Педагогический проект «Влияние устного народного творчества на развитие лексико-грамматической стороны речи детей 3 – 4 лет»
проект по развитию речи (младшая группа)

Педагогический проект «Влияние устного народного творчества на развитие лексико-грамматической стороны речи детей 3 – 4 лет». Цель проекта: разработать систему мероприятий по развитию лексико-грамматической стороны речи детей 3 – 4 лет средствами устного народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt-vlijanie_ustnogo_narodnogo_tvorchestva_na_r.doc207 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ЦРР – ДЕТСКИЙ САД «РЯБИНКА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 «Влияние устного народного творчества на развитие лексико-грамматической стороны речи детей 3 – 4 лет»

Выполнила:

Белова Наталия Васильевна

Мариинский Посад


Содержание

Введение        3

Анализ внешней среды        7

Анализ  внутренней среды        8

Постановка проблемы проекта        9

Цель        9

Задачи        9

Ожидаемые результаты        10

Концептуализация проекта        12

Этапы работы над проектом        12

Взаимодействие с детьми        14

Взаимодействие с родителями        19

Взаимодействие со специалистами        20

Мониторинг проекта        21

Заключение        25

Приложение 1        27

Приложение 2        28

Приложение 3        29

Литература        31


Введение

Речь - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком.

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем деятельность и поведение.

Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.

Слова – основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление), морфологическую структуру.

Словарь – это слова (основные единицы речи) обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.

Различают словарь активный и пассивный.

Активный словарь – это слова, которое говорящий не только понимает, но и употребляет. Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях – ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни.

Пассивный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.

Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Различают морфологический и синтаксический уровень грамматической системы.

Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования; синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

К 4 годам словарный запас возрастает до 1600–1900 слов. Из них по данным А.Н. Гвоздева, 50,2% составляют существительные, 27,4% – глаголы, 11,8% – прилагательные, 5,8% – наречия.

На данном этапе формируется глагольное управление. Появляются сложные предлоги: из-за, из-под. Закрепляются согласование прилагательного с существительным. Предложение становится более распространенным, появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с союзом чтобы, потому что, который.

 Для маленького ребёнка овладение речью - это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в речи не только с близкими ему людьми- взрослыми, но и со сверстниками. Для этого нужно создать благоприятные условия для совместной деятельности взрослых и детей.

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества.

Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их в педагогическом процессе.
        
Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.
        
Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора (например, колыбельная песня)  обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников.

 Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использовании их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх.

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
        
Произведения русского народного искусства через особую форму отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях.

На этом возрастном этапе исследователи отмечают большой интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определено влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей. Выявлены возможности формирования творческих умений в процессе освоения художественных речевых образов произведений фольклора, пути развития родной речи с помощью словесного творчества народа.

Народ – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, мы не найдем такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию.

Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
           Для развития речи ребенка следует шире использовать фольклор во всех его формах. Для младших дошкольников – это, прежде всего, сказки, заклички, потешки, загадки.

В устном народном творчестве, как нигде больше, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.

Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.

Очень хорошо использовать театрализованные игры, игры-драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Они проходят по известному детям сюжету, но оставляют малышам простор для творчества, импровизации.
          Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песенок, хороводов
. Затем дети  увлеченно слушают народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведений-миниатюр.         
         Таким образом
, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, мы выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка.


Анализ внешней среды

Положительные факторы

Отрицательные факторы

  1. Пользование интернет – услугами.
  2. Повышение квалификации педагогов.
  3. Имеются программы: «Наследие» под редакцией М.Ю. Новицкой, «Оберег» - Е.Г. Борониной, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - О.Л. Князевой и др..
  1. Нет материального стимулирования спонсорами.
  2. Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе.
  3. Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.
  4. Увлечение компьютерными играми и просмотрами телепередач без разбора, в результате чего формируется жестокость и агрессивность. У детей не формируются навыки человеческого общения.


Анализ  внутренней среды

С ильные стороны

Слабые стороны

  1. Налаженная система работы ДОУ.
  2. Пример и влияние коллег.
  3. Поддержка и внимание к этой проблеме руководителя, попечительского совета родителей.
  4. Атмосфера сотрудничества с социумом
  5. Совместная работа с родителями
  6. Наличие в детском саду предметно-развивающей среды: «Музей», где собраны интересные предметы искусства русского, чувашского народа, предметы быта.
  7. Работает логопед в ДОУ.
  8. В группе имеется уголок книги.

9. В группе обустроен уголок театрализованной деятельности таким образом, что дети имеют доступ к любой игрушке и возможность выбирать материал для развития своих замыслов.

  1. Потеря интереса к педагогической деятельности родителями.
  2. Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей.
  3. Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка.
  4. Недостаточное методическое оснащение к программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой по которой работает д/с.
  5. Недостаточность личного опыта и знаний по данной теме.
  6. Недостаточное использование произведений устного народного творчества детьми при проведении режимных моментов.


Постановка проблемы проекта

Отсутствует стройная система развития лексико-грамматической стороны речи детей 3 – 4 лет средствами устного народного творчества.

Цель

Разработать систему мероприятий по развитию лексико-грамматической стороны речи детей 3 – 4 лет средствами устного народного творчества.

Задачи

  1. Проанализировать педагогическую литературу по развитию лексико-грамматической стороны речи детей 3 – 4 лет и приобрести новую литературу и методические рекомендации.
  2. Разработать систему и создать условия по использованию устного народного творчества в развитии лексико-грамматической стороны речи детей 3 – 4 лет речи.
  3. Разработать план совместной работы с родителями по развитию всех компонентов устной речи.
  4. Пополнение предметно-развивающей среды: книгами, иллюстрированным материалом, видами театров (настольным, пальчиковым,  на фланелеграфе, игрушки и картинок, куклами би-ба-бо) по произведениям устного народного творчества, подбором детской фонотеки : музыка, сказки, песни русского народа.

Ожидаемые результаты

  1. Будет разработана система развития  лексико-грамматической стороны речи детей 3 – 4 лет средствами устного народного творчества.
  2. У детей расширится и активизируется словарный запас на основе обогащения представлений о ближайшем окружении.
  3. Разовьется умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом).
  4. Будет развиваться умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.
  5. Совершенствуется умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).
  6. Дети будут употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающих животных и их детенышей (утка – утенок – утята);форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив).
  7. будет развиваться словотворчество детей на этапе активного овладения грамматикой.
  8. Начнут получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельсв; составлять предложения с однородными  членами.
    Концептуализация проекта

Оригинальность моего проекта обеспечивается внедрением в практику образовательного процесса следующих идей:

  1. Интеграция разных образовательных областей.
  2. Составление картотеки произведений устного народного творчества.
  3. Привлечение родителей в образовательный процесс при ознакомлении детей с устным народным творчеством.
  4. Использование фольклора:

в образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

в самостоятельной деятельности детей.

5.блочно-тематическое планирование.






Этапы работы над проектом

  1. Подготовительный этап
  1. Аналитический обзор литературы по проблеме развития лексико-грамматической стороны речи средствами устного народного творчества.
  2. Анализ предметно-развивающей среды группы.
  3. Анкетирование родителей.
  4. Разработать план совместной работы с родителями по развитию всех компонентов устной речи.
  5. Диагностика детей.
  1. Основной этап
  1. Разработать систему мероприятий по развитию лексико-грамматической стороны речи детей 3 – 4 лет средствами устного народного творчества.
  2. Подбор произведений устного народного творчества..
  3. Пополнение уголка книги новыми красочными книгами с детским фольклором, крупными иллюстрациями к потешкам.
  4. Активное взаимодействие со специалистами и родителями.
  1. Заключительный этап
  1. Проведение мониторинга результативности работы по проекту.
  2. Повторное диагностирование детей.
  3. Презентация проекта перед педагогическим составом ДОУ.
  4. Распространение опыта работы по теме «Влияние произведений устного народного творчества на развитие лексико-грамматической стороны речи детей 3 – 4 лет.
  5. предоставление информации на сайт ДОУ.
  6. проведение мастер-класса по теме: «Использование фонотеки в работе с детьми» и др.

Взаимодействие с детьми

Мышление  ребенка дошкольного возраста – наглядно-образное, поэтому необходимо наполнить окружающую малыша действительность предметами, книгами, игрушками, наглядными пособиями, позволяющими ему более точно представить то, о чем  говорят, про что читают.

Важным   условием восприятия  детьми  младшего  дошкольного  возраста народной культуры, становится сочетание художественного  слова  с другими  видами искусства: изобразительным, музыкальным, театральным.

УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЫ:

1)Создание библиотеки русского народного творчества;

2)Создание  развивающей среды;

3)Подбор наглядных пособий, плакатов, иллюстраций;

4)Подбор методической педагогической литературы;

5)Подбор детской фонотеки : музыка, сказки, песни русского народа ;

ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Чтобы работа была живой, увлекательной, эффективной  и главное, вызывала интерес и любовь к родному языку, и  художественному слову применялись разнообразные формы работы с детьми. От поставленных речевых задач и творческого подхода зависела форма работы с детьми: индивидуальная, подгрупповая и фронтальная.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

1. Ежедневное чтение (русские сказки, потешки, песенки).

2. Тематические беседы  по устному народному творчеству.

3.  Совместное рассматривание книг и иллюстраций.

4.Театрализация  русских народных сказок  куклами би-ба-бо, на фланелегафе,  настольным и пальчиковым театром, театром игрушки и картинок.

5.Пение  народных песенок, потешек.

6.Слушание детских песенок и русских народных сказок из фонотеки.

  КОМУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Ребенок 3-4 лет становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, возрастает стремление утвердиться: «Я сам!», но внимание детей пока еще не устойчиво, они быстро отвлекаются. Поэтому, в процессе чтения детям книг по русскому фольклору, необходимо чередовать само чтение с музыкой, беседой и  драматизацией сказок.

  • Чередование хоровых и индивидуальных ответов.
  • Обязательное наличие эмоциональных и игровых приемов.
  • Использование литературных и художественных вставок.

Приемы:

сюрпризные моменты, игровые приемы, образец интонационного чтения, от лица сказочного героя или игрушки, вопросы детям, объяснения, указания, упражнения, подсказ слова или  фразы, проговаривание реплик.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ.

МЕРОПРИЯТИЯ

ЦЕЛИ

1

    Рассматривание книг и иллюстраций по устному народному творчеству.

Развивать у детей интерес к книгам. Воспитание у детей любви к русской народной культуре.

2

Чтение русских сказок «Репка»,«Теремок»,«Волк и козлята»,«Лиса и заяц», «Колобок», «Кот и лиса».

Поддерживать интерес к русским  народным сказкам. Учить чувствовать образный язык сказок. В беседах поощрять высказывания детей по содержанию сказок.

4

Знакомство детей с потешками«Котик»,«Водичка», «Расти, коса, до пояса»

Познакомить с жанром потешки, помочь запомнить, интонационно выразительно исполнять знакомые потешки

5

 Знакомство детей с   загадками  русского народа.  

Уточнять представления детей о загадках; учить отгадывать описательные загадки.

7

Музыкальная деятельность

Разучивание детских песенок по устному народному творчеству, игра на русских народных инструментах.

9

Игра–драматизация  «Репка»

Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки. Называть характерные признаки героев. Обогащать и активизировать  их словарный запас.

11

Рассказывание сказок «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Лиса и волк» куклами би-ба-бо и театром игрушки.

Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Учить точно отвечать на вопросы. Подвести к моделированию.   Обогащать и активизировать словарный запас.

12

    Логоритмика   «Неваляшки», «Потешки»,«Герои сказок», «Играем на народных инстр.»

Учить детей сочетать слова текста с ритмичными движениями  по потешкам, по песенкам, по загадкам.

13

Пальчиковый театр «Теремок»,   «Рукавичка».

Моделирование сказки.

 Помочь детям эмоционально  воспринимать образный язык сказки. Участвовать самим в действии. Активизировать словарь диалогами.

14

Знакомство детей со   считалками и поговорками.

Рассказать о считалках, учить с детьми  веселые считалки. Помочь запомнить поговорки русского народа.

15

Театр картинок сказки «Гуси-лебеди»на фланелеграфе.

Запоминать действующих лиц, передавать сюжет сказки. Замечать образные слова.

16

Аппликация с элементами рисования и лепка по  сказке «Колобок»

Учить передавать образ колобка силуэтным и пластическим способом. Развивать сюжетно-игровой замысел. Дополнять работу деталями.

18

Слушание       аудиосказок

«Маша и медведь»,«Заюшкина избушка»

Способствовать эмоционально воспринимать сюжет сказки. Учить внимательно слушать.

Игра в сказку. Моделирование сказок.

19

     Литературный досуг

        «Угадай сказку»

Выявить у детей знания русских сказок: узнавать героев сказок, выполнять творческие задания. Выражать образ мимикой, жестами, речевой интонацией.

20

Выставки детского творчества

 по тематике «Наши сказки»

Развитие воображения, творческой активности.

21

           Итоговые мероприятие «Путешествие с матрешкой»

Способствовать выявлению у детей знаний произведений русского фольклора. Помогать развить мысленную активность и  индивидуальные  способности

22

Игра-драматизация  «Репка», «Колобок», «Лиса и заяц», «Козлятки и волк».

Учить детей эмоционально представлять образы персонажей, выражать впечатления в словах, мимике, жестах. Обогащать речь сказочной лексикой.

23

Знакомство детей с пословицами, колыбельными.

Учить понимать значение пословиц. Объяснить назначение и особенности колыбельных песен. Помочь заучить текст.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.

У детей свободный доступ к игрушкам, книгам, играм, предметам.  

Книжная  выставка  устного народного творчества постоянно варьируется. Раскраски и детские журналы по тематике русского фольклора.

Иллюстрированный  красочный материал по сказкам дается детям для рассматривания. 

В театральном уголке - герои  русских народных сказок пальчикового, настольного театров, кукольный домик кукол би-ба-бо. Дети могут брать для игр.

Применяются  аудиокассеты  и  диски для детей с детскими песенками, потешками, с хороводными песнями. Совместно с детьми водим хороводы, поем песни, импровизируем и в группе и на прогулках.

В свободном творчестве  дети  разукрашивают в раскрасках  сюжеты  сказок, лекала  животных, рисовали на чистых и тонированных альбомных листах. У детей имеются различные изобразительные материалы: цветные карандаши, фломастеры, краски.


Взаимодействие с родителями

Совместная работа воспитателя и родителей является ключевой при рассмотрении вопроса о речевом развитии младших дошкольников.

Полноценная речевая среда и языковые нормы взрослых являются неотъемлемой составляющей речевого развития.

месяц

Мероприятия

Сентябрь

Анкетирование родителей «Использование фольклора в семейном воспитании»

Оформление папки-передвижки «Потешки для плачущего ребенка».

Октябрь

Пополнение развивающей среды в группе настольный театр «Колобок».

декабрь

Консультация «Пальчиковые игры в развитии речи детей».

Оформление папки-передвижки «Потешки во время еды».

январь

Консультации для родителей «Баю-баюшки-баю…» (Как укладывать ребенка спать?).

Оформление папки-передвижки «Потешки при укладывании спать».

февраль

Пополнение уголка ряженья

Оформление папки-передвижки «Потешки при одевании и раздевании».

март

Создание в группе теневого театра

май

Совместное развлечение родителей с детьми «Веснянка».

Оформление папки-передвижки «Потешки при умывании».




Взаимодействие со специалистами

Данный вид направления в работе носит преимущественно консультативный характер по решению следующих вопросов:

  • .Проведение логопедического обследования детей по запросам и в присутствии родителей.
  • Посещение открытых занятий воспитателей по развитию речи.
  • Проведение просветительской работы (семинаров, консультаций, рекомендаций) среди педагогов о важности профилактики и коррекции речевых нарушений.

Мониторинг проекта

Автор-составитель Ю.А. Афонькина. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой: Диагностический журнал. Вторая младшая группа».

Диагностика освоения ребенком универсальных видов детской деятельности.

Направление психолого-педагогической работы «Познавательно-речевое развитие».

Блок «Педагогическая диагностика».

Образовательная область «Коммуникация».

Раздел «Развитие компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи».

Диагностическая карта (лист развития)

«Развитие компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи»

Воспитатель _________________________________

Группа ____________________________

Дата _____________________________

Показатели развития

Фамилия, имя, возраст ребенка

Примечание

1

2

3

Формирование словаря

различать существенные детали и части предметов

называть существенные детали и части предметов

различать качества (цвет и его оттенки, форма, размер)

называть качества (цвет и его оттенки, форма, размер)

различать особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая)

называть особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая)

различать некоторые материалы и их свойства

называть некоторые материалы и их свойства

различать местоположение предметов

называть местоположение предметов

обращать внимание на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка – блюдце, стул – табурет, шуба – пальто – дубленка)

понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, игрушки, животные)

называть части суток (утро, день, вечер, ночь)

называть домашних животных

называть детенышей домашних животных

называть овощи

называть фрукты

Грамматический строй речи

согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже

употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около)

употреблять имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей

форму множественного числа существительных в родительном падеже

проявлять словотворчество

получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств

составлять предложения с однородными членами

Для сбора конкретных диагностических данных педагог использует метод наблюдения. Данные наблюдения важны для определения уровня освоения детьми разных видов деятельности, формирования ее структуры, а также для определения общего хода его развития, эмоционального благополучия. Дополняются наблюдения свободным общением педагога с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок. А также педагог проводит специально организованные диагностические занятия в период, определенный в программе «От рождения до школы» для мониторинга. В эти занятия включаются специально подобранные задания, позволяющие выяснить, насколько ребенок выполняет программные задачи.

Критерии оценки показателей: выполняет самостоятельно (вс), выполняет с помощью взрослого (вп), выполняет в общей со взрослым деятельности (вод), не выполняет (нв).

Критерии вносят в диагностические карты.



Заключение

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на  духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития   дошкольников  я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.

С колыбельными песнями начинают знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.                                                          

Потешки, считалки, заклички  являются   богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.                                                      

Загадки   обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речью.

 


Приложение 1

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Анкета для родителей

1. Фамилия, имя ребенка ___

2. Дата рождения ___ ___

Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.

3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ___

4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) ___

5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ___

6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ___

7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) ___

8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ___

9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? ___


Приложение 2

Анкета для родителей

1. Какие малые формы фольклора Вы знаете?

2. Какие используете с детьми? С какой целью?

3. Загадываете ли детям загадки? Как часто?

4. Какие потешки Вы знаете?

5. Поете ли Вы своим детям колыбельные песни? Какие?

6. Как Вы считаете, какое значение имеют малые формы фольклора в жизни ребенка?


Приложение 3

Консультация для родителей «Баю - баюшки - баю…»

(Как укладывать ребенка спать.)

Пробуждение и засыпание - очень важные моменты в жизни детей.

Проснуться - это всегда как бы немножко родиться заново. С чего начинается ваше утро? С улыбки, поцелуя, прикосновения. Вы спокойны, ваши глаза говорят друг другу: мы оба так рады, что мы есть в этом мире!

Теперь можно встать, умыться, обтереться влажным полотенцем, сделать вместе зарядку. Обязательно надо перекусить, что-нибудь с горячим чаем, даже если ребенок идет в детский сад. И день начался.

Укладывание ребенка спать вечером тоже не терпит суеты и спешки.

Хорошо, если вся процедура будет иметь какой-то постоянный порядок, четкую последовательность, станет своего рода церемонией.

Прежде всего, дайте ребенку возможность спокойно закончить игру: «Уже поздно, пора спать, поиграй еще пять минут - будем укладываться». Упрощает жизнь введение четкого правила: после передачи «Спокойной ночи, малыши!» сразу умываться - и в постель.

Одни дети засыпают быстро. С другими надо посидеть подольше, погладить, что-то тихо пошептать, в роде «ручки устали, ножки устали, все хотят спать, глазоньки закрываются, глазки устали, все отдыхает». Чтобы ребенок успокоился, лучше гладить его в направлении сверху вниз по ручкам (от плеча к кисти), ножкам (от бедра к стопе), животику, спинке, лобику.

Если выполнять это в течение хотя бы месяца и каждый день сидеть с ребенком столько, сколько он требует, он начнет засыпать быстрее и спокойнее. В какой-то момент даже может сам предложить оставить его одного.

Очень важно, в каком состоянии, взрослый сидит рядом с малышом. Если вы торопитесь и хотите поскорее покончить со всей процедурой укладывания - ничего не выйдет. Как нарочно, ребенок будет засыпать очень долго, капризничать и просить то пить, то есть, то в туалет, то почитать. Вы нервничаете, и он видит это, понимает, что от него хотят поскорее отделаться. Он чувствует, что, хотя бы физически рядом, ваши мысли далеко, и пытается своими капризами вернуть вас к себе. Если вы хотите, чтобы ребенок успокоился и быстро заснул, успокойтесь сами.

На многих детей очень хорошо действуют колыбельные песни. Удивительно мягкая, нежная, музыкальная и образная русская речь, ритмичность приговоров, сопровождаемых поглаживанием, похлопыванием, покачиванием, доставляют большое удовольствие ребенку:

Спи, младенец маленький,

Голубочек аленький,

Мой младенец будет спать,

А я буду напевать.

фольклор речь дошкольник пробуждение засыпание

Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Колыбельная, как форма малого фольклора, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Колыбельные песнии и потешки - бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек.

Пусть будет крепка невидимая нить тепла и любви между ребенком и вами! Пойте для души!


Литература

  1. ФГТ в дошкольном образовании. Типовое положение о ДОУ (2012). – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд. испр. и доп.- М.:МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2012.
  3. www.gov.cap.ru Обучать дошкольников так, чтобы они об этом не догадывались. Васильева Л.Г.
  4. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
  5. Антология педагогической мысли Руси и Русского государства Xll-XII вв.М., 1985.
  6. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
  7.  Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.
  8. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп.сПб,. 2008.
  9. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
  10. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» по ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой: диагностический журнал. Вторая младшая группа. Автор-составитель Ю.А. Афонькина.-Волгоград: Учитель, 2012, - 84 с.
  11. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: Просвещение, 1976. - 127 с. 
  12. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
  13.  Яковлева Н.Н. Использование фольклора в развитии дошкольника. – СПб .: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 128 с.
  14. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить ! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес...

Педагогический проект: «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Главная задача педагога это использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей младшего дошкольного возраста...

«Влияние устного народного творчества на развитие лексико-грамматической стороны речи детей 3–4 лет».

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая  наше общество сегодня не  в развале экономики,  не в смене полити...

Презентация на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие лексико-грамматической стороны речи детей 3 – 4 лет»

Все мы знаем, что речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, ...

Проект "Влияние устного народного творчества на развитии речи детей 3-4 лет"

Проект: «Влияние устного народного творчества на развитие речи  детей 3-4 лет»«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного...

Проект «Влияние устного народного творчества на развитие лексико-грамматической стороны речи детей 3 – 4 лет»

laquo;Влияние устного народного творчества на развитиелексико-грамматической стороны речи детей 3 – 4 лет»...

«Влияние устного народного творчества на развитие лексико-грамматической стороны речи детей 3 – 4 лет».

laquo;От того, как прошло детство, кто вёлребенка за руку в детские годы, что вошлов его разум и сердце из окружающего мира –от этого в решающей степени зависит, какимчеловеком станет сегодняшн...