Конспект занятия по «Развитию речи» в старшей группе на тему «Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия по «Развитию речи» в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_18.04.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по «Развитию речи»

в старшей группе (5-6 лет)

 на тему «Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик»

Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: учить пересказывать текст, подвести к образованию названий лиц по профессиям; называть предметы, необходимые людям в профессиях.

Программное содержание: учить детей пересказывать текст; познакомить с незнакомыми словами: «колхоз», «брызнул»; учить подбирать прилагательные к слову «дождь», правильно проговаривать окончание; подвести к образованию названий лиц по профессии; активизировать в речи детей названия профессий и действий, учить называть предметы, необходимые людям той или иной профессии.

Оборудование и материал: картинка «Колхоза», поливальщика.

Предварительная работа: проведение бесед на тему «Профессии», просматривание иллюстраций –профессии, отгадывание загадок.

Длительность занятия 25 минут

Ход занятия:

I.Вводная часть:

- Улыбнись скорее! День будет веселее.

Мы погладим лобик, носики и щёчки.

Будем мы красивыми, как в саду цветочки!

Разотрём ладошки сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём!

- Предлагаю, ребята, пройти на стульчики.

IIОсновная часть:

- Ребята, что мы используем, когда поливаем комнатные растения или растения в своём огороде, растущие на грядках.

- А как поливают большой огород или поле? (ребёнок высказывает предположение)

- А хочешь узнать, как на самом деле поливают большие поля и огороды?

1.Прочитать рассказ Я. Тайца «Послушный дождик».

Я. Тайц «Послушный дождик»

Надя спросила:

— Дедушка, а ты кто в колхозе?

— Я — начальник дождя.

Надя засмеялась:

— А у дождя начальников не бывает!

— А вот и бывает! — сказал дедушка.

Он повёл Надю на речку. Там длинные-длинные огородные грядки. А над ними — длинные-длинные тонкие трубы а в трубах дырочки.

Дедушка открыл кран — и сразу из всех труб брызнул дождик и давай поливать грядки!

Потом дедушка закрыл кран — и дождик перестал.

Надя спросила:

— А можно мне?

Она открыла кран — дождик пошёл. Закрыла — перестал. Вот какой послушный дождик у дедушки в колхозе!

- Давайте проверим, как вы запомнили рассказ. Ответьте на мои вопросы.

2.Вопросы по рассказу:

1. О чём говорится в этом рассказе?

2. Как назвал себя Надин дедушка?

3. Куда повел дедушка Надю? Зачем?

- Что означает слово «брызнул», как можно сказать по-другому? (полить, пойти, обрызгать, побежать, заструиться, полить ручьем, намочить, потечь).

4. Почему рассказ называется “ Послушный дождик”?

- Какой бывает дождик? (сильный, мелкий, моросящий, тёплый, холодный, летний, весенний, грибной)

 - Давай немного отдохнём. Повторяй за мной.

3.Физ. минутка – самомассаж.

Вот у нас игра какая: хлоп ладошка, хлоп другая!

(хлопки в ладоши)

Правой, правою ладошкой мы похлопаем немножко.

(шлепки по левой руке от плеча к кисти)

А потом ладошкой левой ты хлопки погромче делай.

(шлепки по правой руке).

А потом, потом, потом даже щёчки побьём.

(лёгкое похлопывание по щекам).

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!

(хлопки над головой)

По коленкам – шлёп, шлёп!

(хлопки по коленям)

По плечикам теперь похлопай!

(шлепки по плечам)

По бокам себя пошлёпай!

(шлепки по бокам)

Можем хлопнуть за спиной! Хлопаем перед собой!

Справа можем! Слева можем!

И крест-накрест руки сложим!

(поколачивание по груди справа, слева)

И погладим мы себя – вот какая красота!

(поглаживание по рукам, груди, бокам, спине, ногам).

- Сейчас я ещё раз прочитаю вам рассказ, а вы внимательно послушайте и запоминайте.

Потом попробуете его пересказать. (Попросите ребенка рассказать вам рассказ.)

Два-три ребенка пересказывают рассказ «Послушный дождик».

- Что же делал в колхозе Надин дедушка? Какую работу он выполнял?

- Кем работал дедушка, как называется его профессия? (Хозяин дождя – поливальщик.)

- Что же делает поливальщик?

- Что он поливает? (колхозные поля, огороды)

- Почему профессия так названа – поливальщик?

Составь предложение из трех слов со словом поливальщик?

- Какие еще ты знаешь профессии?

- Что делает портниха? (шьё т одежду: платья, пальто). Что ей нужно для работы? (нитки, иголки, материал)

- Что делает сапожник? (шьёт и чинит обувь) Что ему нужно для работы? (гвозди, молоток, иголки)

- Что делает врач? (лечит больных, осматривает, делает прививки)

Что ему нужно для работы? (лекарства, медицинские инструменты)

- В тексте есть интересное слово – «колхоз», как ты думаешь, что это такое? (предположение ребёнка)

- Это, когда несколько людей объединяются и вместе занимаются сельским хозяйством: сажают какие-то растения, вместе за ними ухаживают, вместе собирают урожай.

- Как ты думаешь то, что я тебе прочитала к какому жанру можно отнести: рассказ, сказка или стихотворение?

III.Заключительная часть:

- Что мы сегодня читали и пересказывали? (рассказ)

-Как он называется?

-Кем работал дедушка Нади?

-Где он работал?

-Что вам больше всего понравилось в этом рассказе?

-Молодцы, вы все очень внимательно слушали, хорошо пересказывали рассказ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «"Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"

Задачи: Связная речь: учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя;словарь: учить придумывать загадки; подбирать по смыслу названия качеств (прилагате...

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе по теме: пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик»

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе по теме: пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Пересказ рассказа «Еж» Е.Чарушина» с использованием Коврографа Ларчик

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Пересказ рассказа «Еж» Е.Чарушина"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята».

Задачи:-Связная речь: учить выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя-Словарь и грамматика: учить придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки»

Цель: познакомить детей с новым произведением Л.Н. Толстого.Задачи.1. Образовательные:-учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст;-отвечать на вопросы полными ...