«Применение нетрадиционных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Жилинская Анна Сергеевна

Специфика речевого дефекта и возникающие вторичные отклонения, индивидуальные особенности детей, среда обучения и воспитания вносят свои коррективы в известные традиционные методики  и требуют поиска новых форм работы и новых решений.  

Все чаще в специальной педагогике  помимо традиционных методов логопедического воздействия  применяют нетрадиционные методы терапии, которые помогают организовать занятия интереснее, разнообразнее и содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_netraditsionnyh_tehnologiy_v_rabote_uchitelya.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Применение нетрадиционных технологий в работе учителя-логопеда с детьми

с тяжелыми нарушениями речи

Специфика речевого дефекта и возникающие вторичные отклонения, индивидуальные особенности детей, среда обучения и воспитания вносят свои коррективы в известные традиционные методики  и требуют поиска новых форм работы и новых решений.  

Все чаще в специальной педагогике  помимо традиционных методов логопедического воздействия  применяют нетрадиционные методы терапии, которые помогают организовать занятия интереснее, разнообразнее и содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. Нетрадиционные технологии  представляют для педагогов не часть содержания логопедического воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребенка. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, оптимизируют процесс коррекции речи у детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия на развитие речи ребенка известно достаточно много. Эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при тяжелых расстройствах речи), способствуют улучшению психоэмоционального состояния детей, развитию речи, развитию речевого дыхания и развитию мелкой моторики.

За годы педагогической практики я пришла к выводу, что научить ребенка либо скорректировать его знания и умения, гораздо легче, если ребенок захочет этого сам.

Изучив литературу по данной теме, на своих  занятиях я стала применять новые формы работы с детьми: песочную терапию, игры с  цветными  крышками, мнемотехника и синквейн.

  Теоретическое обоснование моего педагогического опыта тесно связано с характерными особенностями детей с ТНР. Это  быстрая утомляемость, рассеянность, задержка в формировании коммуникативных навыков и развития эмоционально-волевой сферы. Часто наблюдается недостаточность двигательной активности, плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Несовершенство устной речи создает неблагоприятные условия для формирования письменной речи. И в этом случае нетрадиционные методы   обладают  мощным ресурсом для коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми данной категории.

    Песочная терапия  способствует  развитию   психических  процессов, снятию  психоэмоционального напряжения;  развитию тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. С помощью песочной терапии развиваю артикуляционную моторику, речевое дыхание, фонематический слух, связную речь, автоматизирую звуки. В своей работе опираюсь на пособие «Песочная терапия»  Большебратской Э.Э. Изготовила из подручных элементов мини – версию для индивидуальной работы. 

 Для организации игр с песком   необходим  набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. Все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

 Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект.

  Усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно,  в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа “ручного интеллекта”, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас – речь и моторика, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

 Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия более интересной, увлекательной, более продуктивной.

    Игры с песком делятся на 3 направления: обучающие, познавательные и проективные. Их можно использовать в подгрупповой работе, на фронтальных занятиях, и в индивидуальной работе.

 Примеры некоторых упражнений в песочнице.

Тема «Деление слов на слоги» осваивается с помощью игры «Рассели жильцов», на   возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны расселить героев в домики.

 «Веселый поезд». Учитель-логопед рисует на песке поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры (например, волк, корова, коза, собака, белка, цыпленок), каждый в своем вагоне. В первом – те, в названии которых один слог, во втором – два слога, в третьем – три слога.

 «Новоселье».  В песочнице нарисованы две буквы. Под толстым слоем песка спрятаны картинки. Ребенок откапывает их и расселяет  в разные дома (например, в «дом С» и  «дом Ш»).

«Песочный дождик». Учитель-логопед произносит слоговые сочетания, затем слова,  а ребенок,  повторяя их, пересыпает песок из ладошки в ладошку.

Слоговые сочетания: ба – па, та – да,  са – за,  ма – на – ма,  да – та – да.

Слова: кот – год – кот;   том – дом – ком, басня – башня – пашня.

 «Секретное письмо». Учитель-логопед чертит на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения. Затем учитель-логопед произносит предложение, а дети чертят соответствующую схему.

«Какой отличается?» 

Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.
Развитие фонематического слуха и восприятия:

«Веселые прятки». Прятать ладошки в песке, услышав заданный звук. На другие звуки – руки держать над песочницей.

 Формирование лексико-грамматических представлений

«Кто знает больше слов?»  (на подбор и согласование существительных с прилагательными).  Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (огурец – овальный, зеленый; елка – пластмассовая, колючая и т.д.).

 «Один – много»  (на употребление существительных в родительном падеже множественного числа). Учитель-логопед предлагает ребенку присыпать песком предметы,  проговаривая свои действия (одна чашка – много чашек, одно блюдце – много блюдец и т.д.).

 Опыт работы показывает, что использование метода песочной терапии в коррекционно – развивающей работе учителя – логопеда дает  стабильный положительный результат.

Представленный педагогический опыт может быть  использован и в детском саду и в школе, он полезен воспитателям и учителям, а также родителям для работы со своими детьми при наличии необходимого минимума. 

  На индивидуальных и подгрупповых занятиях успешно использую  игры с цветными крышками. С их помощью развиваю фонематический слух, работаю со звуко – буквенным анализом слов, составлением предложений, ударением, слоговой структурой. 

Вот некоторые примеры игр с цветными крышками.

Например,  игра « Собери все слова со звуком «С».

Правила игры: я читаю детям  стихотворение, а они выкладывают  на стол крышечку, как только услышат слово, в котором есть звук «С».

На макушке старой ели,
На сухом суку сидели
Две подружки, две совы,
Две большие головы. (5)

Очень любят дети д/ игры «Составь схему слова», «Найди ошибку», «Составь букву» и тд.

Это лишь некоторые примеры использования цветных крышек в работе логопеда.

    Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Структура мнемотехники строится по принципу  от простого к сложномумнемоквадраты мнемодорожкимнемотаблицы 

    Мнемотехнику в педагогике называют по-разному 

    Мнемоквадраты – представляют собой несколько предметных картинок, объединённых одной тематикой (например: мнемоквадраты по теме  «Осень»). 

    Мнемодорожки  – это несколько мнемоквадратов, выстроенных  в одну линию и объединенные одним сюжетом. 

     Мнемотаблицы  – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий,  путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Для детей  дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемосхемы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая. Для детей школьного возраста мнемосхемы желательно давать в одном цвете. 

     Коллаж – это учебное пособие.

     Применение мнемотехники в работе с детьми: в организованной образовательной деятельности, в свободное время, в индивидуальной работе.

   (слайд 30)  Заучивание стихотворения

      Алгоритм

  • Выразительное чтение стихотворения.
  • Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
  • Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
  • Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме. 
  • Чтение  отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
  • Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  • Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

   Падал снег на порог, 
   Кот слепил себе пирог. 
   А пока лепил и пёк, 
   Ручейком пирог утёк. 
   Пирожки себе пеки 
   Не из снега — из муки

 Очень любят дети отгадывать мнемозагадки.

Круглая, а не мяч,

 Жёлтая, а не солнышко,

С хвостиком, а не мышка (репка) 

    Мнемоквадраты «Расскажи сказку», изготавливаются  в виде веера по сюжетам  знакомым детям сказок.

     Следующая нетрадиционная технология – синквейн.

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси .

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать соё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

    Правила составления синквэйна

 Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

«Синквейны детей»

 Использование синквейна на уроках и занятиях : в начале урока – актуализация опорных знаний, на стадии осмысления- вдумчивая работа над новым понятием, на стадии рефлексии- это средство творческого выражения изученного материала.

      Игровое упражнение « Составь синквейн»

Делая выводы, хочется отметить, что при использовании нетрадиционных технологий на логопедических занятиях  повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие.  Дети учатся видеть, слышать, рассуждать, корректируется поведение, и преодолеваются психологические трудности, снимается эмоциональное напряжение и тревожность, развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала. Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет коррекционную и оздоровительную направленность, а используемые технологии в комплексе в итоге коррегируют речь ребенка, помогают сохранить здоровье воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целесообразность применения компьютерных технологий в работе учителя-логопеда

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Не...

методическая разработка "Применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда в ДОУ"

Методическая разработка  раскрывает основные направления работы с дошкольниками  с применением  здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда. Будет интересна как педагогам, ...

Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников с тяжелыми нарушениями речи через организацию закрытых сообществ в социальных сетях

Целью работы с родителями в группе комбинированной направленности является достижение тесного взаимодействия, партнерских отношений учителя-логопеда с родителями в вопросах гармоничного развития ребен...

Презентация: "Применение инновационной технологии метода арт-терапии ЭБРУ для детей с тяжелыми нарушениями речи."

Применение инновационной технологии метода арт-терапии ЭБРУ для детей с тяжелыми нарушениями речи....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 6-7 ЛЕТ

Рабочая программа учителя - логопеда для обучающихся детей с ТНР 6-7 лет по реализации адаптированной основной образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учр...