Интегрированное занятие учителя-логопеда и воспитателя с детьми средней логопедической группы на тему " Зимняя прогулка"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Юсова Лариса Алексеевна

Интегрированное занятие учителя-логопеда и воспитателя средней логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).
Конспект образовательной деятельности может быть интересен для учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_od_sr.gr_._zimnyaya_progulka.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Красносельская средняя школа дошкольный уровень образования

Конспект образовательной деятельности

с детьми среднего дошкольного возраста
на тему:

«Зимняя прогулка»

(показ совместной деятельности)

                Авторы разработки: Юсова Лариса Алексеевна

                               учитель-логопед, высшая квалификационная категория;

                                                       Федорина Татьяна Евгеньевна

                       воспитатель, высшая квалификационная категория

п. Красносельск

2022-2023г.


Цели: 
1.Закреплять и обогащать знания детей о времени года зима и её приметах.
2.Развивать познавательную активность и интерес к окружающему миру природы.
3.Уточнять и расширять представление о явлениях природы, зимующих птицах, диких животных зимой.

Коррекционно-образовательные задачи:   Расширять и активизировать словарный запас по теме «Приметы зимы» (снег, снегирь, снеговик, зимующие птицы, зимние забавы). Совершенствовать грамматический строй речи, навыки словообразования, синтаксическую сторону речи; Продолжать учить передавать  словесное 
изображение явлений природы, путем перечисления его признаков, связно
и последовательно выражать свои мысли, отвечать на вопросы.

Коррекционно-развивающие задачи:
 Развивать связную речь,  зрительное внимание и восприятие, образное мышление, память, творческое воображение, координацию речи с движением, общую, артикуляционную и мелкую моторику. Развивать диалогическую речь.

Воспитательные задачи:  Воспитывать умение видеть красоту природы. Формировать навыки сотрудничества в игре и на занятии, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Предварительная работа: Заучивание загадок и стихов о зиме. Рассматривание иллюстраций, просмотр тематического видео материала о времени года зима и ее приметах. Разучивание артикуляционной гимнастики «Зима идет». Наблюдения за зимними  изменениями в природе на прогулке.

 Развивающая предметно-пространственная среда: Ноутбук, телевизор, презентация по теме: «Зимняя прогулка», аудиозаписи музыки,  предметные картинки, зеркала, массажные мячики, подушечки для релаксации, письмо, раздаточный материал (снеговики, снежинки).

Используемые технологии: ИКТ,  здоровьесберегающие  технологии (самомассаж, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, Су-Джок-терапия,  физкультминутка, коммуникативные  игры,  рефлексия).


                                     Ход образовательной деятельности.


1.  Эмоциональный настрой. Объявление темы.
1 слайд:  На экране  телевизора  «Смайлик улыбается »  (звучит музыка).
Дети заходят в группу под музыку и встают в круг.

Логопед: - Здравствуйте, ребята.
Дети:      - Здравствуйте!                      
Логопед:  
Я очень рада вас видеть!  Ребята, каждое утро лучше всего начинать с улыбки и хорошего настроения, вы согласны со мной? Да!
Логопед:  Так давайте же, для  хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку! Повторяйте  за мной:
Координация речи с движением:
Проснулось солнышко и сладко зевнуло, (Поднять руки вверх)
Солнышко лучик тебе протянуло, (Протянуть руки в центр круга)
Солнышко щечку тебе поласкало, (Погладить ладонями щечки)
 Доброго утра тебе пожелало!  (Прижать ладони к груди)

Логопед:
- Ребята, посмотрите на экран. Этот веселый смайлик нам улыбается.
Я улыбаюсь вам, а вы улыбаетесь  мне  и друг другу. Сегодня, к нам пришли гости, давайте им улыбнемся  и поздороваемся с ними:
Дети:  «Здравствуйте!»    
(Дети садятся на стульчики)

2. Основная часть.
 
Воспитатель: 
- Ребята, сегодня у нас произошло интересное событие. В нашу группу пришло необычное письмо. Хотите узнать, кто его принес?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда отгадайте загадку.  Я попросила Карину выучить загадку и загадать ее нам.
Ребенок:
Странная звёздочка,
С неба упала,
Мне на ладошку -
Легла и пропала

Что это?
Дети: Снежинка!
 
Воспитатель: Правильно! Сегодня к нам в группу залетела волшебная Снежинка.
Вот она, посмотрите:
2 слайд:  Снежинка» 
Воспитатель:  Она принесла нам письмо. Вот оно. Воспитатель читает письмо:
«Дорогие ребята! У меня случилась беда. Капля дождя поссорилась со мной. Говорит, что она главная и будет править зимой.  И не дает, мне вступить в свои права. Осень  не хочет уступать мне место. Помогите, пожалуйста, найти Зиму.  Для этого нужно выполнить задания. А чтобы вам легче было ее искать, Зима оставила вам свои следы. Желаю вам удачи!»

Воспитатель: - Ребята, а как же мы будем играть и веселится на горке, если у нас будет идти дождь?!  Ну что, ребята, поможем Снежинке? Отправимся на поиски Зимы?
Дети: Да, поможем!
 




Логопед:   
Ребята, для того, чтобы отправиться в путешествие на поиски Зимы нам нужно подготовиться, ведь  в такую погоду легко простудиться. Но нам простуда не страшна. Мы сделаем массаж «Неболей-ка». Логопед проговаривает слова, дети повторяют движения:

1.Чтобы горло не болело, мы его погладим смело
(дети поглаживают ладонями шею сверху вниз)

2.Чтоб не кашлять, не чихать, нужно носик растирать
(указательными пальцами растирать крылья носа)

3.Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком
(прикладывают ладони «козырьком» и растирают его движениями «в стороны – вместе»)

4.Чтобы ушки не болели, разомнём мы их скорее.
(растирают мочки ушей)

5.И ладошки прижимаем, сильно-сильно растираем.
(прикладывают ладони к ушам и растирают их движениями «вверх-вниз»)

6.Знаем, знаем, да – да – да нам простуда не страшна!
(потирают ладони)

Логопед: Ребята, сейчас мы закроем глаза и перенесемся в чудесный мир природы.
Слайд Перемещение
Глазки закрывайте,
Немного помечтайте:
Повторяйте за мной волшебные слова. Вначале проговаривает логопед, затем дети:
Включается музыка.
С ветерком я подружусь,
И в лесу я окажусь!

Логопед: 
На счет 3 открываем глаза 1,2,3. 
3 слайд: « Зимний лес»  
Воспитатель: Вот мы и оказались в волшебном  лесу! Как же здесь красиво, правда, ребята? Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим картину леса. Задает детям вопросы по слайду.
Лес какой? ( большой, темный, зимний),
В лесу деревья растут какие? (высокие, низкие, покрытые снегом..),
Ветер дует в лесу какой? (холодный, морозный),
Что еще вы увидели в лесу? (сугробы),
Какие сугробы? (большие),
Почему большие сугробы?  (много снега),
А снег в лесу какой? (чистый, пушистый, холодный, мягкий, белый),
Снег что делает? (идет, падает, летит, кружится, скрипит).
Как вы думаете, какое время года изображено на картине? (Зима)
Зима какая? (белая, морозная, снежная, холодная, красивая)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошо зимой в лесу! Ребята, без чего же не бывает зимы? ( Без снега).
Эксперимент со снежинкой
Воспитатель вносит поднос со снегом.
-Посмотрите, какой у меня ледяной поднос, здесь целый сугроб снега. А вы знаете
что снег состоит из снежинок?
-Протяните ладошку и на нее упадет снежинка.(Воспитатель кладет детям на ладошки снежинки)  - Подбросьте свою снежинку и тихонечко ее поймайте. Какая снежинка? (легкая, пушистая, воздушная); А на ощупь какая?(холодная), Какого цвета?
(белого).

4.Слайд : «Белый след»  Посмотрите, а вот первый след Зимы, какого он цвета?

(след белого цвета). Как вы думаете, какая примета зимы может быть белого цвета?
Дети: Снег!
Воспитатель: Правильно, ребята! Давайте назовем первую примету зимы:
«Зимой выпадает много белого пушистого снега». Дети повторяют за воспитателем.

Физкультминутка
Воспитатель: 
Ой, что-то холодно стало, давайте выйдем в круг и погреемся:
Не боимся мы метели. (Дети грозят пальчиком)
Рукавички мы надели. (Вращают кистями рук)
Ножками потопаем. (Топают ногами)
Ручками похлопаем. (Хлопают руками)
Побегаем кругом (Бегают по кругу, взявшись за руки)
И сядем отдохнём. (Садятся на стульчики)

Логопед: Продолжаем свое путешествие дальше, по следам Зимы.
Для этого нам надо размять свои язычки, чтобы  правильно говорить.
Выполняем  
гимнастику с язычком. Логопед раздает зеркала.
Логопед:  Артикуляционная гимнастика.
На мою ладошку упала снежинка – «лопаточка»,
Ветерок поднимает снежинку вверх и опускает – «качели»,
Дует холодный ветерок – «хоботок»,
Веточки качаются от ветра – «часики»,
Ветерок закружил снежинку и она полетела – «облизать губы по кругу»

Дыхательные упражнения

1. «Снежинка» Логопед раздает детям легкие снежинки на ниточке и предлагает им подуть на них. Дети дуют на снежинки, логопед произносит слова:
«Снежинка кружится,
Снежинка летит.
Ко мне на ладошку
Снежинка спешит»

Логопед: А теперь давайте согреем свои ручки.  

2.Дыхательное упражнение  «Замёрзли ручки…»
Ручки замёрзли? (Подуть на руки холодным воздухом: Ф-ф-ф)
Подуем на них,
Дыханием тёплым  (Подуть на руки тёплым воздухом: Х-х-х)
Согреем мы их.  (Продолжить дуть тёплым воздухом.).
 

Логопед:

5.Слайд «Черный след».
Посмотрите на экран. Какого цвета этот след? (черный). Давайте посмотрим, что под ним спрятано.
5.1.Слайд «Следы животных на белом снегу»
Логопед : Ребята, здесь кто-то наследил, это чьи следы? (животных).
Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие животные).

Почему следы есть, а животных нет? Где они? ( Они прячутся).

Логопед: Хотите узнать, каким животным принадлежат эти следы? (Да)

Логопед:  Я помогу вам узнать каких животных можно увидеть в зимнем лесу.

Если правильно отгадаете загадку, то мы с вами увидим отгадку.

(Логопед обращает внимание на экран и загадывает загадки).

Упражнение «Отгадай загадку»  Слайды с животными.

Слайд 5.2  «Заяц»

Логопед:

Длинные ушки,

Быстрые лапки.
Зимой беленький трусишка.
Кто это? (заяц)
Чей это след? (заячий)
А как заяц готовится к зиме? (Меняет серую шубку на белую)
Зачем? (Чтобы его не было видно на белом снегу).
Слайд.5.3  «Белка»
Хожу в пушистой шубе,

живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе,
орешки я грызу.
Кто это? (Белка)
Чей это след? (беличий)
Как белка готовится к зиме? (Белка меняет шерсть с рыжей, на серую)
А почему она меняет шубку? ( Так белка прячется от врагов).
А почему здесь нет следов медведя? (он зимой спит)

Какие еще животные засыпают зимой в лесу?  (ежики, барсуки)
Молодцы! Вы отлично справились с заданием!
 
Давайте назовем 2 примету зимы: «Звери в лесу меняют свои серые шубки на теплые белые и пушистые».
Давайте мы  пойдём дальше по следам и посмотрим, куда они нас приведут.

 6.Слайд: «Красный след»
Воспитатель:  Посмотрите на экран. Что это? (след) Какого он цвета? (красного)

Давайте посмотрим, что спрятано под этим следом.
Угадайте загадку:
Невзирая на морозы,
В красных яблоках березы.
Подошел поближе... Ай!!
Разлетелся урожай!
Что это?  (Снегири)
6.1.Слайд. «Снегирь»

Ребята, с наступлением холодов многие птицы  покидают родные края, однако немало из них остается зимовать вместе с нами!  Скажите, как называют птиц, которые остаются с нами на зиму? (Зимующие птицы). Среди таких птиц мы знаем снегирей.  
Вопросы к детям по картинке «Снегирь» Какого цвета? (черная шапочка, красная грудка)
Каких еще мы знаем зимующих птиц? (синичка, воробей, голубь, дятел, ворона).
Молодцы! Вы отлично справились с заданием!
 
Давайте назовем 3 примету зимы:  «Многие птицы остаются зимовать вместе с нами, их называют  «зимующие птицы»»                              
7.Слайд:  «Оранжевый след»

Логопед:  Что это?  Этот след какого цвета? (оранжевого).
Давайте посмотрим, что под этим следом спрятала Зима.
7.1.Слайд  «Снеговик»

Ветер, намел целый сугроб (логопед обращает внимание на сугроб)

Ребята, посмотрите, кто-то выглядывает из-под снега. Кто это? (Снеговик)

Настя знает загадку про Снеговика. Ребенок рассказывает.
Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко,
Вставили морковку.

Ребята, из чего сделан снеговик? Что на голове, что вместо глаз и носа ? Какого цвета нос? (оранжевый).Ребята, поэтому Зима его спрятала под оранжевым следом.!

Он грустный. Давайте поиграем со снеговиком.

1.Су-Джок-терапия   «Снежок» (упражнение с массажным мячиком)
Логопед: Ребята, давайте покажем снеговику, как мы умеем лепить снежки.
Я снежок в руках катаю,
Взад – вперёд его гоняю.
И помну его немножко,
Разомкну-ка я ладошки.
Вверх подброшу и поймаю,
И опять в руках катаю.

2.Игра «Ласковые слова»

Снеговик очень любит ласковые слова.
У него не голова, а (головка),

У него не глаза, а (глазки),
Не нос , а (носик),
Не рот, а (ротик),
Не шапка, а (шапочка).

3.Упражнение «  Составь целое из частей»
Ребята, чтобы снеговику не было скучно, давайте сделаем ему друзей.
(Составление снеговика из отдельных частей).

4 примета зимы: «Зимой дети катаются на санках, лыжах, коньках, играют в снежки, лепят снеговика»

8.Слайд  «Зима»
Логопед:
 Ребята, а вот и она красавица Зима. Стих о зиме.
Логопед:  Зима благодарит вас за то, что вы ее разыскали, и так красиво о ней рассказали.  А нам пора возвращаться в детский сад. Перед  дорогой мы немного отдохнем, погреемся.
Дети  берут подушечки и располагаются на ковре.
 
Слайд Релаксация « Греемся на солнышке»
    Музыка.
Логопед: Закройте глаза. Представьте, что вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы и поют птицы. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Они согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку.  «Ветерок нас подхватил и в детский сад переместил !»  Потяните руки  вверх, вдохните и на счет три откройте глаза  1,2,3.   Дети открывают глаза.  (Музыка выключается)
Логопед:  Ну вот, ребята, мы и вернулись из путешествия, проходите  на свои стульчики

3.Итог занятия.
Воспитатель: 
На этом наше занятие подошло к концу.   Ребята, скажите, а где мы сегодня побывали?
Что мы с вами делали в зимнем лесу? Какие задания выполняли, кто запомнил?
О каком времени года мы сегодня говорили?  

Логопед :
 Ребята, вы такие молодцы, столько выполнили заданий. Были очень активные и внимательные.  За ваш труд Зима приготовила для вас подарки.
Логопед  и воспитатель раздают детям сюрпризы (сладкие снежки).
Играет музыка.  Дети встают и уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие учителя-логопеда и музыкального руководителя в подготовительной логопедической группе

Преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой....

Интегрированное занятие учителя – логопеда + интруктора по физвоспитанию в старшей логопедической группе. по обучению грамоте "Звуки "ЛЬ"- "Й". Йоги.

Материал НОД способствует закреплению слухо- произносительной  дифференциации звуков «ЛЬ» - «й» через организацию различных видов деятельности, повышает мотивацию к заняти...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и психолога с детьми средней логопедической группы «Разноцветная сказка»

Интегрированные образовательные области:Социально-коммуникативное развитие;Познавательное развитие;Речевое развитие;Художественно-эстетическое развитие....

Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога на тему " Валенки для Деда Мороза" с детьми старшей логопедической группы

Конспект образовательной деятельности может быть использован в коррекционно-развивающей работе учителей-логопедов и педагогов-психологов в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) с...

Интегрированное занятие учителя-логопеда и воспитателя с детьми средней логопедической группы на тему: "По следам Весны"

Методическая разработка для учителей-логопедов ДОУ и воспитателей логопедических групп....

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Транспорт»

В конспекте  представлен материал, игры и упражнения по расширению, активизации словаря по теме: «Транспорт», совершенствованию фонематических процессов,  навыков звуко-слогового...