Выявление уровня речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Ольга Анатольевна Яшкина

Задания для выявления уровня речевого развития детей,комплексный тестовый метод речевого развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obsledovania_rechi.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Ушакова О.С, Струнина Е.М. 

Выявление уровня речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Задание 1.

Первое задание, которое вводит ребенка в систему проверки, это пересказ русской народной сказки «Курочка Ряба». Пересказ осуществляется индивидуально, после того как эта сказка по соответствующей методике рассказывается на занятии.

Материал: небольшая мягкая игрушка — собачка черного цвета. Этот персонаж будет «участвовать» на протяжении всего обследования состояния речевого развития ребенка.

Проверяющий и ребенок сидят за столом.

— Вам сегодня рассказывали сказку? Как она называется? Сказка тебе понравилась? (Ответ ребенка.)

Ответ может быть развернутым, но проверяющий должен себе четко представлять границы, чтобы это общение не увело ребенка от выполнения задания.

Раздается «ав-ав-ав», и появляется собака.

— Кто это? Посмотри, какая она грустная. Знаешь почему? Она очень любит слушать сказки, а на занятие она опоздала и не услышала сказку. Расскажи ей (называется имя ребенка) сказку «Курочка Ряба».

— Ав-ав-ав. Да, расскажи мне, Коля, пожалуйста, сказку. Я очень люблю слушать сказки.

Этот диалог собаки с ребенком — необходимое условие. Апробирование данного задания показало, что ребенок может отказаться от его выполнения в случае, если это предложение исходит от проверяющего (взрослого), но если его «просит» об этом собачка, отказов, как правило, не бывает.

Ребенок может взять игрушку в руки и рассказывать. Если же пауза слишком затягивается, то проверяющий начинает сам: «Жили-были ...», предлагая интонацией незавершенности включиться в пересказ.

— Спасибо. Мне очень понравилась сказка (говорит собака).

Это задание оценивается по трехбалльной системе. Проверяется связность речи: умение самостоятельно передать небольшое по объему художественное произведение в определенной последовательности и логике. 3 балла получает ребенок, если он самостоятельно, соблюдая логичность и последовательность, передает содержание текста. 2 балла получает тот ребенок, который договаривает фразу, начатую проверяющим, соблюдая логичность и последовательность

Проверяющий: Жили-были...

Ребенок: дед и баба.

Проверяющий: И была у них...

Ребенок: курочка Ряба.

1 балл ставится ребенку, если он договаривает за проверяющим отдельные слова.

Проверяющий: Жили-были дед и... Ребенок: баба.

Проверяющий: И была у них курочка... Ребенок: Ряба.

В конце учебного года при проведении обследования можно предложить ребенку рассказать сказку по своему выбору. Но в случае затруднения проверяющий предлагает рассказать сказку «Курочка Ряба». Можно изменить и оценку. Так, если ребенок сам выбирает текст для пересказа, говорит, про что он будет рассказывать (например: Я расскажу про репку, теремок и т. п.), то к оценке добавляется еще 1 балл (2+1; 3+1; 1+1).

В начале учебного года, до проведения обучения, большинство детей второй младшей группы (четвертый год жизни) получает в основном за умение передать даже знакомое литературное произведение 1 балл. 3 балла дети данного возраста за выполнение этого задания получают крайне редко. Но это не должно беспокоить воспитателя, так как это вполне закономерно (до начала обучения!). В конце учебного года картина должна измениться. Дети получают в основном 2 и 3 балла и крайне редко — 1 балл.

Задание 2. Понимание значения слова черныш.

Выполнение данного задания является продолжением диалога между проверяющим, ребенком и собакой.

— Собачке понравилась твоя сказка. Ты знаешь, как ее зовут? Ее зовут Черныш. Как ты думаешь, почему так назвали собаку? (Ответ ребенка.)

После ответа проверяющий обязательно дает правильное пояснение: «Ее назвали Черныщ, потому что она черного цвета». Если вы не найдете собаку-игрушку черного цвета, то ее можно заменить. Но в этом случае ее уже будут звать Рыжик, Беляк и т. п.

В этом задании проверяется умение ребенка выделить характерный признак и по этому признаку раскрыть значение слова. Оно оценивается по трехбалльной системе. 3 балла получает ребенок за правильный ответ: Черныш, потому что она черная (черного цвета). 2 балла — если ребенок выделяет признак, но объясняет значение недостаточно точно: Черныш, потому что она чумазая, грязная. 1 балл — если ребенок пытается объяснить: Черныш, потому что она бегает.

Для детей четвертого года жизни это довольно трудное задание. И в начале учебного года правильно его выполняют не все дети. Но после проведенного обучения дети должны более ясно видеть и связывать характерные признаки предмета, игрушки со значением слова. Правильных ответов должно быть значительно больше.

Задание 3. Понимание и правильное употребление пространственных предлогов.

Материал: собачка, шкаф из кукольной мебели.

Это задание также плавно вытекает из предыдущего. Для ребенка — это игра с собачкой.

Понимание предлогов в, на, га, под, около проверяется, когда ребенку дается задание, а он его выполняет. Например «Посади собачку на, под шкаф». Как правило, ребенок выполняет это задание молча, но в данном случае от него ничего другого и не требуется. Проверяющий фиксирует в схеме ответ ребенка:

«+» — правильно выполнено задание, «-« - неправильно. В схеме можно записать и предлог-замену. Например, при задании «Посади собачку в шкаф» ребенок сажает игрушку на шкаф. В графе в пишется предлог на.

Употребление предлогов проверяется, когда после выполнения задания ребенок называет этот предлог, употребляет его в речи. Ответ также фиксируется в схеме.

Во время выполнения этого задания ребенок может ходить по групповой комнате, заглядывать в разные места. Проверяющий обязательно комментирует его действия: «Нет, на шкафу нет собачки, куда она могла спрятаться? Да, ты ее нашел. Она сидит...» (Ответ ребенка.)

— Черныш очень любит играть в прятки. А ты любишь? Собака: «Давай с тобой поиграем в прятки!» Проверяющий достает игрушечный шкаф.

— Сначала выполни мои команды: посади собачку на шкаф, под шкаф, за шкаф, в шкаф, около шкафа. Теперь отвернись. Ты будешь водить, Черныш спрячется. Когда его найдешь, скажешь, где он сидит.

Ребенок отворачивается, проверяющий прячет собачку поочередно в, за, под шкаф, сажает на, около шкафа.

— Где сидит Черныш?

После каждого ответа ребенка дается правильная грамматическая форма: «Да, Черныш сидит за, под шкафом», «Ты правильно сказал, что он сидит в шкафу».

Собака: «Мне понравилось с тобой играть в прятки. Спасибо!»

3 балла получает ребенок, если он правильно выполняет задание на понимание и употребление не менее трех предлогов. 2 балла — если ребенок правильно выполнил задание на понимание и употребление предлогов в, на. 1 балл ставится ребенку, который выполнил задание на понимание и употребление предлогов в или на.

Апробация данного задания показала, что 3 балла дети младшего дошкольного возраста получают очень редко даже в конце учебного года. Наибольшую трудность вызывают предлоги за, под, около.

Нужно отметить, что есть дети (их в группе будет несколько человек), которые при проверке понимания и употребления предлогов во всех пяти случаях дают ответ с одним предлогом в. Например: «Посади собачку под, за шкаф». Ребенок прячет ее только в шкаф. Или собачка сидит за шкафом (на шкафу), ребенок ее находит и отвечает, что она сидит в шкафу.

Есть дети, которые в ответах не употребляют предлоги, а на все предъявления говорят: «Вот здесь», «Тут» или же молча показывают пальцем на собачку.

Задание 4. Умение образовывать названия детенышей животных, употребление имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа.

Материал — картинки: кошка, котенок, котята; коза, козленок, козлята; курица, цыпленок, цыплята; собака, щенок, щенята.

Выполнение данного задания педагог проводит за столом.

— Сейчас я вам расскажу одну историю, которая произошла летом. Был солнечный день, и на лужок (показывает на стол) прибежала (показывает картинку, на которой изображена кошка) ... (ответ ребенка).

Ребенок должен назвать животное. Если он этого сделать не может, то «отвечает» собака: «Это кошка».

— Ей очень понравилось гулять по лугу, и кошка позвала своего детеныша. Кто у кошки детеныш?

Если ребенок не может ответить, то показывается картинка с котенком. В случае, если ребенок и после предъявления картинки не может назвать детеныша, то проверяющий называет сам или может назвать первый слог слова: «Кооо...».

— Прибежал и котенок. Ему тоже понравилось бегать по травке. На столе уже две картинки: кошка, котенок.

— Мама... (показ картинки, на которой изображена коза, ребенок должен назвать животное). Мама-коза позвала своего сыночка. Кто сынок у козы? (Козленок.)

Ребенок может назвать детеныша сразу или после предъявления картинки.

— Вышла погулять и (показ картинки, после чего ребенок называет слово) курица со своим детенышем. Кто у нее детеныш? Мама—курица, а детеныш ... (цыпленок).

После показа картинка остается на столе.

— Прибежала и (показ картинки, ребенок называет слово) собака, а с ней ее сынок. Кто сынок у собаки? Правильно, щенок. Все детеныши бегают по лугу, играют в прятки. Но вот на небе появилась тучка, и все убежали. Убежал котенок (убираются картинки кошки и котенка). Кого не стало? (Котенка.) И козленок убежал. Кого не стало? (Козленка.) И цыпленок за ними. Кого не стало? (Цыпленка.) И щенок убежал. Кого не стало? (Щенка.) Вот какая история случилась летом.

После проведения игры ребенку предлагается образовать название детеныша (детенышей) от слов лиса, утка {лисенок — лисята, утенок —утята) без предъявления картинки.

— Кто детеныш у лисы? Кто детеныши? А у утки кто детеныш, детеныши? {Улисы лисенок, а у утки — утенок.)

В конце учебного года это задание усложняется. Дети должны образовать от названия животного детенышей в единственном и во множественном числе, а также образовать форму имени существительного в родительном падеже множественного числа.

— Был солнечный день, и на лужок прибежала ... (показ картинки) кошка. Ей очень понравилось греться на солнышке, и она позвала своего детеныша. Кто у кошки детеныш? (Ответ.) Да, один детеныш котенок, а много — кто детеныши у кошки? Посмотри картинку. Кто детеныши у кошки? Правильно, котята.

Необходимо так задавать вопрос, чтобы ребенок назвал существительное в именительном падеже единственного и множественного числа: котенок, котята; козленок, козлята; цыпленок, цыплята; щенок, щенята.

— Все детеныши бегают по лугу, играют в прятки. Но вот на небе появилась тучка, и все убежали. Убежал котенок (убирается картинка), кого не стало? (Не стало котят.) И т. п.

Проверяется умение ребенка самостоятельно образовывать слова с суффиксами -енок, -ята (кошка — котенок — котята); употреблять имена существительные в родительном падеже единственного и множественного числа: котенка — котят, цыпленка — цыплят и т. д.

3 балла получает тот ребенок, который самостоятельно образует название детеныша (детенышей) с помощью суффиксов -енок, -ята. 2 балла ставится ребенку, если он называет детеныша (детенышей) после предъявления картинки. 1 балл получает ребенок, если он отвечает с помощью проверяющего.

При оценке употребления имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа применяется трехбалльная система: 3 балла — правильный ответ (котенка, котят); 2 балла — словотворческий ответ (котенков); 1 балл — нет ответа (или с наводящими вопросами).

Апробация этого задания показала, что дети, как правило, называют животное, изображенное на картинке. Но образовать названия детеныша (детенышей) этого животного самостоятельно для многих детей трудно. Часть детей называет их только после предъявления картинки.

Наибольшую трудность представляют для детей младшего дошкольного возраста задания, когда нужно образовать названия детенышей животного от другого корня, например: собака — щенок, курица — цыпленок (сравните: кошка — котенок, лиса — лисенок и т. д.). Поэтому часто мы получаем ответ: Детеныш у собаки — собачонок, детеныши — собачата.

Эти задания включены в систему проверки не случайно. Мы должны показать ребенку, что существуют разные формы словообразования, чтобы уже начиная с младшей группы детского сада он знал о разных способах образования новых слов.

Задание 5. Проверка словарного запаса и звукопроизношения.

Материал — картинки:

1) шкаф

стол

стул

кровать

2) красная чашка

блюдце

тарелка зеленый

кастрюля

3) желтое платье

синяя шапка

шарф

черное пальто

Проверяющий и ребенок сидят за столом.

— Посмотри, какие у меня есть картинки. Черныш тоже любит рассматривать картинки. А ты? Хочешь я тебе их покажу? Я буду показывать, а ты назови, что нарисовано! Если тебе будет трудно, то Черныш поможет. (Собака «кивает» головой.) В дальнейшем она может каждый раз приходить на помощь (собака называет предмет, обобщающее слово или цвет, произносит слово с выделением звука и т. д.).

Предъявляется первый лист, на котором изображены предметы мебели.

— Назови, что здесь нарисовано!

Если ребенок не называет самостоятельно, то проверяющий показывает на предмет: «Это ...(шкаф), это ... (стул)» и т. д.

— Шкаф, стол, стул, кровать ... Что это? Как можно назвать одним словом? Правильно, мебель (если ребенок не называет, проверяющий говорит слово сам).

Затем предъявляется второй лист, на котором изображены предметы посуды, третий лист с одеждой. Методика такая же, как и в первом случае. При назывании предметов посуды и одежды ребенок должен назвать и цвет.

— Правильно, это чашка. Какого она цвета? Какая чашка?

Старайтесь так задавать вопросы, чтобы ребенок употреблял имя существительное с именем прилагательным в именительном падеже: чашка красная, шарф зеленый, платье желтое. Так как в этом задании одновременно проверяется и звукопроизношение, то ребенок должен назвать (или повторить за проверяющим) все слова:

. шапка — чашка — желтый; стол — зеленый —синий; кровать — пальто — стол и т. д.

— Послушай, я тебе скажу слово шшшапка. Какой звук я произнесла долго? Теперь сам скажи слово шшшапка так, чтобы я услышала звук ш.

В конце учебного года при проверке словарного запаса детей можно спросить: «Какую мебель, одежду, посуду ты еще знаешь?» Проверяется умение детей называть предметы мебели, посуды, одежды; знание обобщающих слов и цвета: красный, желтый, черный, синий, зеленый; умение согласовывать имя существительное с именем прилагательным в роде; произношение трех групп звуков: свистящих, шипящих, сонорных; умение выделять первый звук в слове, повторять слово с выделением звука.

Словарь

3 балла получает ребенок, если он правильно самостоятельно называет предмет, цвет и одно обобщающее слово. 2 балла ставится, если ребенок самостоятельно называет предмет и цвет. 1 балл — если ребенок называет предмет после вопроса «Что это?» и показа картинки.

Звукопроизношение

3 балла ставится ребенку, если у него правильное произношение всех звуков в трех группах. 2 балла — если правильное произношение в двух группах. 1 балл — если правильное произношение лишь в одной из трех групп проверяемых звуков.

3 балла получает ребенок, если он вычленяет заданный звук в слове и правильно произносит слово с выделением звука самостоятельно. 2 балла — если он вычленяет звук со значительной помощью проверяющего. 1 балл — если повторяет звук и слово за проверяющим.

Таким образом, в результате проведения обследования речевого развития детей младшего дошкольного возраста можно выделить три уровня: высокий, хороший, удовлетворительный.

Высокий уровень — ребенок получает 24 балла; хороший уровень — 16 баллов; удовлетворительный — 8 баллов.

Комплексный тестовый метод диагностики  речевого развития детей дошкольного возраста

Ф. Г. Даскалова

 

1-й тест. Свободные словесные ассоциации по определенному слову

Задача: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь мне другое — какое хочешь».

1 —стул;

2 — мяч;

3 — Иван;

4 — зайчик;

5 — пою;

6 — красный.

Оценка: по крайней мере 3 верных ответа (т. е. адекватные слову-раздражителю ассоциации).

 

2-й тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении — подбор и активное употребление имен существительных

1 — Ребенок толкает....

2 — Девочка качает ....

3 — Зайчик хрупает ....

4 — Мама стирает....

5 — Девочка поливает ....

Оценка: 5 верных ответов.

 

3-й тест. Подбор и активное употребление глаголов

1 — Что делает зайчик?

2 — Что делает ребенок?

3 — Что делает петух?

4 — Что делает мама?

5 — Что делает папа?

Оценка: 5 верных ответов.

 

4-й тест. Подбор и активное употребление имен прилагательных

1 — Какое яблоко (по величине, цвету и пр.)?

2 — Какая собака?

3 — Какой слон?

4 — Какие цветы?

5 — Какая зима?

Оценка: 5 верных ответов.

5-и тест. Практическое приложение грамматических (морфологических) правил изменения слова

1 — Как говорится о маленьком стуле? А если их много?

2 — Как говорится о маленькой собаке? А если их много?

3 — Как говорится о маленьком яблоке? А если их много?

Оценка: 2 верных ответа.

 

6-й тест. Составление предложения по одному слову

1 — мальчик;

2 — кукла;

3 — мишка.

Оценка: 1 верный ответ.

7-й тест. Составление предложения по трем определенным словам

1 — кукла, девочка, платье;

2 — тетя, плита, кошка;

3 — дядя, грузовик, дрова;

Оценка: 2 верных ответа

 

8-й тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложноподчиненном предложении (раскрытие логического вербального мышления)

1 — Он вышел, когда....

2 — Он не пошел на прогулку, потому что ....

3 — Он не вышел во двор, когда....

4 — Он не взял игрушку, которая ....

Оценка: 3 верных ответа

 

9-й тест. Открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения (обнаружение чутья к грамматической правильности)

Задача: «Скажу тебе несколько предложений, но будь осте рожен, так как в них есть ошибки. Можешь их исправить?

1 — Он ушла на реку.

2 — Там увидел маленькую рыбку.

3 — Потом бросил один, камни.                                  

4 — Из реки выпрыгнула зеленый лягушка».

Оценка: 3 верных ответа (исправление можно сделать по любым из двух возможных способов переконструирования).

 

10-й тест. Словесное объяснение определенного действия и его последовательности

Задача: 1. Объясни: как из этих кубиков можно сделать домик?          2. Объясни: как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь?

Оценка: Полное и понятное словесное объяснение одной из задач.

 

11-й тест. Практическое осознание основных языковых элементов

1 — Скажи одно слово!

2 — Скажи один звук!

3 — Скажи одно предложение!

Оценка: 3 верных ответа

 

12-й тест. Произвольное и сознательное построение устного высказывания

Задача: «Хочешь, сыграем в игру "Запрещенные слова"? Я буду спрашивать тебя о чем-либо, а ты мне должен отвечать, не употребляя при составлении предложения запрещенные слова

1 — Что любит зайчик? (Запрещенные слова: зайчик, морковь.)

2 — Что делает собака? (Запрещенные слова: собака, лает.)

3 — Какая лиса? (Запрещенные слова: лиса, хитрая.)».

Оценка: 2 верных ответа (ответ должен быть предложение; 1, т. е. 2 связных слова).

 

Обработка и интерпретация результатов

Количественная и качественная оценка речевого развития определяется по формуле

 

КоРР=  КоРР * 100

                  КВ

 

где КоРР — коэффициент речевого развития, ВРР — возраст речевого развития, КВ — календарный (хронологический) возраст ребенка.

 

  • Возраст речевого развития (ВРР) определяется числом успешно решенных ребенком вербальных задач, умноженным на 6, так как условно принимается, что срок выполнения каждой из 12 задач равен 6 месяцам.

 

Календарный возраст (КВ) определяется разницей между датой исследования и датой рождения и выражается в месяцах, причем остаток больше 15 дней округляется до 1 месяца. Например, если ребенку в момент исследования исполнилось 5 лет 3 месяца 17 дней — его календарный возраст равен 54 месяцам.

Если ребенок, к примеру: правильно выполняет 10 вербальных задач, его возраст речевого развития (ВРР) равен 66 месяцам. Тогда

 

КоРР = 66 *100 = 103,125 = 103

              64

 

КоРР показывает степень общего речевого развития ребенка и степень сформированности его речевой способности. Определены следующие границы распределения КоРР:

КоРР от 1 до 9 — значительно низкое речевое развитие;

КоРР от 10 до 41 — низкое речевое развитие;

КоРР от 42 до 106 — нормальное речевое развитие;

КоРР от 109 до 141 — высокое речевое развитие;

КоРР от 142 — значительно высокое речевое развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Использование мнемотехники для повышения уровня связного речевого развития детей младшего дошкольного возраста».

Цель проекта: повысить уровень развития связной речи детей младшего дошкольного возраста, используя метод мнемотехникиЗадачи:определить научно-теоретические основы проблемы развития связной речи у дош...

Анкета для родителей по выявлению уровня речевого развития детей 4-летнего возраста Уважаемые родители!

Анкета для родителей по выявлению уровня речевого развития детей 4-летнего возраста Уважаемые родители!...

Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение я...

Детская журналистика, как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Детская журналистика, как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста...

«Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Технология детская журналистика,  развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Юный журналист – это маленький исследователь, с радостью и у...

Опыт работы "Развитие мелкой моторики, как средство повышения уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста"

Учеными было доказано, что систематическая целенаправленная по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребенка. Простые движения ру...