Конспект образовательной ситуации по "Речевому развитию" на тему "В гости к Весне с друзьями Эколятами"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Васильева Марина Михайловна

Методическая разработка рекомендована для детей подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_vesna.docx36.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13» город Канаш

Конспект  образовательной ситуации

с  детьми подготовительной к школе группы

по образовательной области «Речевое развитие»

на тему: «В гости к Весне»

Выполнила: Васильева М.М.

воспитатель

                     

.

Канаш, 2023 г

Образовательные:

  • Учить находить «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак».
  • Учить составлять предложения по картинкам ( мнемодорожкам)
  • Формировать представления о времени года, о характерных признаках весны.
  • Учить составлять рассказ по модели синквейна.

Развивающие:

  • Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, умение детей делить слова на части, называть слова с определенным слогом.
  • Упражнять в умении детей определять последовательность звуков в словах. Закреплять звуковой анализ слова.
  • Развивать связную речь посредством составления дидактического синквейна.
  • Развивать логическое мышление (ТРИЗ-технология)
  • Развивать умение подбирать рифму к словам.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к творческой и речевой деятельности.
  • Воспитывать интонационную выразительность речи.
  • Воспитывать умение работать в команде, взаимопомощь.

Интеграция с образовательными областями:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • Создать условия для усвоения детьми норм и ценностей принятых в обществе, природе, включая моральные и нравственные ценности.
  • Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживания, навыки доброжелательного общения с окружающими.

Образовательная область «Физическое развитие»

  • Создать условия для активного отдыха в динамической  паузе « Уборка»

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, о труде взрослых весной          

Словарная работа: капель, валежник

Предварительная работа:

  • Рассматривание  картин весенней природы
  • Работа с дидактическим пособием « Логико-малыш»

Методические приемы:

- игровая мотивация,

-использование ИКТ,

-смена статического положения,

-словарная работа,

-хоровые ответы,

-использование динамической паузы,

-работа с дидактическим материалом,

-звуковая культура речи,

-использование метода ТРИЗ,

-использование наглядности,

-вопросы к детям,

-дыхательная гимнастика

-рефлексия,

-сюрпризный момент.

Индивидуальная работа:

  • Активизировать       в составлении полных ответов на поставленные вопросы.

                                     

Материалы и оборудование: ноутбук, презентация «В гости к Весне», магнитофон, макеты деревьев, мольберт, магниты, картинки, игрушки Эколята, конверты с буквами, сумка для почтальона, посылка, большой  платок, весенний венок, накидка, макеты деревьев, корзинка с   подснежниками, объёмные напольные подснежники, , письмо, макет солнца, планшет «Логико-малыш», карточка «Подбери рифму», мяч, музыкальная колонка.

(Звучит приятная музыка, дети заходят в группу, педагог собирает детей)

Педагог: Ребята подойдите ко мне поближе, встаньте в круг. На улице  пасмурно, хмуро. Возьмитесь за руки, улыбнитесь  . Как сразу на душе стало тепло и радостно. Правда, ребята?

Дети: Да.

Педагог: Ой, поглядите! К нам в окошко заглянуло весеннее ласковое  солнышко ( открывает шторку) , и чтобы оно не спряталось мы должны быть дружными и внимательными. Договорились?

Дети: Да.

Педагог: Сегодня, придя на работу почтальон мне вручил посылку, но я не стала открывать её ,а  решила дождаться всех вас. Вы хотите узнать , что же в ней?

Дети: Хотим. ( открывает)

Педагог: Здесь ребята письмо, послушайте.

Педагог:  (читает письмо) «Дорогие ребята! Я слышала, что вы очень умные и дружные ребята. Мне хочется с вами поближе познакомиться. Мой дом находится в   весеннем сказочном лесу, чтобы в нём оказаться я отправила вам «волшебный платок». В лесу, вас будут встречать мои верные друзья- Эколята-защитники природы с интересными заданиями. За каждое выполненное задание вы получите конверт с буквой, и в конце  сможете собрать ключевое слово, и узнаете моё имя. Удачи вам, мои друзья!»

Педагог: Ну что ребята, примем приглашение от таинственной незнакомки, отправимся в гости?

Дети: Да.

Педагог:

Педагог: Вставайте ближе друг к другу, я укрою вас платочком, мы должны вместе произнести «волшебные слова» : «Раз, два, три, в  весеннем лесу очутись!» ( дети произносят, под красивую мелодию, а воспитатель тем временем открывает шторку)

Педагог:  Вот мы  и оказались в  весеннем  лесу. Прислушайтесь, как птички поют. Слышите? Как же здесь красиво, а воздух, чистый, лесной. Положите руки на грудь, вдохните аромат лесного воздуха. (дыхательная гимнастика) . Как же стало хорошо! Посмотрите, скамеечка. Ребята, присаживайтесь где вам удобно. Это необычный лес, здесь всё необычное, поглядите, даже есть «волшебный телевизор» (садятся на стульчики)

Педагог:  А кто это нас встречает на лесной опушке? Да это же наша  подружка – Ёлочка, одна из героев эколят. Мы с вами тоже эколята, у нас есть значки юных защитников природы.

Педагог: Ёлочка очень любит собирать картинки и составлять из них предложения. Давайте и мы рассмотрим картинки.

                                            (работа с  картинками на экране)

Педагог: Посмотрите, мы видим на экране картинки: весна,  дерево, почки на деревьях, распускаются.

Милан, попробуй составить  из этих картинок предложение.

Милан:  Весной на деревьях распускаются почки. (на экране появляется правильное расположение картинок.)

Педагог: Молодец. Ой, как же интересно, давайте ещё поиграем. Кто попробует составить предложение из других картинок?

1. Весной просыпаются насекомые.

2. Птицы  возвращаются из жарких стран.

3.Весной в лесу распускаются подснежники.

4.Птицы строят гнезда.

Педагог:  Какие вы молодцы, справились с заданием. Готовы получить первый заслуженный конверт? Вот, вам вручается первый  (на экране вылетает письмо , педагог вытаскивает из-за  экрана «волшебного телевизора») конвертик (в конверте буква «В» ). Но пока мы его не откроем, мы должны выполнить все задания. А ответственным почтальоном   я хочу назначить ребенка чьё имя начинается на согласный звук «В»-это девочка! Вы догадались, кто будет почтальоном?

Дети: Влада

Педагог: Правильно. Влада , вот держи сумку, складывай наши конверты, будь внимательна и не потеряй.

Педагог: Давайте продолжим наш путь.  Перед нами берёзовая роща. Поглядите, кто нас  встречает ? Вы узнали его? (ответы детей)

Дети: Тихоня

Педагог: Ребята, Тихоня любит играть в разные игры на планшете. Мы на таком планшете уже играли. Но Тихоня не может справится с одним заданием. Ребята, вы хотите помочь  Тихоне выполнить задание.

Дети: Да!

Педагог: Очень хорошо. Наш друг Тихоня оставил нам планшеты на пенёчке. Вот они! Подойдите к пенёчку, возьмите  и присаживайтесь поудобнее, а планшет положите себе на коленочки.  ( подходят , берут) 

Игра « Подбери рифму»

Педагог: Давайте рассмотрим картинки на основном поле. Костя , назови их пожалуйста.

Влада: ручей, жук, капель, почки, грач, подснежник .

Педагог: Скажите, как называется явление когда начинается таяние снега. Такое явление бывает весной, когда сосульки начинают капать: «кап-кап-кап» ?

Дети: Капель.

Педагог: Яна повтори. Оля повтори. Давайте вместе скажем.

Дети: Капель.

Педагог: А в правом вертикальном ряду изображены другие картинки. Посмотрите, на верхней картинке мы видим кучу сухих веток и стволов деревьев- это другими словами  называют « валежник». Давайте вместе скажем «валежник».

Дети: валежник.

Педагог: Милан повтори «валежник». Никита повтори.

Педагог: Андрей, так что такое валежник?

Андрей: куча сухих веток деревьев.

Педагог: Правильно, молодец! Лена, помогай, какие картинки ты ещё видишь в вертикальном ряду?

Яна: врач, бочка, метель, лук.

Педагог: ( если будет затруднения)Вспомните, как называется явление, которое бывает зимой, когда ветер кружит снег, прям как карусель?

Дети: Метель.

Педагог: Итак, в вертикальном ряду мы видим следующие картинки: валежник, лук, метель, бочки, врач, дрова. Наша задача , подобрать слова  , которые рифмуются по звучанию, и заканчиваются одинаково. Мы должны выбрать одно изображение основного поля , найти фишку соответствующего цвета  и передвинуть её к правильному ответу в правом вертикальном ряду карточки.

 Например: речка-печка, точка-кочка. Понятно?

Педагог: Кто из вас готов дать ответ? Никита начинай! И не забываем передвигать фишки.

Никита: Подснежник-валежник

                 Жук-лук

                 Капель-метель

                 Грач-врач

                 Почки-бочки

                 Ласточка-лавочка

Педагог: Посмотрите на экран, все выполнили задание так же?

Дети: Да!

Педагог: Давайте теперь закрепим. Я буду называть слово-а вы рифму. (закрепление материала)

                                             

Педагог: Молодцы! Верно , все справились с заданием. Тихоня вам вручает второй конверт. ( В конверте буква «Е»).  Держи почтальон. Поиграли ребятки, а теперь давайте  положим планшеты на пенёчек. ( кладут) Подойдите ко мне, встаньте в круг.

Педагог:  Ребята, поглядите кто-то забыл мячик. Как вы думаете, кто из эколят   мог его здесь оставить? ( варианты детей).Верно ребята, это- Шалун, он очень любит играть в мячик, вставайте в круг давайте отдохнём и поиграем с  ним.

Динамическая пауза с мячом «Закончи слово».

Педагог: А игра не простая. Дети, сейчас вы будете заканчивать мною начатое слово . Я буду бросать вам мяч и называть начало слово , а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец. Вставайте в круг быстрее, поиграем.

Ма-(ма-шина, ма-лина, ма-газин, ма-ма)

Со- (со-лома, со-рока, сом, соль, собака)

Коро- (ва, бка)

фото- (центр, аппарат)

Шко (льник, ла)

Зеб-(ра) ,Руч-(ка), Кни- (га), Теле-(фон, визор), Цве-(ток), Ва-(ленки, за),Чай-(ник, ка),Дере (-во, -вня), Пла-(-ток, тье),Крес (-тик, -ло).

Педагог: Молодцы, присаживайтесь, а вот и третий конверт от Шалуна. (в конверте буква «С»)  Отдохнули мы на славу, не будем терять время, идём дальше.

Педагог:  Вот мы оказались на весенней  полянке .  Кто это  нас встречает?

Дети: Умничка.

Педагог: Умничка предлагает нам рассмотреть картинки и разделить их на части с помощью хлопков. Для этого нам нужно разделиться на команды , а помогут нам наши значки.

-Команда за Ёлочку будет работать за желтым столом, ваша задача найти слова, которые состоят из одной части слова-слога.( лес, собака, медведь, стол, мяч)

 -Команда за Тихоню за зелёным столом. Вы должны найти слова состоящие из двух частей слова-слога.( цветок, лиса, стул, сорока, дятел)

 -Команда за Шалуна за красным столиком будут искать слова из трёх частей слова-слогов. (машина, книга, дерево, заяц, ёж)

 -Команда за Умничку за синим столом, находить самые длинные слова, которые состоят из четырёх частей-слогов( ведро ,глаз, полотенце, смородина, медвежонок)

 Педагог: Подходите ребята , к своим командам.(на мольберте фотографии Эколят). Как Вы думает, мы справимся с этим заданием?

Дети: Да!

Педагог: Ну тогда, приступаем .Ребята, работаем дружно, и не забываем себя проверять! ( выполняют 2 минуты)

Педагог: Ну, команда за Ёлочку готова дать ответ? Кто из вашей команды готов отвечать?

Кирилл: лес, стол, мяч. ( каждое слово проверяем вместе со всеми). Молодцы. Давайте мы им похлопаем.

Педагог: Кто из команды Тихони будет отвечать?

Никита: цветок ,лиса.

Педагог: Тоже выполнили задание правильно и заслужили аплодисментов ( хлопают в ладоши)

Педагог: Кто из команды Шалуна готов ответить?

Кира: машина, дерево

Педагог: Верно. Молодцы ( хлопают в ладоши)

Педагог: Кто из команды Умнички выручит команду?

Данил С.: смородина, медвежонок, полотенце. (хлопают в ладоши)

 Педагог: Молодцы, все справились с заданием. Присаживайтесь. ( после того как сели) Получите  свой заветный конверт с буквой от Умнички. (в конверте буква «Н).

Педагог: Идёмте дальше. Ой, какой красивый дом. Мне кажется мы пришли  по адресу. И на  крыльце лежит  письмо.  Пришло время  открыть конверты и узнать ,кто же прислал нам приглашение в гости, и живет в этом доме? (открываем и достаем буквы, прикрепляю на мольберте  )

Педагог:  Давайте подумаем, какое слово можно составить из этих букв? Я дам вам подсказку, это слово начинается на согласный звук «В» и означает время года.

Дети: Весна.

Педагог: Правильно , молодцы!

Педагог: Кира, попробуй из букв составить слово «весна» (выкладывает )

Педагог: Молодец, присаживайся!        

Педагог: Гости пришли, а Весна наверное не слышит. Я сейчас позову её, а вы спрячьтесь за своими ладошками, пусть для неё будет сюрприз! Только не выглядывайте! ( педагог уходит за ширму надевает весенний венок, надевает накидку)

Весна -педагог: Здравствуйте, мои гости дорогие! Как я рада видеть вас. Вам понравились мои задания? (да) Мои верные друзья Эколята-защитники природы очень вас хвалили:  вы очень дружные, находчивые .Я-Весна, наступаю после времени года- зима. Скажите, что было бы если бы Весна не наступила?(ТРИЗ-технология)  Подумайте?

Предполагаемые варианты детей: 

  • Не возвратились бы перелетные птицы с юга.
  • Не расцвели бы подснежники.
  • Не проснулся бы из своей берлоги медведь.
  • Не было бы таково явления-половодья, когда уровень воды в реках увеличивается из-за таяния снега.
  • Не проснулись бы насекомые, жучки и паучки.
  • Не было бы праздника 8 Марта.
  • На деревьях не стали бы набухать почки, а из них появляться листочки.

Педагог-Весна: Верно ребята, вы всё правильно сказали. Весной  происходят чудесные превращения и изменения в природе. Но к сожалению, после таяния снега,

появляется разный мусор. Давайте друзья мои встанем и покажем как нужно наводить порядок! Ведь природа-наш дом!

Динамическая пауза «Весною»

Дружно вставайте , будем мусор собирать (  выпрямляются, засучивают рукава)

Мы по улице идём, на которой мы живём ( шагаем по кругу)

Мы бумажки и стекляшки собираем и кладём.

Раз в ведро, а два-в корзину ( наклоны)

Наклоняем дружно спину. (наклон вперёд)

Если вместе потрудиться, (вытирают пот со лба)

Все вокруг преобразиться. ( руки вытянуть вперёд)

Весна -педагог: Молодцы! Для вас, мои гости дорогие, я тоже  приготовила интересное задание, присаживайтесь на скамеечку  .

Весна -Педагог: Сегодня мы с вами будем составлять синквейн о весне. Посмотрите на экран  «волшебного телевизора» .

Педагог-Весна: На первой  строчке -мы должны назвать одно слово .Это тема -весна.

Педагог: На второй строчке 2 слова, которые отвечают на вопрос: Какая? Какое? Какой? Какие?

Педагог: на третьей  строчке назвать три слова, которые отвечают на вопрос Что делает? Что делают?

Педагог: На четвертой  строчке нужно составить предложение про весну из 4 слов.

Педагог: А на пятой строчке мы должны назвать одним словом выразить свое отношение о весне, свои чувства, мысли. Как вы думаете мы справимся с этим заданием?

Дети: да!

Педагог: Давайте попробуем.

Педагог: Весна какая?

Дети: теплая, красивая.

Педагог: Что делают люди весной?

Дети: радуются, работают, любуются

Педагог: А теперь придумайте предложение из четырех слов о весне.

Дети: (варианты ответов). Весной появляются первые ручейки. Весной прилетают перелетные птицы. Весной солнце греет ярче. Весной начинает таять снег. Весной начинаются полевые работы. Весной просыпаются жучки, паучки. Весной расцветают первые цветы.

 Педагог: Как одним словом можно сказать о весне? Красота!

Педагог: Милан попробуй повторить, и составить связный рассказ о весне по синквейну. ( Милан рассказывает)

Педагог-Весна : Какие вы молодцы, как хорошо про меня всё рассказали.

Весна: Ребята вам понравилось у меня в гостях?

Дети. Да.

Педагог-Весна: Спасибо большое, что вы пришли ко мне в гости. Вы большие молодцы, справились со всеми заданиями, за ваши старания я хочу  подарить корзину с подснежниками.

Весна: Скоро стемнеет, дорога долгая, вам нужно возвращаться в детский сад. Укройтесь «волшебным осенним платком» он вмиг доставит вас в родной детский сад.

(звучит «волшебная мелодия «, педагог снимает корону, дети оказываются в детском саду)

Педагог: Ну вот, мы и вернулись в детский сад. Ребята, как мне понравилось с вами путешествовать и выполнять задания Эколят! Скажите, в какие игры вы хотели бы потом ещё поиграть ?

Дети: составлять слова по картинкам, играть на планшете и т.д.

Педагог: Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ «КУКЛА АНЯ В ГОСТЯХ У ДЕТЕЙ» 2 МЛАДШАЯ ГРУППА.

Образовательная ситуция по познавательному развитию для детей второй младшей группы....

Конспект образовательной ситуации по образовательной области "Познавательное развитие" "В гостях у козы"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" рекомендован для воспитателей, работающих с детьми второй младшей группы....

Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе группе "Весна"

Образовательная ситуация позволит уточнить и расширить представления детей о весне и её приметах, обогатит и активизирует словарь по теме, потренирует в звуковом и слоговом анализе и синтезе....

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ») «МЫ ДРУЗЬЯ ЛЕСА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.Обогащать словарь, совершенствовать диалогическую форму речи.Развивать логическое мышл...

Конспект образовательной ситуации по художественно-эстетическому развитию в группе раннего возраста «Друзья для зайчика».

Конспект образовательной ситуации по художественно-эстетическому развитию в группе раннего возраста...