Семинар - практикум для педагогов ДОУ «Речь педагога - основа развития речи дошкольников»
консультация по развитию речи (младшая группа)

Трубицына Наталья Сергеевна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 «Радуга»

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по социально-личностному развитию детей

ЗАТО п.Солнечный Красноярского края

Семинар - практикум для педагогов ДОУ

«Речь педагога - основа развития речи дошкольников»

Подготовила: воспитатель МКДОУ № 3 «Радуга»

Трубицына Наталья Сергеевна

ЗАТО пос.Солнечный

2023 год

Цель: повышение культуры речи детей и профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.

Задачи:

1. Уточнить и закрепить знания педагогов о культурных и методических требованиях к речи педагога;

2. Совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм;

3. Способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

План проведения семинара - практикума:

1. Теоретическая часть. Требования к качеству речи педагога ДОУ.

2. Практическая часть. Практикум «Проверьте свою грамотность».

3. Рефлексия.      

Теоретическая часть.

Требования к качеству речи педагога ДОУ

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".

Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

Такие исследователи, как А.И. Максаков, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, внутри которой "речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно".

В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) Способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

Правила речевой культуры педагога:

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.

2. Педагог должен говорить внятно.

3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.

4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна.

5. Педагог должен говорить с интонацией, т. Е. Уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.

6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников:  воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

Практическая часть.

Практикум «Проверьте свою грамотность».

  1. Задание Разминка: “На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!”.

Участники по очереди быстро и не задумываясь, заканчивают предложения и отвечают на вопросы.

1.Иглы колкие торчат прямо с детства у… (ежат).

2.В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там… (ёрш).

3.Через горы и леса в край родной летит… (птица).

4.Устают, наверно, скулы грызть орехи у …(белки).

5.Из цыпленка вышел толк, вырос бравый, храбрый… (петух).

6.Звонко цокают подковы на копытах у… (коня).

7.Кукарекает спросонок Милый, добрый…? Ответ: петух

8.Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это…? Белка

9.Кто взлетит с цветка вот-вот? Разноцветный…? Бабочка

10.Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю…? корова

11.Кружевную паутину сплел искусно...? паук

12.В курятнике большая драка! Кто зачинщики? Два…? петуха

13.Очень медленно и тихо по листу ползет…? улитка

14.Нарушая утром тишь, Распевает в роще...? Соловей

15.В речке я люблю резвиться, В стайке плавать, ведь я -…? рыба

2. Задание «Говорун».

Для развития четкой артикуляции и дикции мы часто используем на занятиях скороговорки. Попробуем и мы с вами проговорить некоторые из них. Нужно прочитать скороговорку четко, без запинки, в быстром темпе.

Предлагается выбрать скороговорку (вытягивают листик).

• Флюорографист флюорографировал флюорографистку.

• Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать.

• Выскороговаривай скороговорки на скороговорном скороговорящем конкурсе скороговорок.

• Расскажите про покупки! - Про какие, про покупки? - Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

• Партизаны партизанили в партизанских зонах, за границами партизаны не партизанили.

  • Варя на проталинке промочила валенки. Валенки у Вареньки сохнут на завалинке.
  • Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
  •   Сшит колпак не по-колпаковски,  вылит колокол не по-колоколовски,
  • Ехал Грека через реку. Видит Грека – в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку – цап.
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  • Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
  • На мели мы налима лениво ловили. Меняли налима вы мне на линя.
  • Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.
  • Кристалл кристаллизовался, кристаллизовался да не выкристаллизовался.

3.     “Родственные (однокоренные) слова”.                

На мольберте написаны слова. Например, лес и снег. Игрокам предлагается написать рядом однокоренные слова.

Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье. 

Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный. 

4. Прочитать четверостишие в заданном эмоциональном состоянии (грустно    раскачиваясь, весело прыгая, плаксивым голосом, громко смеясь, грубым голосом, «писклявым» голосом).

Я люблю свою лошадку

Причешу ей шерстку гладко

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Солнышко-колоколнышко .

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди:

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать!

 

Жил на свете человек, скрюченные ножки,

И гулял он целый век по скрюченной дорожке

А за скрюченной рекой, в скрюченном домишке,

Жили летом и зимой скрюченные мышки.

Наша Таня громко плачет:
         Уронила в речку мячик.
         Тише, Танечка, не плачь:
         Не утонет в речке мяч.

Уронили мишку на пол,
         Оторвали мишке лапу.
         Всё равно его не брошу —
         Потому что он хороший.

5.     Найдите похожие по звучанию слова:

Задание: Подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе.

  • Спички – синички,
  • Врач – мяч,
  • Значок – крючок,
  • Ключи – кирпичи,
  • Стол – пол,
  • Халат – салат,
  • Елка – иголка,
  • Белка – стрелка,
  • Зайцы – пальцы,
  • Яйцо – крыльцо,
  • Огурец – продавец,
  • Дворец – певец,
  • Пирог – творог,
  • Ворона – корона,
  • Топор – забор,
  • Нора – дыра.

   6.  «Зашифрованные сказки».

Необходимо расшифровать перевёртыши, т.е. нужно подобрать слова с противоположным по смыслу значением.

1.Синяя бейсболка («Красная шапочка»)
2.Квадратик
 («Колобок»)
3.Мышка-домоседка
(«Лягушка-путешественница»)
4.Мышка в босоножках
(«Кот в сапогах»)
5.Собачья конура
(«Кошкин дом»)
6.Петушок бесцветный
(«Курочка Ряба»)
7.Девочка с ладошку
(«Мальчик с пальчик»)
8.Прекрасный лебедь
(«Гадкий утёнок»)
9.Чесночная девочка
(«Чиполлино»)
10.Свеколка
(«Репка»)

7.  «Проверьте свою грамотность». Ударение.

Командам раздаются листы с написанным в них одинаковым набором трудных слов. Необходимо проставить в словах ударение. Затем команды меняются листами и проверяют, а ведущий зачитывает правильные ответы.

щАвель, цЕмент, свЁкла, жалЮзи, обеспЕчение, слИвовый, газопрОвод, мусоропрОвод, каталОг, пЕтля, договОр, красИвее, тОрты, звонИт, квартАл.

Рефлексия.

Подведение итогов – создание коллажа «Культура речи»

А сейчас мы обобщим все знания, полученные на семинаре-практикуме. Мы будем создавать картину. (На мольберт крепится лист ватмана. Педагог читает стихотворение и по ходу прикрепляет к листу заготовки, выполненные на самоклеющейся бумаге).

Культура речи

Солнце – это воспитатель! (прикрепляется изображение солнца)

Он образец красивой речи.

Освещая путь детишкам, (прикрепляется картинка детей).

Лучики бегут навстречу.

Облака для нас – общение. (Прикрепляются 2 облака с надписью «вербальное общение» и «невербальное общение».)

В них своё хитросплетение.

Это поза, жесты, взгляд,

Слова, мимика, контакт. (Прикрепляются капельки с надписями.)

Солнце капелек коснулось.

Что за чудо-красота?

Засияла речь игриво,

Появилась радуга. (Прикрепляется изображение радуги.)

Семь компонентов нашей речи

Запомнить просто и легко.

Лишь вспомни радугу на небе,

И станет на душе светло.

В ней правильность, логичность, точность,

Богатство красок, чистота,

А выразительность какая!

Ведь от неё поёт душа!

Сей стих приобретет известность.

И в этом есть свой толк, уместность(Записываются выделенные слова на каждой дуге радуги.)

Туча темная – ошибки. (Прикрепляется изображение тучи.)

Будем исправлять все дружно. (Прикрепляется изображение зонтика над фотографиями детей.)

Вот задача педагога –

И светла будет дорога!

Чтоб гордились русской речью,

Её величеством и силой.

Ну, а знания о речи

Только радость приносили!

Итак, согласны ли вы со словами французского философа и писателя Вольтера: «Выучить несколько языков – дело одного - двух лет, а чтобы научиться говорить на своем родном языке как следует, надо полжизни!»?

Говорите, пожалуйста, правильно, ведь слово – это одежда мыслей.

Итог: Однажды к древнегреческому философу и мудрецу Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Но пришедший все время молчал. Сократ воскликнул: «Заговори, чтоб я тебя увидел!» Ведь очень часто первые впечатления о человеке складываются у нас под влиянием его голоса. Голос — это зеркало человека, могущественное средство воздействия. Тон голоса имеет исключительную роль в устной речи, особенно в работе с детьми.

Литература:

1. «Речевая культура педагогов дошкольных образовательных учреждений» Старцева Елена Алексеевна,  учитель-логопед. 

2. Агеенко Ф.Л., Зарва  М.В. Словарь ударений русского языка / Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва. – М.: Русский язык, 1993. – 927 с.

3. Алексеева М.М.  Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. - 400 с.

4. Голуб И.Б., Неклюдов В.Д. Русская риторика и культура речи. М., Логос, 2011.

5. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. М., 1972.

6. Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по русски  правильно., М., Айрис – пресс, 2007.

7.  Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей младших групп на тему: "Развитие речи младших дошкольников"

Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка....

Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"

Повысить компетентность  педагогов,  как  театральная игровая  деятельность помогает развитию речи детей...

Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"

Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь, сделай – и ты научишься.  Цель: Повысить компетентность  педагогов,  как  театральная игровая  деятельнос...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ Дидактические игры экологического содержания как средство развития речи старших дошкольников

Дидактическая игра выступает как средство всестороннего развития личности ребёнка. Она развивает речь детей: пополняется и активизируется словарь детей; формируется правильное звукопрои...