проектная деятельность по развитию речи "В стране красивой речи"
проект по развитию речи (старшая группа)

Алейникова Елена Александровна

проектная деятельность по развитию речи "В стране красивой речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_starshey_gruppe_.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8 «Сказка» Карасукского района, Новосибирской области

        

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Группа старшего возраста

 № 14 «БУРАТИНО»

ТЕМА: «В стране красивой речи»

 Воспитатель :

Алейникова Е.А.

город Карасук

2020-2021 г.г

         Вопросы развития речи дошкольников приобретают сегодня первостепенное значение. Это обусловлено, прежде всего, тем, что только развитая речь позволяет ребенку свободно общаться с окружающими людьми, «включает» его в активный процесс коммуникации. Благодаря речи ребенок познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, чувства и переживания. От того, насколько точно, лаконично и уместно (в соответствии с конкретной речевой ситуацией) ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения. Дошкольный  возраст – возраст активного освоения речи. Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитие ребенка. Своевременное развитие речи дошкольников  способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной  речью. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому задача воспитателя больше уделять внимания именно развитию речи, создать условия для речевой деятельности детей,  охватить разные стороны речевого развития: развитие связной речи, расширение словаря, формирование грамматического строя речи,  воспитание звуковой культуры речи и культуры речевого общения.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления и развития ребенка. Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Именно она пронизывает всю жизнь ребенка, способствует его физическому и духовному развитию, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания детей.

Игра-это приобретаемый ребёнком опыт думать и говорить свободно, не боясь, критики за возможные ошибки. Этот его новый опыт способствует пониманию принятых в обществе соотношений норм и ценностей, а также повышению самооценки и развитию собственного эго. Игра учит детей общаться и понимать других людей.

Один из видов игровой деятельности - дидактическая игра,  я уделяю ей особое внимание. Дидактической игра  является одним из эффективных средств развития речи дошкольников, поскольку в играх ребенок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует. В своей работе я использую различные дидактические игры: игры с  предметами, настольные - печатные и словесные. В ходе игры развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. В процессе многих дидактических игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. При общении детей в игре, решении спорных вопросов активизируется речь.

АКТУАЛЬНОСТЬ: Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается как основа воспитания и обучения детей. Дети, не получившие соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на дальнейшее общее развитие ребенка.

ЦЕЛЬ: Развитие речевой активности и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

ЗАДАЧИ: 

Образовательные:

•        учить согласовывать прилагательные с существительными;

•        учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов;

•        учить составлять описательные загадки;

•        закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам;

•        упражнять в употреблении нужного слова в определенном падеже;

•        учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;

•        вырабатывать чёткое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом;

•        формировать нормальный темп речи;

•        формировать правильное произношение слов в соответствии с нормами орфоэпии русского литературного языка.

Развивающие:

•        развивать артикуляционный аппарат.

•        способствовать развитию правильного речевого дыхания.

•        способствовать развитию силы голоса;

•        развивать фонематический слух;

•        развивать мимическую мускулатуру;

•        развивать чувство ритма;

•        развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

•        воспитывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;

ТИП ПРОЕКТА: коллективный, познавательный, творческий.

СОСТАВ УЧАСТНИКОВ: дети старшей группы, воспитатель,  родители.

 ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:  долгосрочный

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: дети (5-6 лет)

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 

-игры (сюжетно-ролевые, дидактические, экологические, речевые, подвижные, настольно-печатные) ;

-беседы, общение;

-рассматривание иллюстраций, рисунков, картинок;

-использование мультимедийных презентаций;

-просмотр мультфильмов;

-работа с родителями.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:

1.        Подготовительный.

Постановка цели и задач, выбор  материалов, пополнение предметно-развивающей среды (создание картотеки дидактических игр)

2.        Основной. (Практический)

Реализация проекта через взаимодействие с детьми, родителями; создание дидактических игр своими руками.

3.        Заключительный. (Обобщающий)

Обобщение результатов работы в форме закрепления полученных знаний.

ПЛАН РАБОТЫ

Месяц

Мероприятие

Работа с родителями

сентябрь

1. Изучение методической литературы и опыта коллег по теме проекта, работа с интернет – источниками.

2. Обогащение предметно – пространственной развивающей среды в соответствии с темой проекта.

Проведение анкетирования

« Речевое развитие дошкольников»

октябрь

«Осенняя пора».

Дидактические  игры «Времена года»,

«Вершки-корешки», «Фрукты и-овощи»,«Новоселье».

Консультация  для родителей « Значение  чистоговорок  в речевом развитие »

ноябрь

Дидактические игры на развитие фонетико-фонематической стороны речи. «Испорченный телефон»

«Повтори»

 «Поиграем в сказку»

Буклеты для родителей

«Играем –пальчики развиваем»

декабрь

 Дидактические  игры на развитие грамматического строя речи.        

«Живые слова»

«Дополни предложение»

«Доскажи словечко»

Консультация для родителей «Организация дидактических игр в семье»        

январь

Дидактические игры и упражнения на развитие связной речи».

 «Где начало рассказа»

«Кто больше заметит небылиц»

 «Исправь ошибку»

«Отгадай-ка»

Памятка для родителей «Развитие речи дошкольников»

февраль

Дидактические  игры и упражнения на развитие монологической речи.

«Нарисуем портрет»

«Магазин игрушек»

«Выбери начало»

Консультация  «Как наше слово отзовется»

март

Дидактические игры по методике ТРИЗ.

« Фантазия»

 «Угадай, что я загадала»

«Придумай сказку»

Буклеты для родителей «Артикуляционная гимнастика»

апрель

 Итоговое занятие

«В стране красивой речи».

Обобщение результатов работы в форме закрепления полученных знаний.

Консультация «Какие игры предложить дома»

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

 На  родительском собрание,  познакомила родителей с  темой и содержанием проекта. Провела анкетирование, по его результатам были  разработаны необходимые рекомендации по речевому развитию детей и размещены в «уголке  для родителей», а именно:

-игровые дыхательные упражнения,  

-пальчиковые игры и упражнения;

- дидактические игры, направленные на обогащение словаря, развития грамматического строя речи,  по развитию ЗКР.

Взаимодействие детского сада и семьи, направленно на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье.

 С целью повышения педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития,  проводила  консультаций:

 « Значение  чистоговорок  в речевом развитие »

 «Организация дидактических игр в семье»

«Как наше слово отзовется»

«Какие игры предложить дома»

Буклеты для родителей

«Играем –пальчики развиваем»

«Артикуляционная гимнастика»

Памятка для родителей «Развитие речи дошкольников»

На игровых тренингах, где родители выступали в роли детей,  знакомила их с различными дидактическими  играми, обучала  пальчиковым играм и дыхательным упражнениям,  для дальнейшего использования их со своими детьми дома.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 2001г.
  2. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1982.
  3. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007
  4. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы/ Под. ред. В. В. Гербовой.- 2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 1988.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие по развитию речи представлено в виде путешествия в сказочную страну. Чтобы туда попасть нужно выполнить определённые задания, которые даны в игровой форме....

Рабочая программа по дополнительному образованию речевое развитие "В стране красивой речи".

Основная программа по дополнительному образованию основывается на авторской педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты Е.В. Колесниковой " Развитие фонематического слуха у де...

Конспект итоговой образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе "В стране красивой речи"

Чему научились дети старшей группы за год? Что узнали нового? Насколько они готовы к школе? Ответом на эти вопросы может стать  итоговая НОД....

Открытое занятие по развитию речи "Страна красивой речи".

Цели:1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. форм...

Проект по речевому развитию "В стране красивой речи"

Проект по развитию речи. Цель: развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие. Развитие речи» для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Красивой речи».

Цель: обогащение словарного запаса детей подготовительной группыЗадачи приоритетной образовательной области:          Закрепить и обобщить знания детей об ...

Конспект НОД по речевому развитию "В стране красивой речи"

Цель: обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх.Задачи:  совершенствовать навыки коммуникативного общения, словоизменения словообразования, упра...