Чтение сказки К. Д. Ушинского «Слепая лошадь
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 43 «Ласточка» города Георгиевска»

 

 

 

 

 

 

 

Методическая конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием презентации.
 

 

 

 

Тема: «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель:

высшей квалификационной

категории Дорохина И.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Георгиевск 2023 год

 

Цель: Расширять представления о добром и отзывчивом человеке, используя художественную литературу.

Задачи:

1. Способствовать эмоциональному восприятию художественного произведения, подвести к пониманию нравственного смысла, мотивированной оценке поступков и характеров главных героев.

2. Формировать представление о доброте, как важном нравственном качестве человека.

3. Развивать позитивную самооценку у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках.

4. Воспитывать доброе, чуткое отношение к окружающим.

Материалы и оборудование: портрет К. Д. Ушинского, презентация с иллюстрациями к сказке.

Организационный момент.

Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, поздороваемся и подарим теплоту дружеских рук друг другу.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Мотивационный период:

Ребята, отгадайте загадку:

«Есть листок, есть корешок, а не куст и не цветок,

Нету лап, нету рук, а приходит в дом как друг.

На колени к маме ляжет, обо всем тебе расскажет (книга).

(ПОКАЗАТЬ СЛАЙД КНИГА)

- А где живут книги? (в библиотеке, в книжном магазине, на полке.)

(ПОКАЗАТЬ СЛАЙД БИБЛИОТЕКА, КНИЖНАЯ ПОЛКА, КНИЖНЫЙ МАГАЗИН)

- А у нас в группе есть книжная полка, на которой хранятся книги? (подходим к полке)

- Ребята, посмотрите, какие книги здесь есть? (сказки, стихи, рассказы….)

- Кто из вас скажет, кто пишет книги? (писатели).

- Сегодня, я хочу познакомить вас еще с одним детским писателем. А зовут его Константин Дмитриевич Ушинский.

(ПОКАЗАТЬ СЛАЙД К. Д. УШИНСКОГО)

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, посмотрите на портрет писателя К. Д. Ушинского.

- Много лет тому назад в городе Тула, что не далеко от Москвы, родился Константин Дмитриевич Ушинский. С детства Костя был очень любознательным и прилежным мальчиком. Учился на хорошо и отлично. После школы он поступил в Московский университет и стал учителем. Константин Дмитриевич работал учителем в Ярославле, Петербурге, и даже за границей. У него была мечта: научить маленьких детей читать и писать так, чтобы им было нетрудно и интересно. Константин Дмитриевич стал сочинять интересные рассказы для детей, игры, загадки. Так появилась знаменитая книга «Родное слово», которая принесла Ушинскому Славу народного учителя. А какие произведения К. Д. Ушинского вы знаете? О ком эти произведения?

Дети: «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Бодливая корова», «Лиса Патрикеевна», «Бишка».

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Вот несколько книг с произведениями Ушинского. А еще специально для вас я принесла еще несколько книг Ушинского. Подойдите к столу. Давайте их рассмотрим. Кто умеет читать, то можете прочитать, как они называются.

(ПОКАЗАТЬ СЛАЙД С ДЕТСКИМИ КНИГАМИ)

Воспитатель: Все произведения Ушинского про животных. Молодцы. Какая большая и интересная выставка, как много интересных книг у нас сегодня. И я их вам все обязательно потом прочитаю. А я хочу пополнить нашу выставку ещё одной книгой.

О ком в ней пойдёт речь, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Чей там хвост и чья там грива,

Словно по ветру летят?

Под копытами игриво

Искры яркие блестят.

Проскакал – и тут же скрылся!

Как сквозь землю провалился!

Кто же это? Вот загадка.

Это – резвая …

Дети: Лошадка.

Перед тем, как я начну вам читать рассказ, давайте отдохнем немножко. Становитесь в круг и повторяйте все за мной.

Физкультминутка:

Цок-цок-цок (поочередно топают ногами)

Цок-цок-цок, я лошадка – серый бок.

Я копытом постучу (ходьба на месте)

Если хочешь, прокачу (легкий бег)

Посмотри, как я красива (руки на пояс, повороты туловища)

Хороши и хвост и грива (туловище влево, вправо)

Цок - цок – цок (кружатся на месте)

Цок - цок – цок (руки полусогнуты в локтях перед собой).

Воспитатель: А сейчас ребята, присаживайтесь на стульчики и послушайте рассказ Константина Дмитриевича Ушинского «Слепая лошадь». После чтения.

Воспитатель: Сейчас я познакомлю вас с новыми словами, которые встретились нам в рассказе «Слепая лошадь». Посмотрите на экран все.

(ПОКАЗАТЬ СЛАЙД С устаревшими словами по очереди)

Роскошно - отличающийся роскошью, богатством.

Соболя – мех хищного зверька (соболь).

Парча - плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.

Рогатина - большая палка с развилиной на конце.

Узда - часть сбруи - ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряжного животного.

Три меры – мера – старинная русская единица ёмкости для сыпучих тел.

Хворать - болеть, хилеть – становиться хилым.

Осунувшаяся крыша – так говорят о человеке, который сильно похудел.

Князь - правитель города.

Стреха - нижний, свисающий край крыши деревянного дома, избы, а также сама крыша, кровля, обычно соломенная.

Единодушно - полное согласие во мнениях, действиях.

Воспитатель:Ребята, а теперь давайте ответим на вопросы по тексту.

Воспитатель: О ком этот рассказ?

Дети: О слепой лошади.

Как звали главного героя? (Догони-Ветер)

Воспитатель: Кем был для Уседома Догони-Ветер?

Дети: Любимой лошадью.

Воспитатель: Что однажды приключилось с купцом?

Дети: На него напали разбойники.

Воспитатель: Кто спас Уседома?

Дети: Лошадь.

Воспитатель: Что обещал хозяин своему коню?

Дети: Чтобы с ним не случилось, никогда не продавать и не дарить, не прогонять его, как бы он не состарился и ежедневно, до самой смерти отпускать коню по три меры лучшего овса.

Воспитатель: Сдержал Уседом своё слово? Почему? Как получилось, что Догони-Ветер остался слепой?

Дети: Уседом не сдержал слово, потому что он купил молодую лошадь, а этот стал обузой.

Воспитатель: Что велел сделать Уседом со слепой лошадью?

Дети: Прогнать его со двора.

Воспитатель: Как чувствовал себя Догони-Ветер?

Дети: Одиноко.

Воспитатель: Как вы понимаете слово «одиночество»? (Одиночество - это когда рядом никого нет, когда тебе плохо и некому помочь.)

Воспитатель: Чему же учит нас этот рассказ? (Эта сказка учит нас тому, что за добро надо платить добром, а ведь добро, доброта начинаются с любви ко всему живому: к людям и, конечно же, к «братьям нашим меньшим»).

Воспитатель: Справедливо ли поступило вече, предписав жадному, непорядочному купцу кормить Догони - Ветра до самой его смерти?

Дети: Да, народ правильно поступил с купцом.

Воспитатель: «Народ не только вынес приговор, но еще и прислал человека, который должен был следить за его исполнением. А сам приговор был на камне вырезан, чтобы никто не смел поступать так, как поступил купец.

Воспитатель: Как, вы думаете доброту можно потрогать?

Можно ли попробовать на вкус?

А можно ли ее увидеть?

А в чем ее можно увидеть? (в поступках, действиях, чувствах).

-Ребята, как вы думаете, легко ли быть добрым? (ответы детей)

(ПОКАЗАТЬ СЛАЙД С ДЕРЕВОМ ДОБРА).

Творческая деятельность: «Дерево Добра».

Воспитатель обращает внимание детей на дерево Добра.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю сегодня вам сделать дерево Добра. Обратите внимание на дерево. Чего у него не хватает? (листочков).

Ребята, так как мы сегодня будем делать дерево Добра, то я предлагаю вам сделать не обычные листочки, а листочки – сердечки.

Каждый из вас будет по очереди подходить к доске и говорить, какие добрые дела можете выполнить. По одному предложению. Потом берете свой листочек – сердечко и вешаете его на дерево.  (Воспитатель, включает песню: «Дорогою добра»).

Посмотрите, какое красивое дерево Добра у нас вами получилось.

Итог:

- С произведением, какого автора мы сегодня познакомились?

-Как называется это произведение? («Слепая лошадь»).

- Чему научило вас это произведение?

Я знаю очень хорошую пословицу: «Друга ищи, а найдешь, береги!» Спасибо всем. Вы были сегодня все молодцы

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ushinskiy.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»

Цель: Расширять представления о добром и отзывчивом человеке, используя художественную литературу.

Задачи:

1. Способствовать эмоциональному восприятию художественного произведения, подвести к пониманию нравственного смысла, мотивированной оценке поступков и характеров главных героев.

2. Формировать представление о доброте, как важном нравственном качестве человека.

3. Развивать позитивную самооценку у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках.

4. Воспитывать доброе, чуткое отношение к окружающим.

Материалы и оборудование: портрет К. Д. Ушинского, презентация с иллюстрациями к сказке.

Организационный момент.

Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, поздороваемся и подарим теплоту дружеских рук друг другу.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Мотивационный период:

Ребята, отгадайте загадку:

«Есть листок, есть корешок, а не куст и не цветок,

Нету лап, нету рук, а приходит в дом как друг.

На колени к маме ляжет, обо всем тебе расскажет (книга).

(ПОКАЗАТЬ СЛАЙД КНИГА)

- А где живут книги? (в библиотеке, в книжном магазине, на полке.)

(ПОКАЗАТЬ СЛАЙД БИБЛИОТЕКА, КНИЖНАЯ ПОЛКА, КНИЖНЫЙ МАГАЗИН)

- А у нас в группе есть книжная полка, на которой хранятся книги? (подходим к полке)

- Ребята, посмотрите, какие книги здесь есть? (сказки, стихи, рассказы….)

- Кто из вас скажет, кто пишет книги? (писатели).

- Сегодня, я хочу познакомить вас еще с одним детским писателем. А зовут его Константин Дмитриевич Ушинский.

(ПОКАЗАТЬ СЛАЙД К. Д. УШИНСКОГО)

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, посмотрите на портрет писателя К. Д. Ушинского.

- Много лет тому назад в городе Тула, что не далеко от Москвы, родился Константин Дмитриевич Ушинский. С детства Костя был очень любознательным и прилежным мальчиком. Учился на хорошо и отлично. После школы он поступил в Московский университет и стал учителем. Константин Дмитриевич работал учителем в Ярославле, Петербурге, и даже за границей. У него была мечта: научить маленьких детей читать и писать так, чтобы им было нетрудно и интересно. Константин Дмитриевич стал сочинять интересные рассказы для детей, игры, загадки. Так появилась знаменитая книга «Родное слово», которая принесла Ушинскому Славу народного учителя. А какие произведения К. Д. Ушинского вы знаете? О ком эти произведения?

Дети: «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Бодливая корова», «Лиса Патрикеевна», «Бишка».

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Вот несколько книг с произведениями Ушинского. А еще специально для вас я принесла еще несколько книг Ушинского. Подойдите к столу. Давайте их рассмотрим. Кто умеет читать, то можете прочитать, как они называются.

(ПОКАЗАТЬ СЛАЙД С ДЕТСКИМИ КНИГАМИ)

Воспитатель: Все произведения Ушинского про животных. Молодцы. Какая большая и интересная выставка, как много интересных книг у нас сегодня. И я их вам все обязательно потом прочитаю. А я хочу пополнить нашу выставку ещё одной книгой.

О ком в ней пойдёт речь, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Чей там хвост и чья там грива,

Словно по ветру летят?

Под копытами игриво

Искры яркие блестят.

Проскакал – и тут же скрылся!

Как сквозь землю провалился!

Кто же это? Вот загадка.

Это – резвая …

Дети: Лошадка.

Перед тем, как я начну вам читать рассказ, давайте отдохнем немножко. Становитесь в круг и повторяйте все за мной.

Физкультминутка:

Цок-цок-цок (поочередно топают ногами)

Цок-цок-цок, я лошадка – серый бок.

Я копытом постучу (ходьба на месте)

Если хочешь, прокачу (легкий бег)

Посмотри, как я красива (руки на пояс, повороты туловища)

Хороши и хвост и грива (туловище влево, вправо)

Цок - цок – цок (кружатся на месте)

Цок - цок – цок (руки полусогнуты в локтях перед собой).

Воспитатель: А сейчас ребята, присаживайтесь на стульчики и послушайте рассказ Константина Дмитриевича Ушинского «Слепая лошадь». После чтения.

Воспитатель: Сейчас я познакомлю вас с новыми словами, которые встретились нам в рассказе «Слепая лошадь». Посмотрите на экран все.

(ПОКАЗАТЬ СЛАЙД С устаревшими словами по очереди)

Роскошно - отличающийся роскошью, богатством.

Соболя – мех хищного зверька (соболь).

Парча - плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.

Рогатина - большая палка с развилиной на конце.

Узда - часть сбруи - ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряжного животного.

Три меры – мера – старинная русская единица ёмкости для сыпучих тел.

Хворать - болеть, хилеть – становиться хилым.

Осунувшаяся крыша – так говорят о человеке, который сильно похудел.

Князь - правитель города.

Стреха - нижний, свисающий край крыши деревянного дома, избы, а также сама крыша, кровля, обычно соломенная.

Единодушно - полное согласие во мнениях, действиях.

Воспитатель:Ребята, а теперь давайте ответим на вопросы по тексту.

Воспитатель: О ком этот рассказ?

Дети: О слепой лошади.

Как звали главного героя? (Догони-Ветер)

Воспитатель: Кем был для Уседома Догони-Ветер?

Дети: Любимой лошадью.

Воспитатель: Что однажды приключилось с купцом?

Дети: На него напали разбойники.

Воспитатель: Кто спас Уседома?

Дети: Лошадь.

Воспитатель: Что обещал хозяин своему коню?

Дети: Чтобы с ним не случилось, никогда не продавать и не дарить, не прогонять его, как бы он не состарился и ежедневно, до самой смерти отпускать коню по три меры лучшего овса.

Воспитатель: Сдержал Уседом своё слово? Почему? Как получилось, что Догони-Ветер остался слепой?

Дети: Уседом не сдержал слово, потому что он купил молодую лошадь, а этот стал обузой.

Воспитатель: Что велел сделать Уседом со слепой лошадью?

Дети: Прогнать его со двора.

Воспитатель: Как чувствовал себя Догони-Ветер?

Дети: Одиноко.

Воспитатель: Как вы понимаете слово «одиночество»? (Одиночество - это когда рядом никого нет, когда тебе плохо и некому помочь.)

Воспитатель: Чему же учит нас этот рассказ? (Эта сказка учит нас тому, что за добро надо платить добром, а ведь добро, доброта начинаются с любви ко всему живому: к людям и, конечно же, к «братьям нашим меньшим»).

Воспитатель: Справедливо ли поступило вече, предписав жадному, непорядочному купцу кормить Догони - Ветра до самой его смерти?

Дети: Да, народ правильно поступил с купцом.

Воспитатель: «Народ не только вынес приговор, но еще и прислал человека, который должен был следить за его исполнением. А сам приговор был на камне вырезан, чтобы никто не смел поступать так, как поступил купец.

Воспитатель: Как, вы думаете доброту можно потрогать?

Можно ли попробовать на вкус?

А можно ли ее увидеть?

А в чем ее можно увидеть? (в поступках, действиях, чувствах).

-Ребята, как вы думаете, легко ли быть добрым? (ответы детей)

(ПОКАЗАТЬ СЛАЙД С ДЕРЕВОМ ДОБРА).

Творческая деятельность: «Дерево Добра».

Воспитатель обращает внимание детей на дерево Добра.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю сегодня вам сделать дерево Добра. Обратите внимание на дерево. Чего у него не хватает? (листочков).

Ребята, так как мы сегодня будем делать дерево Добра, то я предлагаю вам сделать не обычные листочки, а листочки – сердечки.

Каждый из вас будет по очереди подходить к доске и говорить, какие добрые дела можете выполнить. По одному предложению. Потом берете свой листочек – сердечко и вешаете его на дерево.  (Воспитатель, включает песню: «Дорогою добра»).

Посмотрите, какое красивое дерево Добра у нас вами получилось.

Итог:

- С произведением, какого автора мы сегодня познакомились?

-Как называется это произведение? («Слепая лошадь»).

- Чему научило вас это произведение?

Я знаю очень хорошую пословицу: «Друга ищи, а найдешь, береги!» Спасибо всем. Вы были сегодня все молодцы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь»

Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь» (Гербова, с ) Цель. Познакомить детей со сказкой К. Ушинского ...

Занятие по Речевому развитию сказка К.Д. Ушинский « Слепая лошадь".

Занятие по Речевому развитию. Сказка  К.Д. Ушинский « Слепая лошадь».Цель: подведение детей к пониманию нравственного смысла произведения.Задачи:- формировать основы книжной куль...

Конспект НОД «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»

Конспект НОД  по речевому развитию в подготовительной группе...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»

- Ребята, посмотрите, что у нас в группе появилось. Что это?(Это волшебная шкатулка)- Как вы думаете, что в ней? (Ответы детей)- Послушайте загадку.Белые листы у них,Много чёрных букв.Для людей о...

Конспект НОД «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Слепая лошадь».

Конспект по развитию речи  для воспитанников подготовительной группе знакомство   со сказкой К. Ушинского «Слепая лошадь»....

Чтение рассказа К.Д. Ушинского "Слепая лошадь"

Чтение рассказа К.Д. Ушинского "Слепая лошадь"...