Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Как Топ и Тяпа варили компот»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Чуркина Светлана Владимировна

Цель: составление простых предложений по сюжетной картине;

Задачи:

• составление связного высказывания по серии сюжетных картин;

• формирование умения воспроизводить последовательность серии картин;

• развитие умения следить за сюжетом, не упуская важных деталей;

• формирование умения включать в текст фрагменты, не вошедшие в серию картин и выделение способов связи между частями;

• развитие слухоречевой памяти;

• воспитание чувства уважения к чужому ответу, формирование умения слушать товарища;

• воспитание чувства гордости за богатство родного языка.

Оборудование:

предметные картинки «собака»«медведь», серия картин «Как Топ и Тяпа варили компот», чистые листы бумаги к серии картин, таблички с кличками героев, куклы Медведь и Собака, магниты, фломастеры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 67 Красногвардейского района Санкт – Петербурга

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

 на тему: «Как Топ и Тяпа варили компот»

Воспитатель: Чуркина С.В.

                                                                       

                                                            2022г

Цель: составление простых предложений по сюжетной картине;

Задачи:

• составление связного высказывания по серии сюжетных картин;

• формирование умения воспроизводить последовательность серии картин;

• развитие умения следить за сюжетом, не упуская важных деталей;

• формирование умения включать в текст фрагменты, не вошедшие в серию картин и выделение способов связи между частями;

• развитие слухоречевой памяти;

• воспитание чувства уважения к чужому ответу, формирование умения слушать товарища;

• воспитание чувства гордости за богатство родного языка.

Оборудование:

предметные картинки «собака»«медведь», серия картин «Как Топ и Тяпа варили компот», чистые листы бумаги к серии картин, таблички с кличками героев, куклы Медведь и Собака, магниты, фломастеры.

Ход занятия.

Дети заходят встают в круг, взявшись за руки.

1. Орг. Момент.

Воспитатель передаёт детям «рабочее настроение» по кругу (пожимают друг друга за руки по цепочке). Дети садятся на места. Воспитатель проверяет правильность посадки и предлагает детям придумать историю.

Отгадывание загадок о животных.

Воспитатель.

Попробуйте угадать, кто будет героями нашей истории.

Живёт под крылечком,

Хвостик колечком.

С хозяином дружит.

Дом сторожит.

Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос.

Дети.

Собака. Медведь (на доске появляются картинки с изображением животных).

Воспитатель.

Зовут героев истории Топ. Тяпа.

Воспитатель.

Как вы думаете, кого зовут Топ, а кого Тяпа?

Дети.

Собаку – Тяпа, а медведя – Топ.

Воспитатель.

Что значит «накрыли стол»Дети: приготовили угощение и поставили на стол).

Что такое «котёл» и зачем он нужен? ( Дети: металлическая посуда, большая, тяжёлая, с полукруглым дном, нужна для приготовления пищи на огне, костре).

2. Последовательный разбор каждой картины.

На доску выставляются картины из серии «Как Топ и Тяпа варили компот» без учёта последовательности.

Воспитатель. (по картине «ГОСТИ ПРИШЛИ»).

- Назовите, кого вы видите на картине.

(Я вижу медведя Топа, собаку Тяпу, белку, лису, журавля, зайца и ежа с ежонком).

- Придумайте предложение про каждого из героев: КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?

(Медведь Топ сидит в кресле и ест вишню. Собака Тяпа наливает половником компот. Журавль взял с подноса пирожок. Лиса лакает компот из тарелки и т. д.)

- Как вы думаете, кто хозяйка? Как вы догадались?

(Хозяйка Тяпа. Гости сидят за столом, а она всем наливает половником компот, на ней фартук.)

- Довольны ли звери угощением?

(Да, довольны.)

- Какими словами звери могли хвалить хозяйку?

(Умница, Тяпа! Ты отличная хозяйка! Тяпа, ты вкусно готовишь.)

«Как Топ и Тяпа варили компот. Гости пришли»

Воспитатель: (по картине «ВАРЯТ КОМПОТ»).

- Кто изображён на этой картине?

Дети.

Медведь Топ залез на дерево и собирает вишню. Собака Тяпа кладёт сахар в кипящую воду.

- Где происходят события этой истории? Как вы догадались?

Дети.

Всё происходит в лесу, потому что вокруг много деревьев.

- Как вы думаете, что задумали звери? Почему?

Дети.

Медведь и собака задумали сварить компот, потому что нашли много вишни.

«Как Топ и Тяпа варили компот. Варят компот.»

Воспитатель: (по картине «ОХ, И ВКУСНО!»).

- Что находится в правом верхнем углу картины?

(В правом верхнем углу стоит корзина с вишней.)

- Найдите и назовите все деревянные предметы?

(Деревянное кресло, деревянный стол, деревянные ложки, деревянная миска)

- Где висит котёл?

(Котёл висит над огнём.)

- Что стоит на столе, какой он?

(На столе стоит горшок. Он большой, глиняный, тяжёлый)

«Как Топ и Тяпа варили компот. Ох, и вкусно!»

Воспитатель:

- Пожалуйста, найдите начало, середину и конец истории и расставьте картины по порядку (один ребёнок это делает на доске). Хочу обратить ваше внимание, что у истории есть начало, а между картинками тоже происходили какие-то действия (демонстрация и размещение пустых листов бумаги). Давайте пофантазируем и заполним пустые листы картинками к рассказу.

3. Создание начала к изображённому действию.

Воспитатель.

Вспомните, пожалуйста, с каких слов начинаются многие сказки, рассказы, истории. Объясните, почему звери стали варить компот.

Дети.

Жили-были медведь Топ и собака Тяпа. Однажды в лесу они нашли вишню и задумали сварить компот.

Воспитатель:

- Глядя на картину, расскажите, что для этого сделал медведь Топ, как вела себя собака Тяпа.

Дети.

Топ взял корзину, влез на дерево и нарвал вишню.

Тяпа развела костёр и повесила над ним котёл с водой.

Чтобы компот получился сладкий, она положила три ложки сахара.

4. Создание текста к пустой картине между изображёнными событиями по демонстрации действия воспитатель.

Воспитатель:

- Когда вода закипела, Топ и Тяпа добавили ягод и стали (воспитатель показывает, как мешают ложкой в котле)

Дети.

Медленно помешивать компот ложкой.

Воспитатель:

- Какие рисунки помогут вам вспомнить это событие?

Дети.

Ложка, котёл с кипящим компотом.

5. Договаривание детьми предложений, начатых воспитатель.

- Теперь я начну предложение, а вы закончите.

Воспитатель:

- Вскоре…

Дети:

вишнёвый компот был готов.

Воспитатель:

- Тяпа налила его…

Дети:

в большой глиняный горшок и поставила на стол.

Воспитатель:

- Топ взял…

Дети:

ложку и попробовал компот.

Воспитатель:

- Получилось…

Дети:

очень вкусно!

6. Дополнительные вопросы воспитателя для создания текста к пустой картине.

Воспитатель:

- Почему звери позвали гостей? Как они готовились? Чем ещё хозяева угощали гостей?

Дети.

Компота было так много, что друзья решили позвать гостей. Они накрыли стол на лесной поляне и успели напечь пирожков с ягодами.

Воспитатель:

- Какие картинки мне нарисовать на пустом листе, чтобы вы запомнили эти события?

Дети.

Стол, пирожки, полный горшок компота.

Воспитатель:

- Расскажите, кто пришёл в гости к Топу и Тяпе. Что стали делать гости. Что сказали гости хозяевам.

Дети.

В гости к Топу и Тяпе пришли лиса, белка, зайчик, ёж с ежонком и журавль. Все уселись за столом и стали угощаться. Звери ели и нахваливали: «Ай, да Тяпа – умница! Ай, да Топ – молодец! Спасибо, хозяева!»

Воспитатель:

- Послушайте всю историю от начала и до конца, запомните, чтобы потом рассказать.

Жили-были медведь Топ и собака Тяпа. Однажды в лесу они нашли вишню и задумали сварить компот. Топ взял корзину, влез на дерево и нарвал вишню. Тяпа развела костёр и повесила над ним котёл с водой. Чтобы компот получился сладкий, она положила три ложки сахара.

Когда вода закипела, Топ и Тяпа добавили ягод и стали медленно помешивать компот ложкой.

Вскоре вишнёвый компот был готов. Тяпа налила его в большой глиняный горшок и поставила на стол. Топ взял ложку и попробовал компот. Получилось очень вкусно!

Компота было так много, что друзья решили позвать гостей. Они накрыли стол на лесной поляне и успели напечь пирожков с ягодами. В гости к Топу и Тяпе пришли лиса, белка, зайчик, ёж с ежонком и журавль. Все уселись за столом и стали угощаться. Звери ели и нахваливали: «Ай, да Тяпа – умница! Ай, да Топ – молодец! Спасибо, хозяева!»

Давайте подвигаемся немного и сварим свой компот.

7. Физкультминутка.

Будем мы варить компот.

Фруктов нужно много. Вот: левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»

будем яблоки крошить,

грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок. имитируют каждое действие с фруктами

Варим, варим мы компот. опять «варят» и «мешают»

Угостим честной народ. от себя разводят руками

8. Составление рассказа по частям или целиком.

Воспитатель просит нескольких детей пересказать рассказ по частям, затем один-два ребёнка рассказывают весь рассказ целиком.

9. Составление рассказа от первого лица.

Воспитатель предлагает детям куклы: Медведя и Собаку. Два ребёнка, перевоплощаясь, по очереди рассказывают эту историю от имени героев.

10. Итог.

Чем мы занимались на занятии? Что понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: Зимушка-зима

Занятие учит детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно;  использовать для описания зимы образные сло...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Кто и как создает рисунки в книгах»

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Кто и как создает рисунки в книгах» Программное содержание: - закрепить представление детей о книжной граф...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: « Буква Г; звуки [г], [г`]».

Совершенствование знаний о звуках [г], [г`], умение проводить звуковой и слоговой  анализ слов, формирование опыта  чтения слогов;   развитие связной речи, умение сравнивать, анал...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Придумывание сказок на предложенную тему".

Данный материал представляет собой конспект  по развитию у детей монологической речи, активизации словаря, умения придумывать сказки на заданную тему....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема Составление рассказов на заданную тему «Мы живем в России»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе.Тема Составление рассказов на заданную тему «Мы живем в России»...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»

Цели: 1 Формировать умения обобщать, классифицировать.2 Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3 Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках.4 Упражнять в делен...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе тема: «В гости к Тяпе и Топу»

развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи;развивать речь путем составления описательных рассказов по плану воспитателя....