Конспект НОД «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Слепая лошадь».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Фрумузаки Валентина Валериевна

Конспект по развитию речи  для воспитанников подготовительной группе знакомство   со сказкой К. Ушинского «Слепая лошадь».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_raz._rechi_slepaya_loshad.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

город Покачи

Муниципальное автономное  дошкольноеобразовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад

Конспект НОД по развитию речи

в подготовительной группе

«Чтение сказки К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»

Подготовила:

воспитатель

Фрумузаки В.В

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

«Чтение сказки К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»

Педагогическая цель: Познакомить детей со сказкой К. Ушинского «Слепая лошадь».

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
  • Формировать у детей положительные качества: доброту, честность, отзывчивость.

Развивающие:

  • Развивать умение делать обобщающие выводы, высказывать своё мнение, способствовать обогащению словарного запаса, развитию диалогической речи.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к окружающим, в том числе и «братьям нашим меньшим», вызвать желание приходить к ним на помощь.

Предварительная работа:Чтение произведений К.Ушинского.

Подбор пословиц о доброте, дружбе, честности (работа с родителями).

Выставка книг К.Ушинского (работа с родителями).

Разучивание физ.минутки «Мы шагаем, мы шагаем».

Виды деятельности: коммуникативная, игровая.

Средства реализации: ноутбук и проектор, сундук, книга, мультимедийная презентация с иллюстрациями к сказке, сердечки из цветной бумаги с пословицей «Друга ищи, а найдёшь, береги!».

Словарная работа: купец, роскошно,соболя,парча, узда,рогатина,хворать, три меры, единодушно, стреха.

Методы и приемы:

Словесные (беседа, чтение сказки, поощрение, рассказ воспитателя).

Наглядные(сундук, книга,  просмотр мультимедийная  презентация с иллюстрациями к сказке).

Здоровьезберегающая технология:

- физкультминутка «Лошадка».  

Содержание образовательной деятельности
I.Мотивационно – побудительный этап.

Игра «Здравствуйте». (детям предлагается придумать самим каким способом можно поздороваться)

1.Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что у нас в группе появилось. Что это?(Ответ детей -это сундук)

- Как вы думаете, что в нем? (Ответы детей)

Воспитатель. Послушайте загадку.

Белые листы у них,

Много чёрных букв.

Для людей они важны,

Знать ребята их должны.

Если буквы будешь знать,

Сможешь это прочитать.

И услышать в тот же час,

Увлекательный рассказ.

Ты узнаешь сколько лет

Солнце нам дает свой свет.

Почему весной – цветы,

А зимой поля пусты.

Край родной узнаешь свой.

Мирный, сильный и большой.

Это – друг хороший нам,

Прочитай – узнаешь сам!

- Так что же это? (Книги)

(воспитатель достает  книгу из сундука)

Воспитатель. Книга рядом с нами всю жизнь, - ведь она наш помощник, спутник, советчик, верный друг. Читая книги, можно много узнать. Книга – это волшебные  ворота в мир будущего.

II.Организационно – поисковый этап.

Воспитатель. Сегодня я хочу вас  познакомить с одним рассказом    знаменитого  педагога, писателя Константина Дмитриевича Ушинского.

2.Рассказ об Ушинском.
Воспитатель.Много лет тому назад в городе Тула, что недалеко от Москвы родился Константин Дмитриевич Ушинский. Отец у него был офицер, мама домохозяйка-занималась воспитанием детей. С детства он был очень любознательным и прилежным мальчиком.Учился на хорошо и отлично.После школы он поступил в Московский университет и стал учителем. У него была мечта: научить маленьких детей читать и писать так, чтобы им было нетрудно и интересно. Константин Дмитриевич стал сочинять интересные рассказы для детей, игры, загадки.
- К.Д. Ушинского написал много произведений которые вы знаете, читали или слышали.(
воспитатель показывает произведения  на экранеЧетыре желания», «Васька», «Ворона и рак», «Рассказы и сказки» и др.)

Воспитатель. О ком пойдёт речь в этом рассказе, догадайтесь, отгадав загадку:

(воспитатель читает загадку)
Чей там хвост и чья там грива,
Словно по ветру летят?
Под копытами  игриво
Искры яркие блестят...
Проскакал – и  тут же скрылся!
Как сквозь землю провалился!
Кто же это? Вот загадка...
Это –  резвая ...(
Лошадка)
Воспитатель.Сегодня я прочту вам рассказ К. Д. Ушинского «Слепая лошадь», который откроет нам секретыправильных отношений между человеком и природой, между людьми.

Но перед тем как прочесть рассказ, объясню вам незнакомые слова.

3.Словарная работа

Купец -богатый торговец.

Роскошно – очень богато.

Соболя - мех хищного зверька (соболь).

Парча- плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.

Узда - часть сбруи - ремни с удилами и  поводьями, надеваемые на голову упряжного животного.

Рогатина – большая палка с развилиной на конце

Хворать – болеть.

Три меры  – мера – старинная русская единица емкости для сыпучих тел.

Единодушно – полное согласие во мнениях и действиях.

Стреха – нижний, свисающий край крыши деревянного дома, избы, обычно соломенная.

- Теперь вам все слова понятны?(Ответы детей).

Воспитатель. Сядьте  правильно и слушайте внимательно.

(воспитатель читает сказку по презентации)

4.Чтение сказки К.Ушинского «Слепая лошадь».

Воспитатель.Ребята, в этом произведении есть слова, которые вам незнакомые? Смотрим на экран.

4.

Воспитатель.Ребята, как вы думаете, чтобы ухаживать за лошадьми каким должен быть человек?

(Ответы детей -  сильным, здоровым, добрым).

Воспитатель. А что нужно делать, чтобы стать сильными, здоровыми?(Ответы детей).

Воспитатель.Давайте отдохнем немножко. Становитесь в круг и повторяйте все за мной.

5. Физкультминутка

Конь меня в дорогу ждет.

Бьет коптом у ворот,

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой.

Быстро на седло вскачу –

Не поеду, полечу!

Там за дальнею рекою

Помашу тебе рукою.

Воспитатель. Вот мы с вами отдохнули, а теперь предлагаю снова вернуться на свои места и продолжить беседу о новом произведении.
6. Беседа по прочитанному.

Воспитатель.  О ком эта сказка?(Ответ детей - о слепой лошади).
- Кем был для Уседома Догони-Ветер
?( Ответ детей - любимой лошадью)
- Что однажды приключилось с купцом
?( Ответ детей -  на него напали разбойники).
- Кто спас Уседома?(
Ответ – детей лошадь).
- Что обещал хозяин своему коню
?(Ответ детей - чтобы с ним не случилось, никогда не продавать и не дарить, не прогонять его, как бы он не состарился и ежедневно, до самой смерти отпускать коню по три меры лучшего овса).
- Сдержал Уседом своё слово? Почему? Как получилось, что Догони-Ветер остался слепой?(
Ответ детей - Уседом не сдержал слово, потому что он купил молодую лошадь, а этот стал обузой).

- Что велел сделать Уседом со слепой лошадью?(Ответ детей - прогнать его).
- Как чувствовал себя Догони-Ветер? (
Ответ детей – одиноким).

-Как вы понимаете слово «одиночество»?
Воспитатель. Как вы понимание слово «одиночество» - это когда рядом никого нет, когда тебе плохо и некому помочь.
На улице много брошенных людьми животных – кошек и собак. Вам их жалко? О чем бы вы попросили человека, который бросил животное, если бы встретили его? Животные, которых люди приручили, а потом бросили, сами себя ни прокормить, ни защитить не могут и вече у нас теперь, к сожалению нет.
-Чем закончилась сказка?

-Чему же научила вас эта сказка?(Ответ детей - быть добрыми).

III.Рефлексивно – корригирующий этап.

Воспитатель. С произведением, какого автора мы сегодня познакомились?(Ответ детей -К.Д.Ушинского)

- Как называется сказка? (Ответ детей - Слепая лошадь)

- Чему нас научила нас эта сказка?(Ответ детей - эта сказка учит нас тому, что за добро надо платить добром, а ведь добро, доброта начинаютсяс любви ко всему живому: к людям и, конечно же, к «братьям нашим меньшим»).

Воспитатель.Ребята, пока вы работали, я  вспомнила очень хорошую пословицу:

 «Друга ищи, а найдешь,береги!»
- Я хочу подарить вам эти сердечки, на которых написана эта пословица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по Речевому развитию сказка К.Д. Ушинский « Слепая лошадь".

Занятие по Речевому развитию. Сказка  К.Д. Ушинский « Слепая лошадь».Цель: подведение детей к пониманию нравственного смысла произведения.Задачи:- формировать основы книжной куль...

Конспект НОД «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»

Конспект НОД  по речевому развитию в подготовительной группе...

Конспект занятия по развитию речи в смешанной дошкольной группе Чтение сказки К.Ушинского Слепая лошадь

Цель: Познакомить детей со сказкой К. Ушинского «Слепая лошадь».Задачи:1. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе;2. Развивать умение делать обобщающие выводы, ...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»

- Ребята, посмотрите, что у нас в группе появилось. Что это?(Это волшебная шкатулка)- Как вы думаете, что в ней? (Ответы детей)- Послушайте загадку.Белые листы у них,Много чёрных букв.Для людей о...

Чтение рассказа К.Д. Ушинского "Слепая лошадь"

Чтение рассказа К.Д. Ушинского "Слепая лошадь"...

Чтение сказки К. Д. Ушинского «Слепая лошадь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 43 «Ласточка» города Георгиевска»       Методическая конспект занятия по ра...