«Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего возраста»
методическая разработка по развитию речи

Гуслякова Виктория Андреевна

Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry_samoobrazovanie.docx40.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 9

Гуслякова Виктория Андреевна

(Ф.И.О. педагога)

______________

(стаж работы, квалификационная категория)

Тема: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего возраста»

(название темы по самообразованию)

2020 - 2021

(учебный год)

2 группа раннего возраста

(возрастная группа)

Сведения об образовании

наименование

учебного учреждения

дата обучения

№ диплома

специальность, квалификация по диплому

1

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования  Петровск - Забайкальское педагогическое училище

2012-206

126959

Специальность: преподавание  в начальных классах. Квалификация: учитель начальных классов.

Дополнительное образование, повышение квалификации

наименование

место проведения

дата прохождения

количество

часов

1

Дистанционный курс повышения квалификации

Общество с ограниченной ответственностью «Центр развития Педагогики» « Профессиональная деятельность воспитателя в условиях реализации ФГОС».

Г. Санкт-Петербург.

2020год

108

трудовой стаж

общий

педагогический

в данном учреждении

1 год

1 год

квалификационная категория

дата присвоения

Самообразование

Сроки

Тема

Форма отчёта

2019 – 2020

2020 - 2021

«Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего возраста».

Открытый просмотр

Награды, грамоты, благодарственные письма

Наименование

кем выдана

дата

1

Грамота за преданность профессии и совершенствование воспитательно-образовательного процесса в  соответствии с современным стандартом.

 Заведующая детским  № 9 Белоплотова  А.П.

2020 г.

Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи детей возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи:

  • Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию речи и мелкой моторики в раннем возрасте.
  • Разработать и подобрать пальчиковые игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук у детей с года до трех лет;
  • Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр.
  • Повысить компетентность родителей в вопросе о влиянии пальчиковых игр на речь детей раннего возраста.

Актуальность:

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Предполагаемый результат:

  • развитие мелкой моторики рук через пальчиковые игры;
  • формирование речевых навыков у детей раннего возраста;
  • интеллектуальное развитие детей;
  • пополнение предметной развивающей среды;
  • обогащение родительского опыта в воспитании детей.

Список литературы:

1.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

2.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

3. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

4. Кольцова М. М «Развитие моторики»

5.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

6.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.

7. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребѐнка»

8.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

9.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

Список интернет источников:

  1. .http://dohcolonoc.ru/ Сайт для воспитателей детских садов.
  2. http://www.moi-detsad.ru/ Всё для детского сада.

Перспективный план работы по теме самообразования.

На 2020-2021 уч. г.

Сентябрь-Октябрь

Изучение научной и учебно-методической литературы. Постановка целей и задач по данной теме; составление перспективного плана по теме самообразования.

Ноябрь-Декабрь

Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук. Консультация для родителей: «Ум на кончиках пальцев», «Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребенком».

Январь-Февраль

Сделать игры на координацию движений (разрезные картинки, пазлы, «Чудесный мешочек»).

Март-Апрель

Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой и общей моторики, которая положительно влияет на развитие речи детей. Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой и общей моторики, а также по развитию речи. Разучивание новых пальчиковых игр.

Изготовление папки-передвижки: «Пальчиковые игры для малышей в стихах».  Индивидуальная работа с детьми.

Май

Составление и распространение буклетов по теме самообразования: «Пальчиковые игры для малышей».

План работы по месяцам.

Месяц

Формы работы

С детьми

С педагогами

Самообразование

С родителями

Сентябрь

Диагностика.

Изучить литературу. 

Разработка траектории реализации

задач.

Сделать выводы по диагностике

Октябрь.

1.Заучивание пальчиковой игры «Замок». 2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки». 3.Обучение детей игре «Шнуровка». 4.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка». 5.Настольная игра «Мозаика». 6.Игра «Я катаю мой орех».  7.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь».

8.Вкладыши «Животные».

Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.

Ноябрь.

1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста». 2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки». 3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Стол», «Стул», «Замок». 4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник». 5.Настольная игра «Найди фигуре место». 6.Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий– шершавый», «Найди такой же на ощупь». 7. «Прокати шарики через воротца».

8. «Сортер Доска с геометрическими фигурами ».

Внедрение в

практику

подготовленного

материала.

Консультации на стенде информации: «Ум на кончиках пальцев», «Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребенком».

Декабрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Человечек». 2.Учить детей одевать и раздевать кукол. 3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка». 4.Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».

5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы). 6.Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластиковых бутылок)

7.Мозаика «Умные камешки».

Январь

1.Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».

2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам). 3.Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки» или пальчиком).

4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».  

5. Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками) 6.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

Сделать игры на координацию движений (разрезные картинки, пазлы, «Чудесный мешочек»)

Февраль

1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста».

2. .Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка». 3.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур. 4.Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации»

 5. «Чудесный мешочек».

Март

Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки». 2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок». 3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья». 4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».  

5. Игра «Прищепки» 6.Работа с карандашом: «Соедини все точки друг с другом».

7.Мозаика «Умные камешки».

Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой и общей моторики, а также по развитию речи. Разучивание новых пальчиковых игр.

Изготовление папки-передвижки: «Пальчиковые игры для малышей в стихах».

Апрель

1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр. 2.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки». 3.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д. 4.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.

Написание отчета о проделанной работе за учебный год, выступление на пед. совете.

Май

Диагностика.

Подведение общих

 итогов о том, чему научились дети за год,

что получилось реализовать, а что

 нет. Каких результатов

достигли, а на

 какие сделать акцент на следующий год.

Организовать работу кружка на следующий учебный год, разработать план по самообразованию.

Составление и распространение буклетов для родителей по теме самообразования:

 «Пальчиковые игры для малышей».

Июнь. Июль.

Август

Открытое занятие «Волшебный сундучок» с использованием пальчиковой гимнастики.

Цель: Проработать с детьми различные приемы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук.

Задачи:

*Развивать тактильную чувствительность сложно координированных движений пальцев и кистей рук в играх с предметами домашнего обихода (прищепки, крупы);

*Совершенствовать артикуляцию и мелкую моторику, координацию речи с движениями.

*Использовать в работе по развитию мелкой моторики приемы нетрадиционного рисования (рисование пальчиком по манной крупе);

*Формировать познавательный интерес, эмоционально-положительные взаимоотношения между воспитанниками.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас с вами ждут интересные задания, а выполнить их нам помогут наши помощники. Кто они, вы узнаете, отгадав загадку.

Пять да пять — родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку —

Держат все они лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

Вот такие «пять да пять».

Угадайте, как их звать?

Воспитатель: Верно, эти помощники — наши пальчики. А давайте про них расскажем.

Этот пальчик - маленький,

Этот пальчик - слабенький,

Этот пальчик - длинненький,

Этот пальчик - сильненький,

Этот пальчик - толстячок,

Ну, а вместе кулачок!

А давайте расскажем, что умеют наши пальчики.

-Как живешь?

- Вот так! (Дети показывают отведенные к верху большой палец.)

- Как плывешь?

- Вот так! (Дети имитируют плавание.)

- Как бежишь?

- Вот так!

- Вдаль глядишь?

- Вот так! (Дети приставляют ладонь ко лбу.)

- Ждешь обед?

- Вот так! (Дети подпирают кулаком подбородок.)

- Утром спишь?

- Вот так! (Дети складывают ладошки под ушком.)

- А шалишь?

- Вот так! (Дети надувают щеки и лопают их ладонями.)

   Кто-то стучится в группу. Воспитатель обращает внимание детей на стук в дверь.

Воспитатель: Слышите, к нам кто-то пришел. (Входит почтальон и приносит письмо и посылку.) Давайте прочитаем письмо.

“Здравствуйте, ребята. Пишет вам Карлсон. Посылаю вам волшебный сундучок. Но открыть его вы сможете, если выполните все мои задания”.

И так первое задание. Чтобы открыть сундучок, надо отгадать загадки.

Она всегда в воде живет.

И целый день она плывет.

На спинки носит плавнички.

Они красивы и легки.

(Рыба)

Воспитатель(Воспитатель достает бумажную заготовку рыбы без хвоста). Ребята, а что не хватает нашей рыбке?

Дети: Хвостика.

Воспитатель: Давайте с помощью прищепок сделаем рыбке хвостик.

(Дети прикрепляют прищепки на место хвоста).

Воспитатель: Молодцы! Послушайте вторую загадку.

Всех лохматых расчесать,

Кудри в косы заплетать,

Делать модную прическу

Помогает нам. (Расческа)

(Дети чинят поломанную расческу. Вместо недостающих зубчиков прикрепляют прищепки).

Он в лесу живет под елкой,

Носит острые иголки.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь колючий братец. (Ёжик)

(Дети прикрепляют прищепки ежику вместо иголок).

Ночью спрячется оно —

Станет во дворе темно.

Утром снова к нам в оконце

Светит радостное. (Солнце)

(Дети прикрепляют желтые прищепки вместо лучиков).

Воспитатель: Мы отгадали все загадки. (Вновь пытается открыть сундучок, но не удается.)

Что такое? Как же так?

Не открыть его никак!

   Карлсон очень любит сказки и просит нас ему рассказать какую-нибудь сказочку.

(Дети рассказывают и показывают сказку)

Жили-были дед (обводят двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)

и баба (изображают, как завязывают под подбородком уголки платка).

И была у них курочка Ряба (постукивают указательным пальцем по ладошке)

Снесла курочка яичко (округлите пальцы и соедините их кончики).

Да не простое, а золотое, Дед бил, бил (постукивают кулаком по ладошке)

— не разбил.

Баба била, била (постукивают кулаком по ладошке)

— не разбила.

Мышка бежала (пробегают всеми пальцами руки по от бедра до коленки)

Хвостиком махнула (помахать указательным пальцем)

— яичко упало и разбилось (роняют расслабленные руки на колени).

Дед плачет (закрывают лицо руками).

Баба плачет (закрывают лицо руками).

А курочка кудахчет: «Не плачь, дед не плачь, баба, я снесу вам новое яичко (округляют пальцы и соединяют их кончики)

яичко, не золотое, а простое.

Воспитатель: Давайте попробуем открыть сундучок. Нет, не получается.

Воспитатель: Ребята, все вы знает, что Карлсон летает в небе. Но там часто бывают тучки, которые мешают ему летать. Давайте мы с вами сделаем так, чтобы на небе всегда сияло солнышко. Мы его просто нарисуем для Карлсона. (Дети рисуют солнце по манке.)

Воспитатель: Опять сундучок не открывается.

А я знаю одну игры про замочек. Может она нам поможет?

На двери висит замок

Кто его открыть бы смог?

Постучали

Покрутили,

Потянули

И - открыли!

Воспитатель:

Сундучок наш, наконец,

Свою крышку приподнял!

Что же он от нас скрывал?

Да здесь же сладости лежат

Для ребят и для девчат!

(Воспитатель открывает сундучок и обнаруживает в нем конфеты).

Ребята, вы все молодцы! Вы выполнили все задания Карлсона. А выполнить все задания нам помогли наши волшебные помощники — наши пальчики.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пальчиковые игры - как средство развития музыкальных способностей детей раннего возраста." (из опыта работы)

Использование пальчиковых игр в музыкальном воспитании способствует развитию не только музыкальности ребенка, его пальцев, речи, но и одновременно формирует многие личные качества – пространственно-об...

"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста"

Учёные, изучавшие психику детей,подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на рвзвитие головного мозга....

Презентация на тему "Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста"

Значение пальчиковых игр для малышей трудно переоценить. Известными исследователями Института физиологии детей и подростков (А. В. Антакова-Фомина, М. И. Кольцова, Е. И. Исенина) была доказана связь п...

«Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста»

ПмммссчальчикПальчиковые игры — это не только отличный способ развлечь малыша, пообщаться с ним и укрепить вашу связь, но и замеПальчиковые игры — это не только отличный способ развлечь ма...

Методическая разработка «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста или упражнения для развития пальчиков – эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук. Она положительно влияет на развитие речи, а так...

Проект на тему "Пальчиковый театр как средство развития речи у детей раннего возраста".

quot;пальчиковый театр как средство развития речи у детей раннего возроста...

Выступление на педагогическом совете «Особенности современных форм, методов работы в дошкольном учреждении по развитию речи дошкольников» по теме: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...