Методические рекомендации педагогам для работы по формированию культуры речевого общения у детей дошкольного возраста.
консультация по развитию речи

Методические рекомендации педагогам

для работы по формированию культуры речевого общения

у детей дошкольного возраста.

 

            На современном этапе развития общество нуждается в образованной и культурно-развитой личности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) выделяет речевое развитие как одну из образовательных областей и определяет ее «как средство общения и культуры». Развитие речи и речевого общения – одна из важнейших задач дошкольной педагогики.

            Формирование культуры речевого общения является важнейшей частью воспитания детей дошкольного возраста, так как именно в этот период ребенок формируется как личность, которая обладает определенными нравственными качествами. Многими исследователями установлено, что воспитание культуры речевого общения устанавливает:

- развитие у детей запас знаний, касающийся правил и норм общения;

- наличие умения общаться с окружающими его сверстниками и взрослыми;

- присутствие желания ребенка вступать в контакт и т. д.

            Культура речевого общения дошкольника это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах и в быту.

            Существует несколько методических рекомендаций для работы по формированию культуры речевого общения.

            1. При работе по формированию культуры речевого общения учитывайте возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

            2. Предусматривайте сочетание различных форм организации деятельности:

• Регламентированной (т. е по установленному времени)

• совместной педагога с детьми;

• самостоятельной деятельности детей.

            3. Соблюдайте принципы использования различных методов, приемов работы, особое внимание уделяйте:

• в регламентированной деятельности: беседе, художественному слову, поощрению, проигрыванию проблемных ситуаций, разъяснению;

• в совместной деятельности педагога с детьми: собственному примеру для подражания, решению проблемных ситуаций, сочинению сказок-перевертышей, вежливых сказок, дидактическим играм, чтению художественных произведений, играм-драматизациям;

• в самостоятельной деятельности детей: играм парами, ролевым, играм-драматизациям.

            4. Помните, что работа, проводимая в дошкольном образовательном учреждении по формированию культуры речевого общения результативна только тогда, когда находит продолжение в семье. Поэтому необходимо, активно привлекать родителей к решению проблемы с помощью таких форм, как:

• индивидуальные беседы;

• консультации;

• круглый стол;

• родительские собрания;

• анкетирование;

• приглашение на День открытых дверей.

            5. Постарайтесь учитывать подготовленность дошкольников к усвоению предлагаемого материала.

            6. Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми:

• обращайтесь по имени;

• занимайте позицию на уровне глаз ребенка;

• используйте тактильные приемы.

            7. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Не перебивайте ребенка.

            8. Помните, что речь — отражение вашей личности.

            Следите за собственной речью:

• исключите окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая у них дискомфорт;

• учитывайте терминологическую точность и уместность, коммуникативную целесообразность речи педагога

• обратите внимание на использование разнообразных речевых этикетных формул и стереотипов;

• на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат;

• постарайтесь избавиться от слов - «паразитов» («ну», «значит», «в общем», «так» и т. д.);

• поставить свою речь таким образом, чтобы приспособить ее для понимания детей.

• трансформировать свою речь таким образом, чтобы приспособить ее для понимания детей.

            9. Помните, что ребенком дошкольного возраста вся информация лучше усваивается не через слова, а через отношения. Старайтесь использовать неречевой прием взаимодействия сдетьми, как «демонстрацию расположенности к нему»: спокойное внимание, улыбку, контакт глаз, одобряющий жест, ласковое прикосновение.

            10. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение.

            11. Чаще улыбайтесь детям в процессе общения.

            12. Общаясь с детьми, чаще используйте такие приемы, как собственную речь, пример для подражания, разъяснение, поощрение, комплименты.

            13. Умейте анализировать процесс общения.

            14. Для напоминания ребенку речевых этикетных формул используйте игровые приемы, а не нотации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации педагогам

для работы по формированию культуры речевого общения

у детей дошкольного возраста.

        На современном этапе развития общество нуждается в образованной и культурно-развитой личности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) выделяет речевое развитие как одну из образовательных областей и определяет ее «как средство общения и культуры». Развитие речи и речевого общения – одна из важнейших задач дошкольной педагогики.

        Формирование культуры речевого общения является важнейшей частью воспитания детей дошкольного возраста, так как именно в этот период ребенок формируется как личность, которая обладает определенными нравственными качествами. Многими исследователями установлено, что воспитание культуры речевого общения устанавливает:

- развитие у детей запас знаний, касающийся правил и норм общения;

- наличие умения общаться с окружающими его сверстниками и взрослыми;

- присутствие желания ребенка вступать в контакт и т. д.

        Культура речевого общения дошкольника это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах и в быту.

        Существует несколько методических рекомендаций для работы по формированию культуры речевого общения.

        1. При работе по формированию культуры речевого общения учитывайте возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

        2. Предусматривайте сочетание различных форм организации деятельности:

• Регламентированной (т. е по установленному времени)

• совместной педагога с детьми;

• самостоятельной деятельности детей.

        3. Соблюдайте принципы использования различных методов, приемов работы, особое внимание уделяйте:

• в регламентированной деятельности: беседе, художественному слову, поощрению, проигрыванию проблемных ситуаций, разъяснению;

• в совместной деятельности педагога с детьми: собственному примеру для подражания, решению проблемных ситуаций, сочинению сказок-перевертышей, вежливых сказок, дидактическим играм, чтению художественных произведений, играм-драматизациям;

• в самостоятельной деятельности детей: играм парами, ролевым, играм-драматизациям.

        4. Помните, что работа, проводимая в дошкольном образовательном учреждении по формированию культуры речевого общения результативна только тогда, когда находит продолжение в семье. Поэтому необходимо, активно привлекать родителей к решению проблемы с помощью таких форм, как:

• индивидуальные беседы;

• консультации;

• круглый стол;

• родительские собрания;

• анкетирование;

• приглашение на День открытых дверей.

        5. Постарайтесь учитывать подготовленность дошкольников к усвоению предлагаемого материала.

        6. Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми:

• обращайтесь по имени;

• занимайте позицию на уровне глаз ребенка;

• используйте тактильные приемы.

        7. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Не перебивайте ребенка.

        8. Помните, что речь — отражение вашей личности.

        Следите за собственной речью:

• исключите окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая у них дискомфорт;

• учитывайте терминологическую точность и уместность, коммуникативную целесообразность речи педагога

• обратите внимание на использование разнообразных речевых этикетных формул и стереотипов;

• на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат;

• постарайтесь избавиться от слов - «паразитов» («ну», «значит», «в общем», «так» и т. д.);

• поставить свою речь таким образом, чтобы приспособить ее для понимания детей.

• трансформировать свою речь таким образом, чтобы приспособить ее для понимания детей.

        9. Помните, что ребенком дошкольного возраста вся информация лучше усваивается не через слова, а через отношения. Старайтесь использовать неречевой прием взаимодействия сдетьми, как «демонстрацию расположенности к нему»: спокойное внимание, улыбку, контакт глаз, одобряющий жест, ласковое прикосновение.

        10. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение.

        11. Чаще улыбайтесь детям в процессе общения.

        12. Общаясь с детьми, чаще используйте такие приемы, как собственную речь, пример для подражания, разъяснение, поощрение, комплименты.

        13. Умейте анализировать процесс общения.

        14. Для напоминания ребенку речевых этикетных формул используйте игровые приемы, а не нотации.

Диагностика уровня сформированности культуры речевого общения

у детей старшего дошкольного возраста

        Формирование культуры речевого общения в дошкольном возрасте является наиважнейшим, потому что именно в этом возрасте ребёнок формируется как личность, усваиваются нравственные качества так необходимые для дальнейшей коммуникативной деятельности человека.

        Речевые нормы усваиваются ребёнком вместе с изучением общих правил культурного поведения и этикета. Для определения уровня сформированности навыков речевого общения у детей старшего дошкольного возраста нами были подобраны игровые задания для определения следующих критериев:

 обследование умения детей понимать значение мимики, жестов, позы при общении со сверстниками и взрослыми;

 обследование умения ребёнка применять для общения в игровых ситуациях вербальные и невербальные средства общения;

 обследование активного словарного запаса вежливых слов и умение пользоваться правилами речевого этикета при общении;

 обследование пользования культурными навыками речевого общения в действительности.

        1. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие».

        Цель: провести наблюдение за навыками культурного общения в игровой ситуации, установить, как часто дети используют при общении различные жесты, мимику, вежливые слова; исследовать активный словарный запас вежливых слов.

Материал: макет автобуса из стульчиков, фуражка для водителя, шапочка для кондуктора, макет руля, билеты.

        2. Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» и рассматривание иллюстраций к книге с последующей беседой.

        Цель: выявить знания детей о значении вежливых слов для культурного общения.

Материал: иллюстрированная книга В. Осеевой «Волшебное слово».

Вопросы: В какой ситуации оказался мальчик? Почему ему все отказывали в помощи? Что неправильно сделал мальчик? Почему бабушка, брат и сестра выполнили просьбу мальчика? Какие слова он произнес? Перечислите их.

        3. Сюжетно-ролевая игра «Идем на день рождения».

        Задачи:

1) Развивать умения детей отражать отношения и взаимодействие взрослых друг с другом через ролевые диалоги.

2) Развивать диалогическую речь детей.

3) Продолжать обучение умениям ролевого взаимодействия, в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнёров друг к другу).         Материал: стол с угощением, стульчики.

Показатели уровней развития культуры речевого общения

детей дошкольного возраста

        Высокий уровень: у ребенка наблюдается достаточный словарный запас (3500-4000 слов), правильный грамматический строй речи, звукопроизношение, развит фонематический слух; произвольность и осознанность развернутого монологического высказывания (7-8 предложений), умение построить диалог и поддержать беседу. Обладает достаточным запасом вежливых слов (спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, извините, скажите пожалуйста) и использует их без напоминания. В разговоре и в совместной деятельности со сверстниками и со взрослыми проявляет доброжелательность и инициативу.

        Средний уровень: ребёнок обладает достаточным словарным запасом (3500-3700 слов). Наблюдается несогласованность грамматических высказываний. Звукопроизношение правильное, но иногда в спешке может невнятно произнести слова, опустить окончания. Во время беседы может отвлекаться от темы. Монологическая речь развита (4-6 предложений), но наблюдается несвязность предложений. Обладает достаточным запасом вежливых слов (спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, извините, скажите пожалуйста) но не всегда использует их в разговоре или обращении к другим людям, будь то сверстник или взрослый. В общении со сверстниками и взрослыми проявляет инициативу и доброжелательность.

        Низкий уровень: ребёнок обладает скудным словарным запасом 2500-3000 слов). Наблюдается несогласованность грамматического строя речи. У ребёнка наблюдаются ошибки в звукопроизношении, нарушение темпоритма речи. Во время беседы не может долго придерживаться темы, неумение формулировать вопросы и отвечать полно и раскрыто по теме вопроса. Монологическая речь скудна, не умеет составить связное высказывание, рассказ состоит из 2-3 предложений. Формы речевого этикета использует мало в своём общении со сверстниками и взрослыми, и то при постоянном напоминании. Инициативы в общении не проявляет. Со сверстниками старается контактировать только по необходимости, а к взрослым обращается только с просьбой.

Комплекс педагогических мероприятий,

направленный на формирование культуры речевого общения

 у детей дошкольного возраста

        Действия детей в детском саду координируется правилами, соответствующими моральным нормам общества. В силу конкретности мышления дошкольнику понятны лишь те правила, которые подразумевают определенные, конкретные поступки. Например: «Вещь, которой ты пользовался, надо класть на место», «Приходя в групповую комнату, нужно обязательно здороваться с присутствующими в ней», «Вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услугу» и т.д.

        Важно отметить, правила, которые даются детям, должны быть сформулированы четко, доступно для их понимания, в виде указаний, а не запретов. Следует помнить, что любое новое правило требует времени для того, чтобы его усвоили дети. Воспитатель разъясняет им правило, обучает его выполнению, время от времени напоминает о нем, предупреждая возможные нарушения.

        Формируя опыт поведения детей, соответствующий принятым правилам, важно создать условия для единства педагогических требований. Неприемлемо такое положение, когда один воспитатель непрерывно требует от детей точного и своевременного выполнения правил, добивается осознания необходимости поступать в соответствии с ними, а другой не уделяет этому достаточное внимание. В данном случае появляется вероятность развития у детей умения адаптироваться к особенностям требований взрослых.

        Правила поведения вводятся постепенно, потому как, дети дошкольного возраста не могут усвоить сразу несколько требований и регулировать в соответствии с ними свои поступки. В формировании у детей опыта поведения, соответствующего определенным правилам, большое значение имеет контроль воспитателя. Это предотвращает возможную ошибку ребенка, вовремя напомнить ему о правиле, подсказать требующийся поступок, проконтролировать качество выполнения требований отдельными детьми.

        Контроль безостановочно сопровождается оценкой. Воспитатель либо поддерживает, одобряет действия детей, либо предупреждает возобновление неодобрительных действий. Одобряя определенные поступки, он показывает свое отношение к ребенку. Воспитывая культуру поведения, педагог постоянно усложняет требования к поведению детей, вместе с этим он принимает во внимание их опыт, уровень овладения правилами, а также умение осознанно управлять своим поведением.

        В результате главным принципом в воспитании культуры поведения ребенка дошкольного возраста является воспитание его в коллективе и через коллектив. Прививая, а затем, развивая у детей начало коллективизма: умение дружно и сообща играть и трудиться, проявлять сочувствие друг другу, оказывать помощь, быть дисциплинированным, а также вежливое обращение к взрослым и сверстникам, спокойное выражение своего желания, просьбы.

         Игра «Встреча». Цель: обучить, вежливо, общаться при встрече с друзьями и знакомыми; развить навыки речевого общения; воспитать чуткость, отзывчивость, сопереживание и культуру поведения.

        Материалы: Иллюстрации с ситуациями встречи с друзьями.

        Ход игры: Разговор с детьми на тему, как часто им доводиться встречаться где- либо с друзьями и знакомыми, как они себя при этом ведут, что говорят и что при этом чувствуют. Затем, просмотр иллюстраций, представляющих ситуацию встречи с другом и с обсуждением того, что чувствуют люди, изображенные на иллюстрации, какие у них выражения лица и позы. Далее обыгрывание ситуации встречи с другом. Выходят два человека и разыгрывают сценку: «Встреча с другом». После обыгрывания ситуации дети делятся своими ощущениями, что у них получилось, а что нет. Затем выходят следующие желающие и т.д.

        Итог: дети делятся впечатлениями, педагог дает советы на тему того, как нужно вести себя при встрече со знакомыми, и напротив – как вести себя не стоит.

        Игра «Вежливые слова».

        Цель: развитие уважительного отношения в общении, умение использовать вежливые слова, проявление заботы, внимания, сопереживания. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); только слова благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); только слова извинения (извините, простите, жаль, сожалею); только слова прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

         Игра «Помоги другу».

        Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать своих товарищей по общению. Дети разбиваются на пары: «слепец» и «поводырь». Один закрывает глаза, а другой ведет его по группе, даёт возможность прикоснуться до различных предметов, помогает избежать столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды необходимо отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, подобным образом, проходит определённую «школу доверия». По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя уверено и надежно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

        Игра «Бедный зайка».

        Цель: учить детей проявлять сочувствие и сострадание; развивать навыки речевого общения; воспитывать эмоциональную отзывчивость. Материалы: игровой персонаж Зайка.         Ход игры: Чтение детям стихотворения: «Зайку бросила хозяйка…». Выход игрового персонажа Зайки, который плачет и рассказывает, как ему худо, оттого, что его бросила хозяйка. Обсуждение с детьми, как нужно помочь Зайке, как его пожалеть. Детям предлагаются речевые формы высказываний, как можно обратиться к зайке, посочувствовать ему. Затем дети по очереди жалеют Зайку. Итог: педагог вместе с ребятами делает вывод, насколько важно оказывать сочувствие тем, кто в нем нуждается, уметь уступать в конфликтных ситуациях. 35

        Игра «Рисуем вместе».

        Цель: обучать умению договариваться; способствовать развитию сотрудничества, умению приходить к соглашению; воспитывать желание уважать чужую работу, пространство. Материал: лист ватмана, восковые мелки.

        Ход игры: Педагог: «Сейчас мы будем рисовать на одном листе бумаги одновременно. Подумайте, что вы хотите нарисовать, и выберите себе место. Для рисования я дам каждому из вас только один мелок (фломастер), но я думаю, что вам, конечно, захочется сделать свои рисунки разноцветными. Для этого вам нужно будет меняться друг с другом мелками». Рисование лучше проводить на большом ковре, чтобы дети могли занять комфортную позицию. Педагог наблюдает за процессом и предлагает в случае возникновения конфликтных ситуаций компромиссные варианты их разрешения. Итог: вывод – если люди что-то делают совместно и при этом уважительно относятся друг к другу и умеют договариваться – у них все получится.         Игра «Ладонь на ладонь». 

        Цель: обучать детей эффективному взаимодействию; развивать умения согласовывать действия с партнером; воспитывать чувство коллективизма.

        Ход игры: Педагог объясняет детям правила игры. Дети прислоняют ладошки друг к другу и двигаются по группе, где можно поставить различные препятствия, которые пара должна будет преодолеть. Это может быть что угодно, например, стол или стул. В определенный момент дети должны будут договориться о своих дальнейших действиях. Итог: дети делятся впечатлениями – что им показалось сложным и что помогает в преодолении трудностей.

         Игра «Наши гости».

        Цель: объединить детей, учить совершать работу слажено и сообща, вежливо и учтиво общаться друг с другом; учить здороваться и прощаться с взрослыми; воспитывать желание сделать что-то приятное окружающим.

        Ход игры: воспитатель объявляет детям: «Ребята сегодня к нам придут гости!». Выбирает, по желанию, 3-4 ребенка на роль гостей. «Как мы их будем встречать? Верно, мы их будем угощать. Нам необходимо навести порядок в группе, приготовить чай, испечь вкусные пироги». Дети накрывают на стол, моют посуду, вытирают пыль, пылесосят, кто-то идет в магазин за продуктами для пирогов. Приходят гости, дети встречают их, предлагают помочь раздеться, приглашают пройти к столу, подают угощения. Воспитатель оказывает помощь в построении диалога между детьми. Итог: дети учатся принимать гостей, а также обучаются этикету.

        Игра «Детский сад».

        Цель: развивать у детей умение правильно обращаться к взрослому, умение правильно здороваться и прощаться, формировать позитивное уважительное отношение друг к другу. Роли: воспитатель, родители, няня, медицинская сестра, повар, дети, медсестра, прачка.

        Ход игры: родители приводят детей в детский сад. Воспитатель проводит зарядку, играет, проводит занятие, выходит с детьми на прогулку и т.д. по режиму. Повар чистит картофель, готовит кашу, компот, суп. Няня прибирает группу, дает детям еду, моет посуду. Дежурные накрывают столы, убирают посуду после обеда. Врач лечит заболевших детей, смазывает ссадины йодом, дает лекарства, измеряет вес и рост детей. Прачка стирает белье для детей, гладит, меняет постельное белье. Вечером родители забирают детей домой. Воспитатель беседует с родителями, рассказывает, как прошел день, как вели себя дети. Итог: у детей появляется уважение к труду работников детского сада.

         Конспект беседы с родителями «Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста». Форма проведения: традиционное собрание.

        Цель: раскрытие значимости речи во всестороннем развитии личности ребенка. Задачи: знакомство родителей с особенностями развития речи ребенка и методами и приемами ее развития; воспитывать культуру общения, вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнедеятельность группы. Участники: родители, воспитатель. Место проведения: помещение группы. План проведения: 1. Вступительный этап. 2. Основная часть. 3. Педагогический доклад. 4. Подведение итогов собрания.

        Ход мероприятия: 1. Подготовительный этап  Приглашение родителей на собрание  Изготовление памятки для родителей 2. Организационный этап  Оформление выставок  Методическая литература по теме родительского собрания  «Что читаем» (детская художественная литература) 3. Вступительный этап. Звучит спокойная музыка. Родители знакомятся с выставками и садятся на стулья. Приветствие родителей, объявление темы собрания. 4. Основная часть Педагогический доклад.

        Воспитатель рассказывает об обеспечении уровня сформированности культуры речевого общения путем внедрения технологии воспитания культуры речевого общения на основе коммуникативно-деятельностного, когнитивного, гуманистического, культурологического подходов, включающей следующие этапы: разъясняюще-мотивационный, теоретически- и практически-развивающий, репродуктивно-творческий.

        О продуктивности процесса формирования культуры речевого общения, зависящей от использования комплекса форм, методов и приемов, стимулирующих к самостоятельному использованию загадок, образных выражений, сказок, пословиц и поговорок в собственной речевой деятельности и общении. О формировании культуры речевого общения в дошкольном детстве, происходящем, прежде всего под влиянием взрослых, воспитателей и педагогов.

        О совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи, являющейся важным фактором решения общей задачи – воспитания культуры речевого общения детей. О целенаправленной работе с родителями, сотворчестве семьи и детского сада, оказывающих влияние на развитие культуры речевого поведения в целом.

        5. Подведение итогов собрания. 6. Результат. Родительское собрание было проведено с учетом возрастных особенностей детей. Все части взаимосвязаны между собой и плавно переходят из одной в другую. Была организована положительная атмосфера, которая продолжалась на протяжении всего собрания. Характер взаимодействия педагога и родителей доверительный, доброжелательный. Также для родителей был создан добродушный прием и настрой.

        Организация предметно-развивающей среды. Рационально организованная естественная обстановка, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями, игровыми материалами (предметное окружение, система дидактических игр, игрушки, книги, предметы, обучающие зоны), тоже способствует обогащению, закреплению и становлению речи. Книжные уголки. Значение: Рассматривание книг дает ребенку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления о прочитанном. Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно книги помещаются в уголок.

        В уголке постоянно должны находиться стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью. Нужно учитывать особенности детей конкретной возрастной группы, уровень развития каждого ребенка, интересы и способности детей. Речевая развивающая среда включает в себя грамотную речь педагога; методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, умение грамотно отстаивать свою точку зрения); методы и приемы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания; организацию деятельности в книжном уголке; создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребенка.

        Воспитание детей не может выполняться, каким-либо «уединенным» методом или средством. Отметим, что в педагогическом процессе реализуется целый комплекс различных методов.

        Рассмотрим первую группу методов. Она обеспечивает создание у детей практического опыта общественного поведения. К ним принадлежит метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения, а также метод воспитания нравственных привычек. Ведущий смысл его заключается в том, что детей в самых разных ситуациях побуждают поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе, например, здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать за поступки, бережно относиться к вещам.

        Детей надо приучать к взаимопомощи, проявлению заботы о младших, о старших, к справедливости, скромности. Приучение осуществляется с помощью упражнения. Упражнение предполагает включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общении со сверстниками и взрослыми в естественных жизненных ситуациях и в специально создаваемых, которые стимулируют дошкольников к таким поступкам.

        Рассмотрим пример: воспитатель проводит экскурсию в соседнюю группу, или принимает гостей у себя. Соответственно, дети должны реализовать свои знания и умения, проявить вежливость, внимание, умение спокойно разговаривать, рассказывать о своих игрушках, знакомить с материалом того или иного уголка группы.

        Творческие игры «Путешествия по городу на автобусе», «Театр», «Магазин», – в таких играх дети упражняются в применении своих теоретических знаниях правил культуры поведения на практике. Отметим, что метод приучения дает наибольший эффект, если он сочетается с использованием примера взрослых или других детей. Желание быть похожим реализуется через деятельность подражания. К этой группе методов относятся наблюдения и показ действия. Воспитатель вместе с детьми наблюдает за играми детей другой группы. Отмечает добрые взаимоотношения детей, умение договариваться, но, отмечает и отрицательные. Воспитатель предлагает детям оценить и продемонстрировать, как бы они поступили в данной ситуации, если дети затрудняются с ответом, воспитатель показывает сам то или иное действие. Заметим, что большую роль в воспитании играет метод организации деятельности.

        Воспитатель продумывает организацию, например, коллективного труда, а также подбор и расстановку участников в небольших объединениях. А детям рекомендует самим обдумать, что и как они будут делать, кому нужна помощь, как спланировать работу, распределить ее. А в конце деятельности педагог помогает оценить общие результаты, взаимопомощь и взаимовыручку, умение заметить вовремя затруднения товарища, прийти на помощь и не ждать за это похвалы. Данные методы могут быть применены и в игровой деятельности и в быту и т.п.

        Вторая группа методов направлена на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок. Сюда входят:  беседы воспитателя на этические темы;  чтение художественной литературы и рассказывание;  рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов. Данные методы применяются как на занятии, так и индивидуально, или с небольшими группами детей. На занятиях предусматриваются задачи нравственного воспитания, но не всегда они решаются в течение занятия.

        Во время бесед, чтения книг первых понятий о моральных качествах, полезно после подобрать игры, упражнения, в которых дети могли бы обогатить свой практический опыт. И первая и вторая группы методов включаются в широко известные методы: методы убеждения, положительный пример, поощрения и наказания.

        При использовании положительного примера, воспитателю необходимо помочь ребенку его осознать. Поощрение должно применяться обязательно с учетом того, какое значение имеет данный поступок не только для самого ребенка, но и для окружающих. Необходимо замечать достижения, только если ребенок приложил все усилия для того, чтобы поступить лучше. Следует, прежде чем похвалить ребенка подумать, в какой мере он заслужил похвалы, степень личных усилий ребенка.

        Наказание, применять следует как можно реже и то только после того как установлены причины плохого поведения. Важно отметить, частые наказания свидетельствуют о беспомощности и бессилии воспитателя. Перечисляя все методы воспитания культуры поведения, необходимо подчеркнуть, что только в комплексном их использовании, а не изолировании, можно достичь положительных результатов в воспитании детей дошкольного возраста, а так же если они будут применяться систематически, целенаправленно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка воспитателя подготовительной группы Белинской Татьяны Анатольевны "Влияние сказок К.И. Чуковского на формирование познавательно-речевых способностей детей дошкольного возраста»

Важную роль в развитии дошкольника играют сказки К. И. Чуковского. Интересные персонажи, образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи,...

Методические рекомендации в работе по развитию выразительности речи у детей дошкольного возраста

   Проблема по развитию выразительности речи занимает уже не одного поколения людей и её можно считать одной из самых древнейших в истории развития учения о развитие речи.  В нас...

«Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей дошкольного возраста»

На современном этапе развития логопедии и специальной психологии приоритетным остается вопрос о социализации детей с общим недоразвитием речи, об их интеграции в обществе взрослых и сверстников....

"Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей дошкольного возраста"

На современном этапе развития логопедии и специальной психологии приоритетным остается вопрос о социализации детей с общим недоразвитием речи, об их интеграции в обществе взрослых и сверстников. Проце...

Методические рекомендации для воспитателей по формированию основ бережливости у детей дошкольного возраста

Методические рекомендации по формированию основ бережливости  у детей дошкольного возраста...

Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей дошкольного возраста

Предлагаемые упражнения, игры развивают у детей такие индивидуально-личностные качества, как терпимость и уверенность, симпатию к окружающим и принятие других такими, какие они есть, умение ...