Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Ольга Олеговна Рожкова

Кейс технология – от латинского casus- запутанный, необычный случай; от англ. case – чемоданчик, портфель.

Эта технология зародилась в Гарвордской школе бизнеса в начале 20 века и постепенно распространилась на другие сферы д-ти человека во многих странах, в т. ч. и в России.

Этот метод используется в работе со студентами и школьниками. Однако, если разумно подойти к выбору или разработке кейсов, то можно применить его и в работе с дошкольниками.

Кейс метод – метод анализа практической ситуации, реальной и смоделированной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keyst_tehnologiya_1.pptx2.24 МБ
Файл keys_tehnologiya.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кейс – технологии в ДО Подготовила: воспитатель Рожкова Ольга Олеговна МАОУ «Гимназия г.Троицка » дошкольное отделение № 8

Слайд 2

casus (лат.)– запутанный необычный случай; case ( анг .) – портфель, чемоданчик.

Слайд 3

Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций. Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения , на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

Слайд 4

Для чего нужен кейс? Кейс дает возможность приблизиться к практике , встать на позицию человека, реально принимающего решения , учиться на ошибках других. С пособствует максимальному вовлечению каждого участника в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы Суть кейса в работе с детьми заключается в том , чтобы стимулировать их познавательную активность через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации..

Слайд 5

Виды кейсов Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным ). Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения ). Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра  искажение информации и ошибки ).

Слайд 6

Методы кейс - технологии - Метод инцидента; - Метод ситуационно-ролевых игр; - Метод разбора деловой корреспонденции; - Игровое проектирование; - Метод дискуссии. - Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения, кейс- стади , фото-кейсы, кейс-иллюстрации );

Слайд 7

Чаще всего в работе с детьми применяют технологию «Фото-кейс». Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.

Слайд 8

Первый этап: подготовительный. Начинаю знакомить детей с ситуацией (фотографией). Фиксирую их внимание.

Слайд 9

На втором этапе, дети совместно со мной выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска. Задаю вопрос для проведения «мозгового штурма»: Что мальчик не учел, переходя дорогу в неположенном месте? Как найти выход из данной проблемной ситуации? Дети проводят анализ данной проблемной ситуации и высказывают свои предположение в виде полных ответов на вопросы.

Слайд 10

На третьем этапе, я стараюсь активизировать детей при помощи ключевых вопросов, поддерживать эмоциональный опыт детей, осуществляю координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников. дети примеряют поступок мальчика на себя, выбирают самое оптимальное правильное решение. Четвертый этап: (анализ принятия решения), я вовлекаю детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать. дети делают вывод, что переходить дорогу надо только по пешеходному переходу «зебре». На пятом , оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.

Слайд 11

Кейс, как педагогическая технология универсален и не привязан ко времени. Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной д- ти : может стать частью занятия или какой-либо деятельности, а ее решение дети найдут за несколько минут. а) в начале занятия кейс поможет сформировать у детей интерес к теме; б)настроить на совместную работу; в) плавно перейти к самостоятельной д- ти .

Слайд 12

Таким образом, применение кейс - технологии, оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности дошкольника. ВЫВОД



Предварительный просмотр:

МАОУ «Гимназия г.Троицка» отделение №8

Составила и провела

Воспитатель Рожкова О.О

Мастер-класс

«Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель:

- познакомить педагогов с одним из «продвинутых» активных методов обучения;

- учить педагогов самостоятельно придумывать кейс-ситуации;

- побуждать педагогов участвовать в коллективном творческом процессе, вносить творческий вклад, способствовать саморазвитию педагогов;

- повысить методическую культуру и способность воспитателей к саморефлексии, способы обмена педагогическим опытом и самоанализа эффективности педагогических действий.

- Развивать у педагогов следующие компетенции: аналитические навыки, умение прогнозировать; способность работать с информацией, умение формулировать и обосновывать собственную точку зрения как необходимый элемент профессиональной д-ти; способность искать альтернативные варианты в условиях неопределенности.

ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход.

Кейс-метод относится к современным технологиям проблемного обучения Сегодня мы познакомимся с Кейс методом, который поможет  самостоятельно проектировать образовательный процесс. С его помощью вы сможете моделировать ситуации в которых каждый ребенок проявит свои способности. выразит эмоции, интересы и выберет содержание образовательной деятельности.

В чем же заключается его суть и как его использовать в работе с детьми? Как с помощью кейсов научить воспитателей решать образовательные ситуации? В течении нашего мастера-класса мы попробуем ответить на эти вопросы

Кейс технология – от латинского casus- запутанный, необычный случай; от англ. case – чемоданчик, портфель.

Эта технология зародилась в Гарвордской школе бизнеса в начале 20 века и постепенно распространилась на другие сферы д-ти человека во многих странах, в т. ч. и в России.

Этот метод используется в работе со студентами и школьниками. Однако, если разумно подойти к выбору или разработке кейсов, то можно применить его и в работе с дошкольниками.

Кейс метод – метод анализа практической ситуации, реальной и смоделированной. В отличие от вопросов, тестов и задач он позволяет оценить не объем усвоенной информации, а готовность ребенка к практической д-ти через актуализацию полученных знаний.

Суть кейс-метода заключается в том, чтобы стимулировать познавательную активность детей через практическую д-ть и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько решений и быть максимально приближена к опыту детей.

-Кейс-метод позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы как ее решить и выбирают лучший вариант. При этом у дошкольников развиваются любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи как индивидуально, так и колллективно, разумно действовать в незнакомой или неожиданной ситуации, вырабатывается навык простейшего обобщения.

Кейс, как педагогическая технология универсален и не привязан ко времени.

- Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной д-ти: может стать частью занятия или какой-либо деятельности, а ее решение дети найдут за несколько минут.

а) в начале занятия кейс поможет сформировать у детей интерес к теме;

б)настроить на совместную работу;

в) плавно перейти к самостоятельной д-ти.

С помощью кейс-метода воспитатель может выявить актуальные интересы и мотивы детей и обеспечить тем самым гибкость и пластичность образовательного процесса.

Воспитанники группы не всегда проявляют одинаковый интерес к проблемной ситуации. В различных видах д-ти они активны по-разному.

Задача воспитателя – определить возможности и интересы детей и организовать общение с детьми так, чтобы выявленные интересы сочетались в объединяемых подгруппах. Поэтому, кейс-метод – эффективное средство не только ситуативного, но и дифференцированного обучения в работе с дошкольниками.

Данный метод актуален в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Однако вводить его в образовательную практику следует уже в младших группах. Это нужно для того, чтобы дети накапливали визуальный и эмоциональный опыт, учились общаться

Методы кейс-технологии:

При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру.

Как правило, кейс включает в себя:

• ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни,

• контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации,

• комментарий ситуации, представленный автором,

• вопросы или задания для работы с кейсом,

• приложения.

Сегодня мы подробно познакомимся с некоторыми видами кейсов, рассмотрим их структуру и вместе поучимся составлять кейсы для использования в образовательном процессе.

кейс- прогнозирование;

кейс-инцидент;

проблемно-ролевой кейс;

эвристический кейс;(для проведения эвристической беседы)

неоднозначная ситуация;

кейс-дискуссия, кейс-диспут;

деловой штурм;

кейс с добавлением внешней проблемы.

Существуют разные способы, как использовать кейс-технологии, но все они связаны с проблемным обучением

ПРИМЕРЫ КЕЙСОВ (для анализа с педагогами):

1. Кейс- прогнозирование:

• Направлен на: умение детей отличать реальную и воображаемую ситуацию;

умение строить логические и обоснованные прогнозы;

- умение видеть и анализировать варианты возможных последствий в условиях неопределенности;

развитие критического мышления; умение включаться в коллективное решение сложных задач.

• Кому адресован:

дети среднего и старшего дошкольного возраста

• Ситуация

Одна девочка любила бабочек. Она любовалась ими в книгах, на картинах. С нетерпением ждала весны, чтобы как можно раньше заметить их пробуждение. Девочка узнавала о бабочках все самое –самое интересное и очень любила их рисовать. Однажды зимой она размечталась:» Как было бы здорово, если бы было вечное лето, и все бабочки мира оказались тут, у нас в саду!»

• Момент проблемного включения детей

Представьте себе, что желание девочки сбылось. Будет ли это здорово?

• Комментарий

Педагог по ходу рассказа использует восторженный тон, чтобы мнения детей разделились. Пофантазировав с детьми о том, как это здорово и красиво, воспитатель побуждает всерьез задуматься о последствиях и опасности такой ситуации.

Так из чего же состоит кейс? Подготовка любой кейс-ситуации – процесс творческий, но требует соблюдения определенного алгоритма.

1 шаг – определить цель кейса, компетенции, умения или способности, которые педагог хочет выявить или сформировать у детей.

2 шаг- описать кейс, сюжет содержит проблемный фактор, завязку. Это не обязательно конфликт. Кейс может содержать обстоятельства, которые определяют проблему, острые и внезапно возникающие события, парадокс явлений окружающего мира.

3 шаг – подвести к кульминации кейс-ситуации, это еще не вопрос, но дети должны почувствовать проблему. Этот этап является отправной точкой для поиска решений.

4 шаг – момент проблемного включения: вопрос или задание, которое воспитатель предлагает детям.

2. Кейс- неоднозначная ситуация

• Направлен на проявление способности не только сопериживать печальному образу, но и видетьситуацию с разных сторон;

способность анализировать, строить гипотезы, предполагать.

• Кому адресован:

дети старшего дошкольного возраста

• Ситуация

Воспитатель демонстрирует детям мультипликационный фильм «Винни Пух и день забот».Особое внимание уделяет фрагменту, где Ослик Иа находится в печали, жалуется Винни Пуху на то, что он бедный и несчастный, что никто не пришел его поздравить с с днем рождения, на отсутствие именинного пирога.

• Момент проблемного включения детей

Кто виноват в том, что Ослик Иа такой грустный?

• Комментарий

Цель воспитателя – побудить детей видеть не только поверхностный, но и глубинный характер проблемы. В данном случае важно не только посочувствовать печальному образу Ослика Иа, но и разобраться в причине того, почему так вышло и как это можно было избежать.

3. Кейс- проблемная ситуация

• Направлен на умение воспитанников видеть возможный пародокс окружающих явлений;

способность формулировать проблему;

умение анализировать, строить гипотезы, предполагать;

способность коллективно решать сложные задачи;

• Кому адресован:

дети подготовительной группы

• Ситуация

Воспитатель показывает детям видеоролик, фотоизображение или (реальное действие) птиц нахохлившихся на морозе

• Момент проблемного включения детей

Почему, распушивши перья на морозе, птица согревается? Она же так все тепло выпустит! Может быть наоборот нужно перья прижать, чтобы теплее было?

• Комментарий

Оснавная задача воспитателя не сформировать стериотип «нахохлилась, чтобы согреться». Важно заострить внимание детей на парадоксе явлений, чтобы их личный опыт пошел «вразрез с действительностью».

4. Кейс- диспут

• Направлен на: умение воспитанников аргументировано отстаивать свое мнение;

способность вести конструктивный диалог;

умение анализировать, видеть ситуацию с разных сторон.

• Кому адресован:

дети старшей и подготовительной групп

• Ситуация

Дети слушают песню «Виноватая тучка» (Д. Тухманов). После этого воспитатель предлагает подумать, действительно тучка была виновата?

Кто готов ее обвинить? А может быть кто-то встанет на ее защиту?

• Момент проблемного включения детей

Педагог предлагает детям игру – «Прокурор и адвокат». («Хорошо – плохо» Задача детей разбиться на пары. Участники каждой пары берут на себя роль прокурора и адвоката. Цель – привести как можно больше аргументов в защиту кого-нибудь или чего-нибудь.

Например; «Я обвиняю дождь за то, что он холодный, мокрый, не дает гулять, простужает…» «Я встаю на защиту дождя, потому что он дает жизнь, смывает пыль с растений, по лужам весело скакать, после него растут грибы…»

• Комментарий

Основная задача воспитателя – сформировать у детей компетенцию живого аргументированного спора. Основанием могут быть любые объекты, субъекты или явления окружающей действительности, в том числе и фантастические.

5. Кейс с добавлением внешней проблемы

• Направлен на:умение воспитанников аргументировано отстаивать свое мнение;

предлагать различные варианты решений в обстоятельствах форс-мажор;

способность вести конструктивный диалог;

способность выбирать актуальные решения

• Кому адресован:

дети средней, старшей и подготовительной группы.

• Ситуация

Однажды девочка Нина собралась пойти с бабушкой в магазин. Они подошли к этому очень ответственно. Бабушка проверила, каких продуктов не хватает, составила список продуктов, и попрасила Нину взять его с собой. Когда они пришли в магазин, то обнаружили, что бабушка забыла очки и прочитать список не может.

• Момент проблемного включения детей

Что дальше делать в такой ситуации?

• Комментарий

Задача воспитателя – чтобы дети предложили более 2-х решений. На каждый ответ воспитанников, он ставит новый «барьер».

Н-р, ответы детей: Надо попросить продавца прочитать.

Воспитатель: Продавец не в настроении и не хочет читать список.

Дети: Может Нина прочтет?

Воспитатель:Нина не умеет еще читать.

Как вариант, можно предложить детям придумать друг для друга новые «трудные»обстоятельства.

Таким образом, кейсы, которые предлагает воспитатель, должны не просто дать детям информацию, а погрузить в атмосферу происходящего, стимулировать к общению. Диалог должен быть конструктивным. При этом следует принимать любой детский ответ, даже суперфантастический. Важно научить дошкольниковаргументировать свое мнение и из большого количества идей выбрать уместные и актуальные.

Кейс предполагает использование различных средств: (Вопрос к педагогам – Откуда педагоги могут брать идеи для обсуждения проблемных ситуаций?

Педагог может брать идеи для кейсов из реальных жизненных ситуаций, рассказов коллег, родителей, произведений художественной литературы, песен, мультфильмов с проблемным содержанием. Можно воспользоваться и готовыми идеями детей для кейсов в своих вопросах, поступках, игре.

Вопрос к педагогам – Что можно обсудить на Ваш взгляд с детьми, что является объектом Кейс-метода?

социальные и естественно-научные ситуации;

словесные и иллюстрированные сюжеты: события, рассказы и игры с проблемным содержанием;

фантазийные ситуации и нелепицы;

фото и видеоролики;

объекты и явления окружающей действительности.

(Некоторые педагоги называют проблемы из личного опыта и делятся вариантами их решений, которые они принимали вместе с детьми)

• Затем Старший воспитатель обращает внимание педагогов на картинку с изображением пустого чемодана и предлагает каждому педагогу написать один из признаков на их взгляд хорошего Кейса. (После выполнения задания педагоги сравнивают свои ответы с признаками, изображенными на слайде).

ШЕСТЬ ПРИЗНАКОВ ХОРОШЕГО КЕЙСА,

1. Соответствует поставленной цели.

2. Учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.

3. Является актуальным и интересным детям.

4. Развивает когнитивные навыки, воображение, креативное мышление.

5. Провоцирует дискуссию.

6. Имеет несколько решений.

Работа над каждым кейсом требует от воспитателя времени. Но результаты оправдывают эти усилия. Систематическое общение воспитателя с детьми посредством кейс-метода решает педагогические задачи и повышает уровень профессионального мастерства педагога. Педагог с помощью кейсов сможет самостоятельно проектировать не только отдельные образовательные ситуации, но и весь процесс работы с дошкольниками.

Этапы

Деятельность воспитателя (вопросы)

Деятельность детей (рассуждения, ответы)

Вводный

1 этап

Показывает фотографию. Зачитывает текст.

Рассматривают фото. Знакомятся с ситуацией.

 2 этап

Мозговой штурм.

Активизация детей при помощи ключевых вопросов;

Дети определяют самостоятельно проблему;

 3 этап

Помогает  наводящими вопросами.

Находят совместное решение;

Формулируют выводы;

 4 этап

Рефлексивный

Побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания.

Выбирают один ответ.

Размышляют, выдвигают аргументы;

Применяют полученные знания.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Нетрадиционная техника рисования в практике работы с детьми дошкольного возраста"

В работе раскрыты основные методы и приемы работы  педагогов с детьми по освоению  различных нетрадиционных техник рисования....

Мастер-класс «Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к созданию  папки лэпбук.Задачи:1.  познакомить педагогов с папкой лэпбук и способами её создания; 2. рассмотреть лэпбук как иннова...

Мастер - класс «Применение методов ТРИЗ технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Знакомство педагогов с методами ТРИЗ-технологии, используемых в практической деятельности....

Мастер класс Тема: « Использование математических игр в работе с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»».

Мастер класс Тема: « Использование математических игр в работе с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»»....

МАСТЕР-КЛАСС «Применение интерактивной педагогической технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

С данным мастер-классом я выступала на методическом  семинаре «Развитие познавательной активности дошкольников через использование интерактивных методов обучения» педагогов дошкольных...

Мастер-класс для педагогов «Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста»

Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии ил...

Мастер-класс с родителями "Кинезиологическая гимнастика в работе с детьми дошкольного возраста"

Мастер-класс с родителями "Кинезиологическая гимнастика в работе с детьми дошкольного возраста"...