Консультация "Фольклор в жизни детей"
консультация по развитию речи (младшая группа)

Консультация предназначена для родителей детей младшего  дошкольного возраста. В ней описано влияние устного народного творчества на воспитание и развитие детей. Даны методические рекомендации по использованию произведений малых фольклорных форм.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Фольклор в жизни детей»

          Огромное значение для всестороннего развития детей в младшем дошкольном возрасте оказывает речь, ведь именно она становится основой для средства общения. Каждый родитель желает, чтобы речь его ребенка была не только правильной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали величие родного языка и умело им пользовались.

Детский фольклор обширная область устного народного творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. 

Один из важных источников развития выразительности речи детей, являются произведения устного народного творчества, малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки и многое другое). Значение фольклора велико, ведь он увеличивает знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Устное народное творчество обладает уникальной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Дети приобретают опыт социального поведения, формируется отношение к окружающему миру, потому как каждое произведение народного творчества имеет нравственную направленность.

 Знакомство с устным народным творчеством   необходимо начинать  с малых  фольклорных форм. С самого раннего возраста ребенку поют колыбельные песни. В своей книге «Русский детский фольклор» М.Н. Мельников отмечал: «Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства». Они позволяют обогащать словарь детей, знакомя их  с окружающим миром, с предметами, которые близки опыту людей и привлекают  своим внешним видом.

После колыбельных песен наступает пора тешить ребенка пестушками и потешками. Проснется младенец – его поглаживают и приговаривают: «Потягушечки, порастунюшки, роток говорунюшки, руки хватунюшки, ноги ходюнюшки». Затем наступает черед потешек - песенок которые поют ребенку играя с пальчиками, ручками,  ножками.

             Три-та-та, три-та-та. Вышла кошка за кота.

              Ходит кот по лавочке, водит кошку за лапочки.

              То-пы, то-пы по лавочке.

              Ца-пы, ца-пы за лапочки.

             

 Потешка способна скорректировать поведение детей и создать хорошее

настроение: «Умница Катенька, ешь кашу сладеньку».

А.П.Усова, О.С. Ушакова считают, что потешки, скороговорки являются

богатым материалом для развития звуковой культуры речи.

Особенно любят дети пальчиковые игры с использованием фольклора. Они

способствуют развитию речи и мелкой моторики.

Пальчик – мальчик, где ты был?

             С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

 

  Так же интересны для детей прибаутки-маленькие сказочки в стихах.

           

           Лиса по лесу ходила, лиса песни заводила.

           Лиса лыко драла, лиса лапотки плела.

           Гречку мыли, гречку мяли, мышку по воду послали.

           По мосту мосточку, желтому песочку.

           Проплутала долго, испугалась волка.

           Заблудилась, слезы градом, а колодец рядом.

     

Используя  произведения фольклора вы сможете познакомить своего ребенка с животными, сформировать представления о их повадках, поведении.           Образный язык поэзии помогает ребенку открыть многое в чувствах человека, его отношении к окружающему миру, поступкам отдельных людей. Произведения фольклора учат детей различать доброе и злое, проявлять заботу.

Заклички,  хороши как игра. Когда дети  обращаются к солнцу, радуге, дождю, птицам. Солнцу велят: «Солнышко, ведрышко, выгляни в окошечко!», дождю: «Дождик, дождик пуще, дам тебе гущи».

    Кроме малых форм, хочется отметить и сказки, которые являются жанром необрядового фольклора.

 В.А.Сухомлонский отмечал, что: «Сказка-это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем русский народ. Без сказки живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами, невозможно представить детское мышление и детскую речь как определенную ступень человеческого мышления и речи».

Произведения устного народного творчества оказывают разносторонне влияние на воспитание ребенка. Используя их при общении с детьми в повседневной жизни вы сможете обогатить словарь ребенка, добиться положительных результатов в развитии связной речи детей, воспитать интерес к произведениям устного народного творчества.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности возраста и организации жизни детей пятого года жизни.

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. В течение года масса тела увеличивается на 1,5-2 кг, рост — на 6-7 см. К 5 годам масса тела ребенка составляет 19,0 к...

Консультация для родителей на тему: «Игры в жизни детей третьего года жизни»

Игра- ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребёнка отражаются различные события, полученные им в детском саду и семье, при обращении с разными людьми....

Режим и организация жизни детей 2 и 3 года жизни

Консультация для воспитателей...

Консультация для родителей на тему: «Игры в жизни детей третьего года жизни»

Консультация для родителей на тему:«Игры в жизни детей третьего года жизни»...

Особенности возраста и организации жизни детей пятого года жизни.

Особенности возраста и организации жизни детей пятого года жизни....