Опыт работы «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через игровые упражнения с песком».
презентация к уроку по развитию речи (средняя группа)

Антонова Светлана Ивановна

Опыт работы

«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через игровые упражнения с песком».

Большой вклад в развитие «песочной игры» внесли отечественные педагоги Санкт-Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.

На сегодняшний день в арсенале педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Одним из эффективных методов развития речи детей дошкольного возраста, является песочная терапия.

Хотелось бы процитировать К. Д. Ушинского

«Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка».

Очень часто мы замечаем, что у детей с вялыми мышцами рук отмечается слабость мышц артикуляционного аппарата. У детей с высокой упругостью мелких мышц рук наблюдается повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата. Таким образом, без развития мелкой моторики рук детей нельзя достичь развития связной речи детей, грамматического строя их речи, артикуляционной четкости. Исходя из такой взаимосвязи, мы строим нашу работу на интеграции различных видов деятельности, а именно: игровая, познавательная, творческая деятельность, взаимодействие детей с взрослым.

Целью моей работы стало: развитие речи детей младшего дошкольного возраста через игровые упражнения с песком.

Моей главной задачей является не обучить детей работать на песке и каким то специальным приемам, а больше связано с получением удовольствия от самого процесса и решения проблем с речью воспитанников.

Стараюсь строить свою работу на интеграции различных видов деятельности, а именно: игровая, познавательная, творческая деятельность, взаимодействие детей и взрослых.

Игры с песком  можно использовать,  как индивидуальную работу, так и групповую.  У нас есть большая коллекция мелких игрушек животных, сказочных героев, игрушки от киндера, насекомые. Таким образом все лексические темы можно обыгрывать на песке, тем самым дети быстрее запоминают, что где растет, кто где живет.

Все игры с песком делятся на два направления:

Обучающие игры 

направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное, ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь, словарный запас, развивается восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, дыхание, внимание и память, фонематический слух. 

 Познавательные игрыс их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.

Через игру дети познают, то что находится рядом с ними: животных диких и домашних, насекомых, леса, поля, реки. Ребята моделируют в песочнице «живые» картинки на песке. В этих играх решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е умение общаться.

На занятиях совместно с детьми осваиваем технику рисования на песке. Это несколько другое рисование, нежели рисование кистью. Рисуем пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений.

Игры на развитие дыхания.

Эти игры способствуют развитию дыхания, более длинному, плавному и ровному выдоху. Активизирует губные мышцы, что помогает добиться хороших результатов в процессе развития речи. Правильное дыхание – залог успеха в освоении правильного произношения звуков, соответственно развитие красивой и правильной речи. 

         Опыт работы показал, что игры с песком дает положительные результаты:

  • У ребят значительно возрастает интерес к занятиям;
  • Дети чувствуют себя более успешными;
  • Повышается мотивация речевого общения;
  • Развиваются первичные произносительные умения и навыки;
  • Пополняется и активизируется словарь;
  • Развивается мелкая моторика, зрительное восприятие
  • Корректируется грамматический строй речи, связная речь..

Литература:

-Грабенко, Т. М. Основы сказкотерапии / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкович-Евстигнеева. – СПб. : Детство-Пресс, 2006.

 -Грабенко, Т. М. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкович-Евстигнеева. – СПб. : Детство-Пресс, 2007.

 -Епанчинцева, О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / О. Ю. --Епанчинцева. – СПб. : Детство-Пресс, 2011.

 -Кузуб Н.В., Э.И. Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. СПб.: Речь: М.: Сфера, 2011.

 -Ульянова, Э. Приключения в песочном дворике [Текст]:[песочная психотерапия] /(Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2015. - №12.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antonova_s.i._samoobr._22.pptx2.5 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Визитная карточка Презентация практических достижений Профессиональной деятельности Воспитателя МБДОУ № 21 г. Павлово Антоновой Светланы Ивановны Педагогически стаж 4 года Первая квалификационная категория.

Слайд 2

ТЕМА ПРЕЗЕНТАЦИИ: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через игровые упражнения с песком».

Слайд 3

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОГО ВКЛАДА . Зинкевич Татьяна - доктор психологии, директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии . Закончила факультет психологии Ленинградского государственного университета. Автор метода Комплексной сказкотерапии . Автор ряда монографий по сказкотерапии Сурдопедагог, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и специальной педагогики Института специальной педагогики и психологии, игротерапевт , научный руководитель специальных (коррекционных) школ II вида Санкт-Петербурга и пос. Зеленоградска Калининградской области. Автор монографий в области креативных психолого-педагогических технологий, а также ряда книг по сказкотерапии , выходивших в издательстве "Речь". Обладатель знака "За гуманизацию школы".

Слайд 4

ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ *«Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка». ( К.Д.Ушинский ).

Слайд 5

«АКТУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ». Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Рука ребенка физиологически несовершенна, как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. ФГОС ДО и примерная общеобразовательная программа ДО «От рождения до школы» предполагают принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей. Я в своей работе в рамках образовательной деятельности по развитию речи реализуем данный принцип через интеграцию следующих образовательных областей: «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Слайд 6

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Цель: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через игровые упражнения с песком. Задачи: - Изучить литературу и опыта работ по данной теме. -Создавать у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру; - Сочетать игры и упражнения с песком для тренировки пальцев рук с речью детей; - Активизировать словарный запас детей; - Помогать проявлять индивидуальные особенности каждого ребенка. р азвивать речь, память, мышление, воображение, фантазию детей, развивать пространственное представление. - В ызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.

Слайд 7

ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ. Моей главной задачей является не обучить детей работать на песке и каким то специальным приемам , а больше связано с получением удовольствия от самого процесса и решения проблем с речью воспитанников.

Слайд 8

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ АСПЕКТ ЛИЧНОГО ВКЛАДА. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИГРОВАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Слайд 9

Материалы для игры в песок.

Слайд 10

Все игры с песком делятся на два направления: обучающие и познавательные

Слайд 11

Познавательные игры:

Слайд 12

Рисование на песке.

Слайд 13

Игры на развитие дыхания.

Слайд 14

Опыт работы показал, что игры с песком дает положительные результаты: У ребят значительно возрастает интерес к занятиям; Дети чувствуют себя более успешными; Повышается мотивация речевого общения; Развиваются первичные произносительные умения и навыки; Пополняется и активизируется словарь; Развивается мелкая моторика, зрительное восприятие Корректируется грамматический строй речи, связная речь.

Слайд 15

« ТРАНСЛИРУЕМОСТЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ»

Слайд 16

Литература - Грабенко , Т. М. Основы сказкотерапии / Т. М. Грабенко , Т. Д. Зинкович -Евстигнеева. – СПб. : Детство-Пресс, 2006 . - Грабенко , Т. М. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии / Т. М. Грабенко , Т. Д. Зинкович -Евстигнеева. – СПб. : Детство-Пресс, 2007 . - Епанчинцева , О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / О. Ю. -- Епанчинцева . – СПб. : Детство-Пресс, 2011 . - Кузуб Н.В., Э.И. Осипук Э.И. В гостях у песочной феи . СПб.: Речь: М.: Сфера, 2011. -Ульянова , Э. Приключения в песочном дворике [Текст]:[песочная психотерапия] / (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2015. - №12.

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через использования дидактических игр.»

Благодаря играм со сверстниками, общению в семье интенсивно развиваются умственные способности детей. Приобщая ребенка к совместному труду по дому, на огороде, в саду, вы разговариваете с ним: «...

Педагогический опыт работы "Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Мой опыт работы по развитию речи детей в группе раннего возраста через театрализованную деятельность. Где расписаны все аспекты моего педагогического труда за 2016 - 2017 учебный год....

Перспективный план проекта «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность»

Перспективный план проекта «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность»...

Опыт работы "Развитие внимания детей среднего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений"

В работе с детьми среднего дошкольного возраста проблема внимания является наиболее актуальной. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющи...

План по самообразованию в средней группе «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

«Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты» К.С. Станиславский ...

Опыт работы «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Цель:- Развивать речевую деятельность детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики.Задачи:Обучающие:— активизировать словарь детей посредствам мелкой моторики рук;&md...