Конспект занятия «Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень» (подготовительной к школе группе)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Валерия Дмитриевна Кукольщикова

 

 

Подготовили и провели воспитатели группы №5 «Лесовичок»:

Владимирская И.Б., Кукольщикова В.Д.

 

Цель: формирование умений детей запоминать и воспроизводить стихотворение ЕТрутневой «Осень».

 

Задачи:

Расширять активный и пассивный словарь по теме «Осень»

Закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями

Формировать интонационную выразительность речи

Формировать представления детей о правилах поведения в музее, расширять активный словарь детей по теме «музей»

Воспитывать самостоятельность, инициативность посредством индивидуального прочтения стихотворения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_osen.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень» (подготовительной к школе группе)

Подготовили и провели воспитатели группы №5 «Лесовичок»:

Владимирская И.Б., Кукольщикова В.Д.

Цель: формирование умений детей запоминать и воспроизводить стихотворение ЕТрутневой «Осень».

Задачи:

Расширять активный и пассивный словарь по теме «Осень»

Закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями

Формировать интонационную выразительность речи

Формировать представления детей о правилах поведения в музее, расширять активный словарь детей по теме «музей»

Воспитывать самостоятельность, инициативность посредством индивидуального прочтения стихотворения

Ход непосредственно образовательной деятельности

 Приглашение в музей Осени

- Ребята, сегодня мы завершаем цикл бесед об осени и я хочу пригласить вас в наш мини-музей.

- Давайте вспомним, что такое музей? (музей – это место, где собраны различные коллекции, вещи.

- Как называются вещи и коллекции, которые собраны в музее? (Экспонаты)

- А как называется человек, который рассказывает нам об экспонатах и проводит экскурсию по музею (экскурсовод)

- Как называются люди, которые приходят музей, чтоб познакомиться с экспонатами? (экскурсанты)

Повторение правил поведения в музее

- Сегодня в нашем мини-музее проходит выставка «Осенний калейдоскоп», я буду вашим экскурсоводом, приглашаю вас посетить эту выставку. (включается фоном музыка М.И.Чайковского «Времена года. Осенняя песнь»)

- Посмотрите на иллюстрации, осень на них изображена разная: грустная и веселая, солнечная и пасмурная, золотая и серая.

- Осень прекрасная пора и ранняя, и золотая, и поздняя всеми своими проявлениями. Ребята, сегодня я хочу пригласить вас побывать в нашем мини-музее Осени, который мы организовали в нашей группе. Мы с вами уже ходили в настоящий музей. Давайте вспомним, что такое музей, правила поведения в музее. Наш музей называется «Осенний калейдоскоп». Давайте же рассмотрим экспонаты нашего мини-музея. Я сегодня буду вашим экскурсоводом. (рассматривают и обсуждают)

Дид.игра «Осенние слова»

- Я буду называть слово, а вы к нему подбираете описание. Смотрите на иллюстрации.

«осень» - золотая, унылая, проказница, волшебница, художница, дождливая, холодная.

«настроение» - веселая, грустная, радостное, печальное, праздничное.

«листья» - пестрые, золотые, осенние, багряные, пунцовые, резные, бордовые.

«небо»-серое, хмурое, дождливое, облачное, ясное, чистое, голубое, прозрачное.

3. Приглашение в поэтическую гостиную

- Ребята, сегодня я приглашаю вас в поэтическую гостиную, где мы познакомимся с новым стихотворением.

4. Чтение стихотворения

Воспитатель предлагает послушать стихотворение Е. Трутневой «Осень». 
- Дети, давайте послушаем стихотворение под названием «Осень». Написала его поэтесса Евгения Трутнева. Послушайте его внимательно, пожалуйста.

«Осень»

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У берёзы на плечах.

Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето…

- Ребята, о каком периоде осени, это стихотворение? (Золотая осень)

- Как вы это поняли? Отчего на дворе стало светлее вдвое? (Деревья стали золотыми.)

- Вспомните, как сказано об осеннем убранстве березки. («Это платье золотое у березки на плечах»).

- И действительно, березка, как девушка в золотом платьице, стоит модница, летом зеленое платье носила, а осенью – золотое. А может быть, лучше сказать «В золотой шубке»? Почему не лучше?

- Ветер обрывает листья, и они что делают? (Летят, сыплются, шелестят.)

- В стихотворении говорится: листья сыплются дождем». Подумайте, почему так сказала поэтесса? (Листопад).

Воспитатель повторно читает стихотворение.

- Как вы думаете, каким голосом нужно прочесть слова «Все летит, Должно быть это, улетает наше лето»? Почему немножко грустно?

- С конца лета и до самого листопада паучки плетут паутинку, будто хотят задержать листья на деревьях, но ветер уносит вместе с листьями и паучков. Вспомните, как об этом сказано в стихотворении (Пролетают паутинки с паучками в серединке).

- И высоко от земли пролетели журавли. А куда полетели журавли?

- Я прочту стихотворение еще раз. А вы мне будете помогать, договаривать конец строчки.

- А еще в нашем музее есть художественная гостиная. Давайте пройдем.

- Здравствуйте, ребята. Вы пришли ко мне в жудожественную гостиную. А почему она художественная, мы узнаем чуть-чуть попозже. А сейчас давайте повеселимся.

6. Динамическая пауза «Тучка»

https://yandex.ru/video/preview/3705928038080820038

7. Упражнения по развитию речи

- Ребята, а теперь, когда мы с вами так весело отдохнули, я приглашаю вас в осенний лес, уже поздняя осень, мы уже прощаемся с осенью. ведь скоро наступит зимушка-зима. Закрываем глазки и представляем, что мы идем в осенний лес (музыка)

Картинка осени, но не раскрашенная

- Вот мы и пришли, давайте же посмотрим как осенний лес нам улыбается… Ой, что-то он сегодня не весел, как вы думаете, почему? (дети предполагают)

- Действительно, обычно осенний лес – яркий, красивый…а тут какой-то черно-белый. А как же нам исправить ситуацию, как помочь осеннему лесу обрести былую красоту? (раскрасить его)

- Да, я думаю, это очень хороший выход, раскрасить лес. А раскрасить его, мы сможем, выполнив задания.

 

Словарная работа (выполнив задание, часть картинки  раскрашивается)
Осень прекрасная пора. Подберите определение к слову «осень»

(Жёлтая, золотая, оранжевая, разноцветная, яркая…) 

Какие слова - действия можно подобрать к слову «листья»?

(Опадают, летят, падают, кружатся, лежат, шуршат…) 

Работа с предложением (выполнив задание, часть картинки раскрашивается)

- Давайте назовем признаки осени, но красивыми полными предложениями

Разговор (после игры часть картинки раскрашивается)

— Дети, какое сейчас время года? (ответы детей).

— Осень переменчива и непостоянна: то порадует нас тёплым солнышком, то расстроит холодным ветром и промозглым дождём. Дети, давайте  расскажем об осени с помощью слов-наоборот. И тогда осень повеселеет и осенний лес станет еще краше. Вы готовы? (ответы детей).

Дети отвечают хором.

Лексический материал.

• Лето ушло, осень … (пришла).

• Осенью дни становятся короче, а ночи … (длиннее).

• Погода осенью то хорошая, то … (плохая).

• То тёплая, то … (холодная).

• То солнечная, то … (пасмурная).

• На улице то сухо, то … (сыро).

• Тучи в небе плывут то высоко, то … (низко).

• Ветер гоняет листья то вверх, то … (вниз).

• Настроение осенью то грустное, то … (радостное).

• Урожай осенью не бедный, а … (богатый).

• Некогда лениться, нужно … (трудиться).

Если ответы разные, педагог повторяет словосочетание с правильным ответом, затем антонимы, например, короче-длиннее.

— Великолепно, дети! О переменчивой осени рассказали, слова правильно подобрали.

Поиск соответствующего понятия
«Я начну, а ты закончи»

Люди осенью одеты, (во что?) — ... ;
листья на деревьях стали (какими?) — ... ;
цветы на клумбах (что сделали?) — ... ;
птицы улетают (куда?) — ... ;
звери делают на зиму (что?) — ... ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — ....

Давайте мы с вами вспомним пословицы и поговорки об осени.

Итог:

- Ребята, со всеми заданиями мы справились. Мне было очень приятно с вами общаться.

- А вам понравилось побывать в нашем мини-музее? Вам было интересно? Что именно понравилось? Было ли трудно?

- Сегодня мы с вами были на выставке «осенний калейдоскоп», мы были вашими экскурсоводами. Мы вместе с вами побывали в поэтической и художественной гостиной, помогали раскрасить осенний лес. А теперь мы хотим подарить вам иллюстрации осени, а вы дома с родителями раскрасите свои иллюстрации в разных техниках (красками, карандашами, мелками, пластилином) а потом мы с вами сделаем выставку не только для вас, а для ваших родителей в раздевалке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Заучивание стихотворения Е.Трутневой «Осень» Подготовительной к школе группе «Б»

Цель: учить детей запоминать и воспроизводить стихотворение Е. Трутневой «Осень» с опорой на мнемотаблицу....

Конспект НОД: Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень».

Конспекта  НОД по образовательной области речевое развитие  старшей группе  МОУ Одоевская СОШ (дошкольная группа)Шарьинского муниципального района Костромской области  Воспит...

Конспект занятия по изобразительной деятельности - рисование в подготовительной к школе группе на тему "Осенний пейзаж"

Конспект занятия по изобразительной деятельности — рисование в подготовительной к школе группе на тему «Осенний пейзаж». Может быть интересен воспитателям и родителям. Цель занятия п...

Конспект занятия по рисованию натюрморта «ДАРЫ ОСЕНИ» подготовительная к школе группа

Цель: Нарисовать смешанный натюрморт в теплой цветовой гамме.Задачи:Образовательные:- Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – натюрморт;    - Учить композ...

Конспект занятия «Заучивание стихотворения И.Белоусова Осень»

конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Заучивание стихотворения И.Белоусова Осень"...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе Тема: «О чем печалишься, осень? Чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций»

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное разв...