Семинар –практикум для педагогов «Грамотная речь педагога – важное условие формирования речи дошкольников»
консультация по развитию речи

Наталья Анатольевна Степанова

Повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_pedagoga.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар –практикум для педагогов

«Грамотная речь педагога – важное условие формирования речи дошкольников»

Цель:

повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.

Задачи:

1.  Уточнить и закрепить знания воспитателей о культурных и методических

требованиях к речи педагога;

2.  Совершенствовать качество языкового оформления высказываний с

использованием основных языковых норм;

3.  Способствовать формированию профессиональной коммуникативной

компетентности педагогов.

План проведения семинара:

1. Понятие «культура речи».

  Требования к качеству речи педагога ДОУ.

2.  Практикум «Проверьте свою грамотность».

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о культуре речи, об искусстве говорить с детьми.

Прежде, чем мы начнём наш семинар - практикум, предлагаю вам провести разминку и выполнить упражнение «Нас с вами что-то объединяет».

(Один из участников бросает мяч другому со словами: «Я думаю, что нас с вами объединяет…». Дальше он называет какое-то качество или особенность, кроме пола, возраста, внешних признаков: цвета волос, глаз и т.д. Тот, кто получает мяч, говорит: «Я согласен», если он согласен, или: «Я подумаю», если не согласен, и продолжает выполнять упражнение дальше, бросая мяч кому-то другому.) 

В результате проведенного упражнения, можно сделать вывод, что мы общались, разговаривали, беседовали на общую тему. Главное – это путь к совместным мыслям, чувствам, переживаниям, к сотрудничеству, к общей деятельности. Вот и сейчас мы с вами поговорим и пообщаемся.

Когда я готовилась к семинару, то перечитала много интересных, содержательных афоризмов, цитат о русском языке, о культуре речи и остановилась на понравившемся афоризме, древнегреческого философа Аристотеля: «Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой!», то есть речь должна быть грамотно оформлена, понятна, без разного рода ошибок. Вы согласитесь со мной в том, что мы все, без исключения, делаем ошибки? А дети — это наше отражение. Они, не умея мыслить критически, подражают нам, перенимая нашу речь со всеми ошибками, считая нормой.

Хочется отметить, что речь педагогов и родителей, подвержена наиболее часто встречаемым ошибкам.

  1. В первую очередь это использование слов-паразитов.

Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в

лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает. Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь.

Часто употребляемые взрослыми слова – паразиты: «Кстати»,

«Короче», «Это самое», «Вообще-то», «На самом деле», «Типа» и «Значит», «Как бы», «Просто».

Есть и звуки-паразиты. Многие взрослые имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м».

В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё».

Это всем известные «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё»,

«ёкарныйбабай», «ёшкин кот», «ёперный театр».

  1. Также в речи взрослых и частое употребление слов с

уменьшительно-ласкательными суффиксами. (Машенька, вымой ручки. Катенька, убери чашечку со стола).

  1.  Неточное называние предметов, которые окружают ребенка и которыми он пользуется. (Взрослые, зачастую, употребляют безликое слово «штаны», а нужно называть:«брюки», «шорты», «джинсы». Вместо того чтобы говорить «не забудь шапку», назвать конкретный головной убор: берет, кепка, панама, шляпка, бейсб
  2. Использование в речи грубых просторечий и жаргонных слов, которые противопоставляются литературному языку. А также словсокращений: телик, видик, комп, дрыхнуть, клёво, отпад, тачка, бабки, прикол, хохма.

Также речи взрослых свойственно и нелитературное произношение

некоторых слов: хочут, пошлит, ляжь, езжай, заплотит.

Давайте вспомним о том, что такое КУЛЬТУРА РЕЧИ? (Ответы педагогов). Культура речи – это владение языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики), а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) в соответствии с поставленной целью и содержанием.

Предлагаю поиграть в игру «Цветик семицветик» и вспомнить определения семи компонентов речи. Методические требования к речи педагога. Игра «Цветик семицветик» (На лепестках написаны определение компонентов культуры речи. Задача педагога – определить название этого компонента).

1. Правильность- соответствие речи языковым нормам. Чистое звукопроизношение, чёткая дикция.  В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, правила постановки ударения), а также нормы образования и изменения слов.

2. Точность- соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.  Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

3. Логичность- выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

4. Чистота- отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

5. Выразительность- особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), воспитатель способствует не только формированию произвольности выразительной речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

6. Богатство- умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

7. Уместность- употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учёт специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.)

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное

использование взрослыми невербальных средств общения, их умение не

только говорить с ребенком и окружающими людьми, но и слышать его.

Использование соответствующих жестов помогает усвоению значений слов,

связанных с конкретными зрительными представлениями. Мимика помогает

уточнить значение слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый,

грустный, злой, добрый, ласковый). Такие невербальные средства помогают

углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала,

выполняют важную социальную, воспитывающую роль.

Безусловно, знание педагогом дошкольной организации названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей дошкольного возраста.

 

Одной из важных задач нашего семинара – проверить свою грамотность.

Практикум

Задание № 1. «Скажи правильно» (Устно)

Расставьте правильно ударения в словах:

Опросный лист.

1.Августовский – августОвский-1

2.асиммЕтрия – асимметрИя -2

3.бАнты – бантЫ- 1

4.вклЮчит – включИт-2

5.газопрОвод – газопровОд-2

6.диспАнсер – диспансЕр-2

7.ломОта – ломотА-1

8.дремОта – дремотА-1

9.зАдать – задАть-2

10.зАнять – занЯть-2

11.звОнит – звонИт-2

12.катАлог – каталОг-2

13.красИвее – красивЕе-1

14.крЕпим – крепИм-2

15.кУхонный – кухОнный-1

16.меньшИнства – меньшинствА-1

17.мусоропрОвод – мусоропровОд-2

18.никчЕмный – никчЁмный-2

19.обеспЕчение – обеспечЕние-1

20.обОдрить – ободрИть-2

21.осУжденный – осуждЁнный-2

22.плЕсневеть – плесневЕть-1

23.полигрАфия – полиграфИя-2

24.пОнял – понЯл-1

25.премИровать – премировАть-2

26.принУдить – принудИть-1

27.слИвовый – сливОвый-1

28.тУфля – туфлЯ-1

Задание №2 «Что не так?» Исправить предложение:

Этот человек был полный невежа в вопросах искусства.

Храм –это наше духовное наследство.

Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.

Коля является ведущим лидером нашей группы.

Надо тактически намекнуть ей на допущенные ошибки.

Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.

Все дети своевременно выполнили заданное задание.

Он дал нам настолько дипломатический ответ, что мы даже не рассердились на него.

Этот человек был полный невежда в вопросах искусства.

Храм –это наше духовное наследие.

Мальчик надел пальто и шапку и пошел гулять.

Коля является лидером нашей группы.

Беседа с детьми подошла к завершению.

Надо тактично намекнуть ей на допущенные ошибки.

Все дети своевременно выполнили задание.

Он дал нам настолько дипломатичный ответ, что мы даже не рассердились на него.

Задание № 3 «Образовать форму родительного падежа множественного числа существительных»

Яблоко (много яблок), полотенце (полотенец), апельсин (апельсинов), помидор (ов), баклажан (ов), блюдце (блюдец), кофе, оладьи (оладий), желе, пианино, рейтузы (рейтуз), пальто, рукав (ов), носки (ов), окно, сапоги (сапог), чулки (чулок), рельсы (рельсов)

Задание №4 «Говори красиво» Произнеси слова с заданной интонацией.

1. Здравствуйте!

Официальность, радость, угроза, упрек, доброжелательность, равнодушие, гнев, восторг

2. Умница! Молодец!

Благодарность, восторг, ирония, огорчение, гнев

3. Я этого никогда не забуду!

Признательность, обида, восхищение, гнев

4. Спасибо, как это вы догадались!

Искренность, восхищение, гнев

5. Ничем не могу вам помочь!

Искренность, сочувствие, демонстрация бестактности просьбы

6. Вы поняли меня?

Доброжелательность, учтивость, официальность, угроза

7. До встречи!

Теплота, нежность, холодность, решительность, резкость, безразличие

8. Это я!

Радость, торжество, виноватость, угроза, задумчивость, таинственность

9. Я не могу здесь оставаться

Сожаление, значительность, обида, неуверенность, решительность

Итак, согласны ли вы со словами французского философа и писателя Вольтера: «Выучить несколько языков – дело одного - двух лет, а чтобы научиться говорить на своем родном языке как следует, надо полжизни!»? Говорите, пожалуйста, правильно, ведь слово – это одежда мыслей.

Список использованной литературы

 

1. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – М.: Лайнер, 2005.

2.  Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.

3. Столяр А.А.. Давайте поиграем. - М.: Наука, 2008. Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 2005.

 4. Л.С. Выгодский. Воображение и развитие в детском возрасте. М., 1991.

5. Тихеева. Е.И "Развитие речи детей". Москва, "Просвещение" , 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

Брейн-ринг с воспитателями на тему: « Творческие способности педагога, как одно из важнейших условий благоприятного развития речи дошкольника».

Брейн-ринг с воспитателями на тему:« Творческие способности педагога, как одно из важнейших условий благоприятного развития речи дошкольника»....

Игра - практикум для педагогов ДОУ "Грамотная речь педагога-важнейшее условие формирования речи дошкольников"

Мастер класс для педагогов ДОУ, который был разработан и проведен в 2017 году совместно с учителем-логопедом Богдановой Надеждой Викторовной....

Развитие чувства ритма как важное условие формирования речи ребёнка.

Статья для музыкальных руководителей, воспитателей и родителей....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Личностно-ориентированная модель общения педагога с воспитанниками – важное условие сохранения психологического здоровья детей».

Модернизация  образования предполагает переход к новым технологиям и, прежде всего к личностно-ориентированному образованию, которое основано на отрицании авторитарных методов, принуждающих к уче...

Речь воспитателя - главное условие формирования грамотной речи дошкольников в условиях МБДОУ

В консультации раскрываются актуальность проблемы, типичные ошибки в речи педагогов, требования к речи педагога....

Семинар-практикум октября 2021 г. Тема: «Система работы по формированию у дошкольников представлений о основах безопасности жизнедеятельности»

laquo;Везде, где есть жизнь, есть и опасность.»Эмерсон   (американский поэт, писатель, философ, общественный деятель) Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по...