Опыт работы по теме: "Использование схем предложенных Ефименковой Л. Н. в работе с дошкольниками"
материал по развитию речи

Смышляева Елена Михайловна

Использование схем заметно облегчает детям работу при составлении описательных рассказов. Наличие зрительного плана делает рассказы чёткими, связными, полными, последовательными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shemy_efimenkovoy.docx335.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад №2 городского округа города Райчихинска

Опыт работы по теме:

«Использование схем предложенных Ефименковой Л.Н. в работе с дошкольниками»

                                                                     

                                   

                                            Подготовила: воспитатель Смышляева Е. М.

2019 г.

Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить.

А взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется.         

Дар слова — важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. Речь — это вид деятельности человека, реализации мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Но, к сожалению, не каждому дано в полной мере освоить это богатство.

Темп развития речи детей замедлен, а речевая активность недостаточна из-за бедности, ограниченности, примитивности, недостаточности речевых средств.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного, систематического развернутого изложения. Умение связно передавать свои мысли — один из главных показателей владения языком. Создание связного развернутого высказывания представляет собой процесс, требующий собранности, сосредоточенности говорящего ребенка, хорошей предварительной подготовки, значительных волевых усилий, композиционных, логических и речевых умений.
         Проблемой формирования связной речи занимались многие ученые, и разработали множество методик. Одной из таких методик является — мнемотехника, эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников. Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». 
         Цель обучения с её использованием, прежде всего развитие памяти разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, а также развитие мышления, внимания, воображения. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемодорожек,  мнемотаблиц и схем — моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана — схемы делает рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определённая информация.

         В книге  Л.Н. Ефименковой                         « Формирование речи у дошкольников» (М.: Просвещение , 1985) представлена схема составления рассказа об овощах.  Взяв её за основу, я несколько изменила символику, увеличила количество пунктов  плана рассказа, а затем разработала  аналогичные схемы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде. Одежде, домашних и диких животных и временах года.

Необходимый материал для составления и использования рекомендуемых нами схем.

- лист картона размером 45 на 30 см разделён на 6 квадратов (по количеству характерных признаков предметов или объектов  либо времён года, о которых надо рассказать).

  Предлагаю вам схемы.

                                                                                   

Описание игрушек

1

2

3

4

5

6

Цвет. В первом квадрате нарисовано  красное, жёлтое, синее и зелёное  цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели четкой, узнаваемой детьми формы, тогда  внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смешения понятий цвет-форма.

 Форма.  Во  втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на их форме. Если форма описываемой игрушки сложная (кукла, луноход, медведь), этот пункт в рассказах детей опускается, а соответствующая часть закрывается листом белой бумаги.

Величина.  В квадрате нарисованы 2 игрушки контрастной величины, например большой и маленький мяч. Детям напоминают,  что характеризуя величину предмета, кроме понятий « большой - маленький», надо использовать понятия « высокий -низкий, «длинный -короткий», « широкий -узкий»,               «толстый -тонкий».

 Материал.  На эту часть листа наклеены 3 прямоугольника одинакового  размера из металлической фольги, пластмассы и плёнки  «под дерево». Они изображают соответственно металл, пластмассу и дерево.

Части игрушки. Несколько колец пирамидки нарисованы отдельно. Если игрушка цельная, на части не разбирается (мяч, кубик), этот пункт в рассказах детей опускается, а на рисунке закрывается листом белой бумаги.  Причем закрывать нужно только на одном-двух занятиях, чтобы впоследствии дети сами приучались  выбирать из схемы нужные пункты  в соответствии  с особенностями игрушек.

Действия с игрушкой.  Изображена кисть руки с разведёнными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям  использовать антонимы и другие  приёмы расширения глагольного словаря детей.

Воспитателю не составит труда подобрать игрушки, при описании которых будут использованы все пункты схемы. К примеру от самых простых (пирамидка, матрёшка, коробка с мозаикой, коляска для кукол и т.п.),  до более сложных (машина, кукла и т.п.) Когда дети освоят хорошо  схему,  можно давать игрушки, при описании которых используются не все пункты, например: мяч, скакалка, кубик, мишка, кукла.

  Описание предметов одежды.

1

        2

3

4

5

6

Цвет.   В квадрате 3-4 цветных  пятна: красное, жёлтое, синее и зелёное.

 Материал:  На картон наклеиваются 3 кусочка ткани (шерсть, ситец, шелк или капрон) одинаковой формы и размера. Естественно, до составления описательных рассказов об одежде необходимо провести с детьми занятия по ознакомлению  с названными и другими материалами, чтобы ребята рассмотрели их, потрогали и запомнили названия тканей.

Части одежды: изображён сарафан или костюм, все части которого (воротник, манжеты, рукава, оборка, пояс и т.п.) находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детей знакомят заранее с названиями всех деталей костюма.

Сезонность одежды. В квадрате нарисовано -  солнце, подснежник, жёлтый лист  и несколько снежинок, которые  символизируют соответственно лето, весну, осень и зиму.

Для кого предназначена  одежда:  Символические изображения  мужчины, женщины, ребёнка.

Действия с одеждой:  Изображена кисть руки с  разведёнными пальцами.

Пример описания платья по этой схеме: Это платье красное с белыми горошками. Оно очень красивое. Оно по–моему шерстяное. У платья длинные рукава, красивый кружевной воротник, красивые красные завязочки … и на манжетах кружева, и кармашки с кружавчиками. Поясок кожаный с пластмассовой пряжкой….  Носить это платье можно  и зимой, и весной, и осенью ….  Ну и летом можно, когда не жарко. Лучше всего в гости его надевать ….  Это платье для девочки. А что делать с ним можно?    На вешалку вешать, гладить, если помнётся, а если испачкаешь – постирать.

     

 Описание предметов посуды

        1

        2

        3

        4

        5

6

Цвет.  В квадрате 3-4 цветовые пятна.

Форма. Начерчено  квадрат, круг и прямоугольник. Если дети уже знакомы  с объёмными формами – на листе изображения цилиндра, шара и т.п., дошкольники могут использовать эти термины при описании предметов.

 Величина. Нарисовано -  большая и маленькая посуда.

Материал.  На картон приклеены прямоугольные кусочки одинакового размера из фольги, пластмассы и плёнки под дерево. Они изображают разнообразные материалы, из которых делается посуда. Кроме того, с детьми уточняется, что основная масса посуды производится из глины  и фарфора - материалов, которые отобразить на схеме. Рассматривается также деревянная, металлическая, стеклянная , пластмассовая посуда, сравнивается на ощупь, по весу, по извлекаемому звуку и т. п.

Части посуды.  Изображён чайник, части которого находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детям напоминают названия деталей посуды: донышко, стенки, ручка, крышка, носик и т.д.

 Действия с посудой.  Изображена часть руки.

Пример описания чайника:  Это чайник. Он большой, весь белый, а на стенках и на крышке нарисованы красные ветки рябины… и ещё золотая полоска на крышке и на носике. Чайник круглый, пузатый такой. Он большой, в него много воды налить можно, наверно, на 10 человек хватит. Сделан этот чайник из глины, а потом разрисован краской. У чайника есть донышко, носик, стенки, крышечка, ещё ручка сбоку и ручечка на крышке. В чайник сыплют чай, потом льют кипяток, а потом разливают в чашку гостям. С этим чайником надо аккуратно… ну… носить его, а то разобьёшь и ещё ноги обожжёшь.

                                                 

Описание овощей и фруктов

        1

        2

        3

        4

        5

        6

Цвет. В квадрате нарисованы цветовые пятна.

Форма. Геометрические фигуры: круг, треугольник, овал.

Величина. Изображены 2 контрастные по величине плода, например большое и маленькое яблоки.

Вкус. Нарисованы конфета и лимон, контрастные по вкусу продукты.

Место произрастания.  Изображено  дерево и грядка.

Как употребляется в пищу. В квадрате изображено тарелка, вилка, ложка и нож. Проводится предварительная работа по уточнению с детьми, какие овощи и фрукты едят сырыми, какие варят, жарят и т.д.

Пример рассказа. Капуста зелёного цвета, круглая. Она бывает очень большая и маленькая. По вкусу она немного горькая. У неё много одёжек и все без застёжек. Едят капусту сырую, я всегда ем, когда мама суп варит.  Ещё варят борщ и начинку делают в пирожки.

Описание времён года

Составлению рассказов по этой теме предшествует подготовительная работа, которая проводится воспитателем на прогулках и в свободное от занятий время. Это систематические наблюдения за состоянием природы и погоды, за их изменением. Как показывает опыт , слова, обозначающие абстрактные понятия , связанные с явлениями природы, например, пасмурное небо, моросящий дождь, увядающая трава и т. п. – необходимо повторять,  чтобы они вошли в словарь ребёнка.

                

                        

Солнце. На первом квадрате схемы нарисован солнечный диск с лучами. Дети рассказывают о солнце в определённое время года: светит да не греет, часто бывает за тучами, жарко греет и т.п.

Небо. На этой части листа изображено голубое небо с облаками. Дети должны рассказать, какое небо чаще всего видят они в то или иное время года: ясное, безоблачное или серое, пасмурное, покрытое тучами и т.п.

Земля. Нарисован клочок земли с травой на нём. Дети рассказывают о том, как выглядит земля в разное время года: покрыта снегом или сырая от дождя, трава на ней сухая и жёлтая или на ней появляется первая травка и т.п.

Деревья. Изображены 2 дерева (можно без листьев). Хвойные деревья лучше не рисовать, т.к. их внешний вид одинаков во все сезоны. Дети рассказывают о лиственных деревьях в разное время года.

Люди. На этой части схемы символически изображены мужчина и женщина. В верхней части квадрата нарисована вешалка. Это означает, что надо рассказывать об изменениях в одежде людей и причинах такого явления.

Звери. Нарисованы контурно два знакомых детям зверя, например заяц и белка. Ребёнок рассказывает об изменениях в жизни животных в зависимости от времени года.

Птицы. Изображены контурно два знакомые детям птицы, например ворона и ласточка. Дети отражают в рассказе сезонные изменения в жизни птиц.

Занятия детей. В квадрате снеговик, сачок и кораблик. Дети рассказывают, чем они занимаются на улице в то или иное время года.

Использование схем заметно облегчает детям работу при составлении описательных рассказов. Наличие зрительного плана делает рассказы чёткими, связными, полными, последовательными.





.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Использование занимательного наглядного материала в обучении грамоте дошкольников с нарушениями речи".

     Подобранный мною занимательный материал систематизирован в зависимости от периода и целей обучения и разделен на несколько блоков. Приведены наиболее интересные матери...

Опыт работы на тему "Использование культурно - региональных ценностей в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Музыка»

Развитие эстетических качеств, художественного вкуса, творческой активности и нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста....

Опыт работы на тему"Использование технологии личностно ориентированного обучения в образовательном процессе дошкольников"

Опыт работы на тему: Использование технологии личностно ориентированного обучения в образовательном  процессе дошкольников...

Обобщенный опыт работы по теме "Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию"

В практике развития речи дошкольников есть факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов - наглядность. Используя готовые схемы - модели педагогов-практиков  на пр...

Опыт работы по теме "Использование нетрадиционного оборудования в работе с дошкольниками"

Опыт работы по теме "Использование нетрадиционного оборудования в работе с дошкольниками"...

Из опыта работы на тему: "Использование игрового стретчинга как здоровье-сберегающей технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Проблема здоровья дошкольников – одна из важнейших в жизни современного общества. В соответствии с ФГОС ДО физическое развитие должно быть направлено на приобретение опыта двигательной деятельно...