвара Васильевна ВоспитательМуниципального дошкольного образовательного учреждения- Центр развития ребенка  детский сад «Буратино» г. КогалымПлан-проект:«Развитие коммуникатив...

Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста через игровые методы и приёмы

Обобщение опыта по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Система работы по развитию коммуникативных навыков у детей раннего возраста в ходе режимных моментов

Коммуникативно-речевое развитие детей раннего возраста – это процесс становления речевой деятельности, в ходе которого ребенок взаимодействует со взрослыми (сверстниками), используя при этом средства ...

Картотека игр на развитие коммуникативных навыков для детей раннего возраста

Картотека игр на развитие коммуникативных  навыков для детей  раннего возраста                                ...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста средствами игровых технологий

Презентация предназначена для педагогов ДОУ, с целью ознакомления с методами и приемами работы над гегиеническими навыками детей....

«Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста через игровую деятельность»

Игровая деятельность является ведущий деятельностью детей раннего и дошкольного возраста. По средствам игры ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и обществен...