Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Космос», для старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Суслова Анна Михайловна

Конспект занятия направлен на закрепление и систематизацию знаний детей о космосе, а также развитие грамматических категорий по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –    ДЕТСКИЙ САД № 27 «РОДНИЧОК»

detsadrodnichok633010 Россия, Новосибирская область, г. Бердск, ул. Ленина 33 А т. (241) 2-25-56 ИНН 5445116506 КПП 544501001

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий

 на тему «Космос»,

 для детей старшего дошкольного возраста

 (5 – 6 лет)

C:\Users\Psiholog\Desktop\Анна Михайловна\08_04.jpg

Подготовила и провела

 учитель – логопед: Суслова А.М.

Цель: Закрепить знания детей по теме «Космос».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Уточнять и расширять знания детей о космосе;
  • Активизировать словарь по данной теме;
  • Упражнять детей в образовании существительных Р. п. мн. ч., в согласовании сущ. с числительными.
  • Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать познавательный интерес детей, их внимание, память;
  • Развивать интерес к выполнению заданий;
  • Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать у детей бережное отношение к нашей планете.

Ход занятия:

Логопед: Ребята назовите мне виды транспорта на которых можно летать? (вертолёт, самолет, ракета)

- Посмотрите у меня на столе лежат разрезные картинки, их нужно собрать. - - Что у нас получилось? (самолет, вертолет, ракета).

- Скажите, на каком транспорте мы можем отправиться в космический полет?

(на ракете)

Логопед: Послушайте и угадайте загадку:

Человек сидит в ракете,

Смело в небо он летит.

И на нас в своем скафандре

Он из космоса глядит.

(Космонавт).

Логопед: Правильно, это космонавт.

А кто такой космонавт?

(Люди, летающие в космос).

Логопед: А каким должен быть космонавт?

(Сильным, отважным, здоровым, знающим, умным, мужественным, выносливым, крепким, находчивым)

Логопед: Кто был первым космонавтом на Земле? (ответы детей)

Показ портрета на стенде.

Логопед:

Взлетел в ракете русский парень,

Всю землю видел с высоты.

Был первым в космосе Гагарин…

Каким по счёту будешь ты?

Правильно, это Ю.А. Гагарин.

Логопед: А вы хотели бы стать космонавтами?

Игра «Постой ракету».

Логопед: А на чем же можно отправиться в космос? (На ракете).

Логопед: Правильно, чтобы отправиться в космическое путешествие, мы построим с вами ракеты. (Дети выкладывают ракеты из палочек).

Логопед: Тогда я приглашаю вас в школу будущих космонавтов, где мы с вами пройдем специальную подготовку!

Логопед: Ребята, мы уже сказали, чтобы стать космонавтом нужно быть и смелым и отважным, умным и конечно же здоровым! Поэтому космонавты каждый день закаляют свой организм- делают зарядку, умываются холодной водой, разминают все мышцы. Давайте и мы начнем с массажа.

Самомассаж лица:

Мы ладошки растираем

И лицо обогреваем.

Подбородок разотрем,

Дружно губки пожуем.

Там живет наш язычок,

Пусть погреется дружок!

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Все космонавты говорят четко, внятно, а помогают им в этом упражнения для языка.

Повторите за мной

Чу - чу - чу, в космос полететь хочу.

Им - им - им, на ракете полетим.

Ды - ды - ды, долетим мы до звезды.

Ой - ой - ой, затем вернёмся мы домой.

Логопед: Кроме хорошего здоровья, космонавты должны быть еще и умными, согласны? Поэтому я предлагаю вам выполнить следующие задания.

Пальчиковая гимнастика

Космонавты тренируют пальцы рук с помощью специальных тренажеров (мячи колючие):

В руки мячик мы возьмем.

 Катится колючий ежик

И разминку проведем!

Нет ни головы, ни ножек.

Будем ежика катать,

 Он по пальчикам бежит,

Свои пальцы укреплять!

И пыхтит, пыхтит, пыхти!

Логопед: Теперь можно отправляться в космическое путешествие.                  

Игра «Один – много».

Логопед: Наши ракеты готовы, космонавты очень внимательны и сосредоточены. Можем отправляться в путь. Но в космосе могут случиться самые непредвиденные происшествия. Ребята вот и мы с вами пролетаем сейчас в зоне метеоритного дождя.

Чтобы благополучно преодолеть эту зону, мы должны включить противометеоритную оборону и отбросить метеориты. Дети встают в круг.

Игра с «метеоритом» «Один – много».

(Слова: звезда, космонавт, спутник, комета, планета, ракета, инопланетянин, скафандр, орбита, станция, метеорит).

Логопед: Итак, наша ракета взлетает и приближается к планете Марс.

Жители Марса приготовили игру «Скажи наоборот».

Взлететь – приземлиться

Ярко – тускло

Темно - светло

Прилететь - улететь

Далеко - близко

Высоко - низко

Медленно – быстро

Логопед: Устали? Предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка

Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.

Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.

И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!

Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться,

Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.

А потом все тише, тише походить – и сесть опять.

Логопед: Немножко отдохнули и теперь можем двигаться дальше. Но, ребята, кажется, у нас возникла еще одна проблема. Из центра управления полетами мне сообщили, что на нашем космическом корабле возникла перегрузка. Поэтому нам срочно нужно избавиться от всего лишнего.

Упражнение «Четвертый лишний»

Солнце, сон, солнечный, солнышко.

Космос, косматый, космонавт, космический.

Планета, план, планетный, планетарий.

Логопед: А какие слова остались? Как мы называем эти слова? (слова-родственники).

(Ракета- это кос. корабль, а остальное наземный транспорт)

Логопед: Ребята, пока мы летели, мы много чего увидели. Давайте посчитаем, что мы увидели.

«Сосчитай, что увидел».

Одно созвездие, два созвездия, три созвездия, четыре созвездия, пять созвездий.

Одна далёкая планета, две… .

Один искусственный спутник… .

Логопед: Молодцы! Следующее задание – нам нужно вспомнить и расшифровать вот это стихотворение Давайте хором его расскажем!

Чтение стихотворения по мнемотаблице «Космонавт»

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете…

День летит, и ночь летит

И на землю вниз глядит..

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной.

Шар земной – наш дом родной!

Логопед: Ребята, а какая планета наш дом родной? Правильно, Земля. По форме она похожа на шар.

Перед вами глобус – это модель нашей Земли (показ.глобуса .

Как вы думаете синим цветом на ней что обозначено? (вода – моря, океаны.)

Зеленым – леса, луга, а коричневым – суша, земля, горы.)

Логопед: Ребята, а кроме нашей Земли какие еще есть планеты? (дети называют планеты. Посмотрите на этой картине они все есть, каждая из этих планет движется вокруг солнца по своей орбите, т.е. по своему кругу (показ плаката).

Логопед: Ребята, вы все очень хорошо справились со всеми заданиями в нашей космической школе, в будущем я думаю из вас получаться настоящие космонавты.

Итог.

Логопед: Ребята, вам понравилось занятие? Что вам запомнилось больше всего? (ответы детей)

Логопед: Есть такая примета – если увидишь падающую с неба звезду и загадаешь желание, то оно обязательно сбудется. Однажды я попала под такой звездопад и собрала для вас много таких звездочек и хочу с вами поделиться ими. Загадайте желание, и оно обязательно сбудется! Удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Весна пришла" Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических связей для детей с ОНР (Старший дошкольный возраст)

- уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; учить знать и называть признаки весны; весенние месяцы; - расширить и активизировать словарь детей по данной теме; закрепить навыки словообразовани...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы».

Цель логопедического занятия: формирование лексико-грамматических средств языка.Задачи:Коррекционно-образовательные: закреплять названия домашних птиц и их птенцов, расширять знания о домашн...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи. Тема : "Посуда".

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей средней группы ОНР....

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме: Транспорт

Конспект логопедического занятия: Образование приставочных глаголов по теме: Транспорт...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических отношений и связной речи для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в волшебную страну"

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических отношений и связной речи для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в волшебную страну"...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических отношений и связной речи для детей старшего дошкольного возраста "Прогулка в зоопарк"

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических отношений и связной речи для детей старшего дошкольного возраста "Прогулка в зоопарк"...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме: «День Защитника Отечества»

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме: «День Защитника Отечества»Цель: закрепить и обобщить знания детей об армии и защитниках Отечества.Зад...