Аналитический отчёт о работе учителя-логопеда
материал по развитию речи

Лунг Алёна Валериевна

Аналитический отчёт о качестве результативности проведённой коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда Лунг А.В. в старшей группе компенсирующей направленности за 2021-2022 учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «______________» г. ______________

Аналитический отчёт

о качестве результативности проведённой

коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности «__________»

за 2021-2022 учебный год

        

Учитель-логопед: Лунг А.В.

Аналитический отчёт о качестве результативности проведённой коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда Лунг А.В. в старшей группе компенсирующей направленности «Морские черепашки»

за 2021-2022 учебный год

Организационное направление

Аналитический отчёт составлен по итогам деятельности учителя логопеда Лунг А.В. за 2021-2022 учебный год с целью оценки качества коррекционно-развивающей работы.

На основании результатов заседания ПМПК г. ______________ от 19.08.2021 г. в группу компенсирующей направленности МАДОУ «___________________» было зачислено 14 детей (+ один ребёнок переведён из детского сада «_______» 11.11.2021 г.). Из 15 детей с нарушениями речи:

  • 13 детей– ОНР III уровня;
  • 2 ребёнка – Дизартрия.

Коррекционно-развивающий процесс в группе компенсирующей направленности в 2021-2022 учебном году строился в соответствии с программами:

- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «__________» для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) на 2021-2022 учебный год.

 - Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3до 7 лет. (Н.В. Нищева).

Работа осуществлялась в соответствии с целями:

- Построение системы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности детей с тяжёлыми нарушениями речи от 5 до 7 лет, направленной на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

Задачи:

― Содействовать овладению детьми с тяжёлыми нарушениями речи самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками.

― Содействовать овладению детьми с тяжёлыми нарушениями речи фонетической

системой русского языка, элементами грамоты.

― Способствовать общему развитию детей с тяжёлыми нарушениями речи, коррекции их психофизического развития.

― Формировать психологическую готовность к обучению в школе, коррекционно-развивающими, коррекционно-образовательными, коррекционно-воспитательными.

Диагностическое направление

В сентябре 2021 года было проведено углубленное логопедическое обследование.

Цель: диагностика речевого развития ребенка дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Задачи: 

Методы, формы, приемы.

В данной работе для оценки речевого развития ребенка предлагаются контрольные упражнения и задания:

  • диагностика состояния мелкой и артикуляционной моторики;
  • диагностика общих речевых навыков;
  • диагностика состояния звукопроизношения;
  • диагностика состояния слоговой структуры и звуконаполняемости слов;
  • диагностика состояния фонематического слуха, анализа, синтеза;
  • диагностика импрессивной речи;
  • диагностика эмпрессивной речи (активного словаря, обобщающих понятий, словоизменения, словообразования);
  • диагностика состояния связной речи.

Предполагаемый результат.

Диагностика речевого развития позволяет:

  • получить объективную оценку уровня речевого развития и речевой подготовленности детей;
  • спланировать учебно-воспитательную и коррекционную работу с детьми;
  • выбрать программные общеобразовательные и коррекционные задачи;
  • использовать современные методики и технологии развивающего обучения;
  • создать предметно-развивающую среду;
  • организовать подгрупповую и индивидуальную работу с детьми;
  • комплектовать подгруппы;
  • определить временные нагрузки на каждого ребенка.

Виды диагностики нарушений речевого развития

  • скрининговая;
  • дифференциальная;
  • углублённая.

             Принципы диагностики речевых нарушений:

  • принцип всесторонности;
  • принцип комплексности;
  • онтогенетический принцип;
  • принцип системности;
  • принцип количественно-качественного анализа полученных данных.

Обследование позволило выявить не только нарушения в развитии воспитанников в отношении общего и речевого развития ребенка, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития, помогло адаптировать комплексную образовательную программу, сформировать подгруппы детей для коррекции нарушения речи, составить планы подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности.

Таблица мониторинга речевого развития детей старшей группы компенсирующей направленности на 2021-2022 учебный год

(вводный мониторинг)

Разделы диагностики

Низкий уровень (количество детей в %)

Средний уровень (количество детей в %)

Высокий уровень (количество детей в %)

Моторика

Мелкая моторика

6 (40%)

9 (60%)

0 (0%)

Артикуляционная

моторика

14 (93,3%)

1 (6,7%)

0 (0%)

Общие речевые навыки

5 (33,3%)

10 (66,7%)

0 (0%)

Звукопроизношение

14 (93,3%)

1 (6,7%)

0 (0%)

Слоговая структура и звуконаполняемость слов

9 (60%)

6 (40%)

0 (0%)

Фонематический слух, анализ, синтез

9 (60%)

6 (40%)

0 (0%)

Импрессивная речь

8 (53,3%)

7 (46,7%)

0 (0%)

Экспрессивная

речь

Активный словарь

14 (93,3%)

1 (6,7%)

0 (0%)

Обобщающие понятия

6 (40%)

9 (60%)

0 (0%)

Словоизменение

14 (93,3%)

1 (6,7%)

0 (0%)

Словообразование

15 (100%)

0 (0%)

0 (0%)

Связная речь

8 (53,3%)

7 (46,7%)

0 (0%)

Содержание коррекционно-развивающей работы

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

  • Развитие словаря;
  • Формирование и совершенствование грамматического строя речи;
  • Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа;
  • Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов;
  • Совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза;
  • Развитие связной речи;
  • Обучение элементам грамоты;
  • Формирование коммуникативных навыков.

Коррекционно-развивающее направление

Целью коррекционно-развивающей работы являлось воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту звукопроизношением, словарным запасом и уровнем развития связной речи, что обеспечивалось в результате разнопланового систематического воздействия, направленного на развитие речевых и неречевых процессов, согласованного и систематического взаимодействия с семьей дошкольников.

Осуществление коррекционной-развивающей работы в образовательной области «Речевое развитие» велось во фронтальной, подгрупповой и индивидуальной форме, по следующим направлениям:

  1. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза;
  2. Обучение грамоте;
  3. Развитие словаря;
  4. Совершенствование грамматического строя речи;
  5. Развитие связной речи и речевого общения.

Реализация содержания коррекционно-развивающей работы осуществлялась через регламентируемые (ОД) и не регламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, экскурсии, прогулки, самостоятельную деятельность детей). Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определялось индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществлялась при максимальном использовании всех анализаторов. При планировании ОД учитывался тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий.

При изучении каждой темы определялся словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Темы соотносились с временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы проводилась работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Обязательным требованием к организации обучения являлось создание условий для практического применения формируемых знаний. В течение учебного года на занятиях широко использовался наглядный материал, а также мультимедийное оборудование.

Большое внимание уделялось занятиям по логоритмике, которая способствовала развитию речи и когнитивных процессов у детей дошкольного возраста, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличению словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти.

Исходя из образовательных потребностей детей группы, а также имеющихся в ДОО условий, в своей практической деятельности мною использовались различные современные образовательные технологии: игровые, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие, мнемотехника, метод наглядного моделирования, Су-Джок терапия, ТРИЗ и другие.

Игровые технологии позволяют повышать успешность обучения воспитанников с речевыми нарушениями. Проведение на групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создаёт максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребёнка условиях игровой деятельности. Используемые мною игровые пособия применяются на логопедических занятиях по разным направлениям работы (произносительной и лексико-грамматической стороны речи, формирование слоговой структуры слова, фонематического восприятия и обучения грамоте).

Активно использую информационно-коммуникационные технологии. Чтобы достичь максимального результата в коррекционно образовательном процессе на занятиях использую мультимедийные презентации, игровые упражнения и задания на компьютере «Учимся говорить правильно», «Артикуляционная гимнастика», «Баба Яга учится читать».

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Оно подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу.

Для сохранения и укрепления физического здоровья использую здоровьесберегающие технологии:

  • Артикуляционную гимнастику, систематические упражнения по тренировке движений пальцев.
  • Регулярные занятия дыхательной гимнастикой (способствуют воспитанию правильного речевого дыхания).
  • Зрительную гимнастику (снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации).
  • Кинезиологические упражнения (направлены на активизацию межполушарного взаимодействия («гимнастика мозга»), помогают активизировать различные отделы коры головного мозга).
  • Успешно апробировала метод использования Су-Джок терапии, шарики-«ёжики» и колечки используем при пальчиковой гимнастике, а также выполняем множество игровых упражнений с ними.

Применение данных технологий позволило в работе с детьми ТНР, повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировать у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укреплении здоровья.

Динамические изменения в освоении адаптированной образовательной программы на 2021-2022 учебный год

Для большей достоверности и наглядности были представлены данные итоговых диагностик, сопоставлены показатели данных диагностик уровня речевого развития после проведения коррекционной работы.

Таблица мониторинга речевого развития детей старшей группы компенсирующей направленности в 2019-2020 учебный год (итоговый мониторинг)

Разделы диагностики

Низкий уровень (количество детей в %)

Средний уровень (количество детей в %)

Высокий уровень (количество детей в %)

Моторика

Мелкая моторика

0 (0%)

6 (40%)

9 (60%)

Артикуляционная

моторика

0 (0%)

7 (46,7%)

8 (53,3%)

Общие речевые навыки

0 (0%)

5 (33,3%)

10 (66,7%)

Звукопроизношение

0 (0%)

12 (80%)

3 (20%)

Слоговая структура и звуконаполняемость слов

0 (0%)

6 (40%)

9 (60%)

Фонематический слух, анализ, синтез

0 (0%)

8 (53,3%)

7 (46,7%)

Импрессивная речь

0 (0%)

3 (20%)

12 (80%)

Экспрессивная

речь

Активный словарь

0 (0%)

4 (26,7%)

11 (73,3%)

Обобщающие понятия

0 (0%)

6 (40%)

9 (60%)

Словоизменение

0 (0%)

7 (46,7%)

8 (53,3%)

Словообразование

0 (0%)

7 (46,7%)

8 (53,3%)

Связная речь

0 (0%)

3 (20%)

12 (80%)

По результатам, представленным в таблице видно, что на начало обучения 2021-2022 учебного года обследуемые дети были распределены по уровням речевого развития следующим образом:

  • высокий уровень – 0%,
  • средний уровень – 0%,
  • низкий уровень – 100%.

На конец обучения следующие показатели состояния развития речи детей:

  • высокий уровень – 80%,
  • средний уровень – 20%,
  • низкий уровень – 0%.

         Вывод: на начало обучения в группе уровень развития всех компонентов речи был низким. За один учебный год была проделана большая работа, результат которой виден на конец обучения, что ещё раз подтверждает вывод о положительной динамике развития всех речевых процессов у дошкольников старшей группы. Об эффективности проведенной логопедической работы свидетельствует изменение процентного соотношения уровней речевого развития, выявленное на начальном этапе работы и в конце учебного года.

         

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

годовой отчёт о работе учителя - логопеда ДОУ

Годовой отчет учителя- логопеда Утемишевой Г. К. за 2015 -2016 учебный год. Логопедическая работа в течение года строилась в соответствии с «Положением об организации работы учител...

ОТЧЁТ о работе учителя – логопеда за первое полугодие 2017 – 2018 учебного года

Отчет о работе учителя–логопеда Зюляевой М. С. за первое полугодие 2017 – 2018 учебного годаВ 2017 - 2018 учебном году логопедическая деятельность осуществлялась по следующим направлениям:...

Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 пгт. Кокуй за 2016-2017 год

Отчет о проделанной работе за год, с описанием направлений работы...

Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 за 2017-2018 год.

Отчет о проделанной работе за год, с описанием направлений работы...

Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 за 2018-2019 год.

Отчет о проделанной работе учителя-логопеда отражает все направления работы (диагностическое, коррекционно-развивающее, организационно-методическое, консультативно-просветительское, профилактическая р...

Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 за 2018-2019 год по детям с ОВЗ.

Основной задачей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ является обеспечение доступного, качественно­го и эффективного развития с учетом возможностей детей, а так же раз...