"Применение нейрогимнастики на музыкальных занятиях с детьми с тяжелым нарушением речи в дошкольном образовательном учреждении"
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Каминская Елена Дмитриевна

Применение педагогами системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием на музыкальных занятиях, может оказать положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей, при условии правильной организации этой технологии. Такой подход поспособствует достижению возрастных нормативов в общем развитии и, в частности, речевом.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА

КОМИТЕТ ПО БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ   г. ИРКУТСКА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА ИРКУТСКА ДЕТСКИЙ САД № 152

(МБДОУ г. Иркутска детский сад №152)

664074, г. Иркутск, ул. Новокшонова, 61 телефон 41-33-21

E-mail: detskiisad152.mdou@yandex.ru

ПРИНЯТО:

на заседании  педагогического совета

МБДОУ г. Иркутска детского сада № 152

Протокол № __________

От ____________________________2023 г.

УТВЕРЖДЕНО:

Заведующий МБДОУ г. Иркутска

 Детского сада № 152

 _______________О. В. Постникова

Приказ № _____________________

От _______________________2023 г.

«Об утверждении методической разработки»

Методическая разработка

«Применение нейрогимнастики на музыкальных занятиях с детьми с тяжелым нарушением речи в дошкольном образовательном учреждении»

                                                                       Разработал:

                                                                                 Каминская Елена Дмитриевна,

                                                                            музыкальный руководитель  

                                                                            МБДОУ г. Иркутска детского  

                                                                            сада № 152

        Иркутск, 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Характеристика методической разработки

 Цели и задачи реализации методической разработки

 Категория обучающихся

 Срок реализации разработки

 Форма работы

 Предполагаемые результаты

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание методической разработки

2.2. Этапы реализации методической разработки

2.3. Календарно – тематическое планирование

2.4. Взаимодействие с родителями

III. Организационный раздел

Организационно – педагогические условия реализации методической разработки

Материально – техническое обеспечение

Заключение

Библиография

Приложение

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

На сегодняшний день, все больше появляется детей с задержкой речевого и психического  развития, с речевыми нарушениями, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно неловкие, они плохо переключаются с одного движения на другое. Почему же наблюдается такая ситуация?

Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей. Но еще одна немаловажная причина, на мой взгляд, это малоподвижный образ жизни наших детей. Недостаточность физической активности ведет к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей.

Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, тогда в школе и во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем, связанных с работой на компьютере, управлением автомобилем, каким-либо иным сложным устройством; он сможет полностью раскрыть свой внутренний потенциал и стать успешным.

   Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.

Преимущественно, развитие детского мозга происходит через плотный контакт с окружающей действительностью, движении, фантазии, исполнении и физической активности.

Актуальность проекта обусловлена ежегодным увеличением количества детей в дошкольных учебных заведениях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Применение педагогами системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием на музыкальных занятиях, может оказать положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей, при условии правильной организации этой технологии. Такой подход поспособствует достижению возрастных нормативов в общем развитии и, в частности, речевом. Новизна программы в рамках ДОУ заключается в принципах интегрированности, естественности развития в естественной игре, движении, развития слуха и ритма, правильного интонирования психических процессов и функций. Программа направлена на всестороннее развитие ребенка, совершенствование и развитие, овладение двигательными навыками, пространственными представлениями с учетом запросов общеобразовательной программы, а также с учетом здоровьесберегающих технологий.

1.2. Характеристика методической разработки

Цели и задачи реализации методической разработки

Целью разработки является использование комплексов нейрогимнстаики, создание  условий для формирования правильного речевого и психомоторного развития у детей старшего и подготовительного к школе  дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи на музыкальных занятиях.

Задачи:

-  Проанализировать передовой педагогический опыт по использованию нейропсихологических упражнений в практике работы с детьми на музыкальных занятиях в ДОУ, имеющими речевые нарушения;

-  Определить эффективность использования нейрогимнастики при работе с детьми-логопатами старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста;

- Сформировать комплексы нейрогимнастики для коррекционной работы с детьми старшего и подготовительного к школе дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

Категория обучающихся.

 Методическая разработка  «Нейрогимнастика на музыкальных занятиях в ДОУ» рассчитана на детей в возрасте 5-7 лет (дети старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста).

Срок реализации разработки –  2 учебных года (сентябрь 2023 года – май 2025 год)

Форма работы и режим занятий. Форма организации образовательной деятельности – групповая. Занятия проходят в музыкальном зале на ковровом покрытии. Рекомендованная одежда для детей – спортивная с длинными рукавами для предотвращения стирания кожных покровов, носки.

Предполагаемые результаты. В результате включения нейрогимнастики на музыкальных занятиях, предполагается общее улучшение мозговой активности, развитие крупной и мелкой моторики,  улучшение координации движений , улучшение навыков произвольной регуляции поведения и деятельности; расширение пространственных представлений; развитие коммуникативности, улучшение общего самочувствия детей и повышение самооценки; воспитание нравственности, уважения к культуре и традициям народов России и мира, труду людей; сформированная потребность детей в здоровом образе жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание методической разработки «Использование нейрогимнастики на музыкальных занятиях»

Включает в себя следующие виды упражнений:

— двигательный репертуар соответственно музыке (направлено на формирование координации движений. Включает упражнения на ползание вперед, назад, вправо и влево);

 — дыхательные упражнения (повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, успокаивают, развивают самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями, снимает стресс и т.д);

 — глазодвигательные упражнения (расширяют поле зрения, улучшают восприятие, развивают межполушарное взаимодействие, способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, улучшают межличностные отношения, активизируют процесс обучения).

— растяжки под музыку соответствующего характера (нормализуют тонус мышц – гипер и –гипотонус (неконтролируемые: чрезмерное мышечное напряжение и мышечная вялость);

— упражнения на развитие межполушарного взаимодействия (правое полушарие головного мозга отвечает за восприятие пространства, координацию движений опорнодвигательного аппарата, за образное и творческое мышление. Левое связано с речью, логикой, аналитическими функциями, структурирование, математическое мышление. Нормальное взаимодействие обоих полушарий головного мозга – это залог полноценного психического развития ребенка);

— упражнения для развития мелкой моторики (пальчиковые игры, упражнения активизируют работу головного мозга ребёнка, способствуют развитию речи и помогают подготовить руку к письму. В ходе этих игр у детей вырабатываются ловкость, умение управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности);

— упражнения формируют базу для полного включения всех психических функций. Все упражнения вызывают у детей положительные эмоции, способствуют установке невербальных и вербальных контактов, помогают детям узнавать друг друга.

2.2. Этапы реализации методической разработки

1.  Подготовительный этап:

-  диагностика уровня развития детей;

- анализ тематической литературы по тематике;

-  составление перспективного плана работы;

-  подбор репертуара: составление игр, музыкального, стихотворного материала;

-  организация среды в музыкальном зале, группе: удобная одежда и обувь, инструменты и др.;

- подбор информационного и практического материала.

2. Основной этап:

- проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий;

- проведение консультаций для родителей дошкольников;

- использование игр в свободное от занятий время;

- вовлечение родителей (играть с ребенком дома).

3. Заключительный этап:

- диагностика уровня развития детей;

- анализ результата методической разработки;

- итоговый отчет (представление опыта на педагогическом совете ДОУ).

2.3. Календарно – тематическое планирование на 2023- 2024 учебный год

(на основе Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми»)

 

Месяц

 

Содержание работы с детьми

 

Оборудование

Работа с родителями и педагогами

 

Сентябрь

- Дыхательное упражнение: «Вдох-выдох».

- Глазодвигательное упражнение с ручкой лежа.

- Растяжки под музыку соответствующего характера: «Фараон», «Ванька-встанька».

-Упражнения двигательного репертуара соответственно музыке: «Качалочка», «Лодочка», «Короткое бревнышко».

-Дидактическая игра на развитие чувства ритма «Нейрокарточки».

- Пальчиковая гимнастика «Носик – ушко»

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми», зан.1,2, с.21-34).

Изготовление пособия «Нейрокарточ-

ки»

Консультация для педагогов и родителей «Что такое нейрогимнастика и чем она полезна на музыкальных занятиях, в группе, дома?»

 

Октябрь

- Дыхательное упражнение: «На вдохе подъем руки», «На вдохе подъем ноги».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» лежа.

- Растяжки под музыку соответствующего характера: «Скручивания», «Здравствуй, пол!», «Струночка».

-Упражнения двигательного репертуара соответственно музыке: «Ползание на спине», «Ползание на животе».

- Дидактическая игра на развитие чувства ритма «Говорящие ручки»;

- Самомассаж (см.приложение).

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми», зан.3,4, с.35-54).

Изготовление пособия «Говорящие ручки».

Консультация для педагогов и родителей «Что такое гимнастика для мозга?»

 

Ноябрь

- Дыхательное упражнение: «На вдохе подъем руки и ноги».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» лежа.

- Растяжки под музыку соответствующего характера: «Звезда», «Дотянись», «Кобра».

-Упражнения двигательного репертуара соответственно музыке: «Ползание по-пластунски», «Локти-колени».

Дидактическая игра на развитие чувства ритма «Жесты»;

- Пальчиковая гимнастика «Вид из окна»

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми», зан.5,6, с.54-69).

Изготовление пособия «Жесты».

Вебинар для педагогов «Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста» (https://solncesvet.ru/webinars/kineziologicheskie-uprajneniya-v-rabote-s-detyami/)

 

Декабрь

- Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам», с ручкой лежа.

- Растяжки под музыку соответствующего характера: «Лягушки», «Мышкин мостик-1,2».

-Упражнения двигательного репертуара соответственно музыке: «Обычные четвереньки», «Глаз за рукой».

- Дидактическая игра «Змейки»;

- Самомассаж (см.приложение)

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми»,

зан. 7,8, с.69-88).

Изготовление пособия «Змейки».

Буклеты для родителей «Делай дома гимнастику для мозга под музыку!» (комплексы нейрогимнастики и кинезиоупражнений с музыкальным сопровождением)

 

Январь

- Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4,5».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (2 уровень), с ручкой сидя.

- Растяжки под музыку соответствующего характера:  «Мышкин мостик-3,4», «Руки лодочкой».

-Упражнения двигательного репертуара соответственно музыке: «Обычные четвереньки», «Глаз за рукой».

- Дидактическая игра для развития чувства ритма «Нейротаблички»;

- пальчиковая гимнастика «Гусеница»

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми»,

зан. 9,10, с.89-106).

Изготовление пособия «Нейротаблич-

ки» (говорим-

дышим-показы-

ваем)

YouTube канал для педагогов: «Нейрогимнастика как технология оптимизации учебной деятельности в образовательном процессе»(https://www.youtube.com/watch?v=fGSc5THyaTg)

 

Февраль

- Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4,5,6», «дыхание через одну ноздрю».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (3 уровень), с ручкой сидя.

- Растяжки под музыку соответствующего характера:  «Флажки», «Локоток-1»

-Упражнения двигательного репертуара соответственно музыке: «Перекрестные четвереньки», «Глаз за рукой».

-Дидактическая игра «Мнемокарточки с нейроритмами»

- Самомассаж (см.приложение)

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми»,

зан. 11,12, с.106-

122).

Изготовление пособия «Мнемокарточ-

ки с нейроритма-

ми»

Мастер - класс для педагогов  и родителей старших и подготовительных групп «Нейрогимнастика на музыкальном занятии»

Март

- Дыхательное упражнение: «На вдохе подъем руки и ноги».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» лежа.

- Растяжки под музыку соответствующего характера: «Звезда», «Дотянись», «Кобра».

-Упражнения двигательного репертуара соответственно музыке: «Ползание по-пластунски», «Локти-колени».

Дидактическая игра «Жесты»;

- Пальчиковая гимнастика «Носик –ушко»

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми», зан.5,6, с.54-69).

Изготовление пособия

Буклеты для родителей «Расслабляйтесь всей семьей после трудного дня, делая расслабляющие кинезиологические упражнения»

Апрель

- Дыхательное упражнение: «На вдохе подъем руки», «На вдохе подъем ноги».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» лежа.

- Растяжки под музыку соответствующего характера: «Скручивания», «Здравствуй, пол!», «Струночка».

-Упражнения двигательного репертуара соответственно музыке: «Ползание на спине», «Ползание на животе».

- Дидактическая игра «Говорящие ручки».

- Самомассаж (см.приложение)

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми», зан.3,4, с.35-54).

Изготовление пособия

Консультация для педагогв «Музыкальное сопровождение во время проведения нейрогимнастики»

 

Май

-Дыхательное упражнение: «Сигнальщик», «Руки вперед, в стороны, вниз».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (3 уровень), с ручкой сидя, «восьмерки».

- Растяжки под музыку соответствующего характера:  «Локоток-2», «Покрутись», «Кошка-собака».

-Упражнения двигательного репертуара соответственно музыке: «Перекрестные четвереньки», «Разноименные рука и нога».

-Дидактическая игра для развития чувства ритма «Нейроальбом-

«Зарядка для мозга»;

- Пальчиковая гимнастика «Вид из окна»

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия с детьми»,

зан. 13,14,15,  с.122-146).

Изготовление пособия «Нейроальбом-

«Зарядка для мозга»

 Консультация для родителей совместно с психологом и логопедом «Как нейрогимнастика может помочь подготовиться ребенку к школе»

2.4. Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с родителями В рамках реализации программы особое значение имеет взаимодействие с родителями. Благополучное психическое развитие ребенка зависит прежде всего от следования системе и режиму занятий. Таким образом, предполагается активное формирование и деятельность в рамках триады «педагог-ребенок-родитель». Формат взаимодействия с родителями можно условно разделить на две категории: пассивное взаимодействие и активное взаимодействие. В рамках первого вида педагогом составляется наглядная информация о работе кружка, общие рекомендации о домашнем режиме выполнения упражнений, предлагается список актуальной литературы. Активный формат взаимодействия с родителями предполагает индивидуальные консультации (по запросу) по вопросам выполнения ребенком заданий, обсуждении домашней активности. Родители имеют право на предоставление полной и исчерпывающей информации о ребенке, его актуальном развитии и зоне ближайшего развития; получении рекомендаций.

III. Организационный раздел

Организационно – педагогические условия реализации методической разработки

Метадическую разработку реализует музыкальный руководитель.

Материально – техническое обеспечение

Занятия проходят в музыкальном зале с ковровым покрытием, .

Оснащение занятий зависит от соответствующей темы и может видоизменяться, оснащение соответствует требованиям безопасности эксплуатации в детском возрасте. Базовое оснащение занятий включает в себя:

— Развивающие игры, карточки, задания;

— Игрушки, муляжи;

— Скакалки, гимнастические ленточки;

— Морские камни мелкого и среднего размера;

— Ортопедические дорожки;

— Балансиры;

— Массажные мячи, мягкие мячи Монтессори;

— Мячи различного размера;

— Образцы природных материалов: крупы, листья и т.п.;

— Бумага;

— Воздушные шары;

— Гимнастические коврики;

— Набор «Конструктор»;

— Деревянные ложки;

— Обручи;

— Пирамидки, стаканчики;

— Карандаши, фломастеры, краски.

Заключение

Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, приводящие к расстройствам эмоционально-волевой, личностной сфер, снижению работоспособности, отставании в развитии двигательной сферы.  Оценив, какое положительное воздействие оказывают нейрогимнастика на развитие ребёнка, мы стали применять их и на музыкальных занятиях, в качестве коррекции недостатков речевого развития  детей дошкольников с ТНР.

Библиография

 

1.    Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов / Т.Г.

Визель. — М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2017. — 264 с.

2.  Голдберг Э. Управляющий мозг. Москва, 2003.

3.  Деннисон П., Деннисон Г. Образовательная кинестетика для детей.

Москва, 1998.

4.   Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.:

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М.,

Ставрополь, «ИЛЕКСА», «СЕРВИС ШКОЛА», 2001.

5.  Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми.

- М.: Айрис-пресс, 2015.

6.  Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

7.  Пьянова Л.А. Нейрогимнастика в коррекции нарушений речевого

развития и оздоровления детей дошкольного возраста // Сборник

«Образование и психологическое здоровье» в сетевом издании

«Региональный социопсихологический центр». – М., 2018.

8.  Пьянова Л.А., Чаплыгина А.А. Использование балансировочной подушки

и нейрогимнастики в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

с тяжёлыми нарушениями речи // Сборник материалов Регионального

Фестиваля педагогических идей «Дошкольное образование: опыт и

перспективы», ч. 1. 2019.

9.    Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологические

сопровождения обучения. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.

10.   Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей:

нейродинамическая гимнастика». – Ростов н/Д.: Феникс, 2019.

11.      Шанина Т.Е. Упражнения специального кинезиологического

комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и

подростков: Учеб. пособие. М., 1999.

Приложение

Нейрогимнастические (кинезиологические) упражнения

1.      Растяжки (данные упражнения проводятся под музыкальное

сопровождение соответствующего тематике растяжек).

«Снеговик»

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

«Дерево»

 Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

«Тряпичная кукла и солдат»

 Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

«Сорви яблоки»

 Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

2. Дыхательные упражнения

«Свеча»

Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

«Дышим носом»

 Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

«Ныряльщик»

 Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох. 

3.Телесные упражнения (некоторые упражнения проводятся под музыку соответствующего характера)

«Перекрестное марширование» Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

«Мельница»

Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

«Паровозик»

Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

«Робот»

Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

«Маршировка»

Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.

4. Упражнения на релаксацию (данные упражнения необходимо проводить под музыку или звуки определенного расслабляющего характера, например, шум моря или звук дождя, пения птиц и др.)

«Дирижер»

Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка) Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

«Путешествие на облаке»

Под музыкальное сопровождение. Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в музыкальном зале. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

5. Упражнения для развития мелкой моторики (данные упражнения можно применять так же для развития чувства ритма: под определенную  музыку или проговаривания текста с помощью движений передавать ритмичность)

«Колечко»

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

«Кулак – ребро – ладонь»

На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе. Все это соединяем с ритмической позицией, можно отбивать ритм под музыку или под чтение стихотворения.

«Лезгинка»

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.

«Зеркальное рисование»

 Под музыкальное сопровождение (слушание). Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

«Ухо – нос»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

«Змейка»

 Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

«Горизонтальная восьмерка»

1, 2-я неделя занятий. Упритесь языком в зубы, «стараясь их вытолкнуть наружу». Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторите 10 раз. Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгните его горкой. Расслабьте. Повторите 10 раз.

3, 4, 5, 6-я неделя занятий. Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки, потери слежения нужно провести рукой несколько раз «туда-обратно» по линии «горизонтальной восьмерки».

7, 8-я неделя занятий. Одновременно с глазами следите за движением пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком 

Комплекс авторских пальчиковых гимнастик

«Носик – ушко»

Носик, ты, пощекочи,

Ушко  быстро ущипни,

Руки поменяй, ну и снова начинай!

Движение по тексту

«Грибочки»

Грибочки, грибочки

Растут в лесу на кочке, на кочке.

А я корзиночку возьму

И все грибочки соберу.

Рука сжата в кулак перпендикулярно, рука второй руки сверху на кулаке, поменять.

Сжать поочередно руку правой руки в горизонтальный кулак, затем левой руки

Соединить основания ладоней перед собой, пальцы равзести в стороны

Изображаем руками «Сбор»

«Гусеница»

Травку и листочки

Каждый день грызет,

А как только подрастет

В кокон тело завернет.

В нем недельку посидит

В бабочку себя там превратит!

Расставить широко пальцы обеих рук, ладони развернуты от себя,резко соединить, ладони вертикально .

Указательным пальцем поводить по ладони, поменять руки.

Соединить одноименные пальцы, сделав «шар», покачать соединенными руками.

Изобразить полет бабочки

« В домике»

 А я в домике сижу

И в окошечко гляжу.

Вижу поле, дуб растет

Под ним ежичек живет.

Соединить пальцы обеих рук над головой, изобразив «домик»,

Руки поставить горизонтально параллельно друг другу перед собой, ладони смотрят вниз, верхняя рука должна быть на уровне головы, нижняя рука на уровне живота, затем поставить вертикально так же параллельно друг другу, ладони сиотрят друг на друга.

Провести рукой перед собой, другую поднять высоко, развести широко пальцы. К поднятой руке, подставить чуть ниже вторую, так же развести пальцы.

6. Глазодвигательные упражнения

«Взгляд влево вверх»

Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на «прямо перед собой». (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

«Горизонтальная восьмерка»

 Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

«Глаз – путешественник»

Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.

7. Самомассаж

а) Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.

б) Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.

в) Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект. 

Комплекс упражнений

для координации работы глаз и рук

(использованы упражнения П. и Г. Деннисон, А.Л. Сиротюк)

Упражнения рекомендуется выполнять ежедневно в течение 6 - 8 недель по 15 – 20 минут. Упражнения проводятся под музыкальное сопровождение.

Цель: улучшение навыков письма, интеграция работы глаз и рук, формирование визуального и пространственного восприятия, развитие координации тела и двигательных навыков.

1. Восьмерки. Исходное положение – стоя. Закройте глаза. Пальцами одной руки проведите перед глазами горизонтальную восьмерку. Следуйте закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжайте рисовать, увеличивая размеры восьмерки. Отдохните и откройте глаза. Проверьте резкость зрения.

2. Восьмерки локтями. Разведите ноги в стороны и слегка согните их в коленях. Проведите половину горизонтальной восьмерки правым локтем. Глаза должны следить за движениями локтя. Сместите центр восьмерки назад. Проделайте то же самое с левой стороной.

3. Крылья. Поставьте ноги на ширине плеч, расслабьте колени. Потрясите руками и согните локти. Прочертите горизонтальную восьмерку одновременно двумя руками. Сначала вперед, назад и вниз, затем вверх, в сторону и вниз. Подбородок поворачивайте вместе с движениями рук. Повторите несколько раз, пока не почувствуете, что летите. Теперь парите: руки открыты и свободны. На вдохе наклонитесь вперед, опираясь на носки. На  выдохе отклонитесь назад. Еще раз глубоко вдохните.

4. Рисующий слон. Исходное положение – стоя или сидя. Колени слегка согните. Наклонитесь головой к плечу. Вытяните руку вперед и рисуйте то, что видите, большими мазками. Затем повторите то же с другой рукой.

5. Сидя, обхватите левой рукой запястье правой руки и массируйте руку. Повторите то же самое с правой рукой.

6. Сидя, соедините руки на уровне глаз. Носом прочертите линию от одной ладони по руке к плечу. Затем впереди вычертите окружность. Теперь следуйте по второй руке. Повторите в другую сторону.

7. Лежа на спине, обнимите руками одно колено, прижимая его к груди. Вторая нога – в расслабленном состоянии. Представьте, что глаза связаны с бедрами. Дышите глубоко. Пусть подколенные сухожилия хорошо растянутся.

Комплекс упражнений

для интеграции визуальной и аудиальной модальности

Упражнения рекомендуется выполнять ежедневно в течение 6—8 недель по 15—20 минут. Упражнения проводятся под музыкальное сопровождение. Цель: формирование зрительного и слухового восприятия, развитие зрительной и слуховой памяти, интеграция визуальной и аудиальной модальностей.

1. Сидя или лежа, выдохните, откройте глаза. Вдохните, закройте глаза. Продолжайте упражнение, выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза полностью расслабятся, когда они закрыты. Откройте глаза и поморгайте. Каждый раз, открывая глаза, отмечайте то, что видите. Замечайте все изгибы и формы, линии и углы. Сначала замечайте только темные предметы, затем только светлые.

2. Сидя или лежа, закройте глаза и вообразите, что на них светит солнце. Поморгайте глазами так, будто ловите солнечный свет. Посмотрите на солнечный луч с закрытыми глазами, наслаждаясь переливанием цветов. Теперь представьте темноту и расслабьтесь.

3. Сидя, расположите ноги врозь, расслабьте колени. Обнимите руками голову со стороны затылка, касаясь правой рукой левого уха и левой рукой правого. Пальцами выдвигайте затылок вперед. Закройте глаза и расположите голову на руках. Раскачиваясь из стороны в сторону, глубоко дышите, помещая голову в «колыбель». Почувствуйте, что ваше тело – это опора.

4. Сидя, кончики выпрямленных вместе пальцев правой руки подведите к основанию мизинца левой руки, слегка сжатой в кулак. В следующий миг сожмите пальцы правой руки, растяните пальцы левой руки и подведите кончики среднего и безымянного пальцев к основанию мизинца правой руки. Повторите эти движения быстро и попеременно по 10 раз. Выдох делайте через рот при каждой смене рук.

5. Раскройте пальцы левой руки, слегка нажмите точку концентрации внимания, расположенную  в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторите 5 раз. При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении усилия – вдох. Упражнение делайте спокойно, не торопясь. Потом сделайте то же самое для правой руки.

6. Ребенку предлагаются цифры, вылепленные из пластилина, вырезанные из дерева и др. Ребенок должен ощупать цифру, назвать ее вслух и записать. На начальном этапе тренировки можно предложить воспитаннику самому вылепить из пластилина цифры. В дальнейшем следует перейти к запоминанию последовательности из 3 - 4 цыфр на основе их осязания. Последующий этап тренировки – буквы вычерчиваются в воздухе двумя руками в зеркальном отражении.

7. Сложите большой и указательный пальцы кончиками вместе, с усилием прижмите друг к другу, сгибая в наружную сторону. Это же упражнение сделайте для большого и среднего, большого и безымянного, большого и мизинца (для каждой руки 20 раз). Затем кончиком большого пальца сильно надавите последовательно на основания каждого пальца с наружной и внутренней стороны.

8. Одновременно двумя руками вычертите в воздухе в зеркальном отражении информацию, которую необходимо запомнить (цифры, слова и т.д.). Одновременно с промахиванием проговорите эту же информацию.

Примерный репертуар для сопровождения нейрогимнастики.

Классичекая музыка:

- «К Элизе», Бетховен;

- «Ноктюрн», оп. 9 № 3, Шопен;

- Оркестровая сюита «Шутка», Бах;

- «Вальс цветов», Чайковский;

- «Турецкий марш», Моцарт;

- «Сюита для виолончели», Бах;

- «Третий из шести музыкальных моментов», Шуберт;

- «Утреннее настроение», Григ;

-  «Времена года. Весна. Март», Вивальди.

Джазовые композиции для детей:

- «Баллады гор», Ю. Гомберг;

- «Баллады леса», Ю. Гомберг;

- «Баллады моря», Ю. Гомберг;

- «Песенка про рыбок», В. Райграсс;

- «Слон», В. Филонов;

- «Ученый кот», муз. Н. Вихорева, сл. Н. Шапира.

Народная музыка:

- «Дуня – тонкопряхя»;

- «Камаринская»;

- «Порушка – параня»;

- «Пошла млада за водой»;

- «Я на камушке сижу».

Эстрадные детские песни:

- «Песенка про котенка», муз. В. Мигуля, сл. В. Злотников;

- «Отличное настроение», Л. Старченко;

-  «Что такое счастье?», Е. Обухова.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) Тема "Решение сказочных задач"

Конспект открытого занятия включает образовательные области: "Социально - коммуникативное", "Познавательное и речевое развитие".Цель: развитие когнитивной сферы у детей с ТНР.Предварительная работа: ч...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ...

Тематическое музыкальное занятие для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей группы «В стране музыкальных инструментов»

quot; В стране музыкальных инструментов" Знакомство с группой струнных музыкальных инструментов (скрипка, виолончель, гусли, балалайка, гитара) Закрепление знаний о группе ударных инструментов....

Обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха и тяжелыми множественными нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении

В дошкольном образовательном учреждении с функционирующими комбинированными группами для детей с ОВЗ  осуществляется формирование службы психолого-педагогического сопровождения. Задачами специали...

Конспект индивидуального занятия педагога-психолога с детьми, имеющим тяжелые нарушения речи (старший дошкольный возраст)

Цель: создание условий для развития психических познавательных процессов.Задачи:- развитие произвольности познавательной деятельности;- развитие устойчивости и переключения внимания;- развитие сл...