Мастер-класс для педагогов «Обучение грамоте в подготовительной к школе группе»
учебно-методический материал по развитию речи

Мастер-класс для педагогов

«Обучение грамоте в подготовительной к школе группе»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogov.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»

629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Надым,

ул. Набережная им.Оруджева, д. 29/1, тел./факс:8(3499)52-20-26,E-mail:dsbelosnezhka@nadym.yanao.ru

ОКПО 78191969, ОГРН 1058900415815, ИНН/КПП 8903024649 / 890301001

Мастер-класс для педагогов

«Обучение грамоте в подготовительной к школе группе»

Участники – педагоги

Ведущий  –  Лютая Н.П., Рящина Л.В.

Время проведения – 40/45 минут

План мероприятия

  1. Приветствие участников

Добрый день, уважаемые коллеги.

  1. Методическая минутка

Обучение грамоте – один из компонентов образовательной области Речевое развитие.

- Какие ещё компоненты входят в эту образовательную область? (Слайд 2)

  • Развивающая речевая среда
  • Формирование словаря
  • Звуковая культура речи
  • Грамматический строй речи
  • Связная речь
  • Подготовка к обучению грамоте
  • Приобщение к художественной литературе

- Почему понятие Связная речь – выделено красным цветом?

Связная речь ребёнка - это ИТОГ работы педагога!

Остановимся коротко на каждом из компонентов образовательной области Речевое развитие.

        В группе необходимо создание соответствующей речевой среды, которая будет способствовать речевому развитию (Слайд 3)

  • совершенствовать речь детей
  • опираться на имеющийся опыт
  • организация пространства, демонстрационный, раздаточный материал
  • уточнять высказывания, добиваться полных ответов
  • помогать осваивать речевой этикет

Важную роль играет формирование словарного запаса ребёнка  (Слайд 4)

  • обогащение словаря
  • использование новых слов в речи
  • понятие и значение слова
  • освоение выразительных средств языка

С раннего возраста педагог работает над звуковой культурой речи (Слайд 5)

  • фонематическое восприятие
  • звуковой анализ слова
  • просодическая сторона речи
  • дикция

На занятиях и в свободной деятельности педагог способствует развитию грамматического строя речи (Слайд 6)

  • согласование слов в предложении
  • составление предложений
  • схема предложения
  • место слова в предложении
  • образование новых слов
  • использование предлогов

Приобщение к художественной литературе происходит во всех видах деятельности и во время прогулки, режимных моментов (Слайд 8)

  • использование художественного слова
  • пополнение литературного багажа ребёнка
  • воспитание читателя
  • обращать внимание детей на выразительные средства речи
  • совершенствовать исполнительские данные
  • знакомство с литературными жанрами

А подробнее остановимся на подготовке к обучению грамоте (Слайд 7)

  • характеристика звука
  • образ буквы
  • место звука в слове
  • последовательность звуков в слове
  • составление звуковой схемы
  • деление слов на слоги
  • составление слов из слогов
  • ударение
  • составление предложения, схемы предложения…

Предлагаю поиграть. Хочу представить вам виды упражнений, которые можно использовать с детьми на занятии по изучению звука и буквы.

  1. Практические упражнения

-Я рада приветствовать вас на заседании нашего клуба «Букваешки»

Поднимаем руки вверх: тянемся к знаниям.

Оставляем позади все неудачи (убираем руки за спину)

Забираем накопившиеся знания (прижимаем руки к себе)

Делимся своими умениями и знаниями друг с другом (пожимают руки друг другу)

А теперь давайте подарим улыбки друг другу.

И пусть от улыбки всем станет светлей.

Садитесь  на свои места.

-Отгадывая загадки, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке, на себе ее везет,

Очень медленно ползет   (улитка).

   Палочка в руке,

   Ниточка в воде.

   На ниточке крючок,

   Для рыбки — червячок. (удочка)

   

- Какой звук слышится в начале слова улитка, удочка?

 Сегодня  мы познакомимся с новым звуком и буквой У.

Уточнение артикуляции

- Сделайте губы трубочкой и протяните: «Ууу».

что делают наши губы, когда произносим звук У (вытягиваются трубочкой)

            Губы трубочкой потянем

            И нисколько не устанем      (произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче).

Произнесение изолированного звука с эмоциональной окраской.

-Представьте, что мы с вами оказались на острове, а там так красиво!    Скажем этот звук с восхищением У-У-У!

Стали осматриваться по сторонам, удивляемся, что-то никого не видно У-У-У.

Огорчились, что никого не увидели У-У-У.

-Звук У гласный или согласный? (гласный)

-Как вы определили, что он гласный?

-Правильно, потому что мы можем его пропеть. Выходящий воздух не встречает преграду.

        Воздух свободно идет через рот.

        Нет препятствий разных.

        Голос участвует, голос поет.

        Звук получается гласный.

Каким цветом будем обозначать этот звук? (красным)

Дайте характеристику звуку У. 

– Звук У – гласный, его можно пропеть, когда мы его произносим, воздух свободно выходит изо рта, не встречая никаких преград. Обозначается красной фишкой.

                 Развитие фонематического восприятия

-Ребята, послушайте и хлопните в ладоши, когда услышите звук У:

ту, ма, ку, со,пы, лу, оку,уа, ау, уи, иу, оу, уо, аи, но, ауи, ииу, иуа..

Возьмите сигнальные карточки, поднимите их, когда услышите в слове звук У.

Улица, умывальник, ложка, уксус, малина, утро, соль, лошадь, удача.

             Определение места звука в слове

Игра «Четвертый лишний».

утка, улитка, удав, какаду

- Кто лишний? - КАКАДУ

- Почему? В слове КАКАДУ – звук У в конце слова, а в словах УЛИТКА, УТКА, УДАВ – звук У в начале слова.

(при необходимости объяснить, кто такой КАКАДУ).

 Игра «Научим попугая КАКАДУ разговаривать».

- Ребята,  попугай очень любит разговаривать и дразниться. Давайте будем его передразнивать, и повторять за ним все, что он произносит.

БУ-ПУ-БУ       ГУ-КУ-ГУ

ВУ-ФУ-ВУ      УП-УК-УТ

ЗУ-СУ-ЗУ        УМ-УН-УК  

Введение понятия ударный звук.

Выделение последнего ударного гласного У из слова.

КАКАДУУУУУ . Какой последний звук в этом слове? - У.

 Может мы позовём попугая : - КАКАДУУУУ, вы заметили, когда мы зовём кого-то , мы как-бы громче произносим один звук. Послушайте, какой звук я выделяю, по какому звуку «ударяю» голосом?

- звУк, дУб, сУк.

-Такой звук выделяемый голосом называется «ударным»

-У вас  лежат картинки в названиях которых есть звук «У»,  определите  место звука в словах. (начало, середина, конец)   выкладывают звуковую схему (украшают улитку).

Ребята, звук У живет в домике под названием буква У.

- Чем отличается звук от буквы?

 – Звук мы слышим и произносим, а букву – мы видим читаем и пишем.

  • На доску вешается буква У.

- Из каких частей состоит буква «У»?

- На что она похожа? Нарисуйте пальчиками в воздухе букву У. Выложите из палочек букву.

  • На карточке в левом верхнем углу найдите букву У. Каким цветом вы ее раскрасите? Пройдите от большой буквы У  до улитки прокладывая дорожку только по буквам У.

 

Игра «Рассели жителей по домикам» (на карточках)

На карточках  картинки: утка,  улитка, гусь, какаду, туфли, душ.

      В домик с одним окошком картинки, в названии которых 1 слог. – ДУШ, ГУСЬ

     В домик с 2 окошками  картинки, в названии которых 2 слога: - УТКА, ТУФЛИ.

     В домик с 3 окошками картинки, в названии которых 3 слога – УЛИТКА, КАКАДУ.

Заключительный этап с детьми

1. Рефлексия:

Ребята, а сейчас я хочу у вас взять интервью, передаем микрофон и отвечаем на вопросы.

- Удавалось ли вам произносить ударный звук «У» правильно?

- Что для вас было самое легкое? Тяжелое?

- За что можете себя похвалить?

Спасибо всем за внимание!

  1. Рефлексия для взрослых (Слайд 9)
  • Развивающая речевая среда (демонстрационный, раздаточный материал, полные ответы…)
  • Формирование словаря (введение новых слов, использование их)
  • Звуковая культура речи (фонематическое восприятие, звуковой анализ слова, просодическая сторона речи)
  • Грамматический строй речи (согласование слов в предложении, составление предложений…)
  • Подготовка к обучению грамоте (характеристика звука, образ буквы, место звука в слове, составление звуковой схемы, деление слов на слоги, ударение, составление предложения, схемы предложения…)
  • Приобщение к художественной литературе (использование художественного слова: загадки, физминутки в стихах)

ИТОГ - Связная речь ребёнка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для родителей по обучению грамоте в подготовительной группе

Показать значимость обучения детей грамоте и научить родителей проводить звуковой анализ слова, правильно характеризуя звуки....

Конспект мастер-класса по грамоте в подготовительной к школе группе

Форма проведения мастер-класса с группой воспитанников.Цель для педагогов: Ретрансляция педагогического опыта, полученного в результате творческой, экспериментальной деятельности педагога, проводившег...

Конспект открытого мастер - класса для родителей детей с ТНР в подготовительной к школе группе по теме «Выполнение домашнего задания учителя-логопеда».

Конспект открытого мастер - классадля родителей детей с ТНР в подготовительной к школе группе по теме «Выполнение домашнего задания учителя-логопеда». Дата проведения: 30 сентября 201...

Мастер-класс "Звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе"

Мастер-класс "Звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе"...

Презентация Мастер-класс для педагогов «Обучение грамоте в подготовительной к школе группе»

Презентация Мастер-класс для педагогов «Обучение грамоте в подготовительной к школе группе»...

Мастер - класс для родителей по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие по стране звуков и слов»

Мастер - класс для родителей по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие по стране звуков и слов»...