Консультация для родителей "Скороговорки в развитии речи детей"
консультация по развитию речи

Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими фразами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Скороговорки в развитии речи детей

Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими фразами. Скороговорка – весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребёнка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно любимая игра в словотворчество. Особенность скороговорки в том, что в ней нет «чепухи», абсурдных словосочетаний. Она представляет картину знакомых реалий повседневной жизни. Ещё одна особенность скороговорки – её сложная ритмика. Использование скороговорок помогает закрепить чёткую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует чёткость речи, не разрешает пропускать, менять звуки. Она служит организационным моментом и для дыхания: даёт возможность сознательно его распределять, не прерывая доборами в течение речи внутри строки, и пополнить только в конце после строки. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребёнка улавливать тонкие звуковые различия, способствует автоматизации звуков речи.

Скороговорки в автоматизации и дифференциации звуков.

Звук «С»

У осы и у лисы усы для красы.

В миске кислая капуста, а в пустой кастрюле пусто.

Ест киска суп из миски, сыта киска – пуста миска.

Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

У маленького Сани перевернулись сани.

Около сосёнки выросли опёнки.

На острую косу много покосу.

Дифференциация «С» - «Ш»

Ласковое солнышко высушило стёклышко.

Хвост пушистый, а ландыш душистый.

Смешные старушки нашли в лесу свинушки.

Две пушистые кошки распушили спинки на окошке.

Ксюша скушала сушку, а Соня ватрушку.

В лесу пастушок с пастушкой распевают свои частушки.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей.

Звук «З»

Зоя – зайкина хозяйка, спит в саду у Зои зайка.

Зажглась зелёная звезда – запустим звездолёт туда!

Вот весёлая затея – запускать на нитке змея.

На базар брели козлы, на рогах несли узлы.

От мороза вянут розы, зябнет зяблик на морозе.

Звук «Ц»

Цыплята и курица пьют чай на улице.

У кольца нет конца.

Цапля, стоя на крыльце, написала букву Ц.

Пёс тоскует на цепи, но попробуй отцепи!

Из соседнего колодца целый день водица льётся.

Звук «Ш»

У кошки ушки на макушке.

Шепелявые лягушки пели шёпотом частушки.

Мышата примеры решают, а им лягушата мешают.

Кот Пушок нашёл мешок, а петушок нашёл гребешок.

У Маши на кармашке маки и ромашки.

На окошке крошку-мошку ловко ловит лапой кошка.

Дифференциация «Ш» - «С»

Шишки на сосне, шашки на столе.

У Саши на рубашке красные букашки.

Рядышком с лукошком рассыпались горошки.

На лесное брёвнышко опустилось пёрышко.

У Сашеньки на кармашке астры и ромашки.

Котишко с кошкой смотрят в окошко.

Машенька с бабушкой испекли оладушки.

Сшила Саша Сашке шапку, Саша шапкой шишку сшиб.

Пушистая серая кошка следит за мышкой с окошка.

Звук «Ж»

Лежебока рыжий кот, отлежал себе живот.

Не живут ужи, где живут ежи.

Ежу на ужин паук нужен.

Ежик бежит на лужок, а ужик – на бережок.

Желудь в лужице лежит, жёлтый лист над ним кружит.

Жужжит над жимолостью жук, тяжёлый на жуке кожух.

Ель на ёжика похожа: ёж в иголках, ёлка – тоже.

Звук «Л»

У ёлки иголки колки.

Мама Милу мылом мыла, Мила мыло не любила.

Иней лёг на ветви ели, иглы за ночь побелели.

Лена искала булавку, булавка упала под лавку.

Ливень хлещет, ливень льёт, плот по лужице плывёт.

Лиля для ляли играла на рояле.

На полке молоток и пила, под полкой – лом и метла.

Звук «Р»

На горе Арарат растёт крупный виноград.

Во дворе горка, под горой норка.

На горке горько ревёт Егорка.

Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.

Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки.

Рому разбудил удар грома.

Роет норку чёрный крот, разоряет огород.

Гроздья рябины на солнце горят, рябит от рябины в глазах у ребят.

Варвара варенье доваривала, ворчала и приговаривала.

Проворонила ворона воронёнка.

Дифференциация «Р» - «Л»

Маляры пришли втроём, обновили старый дом.

Лара у Вари играет на рояле.

Лара любит мармелад, а Клара шоколад.

У орла крыло, а у лошади седло.

Журавли курлыкают, а кошечки мурлыкают.

На Ерёму напала дрёма, от дрёмы уснул Ерёма.

Звук «Ч»

Всюду Манечке почёт, Маня блинчики печёт.

Птичка-невеличка воробью сестричка.

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

Звук «Щ»

Щёки красные у Саши, щей он много ел и каши!

Наварила щука щей, угощала трёх лещей.

Мама, ты нас не ищи, щиплем щавель мы на щи.

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Волки рыщут, пищу ищут.

Жалобно щенок пищит, тащит он тяжёлый щит.

У рыжего котищи длиннющие усищи.

Два щенка щека к щеке шумно дышат в уголке.

Щипцы да клещи – вот наши вещи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Показатели развития речи детей раннего возраста( с 1 до 3) (учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

В консультации для родителей представлена таблица показателей развития речи детей раннего возраста и до 3 лет...

Консультация"Роль родителей в развитии речи детей"

Консультация предназначена для родителей детей младшего дошкольного возраста и детей не посещающих ДОУ...

Консультация для воспитателей. Тема: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»...

Консультации для родителей по развитию речи детей.

Формы коррекционной работы в семьеОбогащение словаря ребенка в домашних условияхОдним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, ...

Консультация для родителей по развитию речи детей 2-3 лет. "Воспитание звуковой культуры речи".

Консультация для родителей по развитию речи детей 2-3 лет."Воспитание звуковой культуры речи"....