Информационно-коммуникационные технологии
материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Макушева Светлана Васильевна

Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл f3.docx39.28 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района

Туймазинский район Республика Башкортостан

Фестиваль учителей-логопедов и учителей-дефектологов

«Радуга логопедических идей»

Тема: «Информационно-коммуникационные технологии»

                                                                                                                                    Автор: Макушева Светлана Васильевна

учитель-логопед

МАДОУ детский сад №16 г. Туймазы

Стаж работы: 20 лет

Туймазы, 2023 год

Современная эпоха – это эпоха всеобщей глобализации и активного развития цифровых технологий. В связи с этим использование ИКТ в логопедической практике не просто является одним из возможных способов коррекции, а настоящей необходимостью в условиях современного мира. Только такой подход к коррекционно-развивающему процессу позволяет идти в ногу со временем, делая эффективными все направления профессиональной деятельности логопеда

Актуальность использования информационных технологий в работе учителя-логопеда.

Использование компьютеров позволяет оптимизировать педагогический процесс, сделать обучение детей с речевыми дефектами более индивидуальным.

Наблюдая за детьми, поняла, что для них намного интереснее занятия с применением ИКТ, потому что компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, у них возникает желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Известно, что использование в логопедической работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Информационно-коммуникационные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать учитель – логопед. Поэтому цель работы – повысить эффективность процесса коррекционно-логопедического воздействия через разработку коррекционно-логопедических мероприятий с дошкольниками с использованием информационных компьютерных технологий.

Использование ИКТ позволяет решать следующие задачи:

  • Повышение мотивации детей к обучению и, как следствие этого, исправлению существующих речевых нарушений.
  • Активизация познавательной деятельности детей.
  • Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.
  • Формирование и развитие навыков учебной деятельности: развитие самоконтроля, активности, мелкой моторики рук, а также развитие и координация психических процессов.
  • Обеспечение психологического комфорта на занятиях.
  • Формирование и развитие звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, просодики, лексико-грамматического строя и связной речи.

Преимущества использования ИКТ

Компьютер предоставляет максимально широкие возможности использования различных анализаторных систем. В частности, совместная работа слухового, двигательного и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы способствует активизации компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия.

Взаимодействие с компьютером вызывает у детей дошкольного возраста живой интерес – сначала как игровой, а затем и как учебной деятельности. Данный интерес лежит в основе формирования внимания, памяти и познавательной активности, которые и обеспечивают необходимую психологическую готовность ребенка к школе.

Использование ИКТ позволяет предоставлять учебный материал в яркой и интересной форме, что вызывает неподдельный интерес у ребенка. Он намного лучше запоминает подобный материал, что положительно сказывается на коррекционном процессе.

Важно отметить еще один немаловажный факт. Ребенок с речевым нарушением в большинстве случаев осознает дефектность своей речи, что часто приводит к тому, что он начинает стесняться этого. Соответственно, он замыкается в себе, потому что любая попытка коммуникации с другими людьми вызывает у него страх того, что окружающие будут смеяться над ним. Психоэмоциональное состояние такого ребенка резко ухудшается, он старается любым способом избежать социальных контактов. Общение же с компьютером представляет собой несколько иную форму, потому что «собеседник» оказывается обезличенным и ребенку намного проще доверять ему.

Требования при использовании ИКТ

Санитарно-гигиенические нормы строго регламентируют время, которое дети проводят перед монитором, поэтому рекомендуется использовать компьютерные технологии порционно.

Чтобы здоровью детей ничего не угрожало, важно соблюдать и другие требования:

  • Все используемые компьютеры должны быть последних моделей. Соответствующие требования предъявляются и к мониторам.
  • Продолжительность одного занятия за компьютером не должна превышать 10-15 минут. В неделю рекомендуется проводить не более двух занятий.
  • Обязательно проведение гимнастики для глаз. Во время занятия каждые 2-5 минут необходимо отводить глаза от монитора на несколько секунд.

Основной целью введения этих ограничений является сохранение здоровья детей. Длительное пребывание за компьютером негативно сказывается на зрении и опорно-двигательной системе, поэтому сокращение времени занятий выглядит абсолютно оправданным.

Основные направления деятельности при использовании ИКТ

Для реализации поставленной цели я определила для себя основные направления деятельности, через которые я могу использовать информационно-коммуникационные технологии:

  • использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с детьми;
  • использование ИКТ во взаимодействии с родителями;
  • использование ИКТ во взаимодействии с педагогами.

В коррекционно-образовательном процессе активно использую такие компьютерные технологии, как:

  1. Программно-дидактический комплекс «Логомер» от компании МЕРСИБО.

База интерактивных игр Мерсибо позволяет решить многие логопедические задачи на развитие дыхания, длительности и силы речевого выдоха, фонетического слуха, слоговой структуры слова, постановки звуков, развитие грамматического строя  речи, развитие связной речи, обучение чтению,  развитие грамотности, мелкой моторики рук и многое другое.

  • «Букет для мамы» - игра для работы с ритмом. Применяю на автоматизацию звуков в словах и слогах.
  • «Две Принцессы» - игра для работы с гласными звуками. Распределить звуки-бусинки между Принцессами.
  • «Бедный Дракончик» - игра на соотнесение гласного звука и буквы.
  • «Находчивая бука» - игра на определение согласного звука в слове. Где находится звук в этом слове: в начале, в середине или в конце.
  1. Компьютерные интерактивные тренажеры «Познавательно-речевое развитие детей 5 – 7 лет»

Интерактивные тренажеры систематизированы по 26 лексическим темам. Предлагаемые игровые задания и упражнения способствуют формированию активного словаря, развитию навыка словообразования, памяти, обогащению связной речи и коммуникативных умений детей 5-7 лет.

  • «Найди игрушку»
  • «Узнай игрушку по тени»
  • «Четвертый лишний»
  • «Один-много»
  • «Назови ласково»
  • «Мнемозагадки»
  • «Кроссворд»
  • «Собери слово из слогов»
  1. Компьютерная логопедическая программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно»

Мультимедийный проект представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи. Программа содержит четыре раздела:

  • Неречевые звуки;
  • Звукоподражание;
  • Речевые звуки;
  • Развитие связной речи.

Данное пособие является образовательным ресурсом для индивидуальных и  подгрупповых занятий  по  развитию  фонематического  слуха,  темпо-ритма,  лексико-грамматического  строя речи  и  связной  речи.

  1. Мультимедийные презентации, интерактивные упражнения и игры, самостоятельно разработанные с помощью программы Power Point.

Компьютерные презентации, интерактивные игры направлены на формирование активного словаря, развитие  грамматического строя речи, развитие связной речи, обучение грамоте.

  • Любимые игры Дим Димыча «Большой-маленький»

Цель: совершенствовать грамматическую структуру речи, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксом –ик (-очк,

-чик, -ек)

  • «Тишка в деревне»

Цель: формирование грамматического строя речи, на уточнение пространственного расположения предметов, выраженное предлогом ПОД.

  • «Фокус» (работа с родителями)

Использование компьютерных технологий в работе с педагогами позволяет в кратчайшее время найти необходимую информацию, поделиться ею с педагогами, а также подготовить наглядный материал для участия в различных мастер-классах, презентациях, семинарах-практикумах и тренингах.

Важной частью работы логопеда является взаимодействие с родителями. Использование ИКТ позволяет проводить консультации и родительские собрания в нестандартной форме интерактивного взаимодействия, предоставлять родителям домашние задания на переносных накопителях информации, показывать презентации, видеозаписи занятий с детьми и т.д.

Диаграмма использования ИКТ

Таким образом, компьютерные программы и игры, видеоролики, презентации в моей практике стали представлять собой единый программно-методический комплекс, поддерживающий коррекционно-развивающий процесс на различных этапах обучения и в целом – способствовать повышению эффективности процесса преодоления речевых нарушений и развития познавательных процессов у детей-логопатов.

Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационно-коммуникационных т технологий в условиях ДОУ. Сопровождение педагогов учреждения в использовании нового сайта в конструкторе E-pablich для эффективной работы с родителями»

Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой преобразование организации управления и методической работы, потребовали совершенствования уровня профессиональ...

Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...

Отчет учителя - логопеда об использовании современных образовательных (психолого -педагогических), информационно - коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности

В своей практической деятельности использую современные образовательные технологии, оптимально адаптированные к условиям  логопедической группы, направленные на  развитие всех сторон речи де...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационн...

Презентация к конспекту НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-комму...

Отчет Об использовании современных образовательных информационно- коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

ОтчетОб использовании современных образовательных информационно- коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе....