Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Азбука вежливости"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Елизавета Борисовна Медведева

Закрепление умения употреблять в речи слова благодарности и вежливые слова.

Формирование общей культуры поведения с воспитанием доброго, уважительного отношения друг к другу.

 Развитие коммуникативных навыков детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_vezhlivosti.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: расширять представление детей о доброте и вежливости, как о ценном качестве человека.

Программное содержание:

1.Познакомить с лексическим значением слова «здравствуйте».

2. Формировать осознанно правильное отношение к поступкам людей, уметь правильно оценивать эти поступки.

3.Развивать навыки разговорной речи.

4.Побуждать детей к нравственным поступкам, вызывать желание совершать положительные и осуждать отрицательные поступки.

5.Воспитывать доброжелательность, желание быть вежливым, воспитанным.

Методические приемы: сюрпризный момент (появление на занятие героя); словесный (стихотворение И.Ревю «Вежливые слова»), вопросы к детям; практический (упражнение детей в проговаривание вежливых слов).

Предварительная работа: беседы: “Всё начинается со слова “здравствуй”, “Всегда будь вежлив”, “Наши добрые дела”, “Что такое хорошо и что такое плохо”, “Вежливость в разговоре”; Чтение: В. Осеева “Волшебное слово”, С. Маршак “Урок вежливости”, А. Кондратьев “Добрый день”, Г. Сапгир “Самые слова”; Дидактические игры и упражнения “Вежливый ручеек”, “У меня зазвонил телефон”, “Кто кому уступит место”; рассматривание картин, иллюстраций.

Словарная работа: ввести в активный словарь слова и словосочетания: волшебные слова, благодарю, простите, извините, добрый день; хвастливый, грубый, жадный.

Оборудование: игрушка плюшевый Мишка, двухцветный круг на каждого ребенка (красного и зеленого цвета), аудиозапись.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что означает слово «здравствуйте»?  (Ответы детей).«Здравствуйте» - очень древнее слово, русские люди в старину при встрече снимали шапку, кланялись в пояс, желали доброго здоровья. Слово «здравствуйте» означает «будь здоров». Приветствовать можно по-разному: привет, доброе утро, добрый вечер, кивком, жестом руки, рукопожатием. Как вы думаете, слово «привет» можно всем говорить?

Дети: нет, только другу.

Воспитатель: а какможно приветствовать взрослых?

Дети: надо сказать «здравствуйте».

Воспитатель: что же обозначает слово «здравствуйте»?

Дети: когда мы говорим слово «здравствуй», мы желаем здоровья.

Дети, представьте пожалуйста, что сидит девочка, к ней подходит мальчик и говорит: «Здравствуй». А потом к этой девочке подходит второй мальчик и говорит: «Здравствуй, Катюша».

– Какое приветствие вам больше понравилось?

– Почему?

– Улучшает настроение?

– Оказывается, наши имена – тоже вежливые слова. А почему?

Вот сейчас мы поиграем в игру и сами это почувствуем.

Игра «Назови ласково».

Дети встают в круг, каждый ребенок по очереди выходит в центр круга, и дети говорят друг другу фразы: «Настенька, ты умница!» или «Лерочка, какая ты сегодня нарядная».

– Что вы сейчас чувствовали, когда стояли в центре круга? (От «волшебных» вежливых слов люди становятся радостнее, счастливее.)

Воспитатель: ребята, я хочу рассказать вам, что со мной приключилось по дороге в детский сад. Мне птичка синичка передала письмо. Давайте я вам прочитаю, что же написано в письме:

«Здравствуйте, дорогие ребята! У нас в лесу живет Медвежонок Миша. Он не знает вежливых слов, не слушает старших, обижает маленьких и всем грубит. Помогите пожалуйста нашему медвежонку Мише стать добрым, вежливым и послушным.

С благодарностью, лесные Зверята».

Ребята, мы поможем с вами лесным зверятам?

Дети: да!

Воспитатель: ой, кто-то стучит к нам в дверь! (воспитатель возвращается с медвежонком в руках).

-Здравствуй Мишутка!

(От имени медведя):

 Поприветствуйте меня!

 Я вот какой хороший.

Я все могу!

Могу плясать

И рисовать, и петь!

Могу стоять на голове

До Марса долететь!

Могу я даже видеть сны,

Не закрывая глаз!

Могу я целый день не врать

Могу, но не хочу!

Воспитатель: Дети, вам понравилось, как Миша нас приветствовал? Хотели бы вы иметь такого же друга хвастунишку (ответы детей). И правильно, слушать хвастунов очень неприятно. Скромные люди и зверята не хвастаются. Миша, ты не только хвастунишка, а еще и не вежливый. Ты с нами даже не поздоровался. А вежливые зверята всегда здороваются. Мишка, нам сообщили, что ты можешь быть не добрым, грубым. (Медведь отворачивается, закрывает морду лапами). Как можно назвать такого Мишку? Правильно, грубиян.

Медвежонок: Ребята, я не хочу быть грубияном. Подскажите, что нужно делать?

Воспитатель: Давайте поможем Медвежонку, расскажем, что должен делать каждый ребенок и медвежонок, чтобы быть вежливым. А для этого мы сейчас с вами поиграем в одну игру.

            Обучающая детская игра-лото «Вежливо – невежливо»

Цель: знакомство детей с правилами поведения в разных ситуациях. 

(дети поднимают в ответ двуцветный круг: вежливо- зеленой стороной, невежливо – красной стороной). 

  • Поздороваться при встрече ….
  • Толкнуть и не извиниться…
  • Помочь подняться, поднять упавшую вещь…
  • Отвечать грубо собеседнику…
  • Очень громко смеяться в автобусе…
  • Мусорить в разных местах…
  • Успокоить плачущего…
  • Решать спор кулаками…
  • Помочь своему товарищу застегнуть пуговицу…
  • Поблагодарить товарища за помощь…
  • Бегать сильно по группе…
  • Отбирать у других игрушки…
  • Помогать всем, кто просит нашей помощи…
  • Радоваться за успехи других.

Воспитатель: Молодцы! Сразу видно, что вы умеете отличать хорошие поступки от плохих.

Физкультурная минутка.

– Поиграем в игру «Круг вежливых слов».

Встаем все в круг и под музыку передаём мяч по кругу, как только музыка утихла, тот, у кого в руках окажется мяч говорит вежливое слово, а мы радостно похлопаем каждому вежливому слову.

– Молодцы, вы знаете очень много вежливых слов, возьмитесь за руки и скажем вместе: «Добрые слова не лень, говорить нам целый день!»

Медведь: Я понял, почему обиделись лесные зверята.

Воспитатель: и почему же?

Медведь: я всем грубил и никогда не говорил волшебных слов. Надо вернуться и сказать волшебное слово «простите».

Воспитатель: вот и замечательно, что ты всё понял. Вежливые слова нужны всегда, не забывай об этом. Послушайте пожалуйста стихотворение ...

Вежливые слова

Есть слова на свете
Ну, просто золотые,
Я их перечислю,
Послушайте какие:

Здравствуйте, спасибо,
Можно ли войти?
Очень вы спешите?
Могу вас подвезти.

Будьте же здоровы,
Вам могу помочь,
Всем спокойной ночи,
Если, скажем, ночь.

Я прошу прощения,
Доброго пути,
Премного благодарен,
Позвольте мне идти!
(Ирис Ревю)

Медведь: спасибо вам большое, ребята, я пойду в лес и попрошу прощения у зверят. До свидания, ребята.

Воспитатель: что мы должны сказать, прощаясь с Мишей? («до свидания»).

В конце занятия звучит песня Фунтика – «Песенка о доброте»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Урок вежливости"

Формировать доброжелательность, вежливость,уважение к окружающим. Развивать способность оценивать свое отношение к пзитивным и негативным поступкам. Развивать связную, интонационную и выразительную ре...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему : "Вежливые слова"

В данном конспекте представлена беседа с детьми, игры, физкультминутка, загадки, игровые ситуации....

Конспект занятия по развитию речи для средней группы «Путешествие в мир доброты и вежливости»

Виды детской деятельности: Игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная. Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы». ...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием игровых технологий «О доброте и вежливых словах»

ФГОС «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое ...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему:«Урок вежливости».

Конспект разработан для среднего дошкольного возраста с целью формирования у детей коммуникативных навыков и элементарных представлений об этикете гостеприимства, упражнения в употреблении вежливых сл...

Конспект ООД по развитию речи детей средней группы "Урок вежливости"

Конспект ООД по развитию речи детей средней группы "Урок вежливости"...