Методическое пособие «Тематические физкультминутки и пальчиковая гимнастика в группе компенсирующей направленности ДОО»
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Кострюкова Инна Алексеевна

Методическое пособие  «Тематические физкультминутки и пальчиковая гимнастика в группе компенсирующей направленности ДОО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie.docx59.68 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №78 комбинированного вида»

Методическое пособие 

«Тематические физкультминутки и пальчиковая гимнастика в группе компенсирующей направленности ДОО»

Кострюкова Инна Алексеевна,

учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 78 комбинированного вида»

Коррекционная работа с дошкольниками с общим недоразвитием речи предусматривает исправление недостатков в их речевом развитии, а также профилактику и коррекцию вторичных нарушений в развитии детей. Это связано с тем, что для большей части данной категории детей, кроме нарушения всех компонентов речевой системы, характерно вторичное отставание в развитии сенсорных и мыслительных функций, эмоциональной сферы, низкая речевая активность, быстрая утомляемость и недоразвитие общей и мелкой моторики.

Дети часто имеют проблемы с координацией и точностью движений, что сказывается на общем физическом развитии и состоянии здоровья. Устранению двигательных расстройств помогают упражнения на координацию речи с движением и пальчиковые игры в сочетании с речевым материалом. Они способны обеспечить такой режим на занятии, который обеспечит формирование речевых навыков в игре, предотвратит утомление дошкольников и поможет развить двигательные навыки. Поэтому в процессе коррекционно-воспитательной работы в группе компенсирующей направленности работа учителя-логопеда должна быть направлена как на развитие речевой и познавательной деятельности, так и на активизацию двигательной сферы ребенка.  

Взаимосвязь движения и речи способствует развитию зрительного, слухового и тактильного восприятия, памяти, познавательных, творческих способностей, чувства ритма, коррекции эмоционально-волевой сферы и речевой системы в целом. Также взаимосвязь речи и движения способствует включению компенсаторных механизмов у детей, активизирует формирование артикуляционной моторики, фонематического восприятия, позволяет выработать точные координированные движения, переключить детей на другой вид деятельности, повысить их работоспособность. Они дополняют содержание занятий и направлены на всестороннее и гармоничное развитие ребенка.

Игры на координацию речи с движением и пальчиковая гимнастика также могут нести дополнительную речевую нагрузку в том случае, если они связаны с темой занятия. Если движения сопровождаются проговариванием стихов, соответствующих лексической теме занятия, то дошкольники будут усваивать речевой материал в непроизвольной игровой форме. С помощью стихов дети лучше запоминают различные названия и понятия. Сочетание движений и тематических стихов, способствуют активизации пассивного словаря, формированию грамматического строя речи, повышают интерес к изучаемой теме.

Речедвигательные игры и упражнения можно включать в организационный момент или в физкультминутку, использовать как связующий элемент к следующей части занятия. Количество и характер упражнений определяется задачами каждого конкретного занятия. Они могут проводиться в следующих формах: имитация движений и действий, подвижные игры, пальчиковый мини-театр. Количество и тип двигательных элементов определяется задачами каждого конкретного занятия и потребностями детей.  

Данное учебно-методическое пособие содержит практический материал по использованию упражнений на координацию речи с движением на логопедических занятиях для детей с общим недоразвитием речи. В пособие включено описание игровых упражнений на координацию речи с общей и мелкой моторикой. В пособии представлены авторские стихи и речедвигательные игры для использования в ходе проведения коррекционно-развивающей деятельности. Цель данного пособия — помочь педагогам в организации занятий, обеспечить активное закрепление новых понятий и кратковременный отдых во время занятий в сочетании с изучаемым материалом. Пособие предназначено для специалистов по коррекционной педагогике, учителей-логопедов, воспитателей групп компенсирующего обучения и массовых групп дошкольных учреждений.  

Тема: Осень

Речь с движением

Закачал деревья ветер,

Веточки дрожат.

Листья с веток опадают.

– Это листопад

Моросит все чаще дождь,

Зонт скорей раскрой.

Птицы вновь на юг летят –

Помаши рукой.

Не грусти, теплей оденься

И иди гулять.

Просто осень золотая

К нам пришла опять.

Поднять руки верх, сделать наклоны.

Потрясти поднятыми руками.

Плавно опустить руки вниз и покачать ладонями.

Покружиться.

Вытянуть руки вперед ладонями вверх.

«Раскрыть зонт» над головой.

«Помахать крыльями».

Помахать рукой прощаясь.

«Надеть куртку, капюшон».

Шагать высоко поднимая колени.

Покружиться.

Пальчиковая гимнастика «Вышла осень погулять»

(загибаем пальчики)

Вышла осень погулять

И листочки посчитать.

Первый лист – рябиновый,

А второй – дубовый.

Третий лист – берёзовый,

Четвёртый лист – ольховый.

Ну а пятый – лист кленовый,

Словно звездочка - резной.

Словно солнце – золотой!

Тема: Овощи

Речь с движением

В огород скорей шагай,

Собирай там урожай.

Ты выдергивай морковку

Быстро-быстро, ловко-ловко.

Ты выкапывай картошку,

Отряхни ее немножко.

Помидоры оборви

И в корзину положи.

Свеклу выдерни потом.

А капусту срежь ножом.

Шагают, высоко поднимая колени.

Наклоняются.

Выдергивают морковь.

Убыстряют темп.

Выкапывают картошку.

Отряхивают.

Обрывают помидоры.

Складывают в корзинку.

Выдергивают свеклу.

Срезают капусту.

Пальчиковая гимнастика

Мы сегодня на обед                         Соединяют руки в кольцо перед собой.

Приготовим винегрет.                     Режут ножом.

Мы нарежем поскорей

Самых разных овощей.

Свеклу, лук, морковь, картошку,   Поочередно загибают пальцы ведущей руки.

Перца сладкого немножко.

Посолим и поперчим –                     «Солят и перчат».

Всех друзей мы угостим.               Приглашают друзей.

Тема: Фрукты

Речь с движением

Гном развел фруктовый сад,

Гном наш очень фруктам рад.

Чтобы стать большим и сильным,

 

Выжмет сок из апельсина.

Сливы с грушами берет.

Варит на зиму компот

Отрезает гном лимон,

В чай его бросает он

Киви, яблоки, гранат

Режет и кладет в салат.

Приседают, соединяют руки над головой в виде колпака.

Поднимаются на носки, руки в сторону, руки вверх, затем к плечам.

Сжимают и разжимают пальцы рук.

Срывают фрукты.

Мешают ложкой.

Отрезают лимон.

Бросают в чай.

Движения по тексту.

Пальчиковая гимнастика

(движения по тексту)

Чтобы фрукты собирать,

Нужно пальчики размять.

Изобразим большую ветку,

Грушу,

Яблоко,

Гранат,

Сливы,

Солнце,

И корзинку.

А теперь скорее в сад!

Тема: Одежда

Речь с движением

Осенью в дождливый день,

Куртку поскорей надень.

В холод - шубу надевай,

Шарф на шею намотай.

Если едешь ты в Анапу,

Надевай скорее шляпу.

Праздник девочки встречают -

Из шелка платье надевают,

Ну а мальчики – пиджак.

Будут выглядеть «вот так»!

Вытянуть руки вперед ладонями вверх.

Надеть куртку.

Надеть шубу.

Намотать на шею шарф.

Помахать ладошками на себя.

Надеть шляпу, посмотреть вверх.

Покружиться.

Взяться по бокам за край платья, присесть с поворотом влево вправо.

Выпрямить осанку.

Показывают знак «здорово».

Пальчиковая гимнастика «Перчатки»

Пальчики считай

И перчатки надевай.

Раз, два, три, четыре, пять,

Раз, два, три, четыре, пять,

А теперь пора гулять!

Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.

Надевают пальчики перчатки на каждый палец правой и левой руки.

Шагают пальчиками по столу.

Тема: Обувь

Речь с движением

Дина любит танцевать,

В танце кружится опять

Помогают Диночке

Новые ботиночки.

Левый – топ,

Правый – топ,

Поворот, в ладоши – хлоп.

Пятка, носик, бочок и

Высокий каблучок.

Сложить руки «полочкой» перед собой, потанцевать.

Покружиться.

Пошагать.

Топнуть левой ногой.

Топнуть правой ногой.

Повернуться вокруг себя, хлопнуть в ладоши.

Правую ногу на пятку, на носок, на бочок.

Встать на цыпочки.

Пальчиковая гимнастика «Прогулка»

В резиновых сапожках

Идем мы по дорожке,

Идем и веселимся

И лужи не боимся

В лужу – прыг, потопаем,

По воде пошлепаем.

И снова – по дорожке.

Не промокли ножки.

Указательный и средний палец шагают по столу.

Пальчики прыгают, топают.

Пошлепать высоко поднимая пальцы.

Пальцы шагают по столу.

Тема: Человек

Речь с движением

Любопытная Варвара,

Смотрит влево

Смотрит вправо.

Вниз и вверх - на потолок,

В левый, в правый уголок.

Крутит, вертит головой:

- Ай-ай-ай!

Ой-ой-ой!

Поворот головой назад влево.

Поворот головой назад вправо. 

Посмотреть вниз и вверх.

Посмотреть в левый, правый верхний угол.

Покрутить головой к левому, а затем к правому плечу.

Наклон головой к левому, а затем к правому плечу.

Пальчиковая гимнастика

Упражнение «Пианино» – сильное нажатие пальцами по воображаемым клавишам с пропеванием гласных звуков и повышением силы голоса.

Пальчик мой большой,

Нажимай и пой – а-а-а.

Указательный пальчик мой,

Нажимай и пой – о-о-о.

Средний пальчик мой,

Нажимай и пой – у-у-у.

Безымянный пальчик мой,

Нажимай и пой – ы-ы-ы.

Ты мизинчик мой,

Нажимай и пой – э-э-э.

Тема: Живые и неживые предметы

Речь с движением

Если ты видишь

живые предметы,

Задавай вопрос: Кто это?

Кто это? Слон.

Огромным вырос он.

Кто это? Кот.

Крадется, бежит, идет.

Если ты видишь

неживые предметы

Задавай вопрос: Что это?

Что это? Машина.  

Багажник, колеса, кабина.    

Что это?

Тарелка.

Бывает глубокая, бывает мелкая.

Сделать рукой козырек, посмотреть по сторонам.

Пожать плечами.

Изобразить слона.

Руки вверх и стороны.

Пожать плечами.

Движения по тексту.

Сделать рукой козырек, посмотреть по сторонам.

Замереть.

Пожать плечами. Порулить.

Руки назад, руки вниз, руки перед собой

Пожать плечами.

Руки сомкнуть перед собой

Руки поднять вверх, руки опустить вниз.

Пальчиковая гимнастика с карандашом

Что это? Карандаш.

Он большой помощник наш.

Он и пишет, и рисует,

Даже делает массаж.

(Массаж кистей рук карандашом.)

Тема: Семья

Речь с движением

Вот, друзья, моя семья:

Мама, папа,  

брат и я.  

И у каждого из нас

Есть любимые дела.

Мама любит вышивать,  

И фиалки поливать.

Папа штангу поднимает,

Пылесосить помогает.

Брат всегда в футбол играет,

Мяч по комнате гоняет.    

Ну, а я люблю зарядку.    

Все в семье у нас в порядке!

Развести руки в стороны.

Руки вверх, руки вверх подняться на носки

слегка присесть и встать.

Развести руки в стороны.

Показывают ладони, расставив пальцы.

Вышивают.

Поливают.

Поднимают штангу.

Пылесосят.  

Играют в футбол.

Пинают ногой мяч.

Руки к плечам, вверх и к плечам.

Показывают знак «здорово».

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Вот, друзья, моя семья:

Мама, папа,    

Брат и я.

И сестра Иришка,

Совсем еще малышка.

Сжимают и разжимают пальцы ведущей руки.

Сгибают поочередно пальцы руки.

Несколько раз сгибают и разгибают мизинец.

Тема: Домашние птицы

Речь с движением

Улыбнись, покружись,  

В птиц домашних превратись.

Раз, два, три – я петушок,

На макушки – гребешок.

Раз, два, три – я важный гусь,

Шеей длинной я горжусь.

Улыбнусь, покружусь.

В птиц домашних превращусь.

Раз, два, три – я индюк,  

Головой кручу вокруг.  

Раз, два, три – я утка,  

Ныряю, вперевалочку шагаю.

Улыбаются, кружатся.

Шагают на месте, высоко поднимая ноги.

Шагают вперевалку.

Вытягивают шею.

Шагают на носочках.

Медленно крутят головой влево-вправо.

Шагают вперевалку.

Ныряют, шагают.

Пальчиковая гимнастика «Театр теней»

Шторы в комнате закрой,

Сделай потемней.

Будем мы с тобой играть,

В наш театр теней.

Вот – петушок, острый клюв и гребешок.

           

Вот – гусь. Щиплется, боюсь!          

Вот – утка ныряет ловко.    

Вот – индюк, смешная бородка.            

Закрывают шторы двумя руками.

Вытягивают руки вперед, показывают ладони.

1, 2 пальцы соединяются (клюв), 3 и 4 – вверх (гребешок).

Руку поднять вверх, соединить 1 палец с остальными.

1 палец ведущей руки соединен с 2,3,4 и 5 (голова, клюв), другая рука обхватывает запястье ведущей руки (туловище утки). 

1 палец ведущей руки соединен с 2,3,4 и 5 голова, клюв), ладонь другой руки лежит сверху, пальцы свешиваются вниз.

Тема: Домашние животные

Речь с движением

Вот шагают поросята,  

Только хвостики дрожат,

А веселые ягнята  

Убегают от козлят.

Жеребенок скок да скок –

Напугал его щенок.

А котёнок на окошке

Быстро ловит лапой мошку.

Лишь теленок не резвиться,

Хочет он воды напиться.

Шагают на месте.

Бегут на месте.

Подскоки на месте.

Ловят рукой «мошку».

Наклоняют голову вниз.

Пальчиковая гимнастика «Театр теней»

Шторы в комнате закрой,

Сделай потемней.

Будем мы с тобой играть,

В наш театр теней.

Вот – коза озорные глаза.

Вот корова большая

– Рогатая такая!

Это конь игривый,  

– Пышная грива.  

Вот овечка – шерсть колечком.    

А загнем рога, получается баран.

Сжимаем руку в кулачок

Получился пятачок.

Кто это?

Закрывают шторы двумя руками

Вытягивают руки вперед, показывают ладони.

1, 4, 5 - пальцы в кулак, 2 и 3 – вверх.

1, 3, 4 - пальцы в кулак, 2 и 5 - вверх.

Пальцы правой руки в кулак,

левая ладонь сверху – грива.

Все пальцы руки в кулак,

1,3,4 пальцы – кулак, 2 и 5 – согнуты как рога.

Все пальцы в кулак.

Тема: Дикие животные

Речь с движением

Лось пришел на пруд с утра

И увидел там бобра.

- Хватит жить без дела, лось,

Как бы мерзнуть не пришлось.

Мне не нужен теплый дом,

Я не мерзну под кустом.  

Шагают, высоко поднимая колени, руками изображают рога.

Сзади ладонями изображают хвост, качаются влево и вправо.

Вытягивают руки вперед ладонями вверх.

Мерзнут (обнять себя руками).

Соединяют ладони над головой в виде крыши.

Садятся на корточки, руками изображают рога.

Пальчиковая гимнастика «Медвежата»

Оборудование: медвежата из картона с прорезями на лапах для указательного и среднего пальцев.

Мы медведи непростые –

Мы артисты цирковые.

Нужно много репетиций,

Чтоб с каната не свалится.

Вот прыжок на двух ногах – ах!    

А теперь на одной – ой!

По канату мы пройдем,

Ни за что не упадем.

Шагают пальчиками по столу.

Подпрыгнули на двух пальчиках.

Подпрыгнули на указательном пальце.

Шагают пальчиками по одной линии.

Тема: Зима

Речь с движением

Мороз… – волк в лесу замерз.

Бегает, греется, на оттепель надеется.  

Метель… – заяц спрятался под ель.

Кончится метель, опять

Будет прыгать и скакать.  

Вьюга… – воробьи летят друг к другу.  

Прижались потеснее –

Вместе теплее!

Снегопад… – медведь так рад.

Снегу намело,

В берлоге тепло!

Обнимают себя руками, дрожат.

Бегают на месте, потирают ладони.

Садятся на корточки, ладонями изображают уши зайца.

Прыгают на месте, потом делают пружок вперед и назад.

Машут руками как крыльями.

Обнимают себя руками.

Руки вверх и в стороны.

Соединяют руки над головой.

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Липкий снег идет с утра

Лепим мы снежки. Ура!      

Раз бросок, два бросок  

Метко в цель летит снежок.

Вытягивают руки перед собой ладонями вверх, сжимают и разжимают пальцы.

«Лепят снежки».

Делают щелбанчики обеими руками.

Тема: Зимующие птицы

Речь с движением

Возле дома, под балконом,

Ходит важная ворона.

Наступает на снежок,

Раз – шажок, два – шажок.

Прилетел воробей

И уселся рядом с ней.

Наступает на снежок,

Раз – прыжок, два – прыжок.

Голубь сизый покружился,

Тоже рядом приземлился.

Потоптался: топ-топ-топ,

Там – сугроб, и тут – сугроб!

Движения по тексту.

Пальчиковая гимнастика

(движения по тексту)

Сыпем зернышки и крошки              

На кормушку мы с ладошки.

Угощайтесь поскорей,

Галка, голубь, воробей.

Тема: Спорт

Речь с движением

Лыжники и фигуристы,

Бегуны и хоккеисты.

Теннисисты и штангисты,

Прыгуны и футболисты.

Конькобежцы и пловцы,

Все спортсмены молодцы!

Дети выполняют движения спортсменов.

Показывают знак «здорово».

Пальчиковая гимнастика

(движения по тексту)

Я спортсменом стать хочу,

Делаю гимнастику.

Будут сила и здоровье,

Грация и пластика.

Выгибает спинку кот –

Громко песенку поет: мяу!

Прогибает спинку кот –

Тихо песенку поет: мяу…

Тема: Дом

Речь с движением

Веселый, маленький, смешной

Живет в доме домовой.

Он без дела не сидит,

По ночам всегда шалит.

То он по полу стучит,        

То на люстре повесит.

В стену покидает мяч,

А потом несется вскачь.

Иногда, как на качелях,

Он качается на двери.

В общем этот домовой,

Очень-очень озорной.

Всех верх дном перевернет

И в углу своем заснет.

Шагают на месте, улыбаются.

Соединят ладони на голове в виде колпачка.

Вытягивают руки вперед, показывают ладони, расставив пальцы.

Подпрыгивают на месте.

Движения по содержанию текста.

Соединяют ладони на голове в виде колпачка.

Грозят пальчиком.

Крутят руками.

Ладони под щеку «засыпают».

Пальчиковая гимнастика

Вот построен новый дом,

Маляр красит стены в нем.

В краску окунает кисть,

Водит кистью вверх и вниз.

Снова окунает кисть,

Водит кистью вверх и вниз.

Соединяют кончики всех пальцев.

Опускают пальцы ладони вниз.

Пальцами правой ладони проводят вверх и вниз по внутренней стороне левой ладони, затем наоборот.

Тема: Мебель

Речь с движением, пальчиковая гимнастика

Столяр делал новый шкаф.  

Сколько стружек на руках!  

Он их стряхивал вот так,  

А потом кидал вот как,

А потом сшибал вот так,

А потом счищал вот так!

Пусть он в стружках, ну и что ж!

Получился шкаф хорош!

«Пилят» ребром ладони.

Руки ладонями вверх, пальцы в стороны.

«Стряхивают стружки».

«Кидают стружки».

Делают щелбанчики.

Одной кистью с силой отряхивают другую.

Сжимают и разжимают пальцы.

Показывают знак «здорово».

Тема: Посуда

Речь с движением

Игра на внимание

Самовар, кастрюля, чайник.

Самовар – ноги вместе, руки вверх

Кастрюля – ноги на ширине плеч, руки к плечам

Чайник – ноги на ширине плеч, левая рука на поясе, правая рука вверх.

Речь с движением, пальчиковая гимнастика «Чайник»

Я – чайник, всей посуды начальник.

Сам как солнышко,

Крепкое донышко.

Ручка – дуга,

Носик – труба,

Крышка – как берет.  

Важнее меня нет!

Ноги на ширине плеч, левая рука на поясе ручка), правая рука вверх носик).

Руки вверх, пальцы широко расставлены.

Топают ногами.

Левая рука на поясе.

Правая рука вверх и в сторону.

Левая ладонь на голове.

Подбородок вверх.

Тема: Продукты питания

Речь с движением и пальчиковая гимнастика

Печет Золушка пирог.             

Принесла муки мешок.          

Для пышного пирожка

Вся просеяна мука

Наливает молока,

Добавляет сахарка.

Тесто мнет, мнет, мнет,  

В пирог яблоки кладет.  

Поставила в печку –

Вышла на крылечко.

Испечется пирог –

Тут и гости на порог.  

Сделать руками круг перед собой, соединив пальцы.

«Несут мешок».

«Сеют муку».

Наливают.

Добавляют.

«Мнут тесто обеими руками».

«Режут и кладут яблоки».

«Ставит в печку».

Провести рукой по лбу: устала.

Сделать руками круг перед собой, соединив пальцы.

Вытягивают руки перед собой ладонями вверх.

Тема: Профессии и инструменты

Речь с движением

Плотник рубит топором,

Будет крепким

Новый дом.

Дворник мусор подметает,

Снег лопатой разгребает.

Жонглер в цирке выступает,

Вверх он шарики бросает.

А актер играет роль:

То солдат он,  

То – король.  

В театре балерина,  

Кружит, кружит,  

Держит спину.

Все профессии известны,  

Все важны и интересны.

Рубят топором.

Поднимают руки вверх, соединяя кончики пальцев.

Подметают.

Копают лопатой.

Жонглируют.

Маршируют на месте.

Показывают руками корону.

Поднимаются на носочки.

Кружатся.

Встают прямо.

Вытягиваю руки вперед ладонями вверх.

Показывают знак здорово.

Пальчиковая гимнастика

Жил был Туки-Вуки,        

Мастер на все руки.  

В понедельник рисовал,    

А во вторники танцевал,

В среду дворик подметал,

А в четверг в футбол играл.    

В пятницу он строил дом.

Топом и молотком.

А в субботу, в воскресенье    

Ел клубничное варенье.

Указательный и средний палец шагают по столу.

Потирают ладони.

Рисуют пальчиком по столу.

«Танцуют» указательным и средним пальчиками.

«Подметают» ладонью стол.

Делают щелбанчик большим и указательным пальцами.

Соединяют пальцы рук под углом.

Движение указательным пальцем как ложкой

Тема: День защитника Отечества

Речь с движением

Раз, два, три, четыре,  

Мы шагаем на парад.

Раз, два, три, четыре,

Марширует наш отряд.

Раз, два, стой на месте,  

Быстро влево повернись.  

Раз, два, снова вправо.  

Другу шире улыбнись.

Шагают указательным и средним пальчиками по столу.

Останавливаются.

Поворачиваются влево.

Поворачиваются вправо.

Улыбаются друг другу.

Тема: Весна

Речь с движением

Притаился под снежком

Маленький подснежник.

Ах, как холодно ему –

Хрупкий он и нежный      

Солнца яркие лучи

Ласковы и горячи,

Вмиг сугробы оседают, 

И цветочки оживают.

Ветерок весенний дует,

Легкий, быстрый, озорной.

С ним подснежники играют

И качают головой.  

Дети приседают на корточки, опускают головы, плечи.

«Мерзнут», обняв себя руками.

Поднимают руки, тянутся к солнцу, медленно встают.

Медленно поднимают головки.

Слегка качаются всем корпусом.

Покачивают руками, головой.

Пальчиковая гимнастика «Весна»

Весна торопилась на речку,    

Чтобы скользить по каточку.  

Ступила на твердые льдины –

Открылись речные глубины...

Весна поспешила к поляне.   

Снегу набрать на ладони,      

Пушинок — снежинок нежных!  

И открылся нежный подснежник.  

Э. Мошковская

Шагают указательным и средним пальчиками по столу.

Скользят пальчиками по столу.

Идут пальчиками по «льдинам».

Делают ладонями волны.

Шагают указательным и средним пальчиками по столу. 

Набирают ладонями снег.

Дуют на ладони

Соединяют ладони в «бутон».

Тема: 8 Марта

Речь с движением

Мы – большие, мы – большие!

А помощники какие!

Вместе с мамой варим суп,  

Пылесосим там и тут.  

Постираем, пыль протрём,

На окне цветы польём.  

Вяжем, шьем, гостей встречаем,  

Сладким чаем угощаем.

Поднимают руки вверх.

Шагают на месте.

«Варят» суп.

«Пылесосят».

Движения по тексту.

Поливают.

Движения по тексту.

Пальчиковая гимнастика «Десять комплиментов»

Загибают поочередно пальцы на обеих руках

Мама дорогая, самая родная.    

Милая, любимая,

Нежная, красивая.

Ласковая, добрая.

Мудрая и строгая.

Тема: Перелетные птицы

Речь с движениями

Солнце тянет к нам лучи.

Ходят по полю грачи.  

Прилетели на опушку

Голосистые кукушки.

Пестренькие скворушки

Чистят клювом перышки.

Цапли на одной ноге  

Целый день стоят в реке.

Руки вверх и в стороны.

Шагают, машут «крыльями».

Руки в стороны, машут «крыльями».  

Поворот влево, вправо.

Стоят на одной ноге.

Пальчиковая гимнастика

(движения по тексту)

Солнышко сказало:

- Буду землю греть!

Сугробы стали таять

Проталины - чернеть.

Весна в ладоши хлопает:

Ручьи бегут, звенят.

Птицы перелетные:

Летят, летят, летят!

Тема: Рыбы

Речь с движением «Рыболовы»

Мы сегодня рыболовы,            

Много рыбы мы наловим.          

Раз – забросим удочку,                

Подождем минуточку.          

Кто попался на крючок,    

Это – окунь-окунек.    

Два – забросим удочку,      

Подождем минуточку.        

Кто попался на крючок,    

Щука – остренький зубок.    

Три – забросим удочку,  

Подождем минуточку.

Что попалось на крючок,  

Это – старый башмачок!  

Шагают на месте.

Руки в стороны.

«Забрасывают».

Качают головой.

Поднимают вопросительно плечи.

Поднимают руки вверх, соединяют пальцы рук, приседают.

«Забрасывают».

Качают головой.

Поднимают вопросительно плечи.

Вытягивают руки вперед, изображая пасть щуки.

«Забрасывают».

Качают головой.

Поднимают вопросительно плечи.

Топают ногой.

Пальчиковая гимнастика «Рыбы»

(движения по тексту)

 

В глубине,

И там, и тут

Рыбы разные плывут.

Вот - рыба игла,

Вот - рыба пила,

Вот - рыба ерш,

Вот - рыба еж.

Тема: Обитатели морей и океанов

Речь с движением

Опускаемся на дно,                        

Будем там снимать кино.                

Стаи рыбок проплывают,                    

Все хвостами управляют.                    

Вот медузы – так прекрасны!                

Только трогать их опасно!            

Вот гигантский осьминог –    

Восемь щупалец – ног.         

Притаившись за камнями,      

Краб хватает все клешнями.              

Ёж морской всех опасается,              

Не спеша передвигается.                    

Ой, огромный кит – как глыба,      

Только он совсем не рыба!            

Вот и сняли мы кино,                      

Нам пора покинуть дно.                  

Приседают.

«Держат камеру».

Руки за спиной в «замке».

Повороты влево, вправо.

Руки опущены вниз, качают руками.

Грозят пальчиком.

Руки в стороны,

волнообразные движения руками.

Вытягивают руки вперед.

Изображают «клешни».

Руки в стороны.

Медленно шагают.

Берутся за руки, образуя круг.

Грозят пальчиком.

Плывут.

Тема: Транспорт

Речь с движением

Ждем мы лето, очень-очень,  

Отдыхать поедем в Сочи.  

Будем плавать, загорать

И на пляже в мяч играть.

Можно сесть в самолет    

И отправится в полет.        

Управляет самолетом        

Летчик – авиапилот.          

Можно поездом добраться.        

Ехать, видом любоваться.      

Машинист всю ночь не спит  

Зорко он вперед глядит.            

Можно ехать на машине,        

Папа будет за рулём.

Города, дома, деревья          

Замелькают за окном.  

Папа наш – водитель    

Он – автолюбитель.      

Ждали лета, очень-очень.

Вот и море! Вот и Сочи!    

Вытягивают руки перед собой ладонями вверх.

Плавают, загорают - руки в стороны.

Подкидывают мяч.

Руки в стороны.

Руки в стороны, покачиваются.

Переключают кнопки.   

Шагают на месте, руки согнуты в локтях.

Смотрят влево, вправо.

Смотрят вперед, ладонь у лба.

Рулят.

Руки вверх и стороны - город, соединить пальцы – крыша дома, вверх – дерево.

Смотрят влево, вправо.

Рулят.

Рулят.

Руки вперед и в стороны.

Пальчиковая гимнастика «Мост»

Строим мы высокий мост.              

Он дотянется до звезд.                  

Раз, два, три, четыре, пять            

Крепко будет мост стоять.            

По мосту машины мчатся,              

Но не будет мост качаться.  

             

Соединяют ладони у основания.

Соединяют пальцы правой и левой руки.

Соединяют пальцы в замок.

Рулят.

Руки в замок.

Тема: Город

Речь с движением

Вот Саранск наш.

Так высок он!      

Много крыш и много окон.        

Город наш такой большой.  

Он уютный и живой.  

Город дышит и растет.          

Он сверкает и цветет.  

Город улыбается.      

Он нам очень нравится!  

Делают круг, широко расставив руки.

Поднимают руки вверх.  

Смыкают руки над головой, «распахивают» руки.

Движение руками снизу –вверх и в стороны.

«Обнимают» себя, бегут на месте.

Делают глубокий вдох – выдох, приседают и медленно поднимаются на носочках, поднимая руки вверх.

Движения кистями рук «фонарики», «распускаются цветы».  

Улыбаются друг другу.

Показывают знак «здорово».  

Пальчиковая гимнастика

(движения по тексту)

По Саранску мы шагаем,

Мы по улицам гуляем.

По проспекту, по бульвару,

По новому тротуару.

Через площадь, через парк,

Выйдем прямо в зоопарк!

Тема: Россия

Речь с движением

Просыпается с утра  

Вся огромная страна.                          

Степи, горы и леса.                          

Реки, море – чудеса!                        

Все вокруг меня красиво!              

Я люблю тебя, Россия!                    

«Потягиваются».

Руки – через стороны вверх.

Руки – в сторону; затем вверх, соединив кончики пальцев, затем вверх, раскрыв пальцы.

Изображают ладонями волны.

Руки – через стороны вверх.

Прикасаются правой ладонью «к сердцу».

Пальчиковая гимнастика

Здравствуй, улица родная!  

Здравствуй, город,          

Здравствуй, лес!            

Здравствуй, солнце!  

Здравствуй, ветер!  

Дорастем мы до небес.  

Мы живем в стране России,

Здесь привольно и красиво!    

Пожимают правой ладонью левую, вытягивают руки вперед.

Пожимают правой ладонью левую, руки – в стороны.  

Пожимают правой ладонью левую, изображают руками ветки.

Пожимают правой ладонью левую, руки вверх. 

Пожимают правой ладонью левую, машут ладонями на лицо. 

Тянутся вверх.

Руки – через стороны вверх. 

Знак «здорово».

Тема: Насекомые

Речь с движением: подвижная игра «Пчёлка»

Пчелка весело летела,  

На ромашку тихо села.  

Опустила хоботок  

В распустившийся цветок.  

Пчелка весело летела,  

Колокольчик приглядела.

Залетела под цветок –        

Не достанет хоботок.

Посмотрела в облака  

Из-под цветка.

Покружилась над цветком,    

Села на другой потом.  

Бегут, машут руками как крылышками.

Садятся на корточки.

Наклоняют голову вниз.

Делают вдох – выдох.

Бегут, машут руками как крылышками.

Садятся на корточки, «заглядывают под цветок».

Крутят головой.

Смотрят снизу-вверх.

Встают, кружатся «над цветком».

Бегут и садятся на корточки.

Пальчиковая гимнастика.

Жук упал с высокой ветки:      

Видно крылышки не крепки.  

На спине лежит, вздыхает,      

Сил подняться не хватает.      

Протяну жуку травинку,          

Пусть ползет он по тропинке.    

Не обижу я жука.                        

Пусть летит он в облака.    

Сложенные лодочкой ладони «падают» сверху вниз.

Большие и указательные пальцы рук соединены, движения ладонями как крылышками.

Ладони раскрыты, мизинцы соединены, вдох – выдох.

Пошевелить пальчиками.

Ведущая рука вытянута вперед.

Пальцы бегут по столу.

Погрозить пальчиком.

Движения ладонями как крылышками, движение вверх.

Пальчиковая гимнастика.

Правая и левая ладони сжаты в кулак, указательный и средний пальцы-«усики» вытянуты вперед. При произнесении диалога, дети качают то правой, то левой ладонью, шевеля при этом «усиками».

На полянке у цветка

Повстречались два жука.

- Здравствуй, жук!

- Здравствуй, друг!

Что там нового вокруг?

- Я узнал от осы,

Что лучше всех мои усы.

- Удивил ты чудесами,

Мы и сами-то с усами.

Тема: Лес, деревья

Речь с движением

На носочки поднимитесь              

И в деревья превратитесь.              

Дуб могучий – выше тучи.            

Ивушка застыла, ветки опустила.             

Колючая сосна – высока и стройна.    

Ноги вместе, руки верх, потянутся

Ветер налетит, осинка задрожит.        

Присядьте, наклонитесь,          

И в травку превратитесь.            

В крапиву жгучую                

И полынь пахучую.                  

Поднимаются на «носки».

Поднимают руки, как ветки.

Ноги на ширине плеч, напрягают мышцы рук.

Наклоняются, опускают вниз расслабленные руки.

Машут руками на лицо ветер, дрожат руками.

Движения по тексту

Руки вверх.

Руки в стороны, пальцы рук широко расставлены.

Вдох – выдох.

Пальчиковая гимнастика

Ставь на стол кулачок –                  

Он похож на дубок.                      

В лес смелее заходи,                    

Но дубок обходи.                        

Ты дубок не ломай,                  

Береги и охраняй.                      

Ставят на стол левую ладонь в кулаке.

Ставят правую ладонь в кулаке на левую.

Идут пальчиками правой руки по столу.

Идут пальчиками правой руки по столу зигзагом.

Грозят пальчиком.

Складывают пальцы в замок.

Тема: Цветы

Речь с движением

Из земли росток пробился,  

Оглянулся, удивился,    

Раз листок,    

Два листок,    

Следом тонкий стебелек.

Потянулся к солнцу он,  

Завязался в нем бутон.  

Раскрывается бутон.    

Распускается пион!      

Приседают, опустив голову, поднимают голову.

Поворачивают голову влево, вправо, приподнимают плечи.

Правая рука –  в сторону вверх.

Левая рука - в сторону вверх.

Выпрямляют спину. 

Медленно встают.

Поднимают руки вверх.

Руки – в стороны.

Руки - через стороны вниз.

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

На ладошке погадай    

И цветочки называй.

Астра, гвоздика, лилия, люпин.

Роза, мимоза, ландыш, георгин.

Душистая кашка,

Белая ромашка.

Круговые движения указательным пальцем правой руки по внутренней части ладони левой руки.

Загибают поочередно пальцы правой и левой руки.

Тема: Ягоды

Речь с движением и пальчиковая гимнастика

В сад с корзинками пойдем,

Садовых ягод наберем:   

Смородины, малины,  

Крыжовника, калины,

В лес с корзинками пойдем,

Лесных ягод наберем:

Черники, земляники,  

Брусники, костяники.

Соберем своих друзей,

Угощайтесь поскорей.

 

Шагают на месте.

«Рвут ягоды».

Загибают поочередно пальцы правой и левой руки.

Шагают на месте.

Нагибаются, «рвут ягоды».

загибают поочередно пальцы правой и левой руки.

Разводят руки в стороны.

Разводят ладони в стороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие познавательного интереса у детей подготовительной группы компенсирующей направленности (с ТНР) посредством экологического проекта»

в методической разработке представлен материал по развитию познавательного интереса у дошкольников через экологическое воспитание...

Утренняя гимнастика в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, с амблиопией и косоглазием.

Комплексы утренней гимнастики в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, с амблиопией и косоглазием, на год....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДОСУГА «ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ» С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИеМ РЕЧИ ГБДОУ №49 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ЦЕЛЬ: создать условия для формирования у детей интереса к народным праздникам, познакомить с традициями русского народа во время проведения досуга....

Методическая разработка интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности "В лес за грибами"

Тема. «В лес за грибами».Цель. Обогащение словаря, развитие связной речи и активной познавательной деятельности детей. Формирование эмоциональной отзывчивости на окружающие явления, формир...

Методическая разработка комплексно - тематического планирования воспитательно - образовательной работы группы компенсирующей направленности № для детей со сложным дефектом

Методическая разработка комплексно - тематического планирования воспитательно - образовательной работы группы компенсирующей направленности №  для детей со сложным дефектом  в возрасте ...

Картотека пальчиковых игр для группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи.

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития детей. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственного и эмоционального п...