"Осенняя сказка". Конспект квест игры по развитию речи в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Кириченко Ольга Павловна

Квест дает детям возможность экспериментировать, получать и синтезировать новые знания, мотивирует и создает условия для углубленного развития речи, развития творческих способностей и коммуникативных навыков. Для того чтобы добиться цели, дети должны последовательно решать определенные задачи или загадки, выполнять упражнения. Главное условие для успешного использования квеста– это четкое выстраивание содержания, заданий, условий организации игры в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями ребенка. Коллективно решая задания, каждый ребенок чувствует свою значимость, становится увереннее в себе, самостоятельней. Педагог же является только проводником и партнером для него.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kvest_-_igry_osennyaya_skazka.docx33.67 КБ

Предварительный просмотр:

 «ОСЕННЯЯ СКАЗКА»

КОНСПЕКТ КВЕСТ – ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Кириченко Ольга Павловна, воспитатель,

МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 88»,

г. Нижнекамск, НМР РТ

Цель:

- Выявить уровень  овладения детьми речевых умений и навыков.

Задачи:

Образовательные: 

- Упражнять в составлении небольших рассказов об осени.

- Учить слышать и правильно произносить звук «ш» изолированно и в словах. Регулировать темп и силу голоса.

- Продолжать  знакомить детей с протяженностью

и линейностью слов. Закрепить умение делить слова на слоги при помощи хлопков и шагов.

- Закрепить умение называть слова – антонимы.

- Совершенствовать выразительность речи.

- Закрепить умение образовывать родственные  слова.

- Уточнить представление об осени, как времени  года, знания о деревьях, птицах,  животных  и их жилищах, приспособленности растений и животных  к изменениям в  природе.

Развивающие задачи: 

- Развивать культуру речевого общения друг с другом и  педагогом.

- Развивать интерес к выполнению заданий, творческие способности,  логическое мышление, воображение.

- Развивать стремление к  поисковой  активности,  новизне.

Воспитательные: 

- Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.

- Воспитывать бережное отношение к природе.

- Воспитывать  эстетические чувства.

Интеграция образовательных областей: 

Основная образовательная область: 

«Речевое развитие». 

 Интегрируемые образовательные области: 

«Познавательное развитие». 

«Социально-коммуникативное развитие».

«Физическое развитие». 

«Художественно-эстетическое развитие».

Обогащение словаря:

Листопад, перелетные и зимующие птицы,  туман, лужи, шуршат, шелестят, берлога,  логово, дупло.

Методические приемы:

Художественное слово; рассказ; беседа;  проблемные вопросы; слуховая и зрительная  наглядность; дидактические игры и упражнения;  индивидуальная работа; пояснения; анализ.

Предшествующая работа:

- Чтение «Листопад» Н. Егорова.

- Чтение «По лесным тропинкам» Н. Сладкова.

- Рассматривание иллюстраций с осенним пейзажем.

- Д/и «Найди свой листок».

- Д/и «Найди такой же листок».

- Д/и «Кто быстрее найдет березу, клен, дуб».

- Разучивание стихов об осени.

Демонстрационный материал:

- Картинки с изображением деревьев: березы, дуба клена.

- Картинки с двумя пейзажами «Осень» и «Лето».

- Схема для составления рассказов о временах года.

- Картинки с изображением жилища животных:  берлога, нора, дупло, логово, куст.

- Схема дерева.

- Осенние листочки с заданиями.

- Картинки  (стая птиц,  перелётные птицы, зимующие птицы)

- Костюм Осени.

Оборудование:

- Дощечки – «кочки»,  картонные «лужи».

- 3 дуги.

Раздаточный материал:

- Кружки - символы обозначающие животных: зайца, медведя, волка, белку, лису.

- Раскраски – листочки.

Ход игры:

Воспитатель:

- Ребята послушайте загадку:

Пришла без красок и без кисти.

И перекрасила все листья.

Кто это. (Осень).

- Да правильно это осень. Это очень красивое время года. Природа окрашивается в яркие цвета, а мы любуемся этим.

Но одна злая волшебница украла Осень  и заколдовала её. Она обесцветила все её краски. Надо срочно спасать нашу красавицу Осень и возвращать её! Но чтобы её вернуть, нужно отправиться в опасное путешествие и выполнить все задания злой волшебницы. Вы согласны?

Дети: Да!

Воспитатель:

- Ну, тогда в путь!

Дети: (Шагают друг за другом) 

Ноги поднимаем,

Весело шагаем!

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем Осень мы искать!

Воспитатель:

- Ребята, волшебница передала первое задание птицам. Посмотрите, стая птиц. Они кричат нам, что мы должны рассказать о том, каких птиц мы знаем и  куда это они летят, тогда  они передадут нам задание от волшебницы.

- Каких птиц мы заем? (Перелётные и зимующие)

- Каких перелётных птиц вы знаете? Грачи, скворцы ласточки, гуси, соловьи, утки,  стрижи, цапли, лебеди…)

- Почему их называют перелётными? (Потому что осенью они улетают на юг, а весной прилетают обратно)

- Правильно. А какких зимующих птиц вызнаете? (Вороны, снегири, синицы, дятлы, воробьи…)

- Смотрите, птицы бросили нам листочек, а на нём задание от волшебницы.

Прилетает листок с заданием

Игра «Да-нет»

Вы отвечаете на вопросы  (Да или нет).

Осенью растут грибы? (Да) 

Тучки солнце закрывают? (Да) 

Колючий ветер прилетает? (Да) 

Туманы осенью плывут? (Да) 

Ну а птицы гнёзда вьют? (Нет) 

А букашки прилетают? (Нет) 

Звери норки закрывают? (Да) 

Урожай все собирают? (Да) 

Птичьи стаи улетают? (Да) 

Часто-часто льют дожди? (Да) 

Достаём ли сапоги? (Да) 

Солнце светит очень жарко? (Нет) 

Можно детям загорать? (Нет) 

Прилетает  ещё  один листочек

Воспитатель: 

Ребята, вот прилетел  ещё красивый осенний листочек, значит мы правильно выполнили задание волшебницы. На нём написано следующее задание, но чтобы добраться до листочка, нужно пройти через лужи по кочкам и попасть в лес. Вперёд!

Дети передвигаются по «кочкам»

 Воспитатель читает следующее задание

Упражнение «Сравним пейзажи»

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, здесь какие то картинки. Какое

время года бывает перед осенью?

(Выставляю картинку с изображением лета).

Какое время года изображено? (Лето)

- А почему вы решили, что это лето. (Ответы детей.) 

- А когда бывает лето? (После весны. Перед осенью) 

- Да правильно, перед осенью бывает лето. (Выставляю картинку с изображением осени).

- Какое время года изображено на картинке? (Осень) 

- А почему вы решили, что это осень?. (Ответы детей.) 

- А сейчас волшебница предлагает нам  сравнить,

что бывает летом, а что осенью? 

Игра «Наоборот»

- Нужно закончить предложения, сказав слово с противоположным значением:

- Летом тепло, а осенью… (холодно).

- Летом светило солнышко, а осенью… (тучи).

- Весной листья распускаются, а осенью.. (опадают).

- Летом дни длинные, а осенью… (короткие).

- Летом дождь тёплый, а осенью… (холодный) 

- Весной трава вырастает, а осенью… (жухнет).

- Летом цветы расцветают, а осенью … (увядают).

- Весной птицы прилетают, а осенью …(улетают).

И т. д. 

Прилетает второй красивый листочек с заданием

Воспитатель:

- Молодцы ребята, справились с заданием, правильно называли слова, и к нам прилетел ещё один листочек.  Волшебница просит  составить рассказ об осени.  Кто хочет  рассказать об осени?

2 - 3 ребёнка составляют рассказы об осени. Затрудняющимся  детям предлагается схема для составления рассказа о временах года

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, какой ветер поднялся, он принёс нам ещё один листочек от волшебницы.

Прилетает  красивый листочек с заданием

Физкультминутка “Ветер-ветерок”

- Дети, когда я скажу «ветер», вы высоко поднимите руки и громко и чётко

произнесёте звук (Ш-Ш-Ш-Ш).

- А когда скажу «ветерок», вы присядете, тихонечко будете раскачивать руками и произносить тихо звук (Ш-Ш-Ш) (3раза.) 

- Произнеси Саша (Дима, Злата) как шумит ветер?

- В лесу очень много листьев, давайте походим по ним!

 Далее включаю осеннюю песенку и предлагаю детям походить по группе 

- Листья под ногами что делали?

-  Шуршали, шелестели, шумели.

-  Повтори Коля (Маша, Саша, Данис)

Воспитатель:

- Молодцы, справились с заданием! Хорошо произносите такой трудный звук «ш»!

Прилетает  ещё один листочек с заданием

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, как много деревьев, они растут очень часто, и чтобы нам пройти дальше, надо выполнить следующее задание.

Игра «Назови дерево»

Предлагаю детям подойти к мольберту, на котором размещены изображения деревьев (дуб, клён, берёза).

- Ребята, давайте вспомним и назовём их.

- Это что за дерево, Данис? (Берёза). 

- А как называется листик, который растёт на берёзе? (Берёзовый) 

- А это что за дерево, Даша? ( Это дерево клён). 

- А как называется листик, который растёт на клёне? (Кленовый) 

- А кто узнает это дерево? (Это дуб). 

- Правильно это дуб. А его листик как называется?  (Дубовый) И т. д.

Рассматривание схемы дерева

- Скажите, из каких частей состоит дерево? (Ответы детей (корни ствол ветки).

- А какие ветки бывают? (Ответы детей). 

- Правильно, ветки бывают толстые, тонкие, длинные, короткие.

Дидактическое упражнение «Какие бывают слова?»

- Вы знаете, что слова тоже бывают длинные и короткие. Посмотрите на меня, я произнесу слово «Дуб».  

- А сейчас: «Берёза».

- Какое слово короткое, а какое длинное? Давайте

проверим при помощи хлопков.

- Назови  короткое слово, Матвей! (Дуб)

- Сколько в нём слогов?  (Один) 

- А ты назови длинное слово, Соня! (Берёза).

- Сколько слогов в слове берёза? (Три).

- Давайте  все вместе проверим (дети с помощью хлопков  считают слоги в словах).

Вариативность:  (Дети считают количество слогов в словах при помощи шагов)

Прилетает  еще один листочек

Воспитатель:

  • Ребята, посмотрите, прилетел ещё один красивый листочек

и ветки деревьев расступились, чтобы пропустить нас дальше,

значит вы всё правильно выполнили! Здесь задания о животных.

Дидактическая игра «Угадай кто?»

Воспитатель:                                                                                                                              - Сейчас волшебница превратит нас в зверят. Она прислала нам символы, которые обозначают зверей. Я раздам вам символы, а вы определите, в кого вы превратились.

- Кто ты, Ярослав? (Медведь).

- Почему ты думаешь, что это медведь? (Потому что кружок коричневого цвета).

- Так же рассматриваем кружки-символы обозначающих  животных: (лиса, заяц, волк, белка) 

- А как называются животные, в которых нас превратила волшебница? (Дикие) 

- Правильно это дикие животные. Волшебница просит рассказать о том, как дикие животные готовятся к зиме.  (Ответы детей) 

- Давайте вспомним, как называются их жилища?

- Где живёт белка? (В дупле). 

- Правильно домик белки называется дупло.

- А где зиму проводит медведь? (В берлоге) 

- А как дом называется у лисы (Нора). 

- А волки где живут? (В логове). 

- А вот заяц где живёт? (У зайца нет домика, он укрывается под кустиком) 

Дидактическая игра «Найди свой домик»

- Сейчас поиграем. Игра называется «Найди свой домик». Звери со своими детёнышами  пошли гулять и  своё жилище искать. 

Дети - звери под музыку ищут свой домик

- Кто в этом домике живет? (Белка с бельчатами) 

- А как ваш домик называется?  (Дупло). 

- Правильно. Белка живет в дупле.

- Кто в этом домике живет? (Волк с волчатами).

- А как ваш домик называется? (Логово). 

- Правильно, волк живёт в логове. (И так обыгрываются все домики). 

Прилетает  еще один листочек (под дуги)

Воспитатель:

- Ребята, прилетел ещё один красивый листочек, но он улетел под мостик. Нам нужно пролезть под мостиком, чтобы  узнать следующее задание.

На полу стоят 3 гимнастические дуги. Дети по очереди  проползают под ними

Дидактическое упражнение «Хлопайте и топайте»

- Я называю вам природные явления, а вы внимательно слушайте. Если называю осеннее явление – хлопайте в ладоши ну, если другие, то топайте!

- листопад,

- холодный мелкий дождь,

- туманы,

- вырастают грибы,

- первые заморозки,

- дети в школу идут с цветами,

- снегопад,

- сосульки,

- жара,

- подснежники,

- почки набухают на деревьях,

- зайцы надевают белую шубку,

- морозы,

- картофель убираем с полей,

- гололед,

- вьюги и метели,

- праздник Новый Год,

- поздравляем мам и бабушек,

- все купаются и загорают…

 и т.д.

Прилетает  еще один листочек

Воспитатель:

- Прилетел ещё один листик и мы и добрались до последнего задания волшебницы.

Дидактическая игра с мячом «Назови ласково»

- Я буду кидать мяч и называть слово, связанное с осенью. Кто поймает мяч, называет это слово ласково:

- Лист …. Листик. Листочек

- Гриб…. Грибок, Грибочек.

- Туча…. Тучка.

- Зонт … Зонтик.

- Сапоги… Сапожки.

- Плащ … Плащик.

- Шарф… Шарфик.

- Лес… Лесок. Лесочек.

- Ветер… Ветерок.. Ветерочек.

- Вода… Водичка.

- Пальто… Пальтишко.

- Холод…. Холодок. И т. д.

Прилетает  много листочков и входит Осень

Осень:

- Здравствуйте, ребята! Вы выполнили все задания злой волшебницы.  Ей очень понравились рассказы, которые вы составили обо мне, как вы называли осенние приметы. Ей понравилось, что вы знаете деревья, диких животных,  перелётных и зимующих птиц. Вы очень много знаете  об осени!  Со всеми заданиями вы справились замечательно! И волшебнице пришлось меня отпустить.  Спасибо вам большое!

Мне предстоит большая работа, ведь надо снова раскашивать природу в осенние краски. Вы мне поможете? (Да!)

Осень раздаёт детям раскраски – листочки деревьев

и ещё раз благодарит детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по развитию речи в средней группе "Расскажи сказку"

Цель игры: воспроизвести литературное произведение с помощью сюжетной картинки....

Дидактическая игра по развитию речи в средней группе "Герои сказки"

Игра может быть использована в непосредственно образовательной деятельности и носить обучающий характер....

Конспект квест- игры по развитию речи в старшей группе на тему: «Увлекательное путешествие в космос»

Создать благоприятные условия  для развития связной речи дошкольников через знакомство с космосом....

Квест-игра по развитию речи в средней группе на тему: «Путешествие по сказкам или проказы Бабы Яги».

Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность....

Конспект квест-игры по развитию речи в средней группе. Тема: «Путешествие по сказкам»

Данный материал предназначен для развития речи детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность....