Занятие по формированию фонетико-фонематической системы языка и звукового анализа в старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР. Звуки [М, М']. Семья.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Занятие по формированию фонетико-фонематической системы языка и звукового анализа

в старшей группе комбинированной направленности

для детей с ТНР .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_m_m._semya.doc260.5 КБ
Microsoft Office document icon Звуки [М, М']. Семья.260.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по формированию фонетико-фонематической системы языка и звукового анализа

в старшей группе комбинированной направленности

для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Тема занятия: Звуки [М, М']. «Семья». 

Возрастная группа: воспитанники старшей группы комбинированной направленности 5-6 лет.

Речевое заключение: ОНР.

Образовательная технология: социоигровая технология.

Цель: создание условий для формирования у дошкольников с общим недоразвитием речи фонетико-фонематических представлений о звуках [М, М'].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [М, М']в словах, фразах;

- упражнять в умении подбирать слова на заданные звуки [М], [М'], определять позицию звуков в словах;

- упражнять в умении характеризовать звуки [М], [М'] по акустическим и артикуляционным признакам;

- активизировать словарь по теме «Семья».

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематические процессы, зрительное, слуховое внимание, память, мышление, мелкую моторику, координацию речи с движениями.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать уважение к членам своей семьи;

- формировать навыки доброжелательности и сотрудничества в процессе групповой работы и работы в парах.

Форма образовательной деятельности: подгрупповое занятие.

Образовательные области: «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие».

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, изобразительная.

Планируемые результаты: правильно произносят и дают характеристику звукам [М, М'], различают твёрдый и мягкий звуки [М, М'], правильно определяют позицию этих звуков в словах. Правильно согласовывают слова в предложении. Активно и доброжелательно взаимодействуют друг с другом и учителем-логопедом, отвечают на поставленные вопросы учителя-логопеда, знают названия членов семьи. Самостоятельно выбирают материал и изготавливают задуманный «подарок».

Оборудование: мультимедийное оборудование, сюжетная картинка «Семья», предметные картинки, в названии которых есть звуки [М, М'] (малина, муха, медведь, мука, машина, мыло, медаль), индивидуальные зеркала, цветовые символы звуков, альбомные листы, иллюстрации из журналов, ножницы, фломастеры, мелки, цветные карандаши, трафареты.

Предварительная работа: беседа по теме «Семья», разучивание динамической паузы «Семейная зарядка», пальчиковой гимнастики «Моя семья», разучивание стихотворений о семье, сюжетно-ролевая игра «Магазин», дидактическая игра «Помощники», повторение материала по теме «Продукты». Детская мастерская: рисование, лепка, изготовление книжек-малышек. Гимнастика для глаз, артикуляционная гимнастика (перед занятием, в группе).  

Ход занятия

  1. Организационный момент (в группе)

Учитель-логопед: - Доброе утро, ребята! Сегодня утром, когда я шла на работу, ко мне подошла женщина и попросила помочь научить её младшего сына правильно произносить звуки. Еще она мне рассказала о своей семье, что она у них очень дружная.

- Хотите увидеть эту семью? (переходят в логопедический кабинет)

На экране – изображение семьи.

Актуализация имеющихся знаний по теме «Семья»

Учитель-логопед: - В этой семье есть … (папа, мама, и дети: два мальчика и девочка). Старшего сына зовут Миша, а младшего – Митя. Девочку зовут Маша.

- Митя для мамы и папы кто?

- Маша для мамы и папы кто?

- Митя для Маши и Миши кто?

- Маша для Миши и Мити кто?

Создание проблемной ситуации:

Учитель-логопед: - Старшие дети Маша и Миша говорят хорошо, а Митя говорит плохо. Митина мама просит нас позаниматься с Митей.

 

II. Основная часть.

  1. Акцентные вопросы:

Учитель-логопед: - Ребята, вы хотите помочь научить Митю правильно говорить? - Вы сможете ему помочь?

  1. Сообщение темы занятия:

Учитель-логопед: - Мама рассказала, что Митя не может правильно произносить имена своих старших брата и сестры. Как вы думаете, какие звуки Мите необходимо научиться произносить первыми?  

 (учитель-логопед произносит слова, выделяя голосом звук М (Маша, Миша, Митя, мама).

Дети выделяют первый звук в словах (Маша, Миша, мама, Митя).

Учитель-логопед: - Мы сможем научить Митю правильно произносить звуки [М, М']?

       3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам (актуализация знаний).

Учитель-логопед задает вопросы, опираясь на имеющийся опыт детей:

Учитель-логопед: - Давайте вспомним, как мы произносим звуки [М, М'].

- Посмотрите, с помощью чего мы произносим звуки [М, М']?

Дети дают характеристику звукам [М, М']– каждому в отдельности.

- Струя воздуха свободно выходит изо рта или встречает преграду?

- При произнесении звуков [М, М'] губы сомкнуты, на пути воздушной струи стоит преграда, воздушная струя как бы разрывает губы.

- Звуки, при произнесении которых встречается преграда, называются согласными.

- Как вы думаете, чем похожи эти звуки? (оба согласные и звонкие). А чем отличаются?

(М – твёрдый, обозначается фишкой синего цвета, а М' – мягкий, обозначается фишкой зелёного цвета).

       4. Дидактическое упражнение на развитие фонематического слуха «Кто внимательный?» (с использованием мультимедийного оборудования).

Учитель-логопед: - Мама Мити рассказала, что когда он говорит, то часто пропускает первый звук в словах. Мама часто не понимает, что Митя хочет сказать.

- Послушайте эти слова и помогите маме понять Митю:

…алина (малина)

…уха (муха)

…едведь (медведь)

…ука (мука)

…ашина (машина)

…ыло (мыло)

…едаль (медаль)

Появляется изображение предмета.  

 Учитель-логопед: - Как правильно? Какой звук пропустил Митя.

        5. Упражнение «Мамины помощники».

Учитель-логопед: - Маша и Миша любят помогать маме и ходят в магазин за продуктами. В этот раз мама дала такое задание, что Маша покупает продукты, в названии которых звук М – твёрдый, а Миша будет выбирать продукты, в названии которых звук М' – мягкий.

Учитель-логопед: - Ребята, хотите помочь Маше и Мише? (смена мизансцены)

Учитель-логопед: - А вот и продуктовый магазин. Посмотрите, какие продукты есть на полках. Дети повторяют названия продуктов за учителем-логопедом.

Учитель-логопед: - Давайте поможем Маше и Мише. Кто будет помогать Маше, возьмите синий кружок. А кто помогает Мише, возьмите зеленый кружок.

                                   Майонез, мёд, мидии, малина,

                                   Молоко, изюм, мясо и маслины,

                                   Масло, джем, мука и мандарины.

Дети выбирают карточки с изображением нужного продукта.

Учитель-логопед: - Чтобы купить продукт, нужно правильно определить, где находится звук М, М' (в начале или в конце слова).

Учитель-логопед играет роль продавца.  

Учитель-логопед: - В этой семье любят вместе заниматься спортом. Давайте, ребята, им покажем нашу зарядку.

        6. Динамическая пауза «Семейная зарядка».

Осенью, весною,

Летом и зимой.

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает (руки вверх и вниз).

Папа бодро приседает (приседания).

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Миша (руки на поясе, повороты всем корпусом).

Ну и я бегу трусцой (бег на месте).

И качаю головой (наклоны головой в стороны).

        7. Восстановление деформированного текста.

Учитель-логопед: - Маленький Митя заговорил предложениями. Послушайте, что у него получилось: «Мама мыть Митя. Возле дом цвести мак. Митя мыть лицо мыло. Мы очень любить малина». (дети произносят предложения правильно)

Учитель-логопед предлагает детям пройти к столам для выполнения практической части

Учитель-логопед: - Теперь давайте расскажем и покажем, какая у Вас дружная семья.

        8. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

Знаю я, что у меня                    

Дома дружная семья:                  

Это – мама,              

Это – я,            

Это – бабушка моя,                    

Это – папа,

Это – дед.
И у нас разлада нет.

Поднимают руку ладонью к себе и в соответствии с текстом в определенной последовательности загибают пальцы: сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.


III. Практическая часть.

Учитель-логопед: - Вам понравилось сегодня играть с Машей и Мишей? Давайте им подарим на память о нас картинку-подарок, в названии которых есть звук М или М'.

Учитель-логопед: - Вы можете самостоятельно или с друзьями изготовить свой подарок. Для этого я вам предлагаю выбрать картинки из журналов, нарисовать рисунок самостоятельно, или используя трафарет.

Дети договариваются и распределяются по подгруппам, изготавливают подарок.

Дети рассказывают, для кого они сделали свой подарок. Аргументируют свой выбор.

IV. Заключительная часть.

Итог занятия.

Учитель-логопед: - Ребята, кому мы сегодня помогали? - Что вам понравилось? - Что показалось трудным?

Рефлексия.

Учитель-логопед: - Как вы думаете, научился Митя правильно произносить звуки [М, М']? - Вы сможете ещё кого-то научить? – Вам понравились игры, в которые мы сегодня играли? - Вы сможете поиграть в эти игры со своими друзьями?



Предварительный просмотр:

Занятие по формированию фонетико-фонематической системы языка и звукового анализа

в старшей группе комбинированной направленности

для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Тема занятия: Звуки [М, М']. «Семья». 

Возрастная группа: воспитанники старшей группы комбинированной направленности 5-6 лет.

Речевое заключение: ОНР.

Образовательная технология: социоигровая технология.

Цель: создание условий для формирования у дошкольников с общим недоразвитием речи фонетико-фонематических представлений о звуках [М, М'].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [М, М']в словах, фразах;

- упражнять в умении подбирать слова на заданные звуки [М], [М'], определять позицию звуков в словах;

- упражнять в умении характеризовать звуки [М], [М'] по акустическим и артикуляционным признакам;

- активизировать словарь по теме «Семья».

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематические процессы, зрительное, слуховое внимание, память, мышление, мелкую моторику, координацию речи с движениями.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать уважение к членам своей семьи;

- формировать навыки доброжелательности и сотрудничества в процессе групповой работы и работы в парах.

Форма образовательной деятельности: подгрупповое занятие.

Образовательные области: «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие».

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, изобразительная.

Планируемые результаты: правильно произносят и дают характеристику звукам [М, М'], различают твёрдый и мягкий звуки [М, М'], правильно определяют позицию этих звуков в словах. Правильно согласовывают слова в предложении. Активно и доброжелательно взаимодействуют друг с другом и учителем-логопедом, отвечают на поставленные вопросы учителя-логопеда, знают названия членов семьи. Самостоятельно выбирают материал и изготавливают задуманный «подарок».

Оборудование: мультимедийное оборудование, сюжетная картинка «Семья», предметные картинки, в названии которых есть звуки [М, М'] (малина, муха, медведь, мука, машина, мыло, медаль), индивидуальные зеркала, цветовые символы звуков, альбомные листы, иллюстрации из журналов, ножницы, фломастеры, мелки, цветные карандаши, трафареты.

Предварительная работа: беседа по теме «Семья», разучивание динамической паузы «Семейная зарядка», пальчиковой гимнастики «Моя семья», разучивание стихотворений о семье, сюжетно-ролевая игра «Магазин», дидактическая игра «Помощники», повторение материала по теме «Продукты». Детская мастерская: рисование, лепка, изготовление книжек-малышек. Гимнастика для глаз, артикуляционная гимнастика (перед занятием, в группе).  

Ход занятия

  1. Организационный момент (в группе)

Учитель-логопед: - Доброе утро, ребята! Сегодня утром, когда я шла на работу, ко мне подошла женщина и попросила помочь научить её младшего сына правильно произносить звуки. Еще она мне рассказала о своей семье, что она у них очень дружная.

- Хотите увидеть эту семью? (переходят в логопедический кабинет)

На экране – изображение семьи.

Актуализация имеющихся знаний по теме «Семья»

Учитель-логопед: - В этой семье есть … (папа, мама, и дети: два мальчика и девочка). Старшего сына зовут Миша, а младшего – Митя. Девочку зовут Маша.

- Митя для мамы и папы кто?

- Маша для мамы и папы кто?

- Митя для Маши и Миши кто?

- Маша для Миши и Мити кто?

Создание проблемной ситуации:

Учитель-логопед: - Старшие дети Маша и Миша говорят хорошо, а Митя говорит плохо. Митина мама просит нас позаниматься с Митей.

 

II. Основная часть.

  1. Акцентные вопросы:

Учитель-логопед: - Ребята, вы хотите помочь научить Митю правильно говорить? - Вы сможете ему помочь?

  1. Сообщение темы занятия:

Учитель-логопед: - Мама рассказала, что Митя не может правильно произносить имена своих старших брата и сестры. Как вы думаете, какие звуки Мите необходимо научиться произносить первыми?  

 (учитель-логопед произносит слова, выделяя голосом звук М (Маша, Миша, Митя, мама).

Дети выделяют первый звук в словах (Маша, Миша, мама, Митя).

Учитель-логопед: - Мы сможем научить Митю правильно произносить звуки [М, М']?

       3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам (актуализация знаний).

Учитель-логопед задает вопросы, опираясь на имеющийся опыт детей:

Учитель-логопед: - Давайте вспомним, как мы произносим звуки [М, М'].

- Посмотрите, с помощью чего мы произносим звуки [М, М']?

Дети дают характеристику звукам [М, М']– каждому в отдельности.

- Струя воздуха свободно выходит изо рта или встречает преграду?

- При произнесении звуков [М, М'] губы сомкнуты, на пути воздушной струи стоит преграда, воздушная струя как бы разрывает губы.

- Звуки, при произнесении которых встречается преграда, называются согласными.

- Как вы думаете, чем похожи эти звуки? (оба согласные и звонкие). А чем отличаются?

(М – твёрдый, обозначается фишкой синего цвета, а М' – мягкий, обозначается фишкой зелёного цвета).

       4. Дидактическое упражнение на развитие фонематического слуха «Кто внимательный?» (с использованием мультимедийного оборудования).

Учитель-логопед: - Мама Мити рассказала, что когда он говорит, то часто пропускает первый звук в словах. Мама часто не понимает, что Митя хочет сказать.

- Послушайте эти слова и помогите маме понять Митю:

…алина (малина)

…уха (муха)

…едведь (медведь)

…ука (мука)

…ашина (машина)

…ыло (мыло)

…едаль (медаль)

Появляется изображение предмета.  

 Учитель-логопед: - Как правильно? Какой звук пропустил Митя.

        5. Упражнение «Мамины помощники».

Учитель-логопед: - Маша и Миша любят помогать маме и ходят в магазин за продуктами. В этот раз мама дала такое задание, что Маша покупает продукты, в названии которых звук М – твёрдый, а Миша будет выбирать продукты, в названии которых звук М' – мягкий.

Учитель-логопед: - Ребята, хотите помочь Маше и Мише? (смена мизансцены)

Учитель-логопед: - А вот и продуктовый магазин. Посмотрите, какие продукты есть на полках. Дети повторяют названия продуктов за учителем-логопедом.

Учитель-логопед: - Давайте поможем Маше и Мише. Кто будет помогать Маше, возьмите синий кружок. А кто помогает Мише, возьмите зеленый кружок.

                                   Майонез, мёд, мидии, малина,

                                   Молоко, изюм, мясо и маслины,

                                   Масло, джем, мука и мандарины.

Дети выбирают карточки с изображением нужного продукта.

Учитель-логопед: - Чтобы купить продукт, нужно правильно определить, где находится звук М, М' (в начале или в конце слова).

Учитель-логопед играет роль продавца.  

Учитель-логопед: - В этой семье любят вместе заниматься спортом. Давайте, ребята, им покажем нашу зарядку.

        6. Динамическая пауза «Семейная зарядка».

Осенью, весною,

Летом и зимой.

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает (руки вверх и вниз).

Папа бодро приседает (приседания).

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Миша (руки на поясе, повороты всем корпусом).

Ну и я бегу трусцой (бег на месте).

И качаю головой (наклоны головой в стороны).

        7. Восстановление деформированного текста.

Учитель-логопед: - Маленький Митя заговорил предложениями. Послушайте, что у него получилось: «Мама мыть Митя. Возле дом цвести мак. Митя мыть лицо мыло. Мы очень любить малина». (дети произносят предложения правильно)

Учитель-логопед предлагает детям пройти к столам для выполнения практической части

Учитель-логопед: - Теперь давайте расскажем и покажем, какая у Вас дружная семья.

        8. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

Знаю я, что у меня                    

Дома дружная семья:                  

Это – мама,              

Это – я,            

Это – бабушка моя,                    

Это – папа,

Это – дед.
И у нас разлада нет.

Поднимают руку ладонью к себе и в соответствии с текстом в определенной последовательности загибают пальцы: сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.


III. Практическая часть.

Учитель-логопед: - Вам понравилось сегодня играть с Машей и Мишей? Давайте им подарим на память о нас картинку-подарок, в названии которых есть звук М или М'.

Учитель-логопед: - Вы можете самостоятельно или с друзьями изготовить свой подарок. Для этого я вам предлагаю выбрать картинки из журналов, нарисовать рисунок самостоятельно, или используя трафарет.

Дети договариваются и распределяются по подгруппам, изготавливают подарок.

Дети рассказывают, для кого они сделали свой подарок. Аргументируют свой выбор.

IV. Заключительная часть.

Итог занятия.

Учитель-логопед: - Ребята, кому мы сегодня помогали? - Что вам понравилось? - Что показалось трудным?

Рефлексия.

Учитель-логопед: - Как вы думаете, научился Митя правильно произносить звуки [М, М']? - Вы сможете ещё кого-то научить? – Вам понравились игры, в которые мы сегодня играли? - Вы сможете поиграть в эти игры со своими друзьями?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию звукового анализа в старшей группе у детей с ТНР "Дифференциация звуков М-Н"

Занятие по формированию фонематического восприятия и звукового анализа у детей с ТНР...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 6 лет на тему: «Весна».

Целью данного занятия является систематизация знаний и представлений детей о весне, как о времени года, и совершенствование связной речи детей. Занятие построено в виде путешествия, в ходе которого, д...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 6 лет на тему: «Путешествие капельки!»

Вашему вниманию представлен конспект интегрированного логопедического занятия совместно с воспитателем, целью которого явялется систематизация знаний и представлений детей о круговороте воды в природе...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Одежда»

Задачи: Активизировать, уточнить и расширить словарный запас по лексической теме «Одежда».Закрепить навык словообразования и словоизменения.Формировать умения различать по назначению, мате...

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе. Тема: Звуки [М] – [М’]. Буква М

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе....

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Продукты питания»

Цель: закрепление знаний и словаря по теме.Коррекционно - образовательные задачи: закрепить и активизировать знания детей по теме «Продукты питания». Закрепить знания о классифик...