Картотека игр по речевому развитию
картотека по развитию речи (средняя группа)

Слепцова Алла Валентиновна

Развиваем речь с помощью речевых игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_rechevomu_razvitiyu.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТАТЕКА ИГР ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ                                                       ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Козлята и волк

Цель: заканчивать сказку по ее началу.

Оборудование: фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик.

Ход. Педагог рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей.

- Слушайте, что было дальше. Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький /показ/... (Дети договаривают: зайчик).

Педагог: зайчик говорит ...

Дети: не бойтесь меня, это я — маленький зайчик.

Педагог: Козлята угостили его...

Дети: морковкой, капустой...

Педагог: потом они стали... и т. д.

Когда это бывает?

Цель: ориентироваться в значении глаголов.

Оборудование: кукла Буратино.

Ход. Буратино путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в какой комнате детского сада или на улице он побывал.

Зашел в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.

Зевают, отдыхают, спят...

Танцуют, поют, кружатся...

Был Буратино в детском саду, когда дети:

Приходят, здороваются... (Когда это бывает?)

Обедают, благодарят...

Одеваются, прощаются...

Лепят снежную бабу, катаются на санках.

Какое это бывает?

Цель: учить детей выделять признаки предмета.

Оборудование: коробка, разные предметы.

Ход. Педагог (либо ребенок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета. Если дети затрудняются, педагог помогает: «Это кубик. Какой он?».

Разноцветный сундучок

Цель: учить различать местоимения (мой, моя, моё, мои).

Оборудование: шкатулка, предметные картинки по количеству детей, картинка мальчика, девочки, Змея Горыныча, Снеговика.

Ход. Мальчик про свои картинки будет говорить мой, а девочка - моя, Змей Горыныч - моё, Снеговик - мои.

Воспитатель:

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Ира, загляни-ка,

Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку, называют, что на ней изображено. Кладут мальчику, девочке, Змею Горынычу или Снеговику.

Например, ребёнок взял картинки: замок, мяч, дом, зонт, произносит «Мой замок» и кладёт возле изображения мальчика.

Бабочка, лента, кукла - «Моя бабочка» - кладёт картинку девочке.

Перо, дерево, мыло, пальто, лицо - «Моё перо» - кладёт картинку Змею Горынычу.

Перчатки, варежки, носки, колготки, штаны - «Мои перчатки» - кладёт Снеговику.

У кого – кто?

Цель: закрепить знания детьми домашних животных и их детёнышей.
Образование множественного числа имён существительных.

Оборудование: иллюстрации домашних животных.

Ход: Педагог показывает иллюстрации домашних животных, дети называют их детенышей, образовывают множественное число.

Чудесный мешочек

Цель: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

Оборудование: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и др.

Ход игры: Предложить достать из мешочка предмет, но сначала его ощупать, назвать его характерные признаки и сферу применения.

Кто это, что это?

Цель: формировать умение у детей правильно ставить вопрос к одушевленным и неодушевленным предметам природы.

Оборудование: предметы живой и неживой природы.

Ход: воспитатель показывает предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети – задают вопрос кто? если предмет неживой природы – что?

Почтальон принёс открытку

Цель: учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени: рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и т. д.

Оборудование: открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.

Ход. Игра проводится с небольшой подгруппой.

В дверь кто-то стучит.

Педагог: Ребята, нам почтальон принес открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И ты, Паша, запомни свою открытку.

Рассматривают 4-5 открыток. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и запомнить изображение.

Педагог: Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? И т. д.

Один и много

Цель: Учить детей употреблять в речи существительные единственного и множественного числа, согласовывать числительное с существительным.

Оборудование: карточки, изображающие один и много предметов.

Ход: ребёнок сопоставляет карточки, правильно называет один предмет и его множественное число, взрослый контролирует правильное употребление окончаний существительных в единственном и множественном числе.

Куда что положить?

Цель: формировать умение группировать знакомые предметы по общему признаку (посуда, овощи, одежда и т.д.), формировать умение различать предметы по цвету.

Оборудование: поднос, шкаф, корзина, посуда (тарелка, ложка, чашка, кастрюля и т.д.); одежда (платье, трусы, носки, куртка и т.д.); овощи (морковь, картошка, свекла, лук, и т.д.)

Ход: По одному достает три предмета (тарелку, платье, морковь), спрашивая, что это за предмет и каково его назначение. Выслушав ответы детей, уточнить их. Объяснить, что посуду надо ставить на поднос, одежду лучше положить в шкаф, а овощи сложить в корзину.

Назови, одним словом

Цель: Формировать умение классифицировать предметы.

Оборудование: карточки по лексическим темам.

Ход: Ведущий показывает карточку, ребенок называет одним словом, что (кто) на ней изображено. При возникновении затруднений, можно сначала перечислить изображенные предметы. Например, ведущий спрашивает: «Кто изображен на этой карточке?  (синица, снегирь, воробей, голубь, клест).

Как можно их назвать одним словом? (птицы)».

Скажи наоборот

Цель: формировать умение образовывать и правильно использовать в речи слова-антонимы.

Оборудование: карточки с противоположным значением предметов.

Ход: Ведущий называет слово, а игроки должны назвать слова, противоположные по смыслу: большой – маленький, добрый – злой, умный – глупый, твердый – мягкий, черное – белое, зима – лето, день – ночь и т.д.

Назови ласково

Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Оборудование: предметные картинки.

Ход: Педагог показывает картинки и просит изменить слово. Мяч – мячик, кукла - …; мишка - …; матрешка - …; Петрушка…

Прятки

Цель: формирование морфологической стороны речи.

Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа).

Оборудование: мелкие игрушки.

Ход. Изготовленные заранее игрушки педагог прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей, сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошеные гости. Следопыт, который вел за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдет на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (ищут). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе, что стоит справа от меня и т. д.».

Таким образом, дети отыскивают всех непрошеных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.

Чей домик?

Цель: Расширить знания детей о различных видах животных и их жилищах, закреплять умение соотносить изображение живого существа с местом его обитания.

Оборудование: иллюстрации животных, их мест обитания.

Ход: Предлагает каждому животному найти свой домик, объяснить свой выбор.
Использовала материалы
 ИНТЕРНЕТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека игр по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста»

Данная картотека игр поможет воспитателям проводить игровые занятия в интересной для детей форме....

КАРТОТЕКА ИГР ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

Картотека игр по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста...

картотека игр по речевому развитию для детей 3-4 лет

речевое развитие детей младшего дошкольного возраста...

картотека игр по речевому развитию для детей 3-4 лет

речевое развитие детей младшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр(речевое развитие). Первая младшая группа.

Картотека дидактических игр, направленных на речевое развитие. Для детей 2-3  лет....

Картотека игр по речевому развитию в средней группе

Данные игры способствуют развитию связной речи,активизации словаря,формируют у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова,развивают внимание, сообразительность....

Картотека игр по речевому развитию в старшей группе для детей с нарушениями речи

Представлена подборка игр по всем разделам речевого развития детей дошкольного возраста...