Основные метиоды формирования диалогической речи в повседневном общении
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Гаптырева Елена Викторовна

Разговор воспитателя с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktich.zad_.no3_.5.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое задание 3.5

1. Перечислите основные методы формирования диалогической речи в повседневном общении.

2. Приведите фрагмент применения методики использования речевых ситуаций, включающие решение коммуникативных задач диалогического общения детей дошкольного возраста.

1. Перечислите основные методы формирования диалогической речи в повседневном общении.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Общение воспитателя с детьми строится с учетом изменяющейся на протяжении дошкольного детства потребности ребенка в общении. Следует правильно организовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребенка, его интересов, уровня речевого развития.

Самое лучшее время для коллективных разговоров — прогулка. Для индивидуальных разговоров больше подходят вечерние и утренние часы.

Разговоры с детьми могут быть преднамеренными (планируются воспитателем заранее) и непреднамеренными (возникают по инициативе детей или его самого во время прогулок, игр, режимных процессов).

Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях, направленные на развитие умений договариваться, расспрашивать собеседника, вступать в разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.

Методика использования речевых ситуаций может включать решение коммуникативных задач: 1) на вербальной основе (предлагается ситуация типа речевой логической задачи, завершающейся вопросом к детям, на который они должны ответить), 2) на основе изображения детьми определенных ситуаций по заданию воспитателя (дети выполняют задачу в практическом плане).

Диалог — это не просто вопросно-ответная форма речи, диалог предполагает личностные, партнерские отношения между собеседниками. Развитие диалога — это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них — ребенок.

Основная цель развития диалогической речи у дошкольников – научить их пользоваться диалогом как формой общения.

Основные задачи обучения диалогической речи :

• развивать умения понимать разнообразные инициативные обращения (сообщения, вопросы, побуждения)

• учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнера по общению к совместной деятельности

• формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами

• развивать умения следовать правилам ведения диалога

1. Основным методом формирования диалогической речи в повседневной жизни и на занятиях является разговор педагога с детьми (неподготовленный диалог). Метод разговора педагога с детьми (неподготовленный диалог) - это наиболее общедоступная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни.

Данный метод является самым естественным методом приобщения детей к диалогу, поскольку стимулом к участию в разговоре служат коммуникативные мотивы. Аналогичными по степени коммуникативности можно считать и правильно организованные беседы с детьми (подготовленные разговоры). Именно поэтому беседы и разговоры с детьми рассматриваются как традиционные способы постоянного, каждодневного речевого взаимодействия педагога с детьми. Как методические приемы они универсальны, поскольку возможность продемонстрировать образцы различных реплик и выполнение правил ведения диалога в них сочетается с привлечением воспитанников к воспроизведению этих образцов.

Аналогичным методом является беседа. Беседа – организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу.

В беседе педагог:

1) уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в школе;

2) воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;

3) приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;

4) учит просто и понятно излагать свои мысли.

Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали. При проведении беседы педагог должен стремиться к тому, чтобы все дети были активными ее участниками.

1) уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в школе;

2) воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;

3) приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;

4) учит просто и понятно излагать свои мысли.

Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали. При проведении беседы педагог должен стремиться к тому, чтобы все дети были активными ее участниками. Для этого необходимо соблюдать следующие правила: ставить вопрос всей группе, затем вызывать одного ребенка для ответа. Нельзя спрашивать детей в том порядке, в каком они сидят. Это приводит к тому, что часть детей перестает работать : неинтересно ждать очереди, когда знаешь, что до тебя еще далеко

Для формирования диалогической речи используется приём словесных поручений. Можно дать ребёнку поручение – попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья кубиков, передать что-либо родителям и т. д. Воспитатель просит повторить поручение, что необходимо для усвоения информации и ее лучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребёнка, как он с ним справился.

Замечательным приемом, создающим почву для диалога детей, является совместное рисование к иллюстрациям, совместная аппликация, конструирование, художественный труд. Прием драматизации можно использовать и при рисовании, и при рассказывании сказки, и при сочинении по картине. Дети охотно изображают, как они дуют на одуванчик, на снежинку, которые нарисовали; «съедают» ягодку на аппликации; «пекут пирожки», ожидая маму-козу; «катаются на велосипеде» и так далее. У дошкольников формируются умения слушать и понимать собеседника, ясно выражать свои мысли в слове, учатся умению вести разговор, участвовать в беседе, что всегда сочетается с воспитанием навыков культуры поведения: ребёнок должен научится внимательно слушать того, кто говорит, не перебивать собеседника. Ребёнку приходится всё время следить за ходом беседы, не уклоняясь от темы, слушать собеседников, соглашаться с их мнением, самому формулировать свои мысли и высказывать их.

Немаловажным является и прием совместного составления детьми рассказа: один ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий завершает. Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, об очередности рассказывания. Это может быть сочинение по картине, по серии картин, по набору игрушек, по потешке. Рассказы можно записать и оформить альбом детского словесного творчества.

Своеобразный диалог получается, если взрослый начинает предложение, а ребенок его завершает. Этот прием широко используется и при описании предметов и игрушек с опорой на схему, и при составлении рассказов по картине, по игрушке, по серии картин, по набору игрушек, по потешке, по чистоговорке в группах младшего и среднего возраста.

3. Одним из методов формирования диалогической речи является чтение литературных произведений. Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.

4. Эффективным методом развития диалогической речи являются разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. С помощью сюжетно-ролевой игры дети учатся правильно общаться, правильно вести себя, так как в сюжетно-ролевой игре могут быть различные жизненные ситуации.

Дидактические игры, или игры с правилами, могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом. В дидактике известно несколько основных типов настольных дидактических игр: лото, домино, маршрутные (лабиринтные, разрезные картинки. Все они строятся на взаимодействии играющих. Роль взрослого, организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры, велика. Потом дети начинают управлять играми самостоятельно. Появляются указания: твой ход, ходи, ставь фишку, не подглядывай; возникают вопросы: вишня – это фрукт? Кукуруза – это овощ? Телевизор – это мебель? Особое значение для развития диалогического общения со сверстниками, по мнению А. Г. Рузской, имеют словесные дидактические игры с небольшими подгруппами детей (2–3 человека). В этих играх познавательные задачи задаются на материале языка (многозначные слова, грамматические формы, дифференцирование звуков и др., а правила организуют взаимоотношения детей. Правила побуждают слушать и слышать партнера, задавать ему вопросы, давать поручения, указания, высказывать согласие или несогласие с игровыми и речевыми действиями партнера, аргументировать высказывание, рассуждать, соблюдать очередность, отвечать на высказывания собеседника.

Игра-драматизация является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений. Ролевые диалоги в игре-драматизации являются показателем не только развития диалога детей, но и показателем развития самой игры- драматизации. Чем богаче, разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Развивая игровое взаимодействие детей в игре (ролевые диалоги, педагог не только целенаправленно обогащает игру детей, но и формирует все стороны диалога. И наоборот, развивая у детей умения пользоваться всеми функциональными видами диалогических реплик и соблюдать существующие правила поведения в диалоге, педагог содействует развитию игры-драматизации.

Игры- инсценировки доступны уже младшим дошкольникам, они готовят основу для драматизации, в которых дети координируют игровые действия с партнёром и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений.

Для совершенствования диалогической речи подходят :

- театрализованные игры;

- народные подвижные игры;

- игры с правилами (игры в театр и различные элементы театра в самодеятельных сюжетно-ролевых играх).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Презентация по проведенному исследованию и работе над формированием диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Формирование диалогической речи у старших дошкольников.

Представлен конспект НОД в подготовительной к школе группе "Что такое детский сад?"...

"Методы и приемы по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста"

Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждался вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ими спонтанно в ...

«Дидактические игры и приёмы на различных этапах формирования диалогической речи детей с ОНР».

Диалог сложная форма социального взаимодействия.  Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать  в ответ собственное су...

Выступление на методическом объединении «Формирование диалогической речи детей с нарушениями речи в общении с взрослыми»

Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разгово...

Рекомендации родителям по развитию речи в повседневном общении с ребенком с СД

Рекомендации родителям по развитию речи в повседневном общении с ребенком с СД...

«Разговор воспитателя с детьми-основной путь развития диалогической речи»

 Разговорная речь: эмоциональна, ситуативна, не требует предварительной подготовки, она состоит из полных и незаконченных фраз, кратких рассуждений, реплик, восклицаний, междометий; в осно...