«Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий»
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)

Щербинина Наталия Анатольевна

Усваивая родной язык, ребенок усваивает… бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов… так писал Константин Дмитриевич Ушинский. И действительно, овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в раннем возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны, сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, таким образом, осмысливает их; словом он пользуется , чтобы дополнить действия,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_prezentatsii.docx28.87 КБ
Файл prezentatsiya2.pptx1.74 МБ

Предварительный просмотр:

             «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности

на основе инновационных технологий»

1 слайд:

 Муниципальное казенное  образовательное учреждение «Детский сад №14 г. Коркино..

 «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий» 

Воспитатель: Щербинина Н.А

2 слайд:  

Усваивая родной язык,

ребенок усваивает… бесконечное

множество понятий, воззрений на

предметы, множество мыслей,

чувств, художественных образов… так писал Константин Дмитриевич Ушинский.

И действительно, овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в раннем возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны, сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, таким образом, осмысливает их; словом он пользуется , чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

3 слайд: 

В своей группе особое внимание уделяем речевому развитию детей через использование игровых методов обучения. Цель игровой технологии- не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность прожить в игре волнующие его ситуации при полном внимании и переживании взрослого. Принимая во внимание и учитывая возникающие трудности в процессе обучения дошкольного возраста, целью педагогической деятельности стал поиск инновационных подходов к решению проблемы развития речи детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Для достижения цели был выдвинут ряд приоритетных задач:

1. Изучение методической литературы и передовых образовательных технологий по проблеме развития речи детей раннего возраста.

2. Отбор наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующих созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников.

3. Апробация и внедрение в практику инновационных технологий по развитию речи детей раннего возраста.

4. Создание  предметно-развивающей среды в группе.

4 Слайд: 

Игровая технология выполняет следующий ряд задач:
-дидактические(становление деятельности, формирование определённых умений и навыков, необходимых для применения на практике);
-
развивающие(обогащение словаря, мышления; развитие грамматического строя речи, произносительной стороны речи, диалогической речи, как способа коммуникации);
-
социализирующие(развитие активности, инициативности, самостоятельности, адаптации в детском саду);
-
воспитательные(воспитание дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания

Специальные игры направленные на развитие речи доставляют малышам огромную радость и развивают речевой слух, умение слушать, различать звуки, развивают ритмичность и плавность речи, интонацию и выразительность, умение улавливать понижение и повышение голоса.

5 слайд:    

В современной дошкольной педагогике выделяются разные виды игр, передающие детям определённые знания и умения: дидактические, подвижные, игры драматизации, музыкальные игры- забавы, где игровые действия заранее предусмотрены правилами игры.  Во многих из этих игр содержание обучения как бы вплетается в игровой сюжет, интересный и близкий детям по их жизненному опыту. Предлагаемый игровой сюжет  предусматривает такое поведение детей, которое обеспечивает усвоение новых знаний, умений, нравственных правил. Дети,  действуя в воображаемой ситуации, незаметно для себя усваивают заложенный в них учебный речевой материал.

6 слайд:

Народные игры

Игры-потешки;

Хороводныеигры;

Игры-песенки;

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом  обозначает свои действия, таким образом,  осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.   

7 слайд:

 Игры с сюжетными игрушками, 

Игры-инсценировки, 

Звукоподражательные игры, 

Театрализованная игра

    Учитывая современные подходы и требования к образовательному процессу, необходимо создавать условия для игры в дошкольном образовательном  учреждении таким образом, чтобы она способствовала формированию у ребёнка любознательности, инициативности, воображения, мышления, стимулировала к развитию речевой активности.  

8 слайд:

Игры и занятия с предметными и сюжетными картинками.

Тематические наборы: Посуда, Одежда, Овощи ,Животные. Времена года. Кто что делает.  

9 слайд:

Игры на развитие мелкой моторики: Пальчиковые игры; Настольно-печатные игры.

 

10 слайд:

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов, обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях. Исследования отечественных ученых – педагогов  и мой опыт работы с детьми показывает, что ранний возраст это период первоначального ознакомления с окружающим миром, это время стремительного  развития  познавательных и речевых способностей ребенка, поэтому тема «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе  инновационных технологий» является актуальной  на данном этапе.

 Почему сегодня  мы прибегаем к инновационным технологиям?

  Основным критерием  «инновационности» педагогической технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счет ее применения. На наш взгляд, любая инновация, используемая в педагогической практике, относится к так называемым  «микроинновациям», поскольку ее использование не меняет базисную организацию процесса развития речи, а лишь локально модифицирует ее составляющую.

   Именно в раннем возрасте ребенок получает от взрослого сведения словесным путем: ему много рассказывают, объясняют, читают.

11 слайд:

 Первой инновацией была куклотерапия

Куклотерапия – это метод комплексного воздействия на детей для обогащения и закрепления знаний, которые педагоги преподносят в разных видах деятельности. Она расширяет кругозор ребенка, улучшают звукопроизношение, помогает заговорить.

Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания,

укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить

связную речь детей.

Игрушки-персонажи для детей раннего возраста занимают важное место,

особенно куклы. Кукла – совсем не обычный предмет. Куклы помогают  в работе по безболезненной адаптации детей. Обыгрываем  любую игрушку в группе или ту, которую принёс малыш. И видя, как она, его игрушка, пляшет, поёт, разговаривает, у ребёнка появлялась на лице улыбка, радость. Это отвлекает его, помогает легче привыкнуть к коллективу, побуждает к общению со взрослыми и с детьми.

Учим разыгрывать песенки «Петушок, петушок», колыбельные с куклами, потешки: «Кисонька-Мурысонька», «Водичка-водичка»

Также организовываем  вместе с детьми различные жизненные ситуации с куклой, напоминающие его собственные. Подобные игры организовываю на разные сюжеты: «Купание куклы», «Прогулка», «Кукла заболела» и др.

Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и задачи воспитателя.

Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и

количественно обогащается словарный запас, развивается воображение,

творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать

внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность

мышления.

12 слайд :

Показ фотографий

13 слайд :

Еще одним из ключевых направлений  педагогической деятельности по развитию речи детей раннего возраста это Сказкотерапию».

Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Использование сказки в раннем возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. Погружение в сказочный мир позволяет ребёнку использовать речевой аппарат намного активнее.

Сказка для ребенка- это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Сказки развивают память и внимание. Они дают ребенку чувство психологической защищенности, т. к. имеют в своём сюжете доброту, мудрость, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу. В своей работе мы используем все виды театра, которые подходят для детей раннего возраста. Для запоминания используем пальчиковый, настольный, кукольный театры, маски,сказки на магнитах.

Малышей учим  разыгрывать знакомые сказки, народные песенки, потешки, используя игрушки, плоскостной, настольный, пальчиковый театр. Это позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании(речь, напев, мимика, пантомима, движения). Благодаря куклам пальчикового, настольного театра, обращаю внимание детей на интонацию голосов животных в сказках «Колобок», «Теремок». Учим  эмоционально проговаривать фразы, чётко произносить звуки. Например, в игре «Прогулка в лес» (как рычит медведь, волк) звукоподражательные слова, произносимые с различной интонацией, развивают речевое дыхание.

После отгадывания загадок о животных, дети имитируют голос отгаданного

животного( как кричит Петя- Петушок, как мычит корова, и.т.д.)

В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность. Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность и учит четко формулировать свои мысли и излагать их.

Сказка –минутка это на основе ситуативной проблемы ребенка во взаимодействии со сверстниками. Воспитатель проигрывает проблемную ситуацию с проговариванием диалога  .воспитатель с помощью игрушек либо персонажей настольного  или пальчикового  театра разыгрывает ситуацию, отражающие те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление  о правильном поведении:» Не забывай волшебные слова»,» Как Алеша и Миша делились игрушками»

14 слайд :

Показ фотографий

 15 слайд :

Показ фотографий

  16 слайд :   

 Показ фотографий

 17 слайд :   

Еще одна из инновационных технологий, применяемая в нашей работе  – технология пальчиковой гимнастики.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти проводим во время утренней гимнастики, организованной образовательной деятельности, в совместной деятельности в утренний и вечерний отрезок времени. Упражнения старались подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, скручивание ленты, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, прищепками.

Технология пальчиковой гимнастики удачно сочетается с народным фольклором. С этой целью создана картотека пальчиковых игр (пальчиковые игры для малышей в стихах, пальчиковые игры для малышей от 1 до 3 лет), которые направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, на развитие мелкой моторики

Использование пальчиковых игр помогло развить координацию движений, деятельность артикуляционных органов (губ, языка, нижней челюсти). К концу года пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладели сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась.

18 слайд :    

Показ фотографий

19 слайд :    

Ещё одна из инноваций применяемая  это  музыкотерапия

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие.

Музыкотерапия – основана на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое интеллектуальное и личностное развитие.

Использование музыкально – ритмических движений показывает, что чем раньше они используются в работе с детьми раннего возраста (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, тем выше результаты в развитии у ребенка речевой функции, произвольной деятельности, моторики, пластичности, выразительности движений, невербальной коммуникации. Считаю, что использование музыки в работе с детьми раннего дошкольного возраста не только целесообразно, но и необходимо и может принести хорошие результаты. А сочетание методов музыкальной терапии с работой по развитию речи усиливает положительное воздействие, что дети овладели коммуникативными навыками, у них сформировано восприятие, они выполняют предметно-игровые действия и целенаправленные действия с предметами, они хотят общаться со взрослым.

20 слайд :    

В группе созданы разные центры: театральный, центр художественного творчества, центр природы, центр развивающих игр, центр строительно-конструктивных игр, центр сенсорного развития.

Речевое взаимодействие ребенка с предметами развивающей среды, со сверстниками способствует становлению его опыта речевого общения, развитию самостоятельности, инициативности в установлении речевого контакта.

21 слайд Показ фотографий

22слайд :    

Работа с родителями:

Достичь хороших результатов помогло использование разнообразных форм работы с родителями, это:

Индивидуальные беседы о пользе обучения детей манипулятивным действиям.

Рекомендации родителям - в виде памяток, в которых убеждала их давать больше самостоятельности детям при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.

Консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», «Пальчиковая гимнастика».

Чтобы держать их в курсе событий, знакомила родителей используя в родительском уголке раздел «Учим вместе с нами». Потешки, поговорки, считалки, стихи, песни. Родители дома могут повторять этот материал со своим ребенком.

Выпуск папки- передвижки для родителей «Пальцы помогают говорить»

Старались привлекать родителей принимать участие к организации развивающей среды : создание книжек малышек, дидактических игр. Так же совместно с родителями выполняли творческие задания и предлагали участие в различных конкурсах и выставках, как детского сада, так и группы. Проводили совместные праздники. Родители очень легко и активно отзываются на наши просьбы.

23 слайд :    

ВЫВОД  инновационные технологии, направленные на развитие речи раннего детства, применяемые в практике, обогащают педагогический процесс и являются действенным методом  воспитания и обучения с первых лет жизни ребёнка; технологии, основанные на куклотерапии, сказкотерапии, пальчиковой гимнастики, фольклора, музыкотерапии, а так-же предметно-развивающая среда содержат множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текстов, что обусловлено как спецификой возраста, так и интенсивностью социализации.

24 слайд :    

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Литература и ссылки на информацию в интернете.

https://nsportal.ru/safiulina-evgeniya-vladimirovna

Белая К.Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ// Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2011, №4, с. 12-13Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи/ Г.С. Швайко. – М.; «Просвещение», 1983

http://www.maam.ru/users/257606


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14» г. Коркино «Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий.» Воспитатель: Щербинина Наталия Анатольевна . г.Коркино , 2023 г.

Слайд 2

Усваивая родной язык, ребенок усваивает… бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов… Константин Дмитриевич Ушинский

Слайд 3

Задачи: 1. Изучение методической литературы и передовых образовательных технологий по проблеме развития речи детей раннего возраста. 2. Отбор наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующих созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников. 3. Апробация и внедрение в практику инновационных технологий по развитию речи детей раннего возраста. 4. Создание предметно-развивающей среды в группе.

Слайд 4

Игровая технология выполняет следующий ряд задач: - дидактические (становление деятельности, формирование определённых умений и навыков, необходимых для применения на практике); - развивающие (обогащение словаря, мышления; развитие грамматического строя речи, произносительной стороны речи, диалогической речи как способа коммуникации); - социализирующие (развитие активности, инициативности, самостоятельности, адаптации в детском саду); - воспитательные (воспитание дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания).

Слайд 5

В современной дошкольной педагогике выделяются разные виды игр, передающие детям определённые знания и умения : дидактические, подвижные, игры драматизации, музыкальные игры- забавы , где игровые действия заранее предусмотрены правилами игры.

Слайд 6

Народные игры: Игры-потешки; Хороводные игры; Игры-песенки;

Слайд 7

Игры с сюжетными игрушками ; Игры-инсценировки ; Звукоподражательные игры; Театрализованная игра.

Слайд 8

Игры и занятия с предметными и сюжетными картинками: Тематические наборы: Посуда, Одежда, Овощи, Животные. Времена года. Кто что делает. И др.

Слайд 9

Игры на развитие мелкой моторики: Пальчиковые игры; Настольно-печатные;

Слайд 10

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов, обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.

Слайд 11

Куклотерапия – это метод комплексного воздействия на детей для обогащения и закрепления знаний, которые педагоги преподносят в разных видах деятельности. Она расширяет кругозор ребенка, улучшают звукопроизношение, помогает заговорить. Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить связную речь детей.

Слайд 13

Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Использование сказки в раннем возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы.

Слайд 16

Сказка –минутка это на основе ситуативной проблемы ребенка во взаимодействии со сверстниками. Воспитатель проигрывает проблемную ситуацию с проговариванием диалога

Слайд 17

Технология пальчиковой гимнастики. Работу по развитию движений пальцев и всей кисти проводим во время утренней гимнастики, организованной образовательной деятельности, в совместной деятельности в утренний и вечерний отрезок времени.

Слайд 19

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыкотерапия – основана на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое интеллектуальное и личностное развитие.

Слайд 20

Центры в группе : театральный, центр художественного творчества, центр природы, центр развивающих игр, центр строительно-конструктивных игр, центр сенсорного развития.

Слайд 22

Работа с родителями :

Слайд 23

ВЫВОД инновационные технологии, направленные на развитие речи раннего детства, применяемые в практике, обогащают педагогический процесс и являются действенным методом воспитания и обучения с первых лет жизни ребёнка; технологии, основанные на куклотерапии , сказкотерапии , пальчиковой гимнастики, фольклора, музыкотерапии, а так-же предметно-развивающая среда содержат множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текстов, что обусловлено как спецификой возраста, так и интенсивностью социализации.

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие активной речи у детей раннего возраста через игровую деятельность»

Развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании.Речь малыша развивается постоянно в быту,в игре,в общении и сопровождает его в любой деятельности.Но что бы...

Опыт работы в группе раннего возраста «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий». Обобщение опыта.-2020г.

Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможност...

Опыт работы в группе раннего возраста «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий» 2021г.

Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможност...

Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий

Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельностина основе инновационных технологий...

Методическая разработка. Тема: «Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий».

Методическая разработка.Тема: «Развитие речи  детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий».Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее усло...

«Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий» в группе раннего развития детей 1,5-2 лет

Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их раз...

Развитие речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий

Развитие речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста в игровой деятельностина основе инновационных технологий...