Технологическая карта социальной ситуации с детьми старшей группы с ТНР.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Каменская Юлия Александровна

Тема: "Мы - мальчики и девочки".

Цель: формирование первичных гендерных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.                  расширять и обогащать представления детей о предметах и вещах, которыми пользуются мальчики и девочки

2.                  формировать представление о домашних обязанностях мужчин и женщин

3.                  воспитывать у детей доброжелательное и чуткое отношение между мальчиками и девочками

4.                  развивать умение интонационно выразительно произносить предложения, передавать эмоции

5.                  развивать умение составлять  предложение с однородными членами, используя готовую грамматическую конструкцию; усваивать конструкции сложноподчинённых предложений с союзом для того чтобы (чтобы); продолжать развивать навык употреблять в  предложениях падежно – предложные конструкции  (существительные в В.п., Д.п., Т.п., П.падежах)

развивать общую, артикуляционную и мелкую моторику

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_3.docx37.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Детский сад компенсирующего вида № 11 «Буратино»

Технологическая карта социальной ситуации с детьми старшей группы с ТНР.

Автор: воспитатели Епишева Светлана Александровна, Каменская Юлия         Александровна, учитель-логопед Захарова Татьяна Васильевна.

Образовательная область: "Социально-коммуникативное развитие".

Аудитория: подгруппа 9 человек (6 мальчиков, 3 девочки).

Тема: "Мы - мальчики и девочки".

Цель: формирование первичных гендерных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. расширять и обогащать представления детей о предметах и вещах, которыми пользуются мальчики и девочки
  2. формировать представление о домашних обязанностях мужчин и женщин
  3. воспитывать у детей доброжелательное и чуткое отношение между мальчиками и девочками
  4. развивать умение интонационно выразительно произносить предложения, передавать эмоции
  5. развивать умение составлять  предложение с однородными членами, используя готовую грамматическую конструкцию; усваивать конструкции сложноподчинённых предложений с союзом для того чтобы (чтобы); продолжать развивать навык употреблять в  предложениях падежно – предложные конструкции  (существительные в В.п., Д.п., Т.п., П.падежах)
  6. развивать общую, артикуляционную и мелкую моторику.

Словарный запас: разные, одинаковые, похожие, дружные, храбрые, смелые, отважные, трудолюбивые, красивые, милые, нежные, уважать, гордиться, бояться, защищать, трудиться, помогать, наряжаться, забивать, шить, помощник, хозяюшка.

Основа: игровая тематическая беседа с героями, бабушкой и дедушкой.

Материалы: фотографии мальчика и девочки; костюмы бабушки и дедушки (атрибутика – очки, кепка, палочка, газета); 2 домика для героев; игрушки героев из мультфильма «Смешарики»: Нюша, Пин; игрушечные швейная машинка, молоток, галстук, пила, насос, помада, бусы, зеркальце, самолёт, галстук; банка с паучками и жучками; игрушка паучок, цветы (по количеству девочек); клубок  ниток; минусовка песни «Бравые солдаты» (музыка А. Филиппенко), «Вальс» (музыка Лео Делиб).

Ожидаемые результаты:

Формируются первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые, девочки нежные)

Формируются нравственные качества, принятые в обществе

Воспитывается умение понимать и уважать человека противоположного пола

Закрепляется умение отвечать полным простым предложением

Развивается навык правильного употребления в речи падежно-предложных конструкций

Продолжает совершенствоваться общая, мелкая и артикуляционная моторика

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Эмоционально - психологический

Орг.момент.

Воспитатель:

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель привлекает детей внимание к шуму за дверями.

Бабуля:Здравствуйте, ребята, мальчишки и девчата!

Я – бабуля, Я – в детстве была девочкой красотулей!!! (показывает картинку, изображающую девочку, какой была бабушка в детстве). А ты и сейчас  красивая, да ещё и мудрая, трудолюбивая.

Я – дедуля! А я был ловкий мальчик удалец! (показывает картинку).

Да ты и сейчас молодец! Хозяйственный, смелый, отважный.  Мы с тобой дружно играли и любили смотреть мультфильмы.

Дети входят в группу и здороваются с гостями,  Становятся в круг и берутся за руки.

Дети строятся полукругом.

Дети здороваются, рассматривают фотографии.

Организационно - поисковый

Ситуация 1


Ситуация 2

Ситуация 3

Ситуация 4

Ситуация 5

 

Б: А Вы любите смотреть мультфильмы? А какие? Ответ начинайте со слов:

« Я люблю смотреть мультфильм «…».

А вы любите путешествовать? Хотите отправиться сейчас в волшебную страну Смешариков?

Раз, два, три,  

Через портал  в страну чудесную скорее попади!

 

Дедуля:Посмотрите, кто нас встречает? Нюша и Пин. Как они замечательно и дружно живут, какой у них порядок.

Звук – стук. Д: Какой-то странный звук. Садитесь скорее на стульчики.

Паучок: Я паучок проказник, люблю вредничать, беспорядок везде наводить,  всё переверну у вас вверх дном, всех запутаю. Хочу чтобы Нюша забыла, что они девочка, а Пин  забыл, что он мальчик.

Дедуля: «Паучок, что ты делаешь? Разве так можно себя вести. Какой ты невоспитанный!» (сзади прячется  бабушка и ойкает).

Паучок отбирает у дедушки палочку, очки, кепку, газету и прячет их.

Паучок убегает и прячется, подглядывая за происходящим.

Д: Ребята, без очков ничего не вижу. Б: Мы тебе сейчас с ребятами поможем всё найти. Кто заметил, куда паучок спрятал предметы дедули. Поднимайте руки?

Д.и. «Помоги деду найти вещи».

Дедуля благодарит бабулю и ребят за отзывчивость.

Д: Посмотрите, паучок перепутал все вещи Смешариков. 

 Помогите Смешарикам: какие предметы нужны Нюше, а что нужно Пину?

Помада кому нужна, для чего нужна?

Молоток кому нужен, для чего нужен?

Швейная машинка? Рубашка? Насос? Бусы? Колесо? Бантик? Сок?

Педагог подводит детей к мысли, что многие предметы окружения используются в зависимости от пола.

       А  сок для кого?

 Сок любят и мальчики и девочки, и бабушки и дедушки – этим мы похожи. Смешарики благодарят  вас за помощь.

Обращение к паучку: «Посмотри, паучок, ты вредничал, все вещи  перепутал, а ребята навели за тебя порядок!»

Давайте покажем Смешарикам, как и мальчики и девочки в нашей группе любят делать дружно гимнастику для язычка, потому что все дети у нас хотят научиться хорошо говорить.

  1. Мальчики «накажут свой непослушный язычок», а девочки «месить тесто будут»: пя пя пя пя…
  2. Мальчики покажут, как свистит насос, когда накачивает воздухом шину у колеса, а девочки покажут, с каким звуком прыскают духи из флакона: с с с с….
  3. Мальчики покажут, как молоток стучит, а девочки – как швейная машинка стучит: т т т т…
  4. Мальчики покажут пуговички на рубашке, а девочки - бусинки в бусах (языком тыкаем сначала в правую, а потом в левую щеку)
  5. И мальчики, и девочки покажут, как мамы ласково их гладят (верхней губой гладим язык)

Б: А сейчас давайте покажем гимнастику для пальчиков «Дружат в нашей группе».

Появляется паучок.

Он сожалеет о своем поведении и отдает баночку Дедуле с детьми.

Паучок (Ребятки, мне стало так стыдно за свое поведение. Простите меня, но когда я вредничал, то сорвал у домика Нюши все цветочки и спрятал  в банку с моими любимыми насекомыми. Вот возьмите, пожалуйста.

Бабуля испугалась и заойкала.

Дедуля: Бабуля, не бойся, наши смелые и храбрые мальчики  не побоятся достать из банки цветы.

Докажите, мальчики, что вы храбрые и смелые!

Расскажем про это стихотворение.

Разомнёмся, смельчаки – храбрецы! (Физминутка)

Достаньте предметы из банки и отдайте их девочкам! (цветочки).

Бабуля («А вы, девочки, нежные, музыкальные, любите танцевать»).

Бабуля («Девочки еще трудолюбивые, будущие хозяюшки!»).

Расскажем про это стихотворение.

Смешарики и мальчики хвалят девочек.

Дети отвечают, находятся в свободном расположении в группе.

Дети предлагают варианты своих любимых мультфильмов (в соответствии с предложенной грамматической конструкцией).

Дети отвечают.

Дети преодолевают «волшебный портал»

Музыка из мультфильма «Смешарики».

Дети садятся на стульчики.

Дети слушают проблемную ситуацию.

Дети ищут вещи, отвечают полными предложениями, используя нужные предлоги (в, на, за, под).

Мальчики и девочки разбирают вещи для своих героев. Дети отвечают по речевому образцу (Например: Пину нужен автомат для того, чтобы защищать страну и ее жителей. Помада нужна Нюше для того, чтобы красить губы.

Молоток нужен Пину  для того, чтобы забивать гвозди и т.д.)

Совместно с бабулей и дедулей обсуждают, кому и для чего необходим тот или иной предмет.

Дети отвечают: Сок любят и мальчики и девочки.

Дети предлагают разные варианты ответов, принимаются все варианты.

Дети делают артикуляционную гимнастику.

Дети делают пальчиковую гимнастику.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем вместе мы играть!

Мальчики рассказывают  стихотворение:

Мальчики храбры, отважны,

В речку им нырять не страшно,

И проблемы никакой

Нам лягушку взять рукой.

Паучонка и мышонка

Пусть пугается девчонка.

О.Емельянова

Мальчики активно двигаются под ритмичную музыку «Бравые солдаты», девочки хлопают им под музыку.

Мальчики достают из банки цветочки и отдают девочкам.

Девочки   хвалят мальчиков!

Девочки танцуют под плавную музыку, мальчики хлопают им.

Девочки рассказывают стихотворение:

Девочка в кастрюльке ложкой

Суп мешает понарошку.

Хочет накормить она

Куклу, мишку и слона.

Скоро вырастет и сможет

Стать хозяйкою хорошей.

О.Емельянова

Рефлексивно-поисковый

 Дедуля: Ребята, а паучок все смотрит за вами и учится всему хорошему от вас! Давайте, мальчики и девочки, дружно сплетём паучку прочную, крепкую паутинку из добрых слов о каждом из вас. Научим паучка дружить со Смешариками, а не безобразничать.  

Бабуля: Ребята, наша паутина получилась очень прочной, потому что она соткана из наших добрых слов.

Смотрите, приполз паучок, он исправился.

Паучок: Спасибо вам, мальчики и девочки! Вы помогли мне понять, что надо уважать друг друга, помогать друг другу! Буду дружить со Смешариками и плести новые паутинки из добрых слов.

Дедуля и Бабуля: До свидания, Смешарики и паучок!

Дети возвращаются в Детский сад, пройдя через «волшебный портал».

А нам пора возвращаться домой! Мы увидели, что у вас в группе настоящие девочки- красивые, нежные, и настоящие  мальчики – смелые, сильные. Вас объединяет то, что вы уважаете друг друга, стараетесь не ссориться. Держите от нас угощения!

Бабуля с Дедулей прощаются с детьми и уходят.

Упражнение «Паутина добрых слов», дети встают в круг и по очереди, передавая клубок ниток, называют добрыми словами, с уважением друг друга (напр.: «Андрей, ты сильный, София – ты милая и т. д.»), «плетут» паутину, затем нити «паутины» кладутся на пол. Все вместе произносят слова:

Паутинку мы связали,

Комплименты всем сказали,

В группе все должны дружить,

Слов плохих не говорить!

Смешарики и паучок остаются внутри волшебной паутинки.

Дети прощаются с героями.

Бабуля и Дедуля делают общие выводы о сходстве и различии мальчиков и девочек.

Использованная литература:

1. Баранникова Н.А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
2. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – М.: Линка-Пресс, 1998.
3. Коломийченко Л.В. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста// Детский сад от А до Я. - № 1, 2006.
4. Нагель О. О гендерном образовании дошкольников.//Дошкольное воспитание. -№ 6, 2009.
5. Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации дошкольников.// Детский сад от А до Я. - № 1, 2006.
6. Татаринцева Н.Е. О полоролевом воспитании мальчиков и девочек: технологический компонент. // Дошкольное воспитание. -№ 4, 2008.
7. Щетинина А.М., Иванова О.И. Полоролевое развитие детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта мероприятия НОД с детьми старшей группы Тема: «Мы на луг ходили, хоровод лепили» (коллективная лепка)

ЦельОбобщить знания детей о луговых растениях и насекомых.ЗадачиОбразовательные:- учить детей лепить по выбору луговые растения и насекомых;- передавать в лепке характерные особенности растений, насек...

Технологическая карта мероприятия нод с детьми старшей группы Тема: Квест-игра «Магнит — волшебный камень»

Сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; познакомить с практическим использованием маг...

Технологическая карта мероприятия НОД с детьми старшей группы ,Тема: «Спасем планету» (образовательная область «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие", " Социально-коммуникативное развитие")..

Технологическая карта мероприятия  НОД с детьми 5-6 лет(старшая группа)  на тему: " Спасем планету" . Интеграция областей: " Познавательное развитие " , " Худож...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА образовательной ситуации с детьми подготовительной группы «ЦВЕТНАЯ СОЛЬ».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАобразовательной ситуациис детьми подготовительной группы«Цветная соль»....

Технологическая карта интегрированного занятия с детьми старшей группы

В данной тех-карте представлен конспект интегрированного занятия по познавательному развитию и развитию речи с включением презентации на интерактивной доске. Данное занятие состоит из 3 частей (и...

Технологическая карта мероприятия НОД с детьми старшей группы "Как мы встречаем весну"

Образовательная область "Познавательное и художественно-эстетическое развитие"...

Технологическая карта мероприятия нод с детьми старшей группы Тема: Квест-игра "Магнит-волшебный камень"

Сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы,выяснять,через какие материалы воздействует магнит:познакомить с практическим использованием магнита человеком....