Статья «Использование дидактических игр для развития лексико – грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста »
статья по развитию речи (старшая группа)

Шнитко Наиля Рашитовна

Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx54.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24  комбинированного вида Василеостровского района Санкт - Петербурга

Статья «Использование дидактических игр для развития

лексико – грамматического строя

у детей старшего дошкольного возраста »

                                                                                   

                                                                                                     

                          Автор: Шнитко Н.Р.

      воспитатель  высшей квалификационной категории

Санкт – Петербург

2022 г

                                         «Игра не пустая забава. J:\картинки к сайту\etiket-otkaza-4.jpg

Она необходима для счастья детей,

для их здоровья и правильного развития».

                                            Д. В. Менджерицкая

                                                         

Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи, письма и чтения.

Актуальность:  Одна из приоритетных задач для детей старшего дошкольного возраста является подготовка их к школе, а  одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Она также является важнейшим условием полноценного развития детей. 

   Но, к сожалению, в настоящее время многие дети испытывают трудности при формировании собственных речевых высказываний. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов, а так же испытывают трудности при составлении рассказов.  

  Особую важность представляет собой работа с дошкольниками, имеющими различные нарушения речи. Поскольку лексико-грамматические конструкции вызывают  у таких детей  огромные трудности, то их формированию следует уделить особое внимание.           Формирование лексико-грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Если не помочь ребенку в лексическом и грамматическом развитии уже в дошкольном возрасте, то можно сделать однозначный вывод о том, что такой ребенок будет испытывать массу проблем при обучении в школе и при коммуникативном развитии в дальнейшем.  Поэтому проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем. Но если умело заинтересовать детей, то можно добиться значительных результатов

   Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение. А ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра.   Развитие ребенка в игре происходит, прежде всего, за счет разнообразной направленности ее содержания. Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребенка, но и формирует определенные свойства личности. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учении. И только с её помощью можно обучение детей сделать интересным.

 «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский.

    Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре педагог знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как надо их выполнять.

В игре дети закрепляют полученные знания и умения, пользуясь ими в разных условиях. Дидактическая игра повышает и умственную активность ребенка, что позволяет решать более трудные задачи, чем на занятии. Игра имеет и воспитательное значение: она дисциплинирует, приучает подчиняться правилам для достижения поставленной цели. Такие игры полезны тем, что они в игровой форме, не напрягая детей, развивают речевые функции. Именно в игре и  через игру речь проявляется наиболее ярко.

    Применение специальных дидактических игр и упражнений позволяет наиболее успешно решать вопросы развития грамматического строя речи.

   В дидактических играх с грамматическим содержанием решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, грамматического явления. Разработаны такие игры для того, чтобы помочь детям освоить трудные формы словоизменения (родительный падеж мн. числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде и т.д.), способы образования слов (наименований детёнышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов).         Необходимость объясниться со сверстниками в ходе игры, стимулирует развитие словообразования у детей.  Ребёнок, получает возможность обогащать и закреплять словарь, развивать  грамматические категории и  связную речь, словесное творчество и  коммуникативные навыки. 

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

Все навыки лексико – грамматического строя речи необходимо отрабатывать в игре, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Варианты использования дидактических игр:

В дошкольном учреждении работа по формированию грамматического строя речи детей, в том числе и по устранению грамматических ошибок в детской речи ведётся по двум направлениям: на занятиях и в повседневной жизни детей.

Дидактические игры и упражнения с лексико - грамматическим содержанием, могут проводится как  со всеми детьми на занятиях, так и с подгруппой детей, а так же  индивидуально,  вовлекая в деятельность малоактивных и застенчивых детей. Такие игры можно включать в любые другие занятия, можно использовать  их самостоятельно или как часть занятия, в режимных моментах, на прогулке, в утренние часы, во вторую половину дня. Так же   необходимо рекомендовать родителям использовать чаще такие игры дома.
  Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Эффективность:

Практика показала, что при условии систематического использования в учебном процессе дидактических игр эффективность работы по развитию речи детей старшего  дошкольного возраста значительно повышается, как и мотивация к обучению. Прием работы с дидактическими играми помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, зрительного внимания,  а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста, помогает сделать процесс усвоения лексико-грамматических категорий более простым, интересным и  творческим.

  Итог:

Таким образом, широкое использование дидактических игр и упражнений является наиболее эффективными методами в формировании грамматического строя речи.

Интерес к играм, вызванный у детей, и положительные эмоции способствуют  успешному усвоению грамматического строя речи,  повышают  работоспособность на высоком уровне даже у детей с неустойчивым вниманием и позволяет  учить детей весело, радостно и без принуждения. 

Список литературы:

  1.  Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.
  2.  Александрова Т.В. Практические задания по формированию  грамматического строя у дошкольников.
  3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи: методическое пособие для воспитателей / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика – Синтез, 2004
  4. Бондаренко А.К.  Дидактическая игра в детском саду

/ А.К. Бондаренко. – М.: Инфра - М, 2001. – 67с.

  1. Гилева А. А. Дидактические игры и игровые занятия

/ А.А. Гилева. – Тбилиси: Гора, 2007. – 113с.

  1. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием

/ В. П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: АРКТИ, 2010. (Библиотека практикующего логопеда.)

  1. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / А.А. Леонтьев. - М., 2009. – 346 с.
  2. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада / А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 2002. – 59-61с.
  3. Суворова, И.Г. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми : учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.Г. Суворова. - М.: Просвещение, 2005.-248 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста

Игры на развитие лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста...

Доклад на тему: «Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста»

ДОКЛАД НА ТЕМУ :  «Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста» ГБУ ДО ЦППМСП...

Консультация для родителей «Развитие лексико - грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста»

В данном материале предлагаются упражнения для развития лексико - грамматического строя речи детей....

Использование лэпбука как средства развития лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной ...

Практико-ориентированный материал для педагогов «Игры для развития лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста»

Представляю вашему вниманию карточки на развитие лексико-грамматического строя речи. Материал систематизирован по направлениям: предметный словарь (словообразование, употребление существительных в раз...

Совместный проект по развитию тактильной чувствительности и формированию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста «Волшебная палочка»

ВведениеАктуальная проблема проекта     На первичной диагностике у детей подготовительной группы выявлены нарушения лексико-грамматического строя речи. Предложение простое, нераспр...

Консультация для родителей: "Развитие лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Нарушение лексико-грамматического строя речи вляется ведущим дефектом в структуре общего недоразвития речи. У детей ограничен словарный запас и нарушен грамматический строй речи. Они неправильно употр...