Конспект НОД в подготовительной группе. Басня Крылова "Ворона и лисица"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Тычкова Светлана

Цель: познакомить детей с басней, как литературным жанром.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать чуткость к образному строю языка басни;
- воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских
взаимоотношениях.
Образовательные:
- помочь детям узнать в прочитанном произведении И.А.Крылова «Ворона и лисица» знакомый литературный
жанр;
- учить детей определять, в чём заключается мораль;
- учить самостоятельно высказываться на основе сформированных лексических, грамматических и
синтаксических навыков;
- учить детей отвечать на вопросы по басне;
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
- активизировать слова «мораль», «лесть», «комплимент»;
- совершенствовать познавательную активность.
Развивающие:
- стимулировать развитие мыслительных способностей детей;
- развивать умение наблюдать, выделять, сравнивать, анализировать;
- развивать мелкую моторику, двигательную активность, координацию движений;
- развивать коммуникацию и личностное взаимодействие детей друг с другом;
- способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx160.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе. Басня Крылова "Ворона и лисица"

Цель: продолжение знакомства детей с басней, как литературным жанром.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать чуткость к образному строю языка басни;
- воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских
взаимоотношениях.
Образовательные:
- помочь детям узнать в прочитанном произведении И.А.Крылова «Ворона и лисица» знакомый литературный
жанр;
- учить детей определять, в чём заключается мораль;
- учить самостоятельно высказываться на основе сформированных лексических, грамматических и
синтаксических навыков;
- учить детей отвечать на вопросы по басне;
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
- активизировать слова «мораль», «лесть», «комплимент»;
- совершенствовать познавательную активность.
Развивающие:
- стимулировать развитие мыслительных способностей детей;
- развивать умение наблюдать, выделять, сравнивать, анализировать;
- развивать мелкую моторику, двигательную активность, координацию движений;
- развивать коммуникацию и личностное взаимодействие детей друг с другом;
- способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей.
Образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Методы и приёмы.
Наглядные: рассматривание иллюстраций, разгадывание кроссворда, демонстрация мультфильма по басне И.А. Крылова «Ворона и лисица»,
Словесные: слушание и обсуждение басни, беседа, творческие задания, словесная игра.
Практические: театр пантомимики, театральные методы выразительности (жестикуляция, мимика), разгадывание кроссворда.
Формы работы:
Игровая, вариативно – информационная (презентация)
Словарная работа: активизировать словарь - «мораль», «лесть», «комплимент».
Предварительная работа: Знакомство с творчеством Ивана Андреевича Крылова, чтение и обсуждение басни «Кукушка и петух»; рассматривание иллюстраций к произведениям И.А.Крылова; беседы по басням; драматизации отрывков из басен; дидактическая игра «Объяснялки».
Подготовительная работа:
- презентация, видеоролик с героями басен И.А.Крылова;
- подготовка кроссворда;
- подбор видиоматериалов, аудиозаписи, произведений художественной литературы.
Оборудование и атрибуты:
- мультимедиа;
- аудиозапись басни «Ворона и лисица» в исполнении Игоря Ильинского;
- портрет И.А. Крылова;
- книги с баснями;
- мультфильм «Ворона и лисица». СССР, 1953.

Ход НОД:

(Собираю детей на ковре)

Скажите, как называется место, где много книг? Кто знает? Верно, это библиотека.

Библиотека – это большой дом, где «живут» и хранятся книги и для взрослых и детей.

И у нас в группе тоже есть библиотека, только она не большая, и в ней «живут» книги для

дошкольников.

Посмотрите, сколько разных книг здесь, ребята. Это книги со сказками, со стихами, рассказами, потешками и загадками.

- Ребята, а какие книги вы больше всего любите?

На экране появляется портрет Ивана Андреевича Крылова

Воспитательузнайте, про кого я сейчас расскажу. Это поэт, баснописец…
ДетиИван Андреевич Крылов.
Воспитательправильно, а как называется произведение, иллюстрацию которого вы видите на экране? 

Детибасня «Ворона и лисица »
Воспитательпосмотрите у нас сегодня выставка произведений Ивана Андреевича Крылова, здесь и его портрет и книги с его произведениями. Ивана Андреевича Крылова писал свои произведения в литературном жанре, который называется басня. Басня - это коротенький рассказ, в котором заключен огромный смысл, нравоучение или высмеивание каких -либо человеческих пороков.


II. Основная часть:
Воспитательа теперь, усаживайтесь поудобнее. Сегодня я предлагаю вам прослушать аудиозапись ещё одной басни Ивана Андреевича Крылова «Ворона и лисица» в исполнении гениального артиста Игоря Ильинского.

Звучит аудиозапись басни Ивана Андреевича Крылова «Ворона и лисица».

Давайте с вами немножко отдохнем и разомнемся.

-Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо...Ветер тише, тише, тише.

 Деревцо всё выше, выше. (Выполняют физминутку.

Имитируют дуновение ветра. Качают туловище то в одну, то в другую сторону. Приседают. Выпрямляются.)

Воспитатель: скажите, что вы сейчас прослушали?
Дети: басню «Ворона и лисица»
Воспитатель: о ком эта басня?
Дети: о вороне и лисице. О том, как хитрая лисица льстила вороне, а ворона поверила в её лесть и потеряла добычу.
Воспитатель: подумайте и вспомните, на какие литературные жанры похожа басня?
Дети: басня похожа и на сказку, и на стихотворение.
Воспитатель: чем же отличается басня от сказки и стихотворения, что обязательно должно быть в басне?
Дети: в басне обязательно должна быть мораль, нравоучение, урок.
Можно ли 
ворону назвать самой красивой птицей? (Нет)

-А что говорила о голосе Вороны Лиса? («…и верно ангельский быть должен голосок»)

• Для чего Лиса расхваливала Ворону(Чтобы понравиться ей)

• Что нужно было лисице(Чтобы ворона запела и выронила сыр)

• А что с вороной произошло?

- вскружилась голова

Ребята, во время чтения нам попадались неизвестные слова и выражения, давайте их разберем.

-Кто понял, что значит каркнула во все воронье горло? (это значит очень громко).

В зобу дыханье сперло?( стало трудно дышать)

Еще нам попалось слово вещуньина оно означает гадалка, несущая вести.

И слово взгромоздясь

Воспитатель активизирует словарь детей: предлагает подобрать существительные и прилагательные к словам «лиса» и «ворона».

Воспитателькак по-другому называют лису?
Детилисица, лисонька, лисичка, Патрикеевна, кума.
Воспитательлиса какая?
Детихитрая, рыжая, пушистая, большая.
Воспитательворона какая?
Детиумная, глупая, чёрная, большая, старая, важная.
Воспитателья предлагаю вам с помощью мимики и жестов изобразить наших героев - Ворону и Лису.

Театр пантомимики. Дети по желанию выбирают себе роль, воспитатель зачитывает отрывки из басни «Ворона и лисица» (приложение 1), а дети стараются жестами и мимикой изобразить героев басни. Желательно, чтобы все дети были задействованы в этой постановке.

Воспитательпо-моему, вы все замечательно показали и объясняли, как вы понимаете то или иное выражение и характер наших героев из басни «Ворона и лисица». А теперь проверим, как хорошо вы знаете содержание басни «Ворона и лисица» и попробуем ответить на вопросы
Вопросы к кроссворду по басне И.А. Крылова «Ворона и лисица».
Вопросы по горизонтали:
1.Автор басни «Ворона и лисица» (Крылов)
3.Что держала в клюве ворона? (сыр)
5.Что собиралась сделать ворона? (позавтракать)
7.Как автор называет лису? (плутовка)
10.Каким другим словам можно назвать неискренность лисы? (лесть)
11.В каком литературном жанре написано произведение «Ворона и лисица»? (басня)

Вопросы по вертикали:
2.Кто сидел на ели? (ворона)
4.Каким словом автор выражает, то как ворона сидела на ели? (взгромоздясь)
6.Кто помешал вороне позавтракать? (лиса)
8.Как лиса неискренно называет ворону? (голубушка)
9.Как вы считаете, какая по характеру лиса? (хитрая)


https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/15228_5d998fee467cf6dd6447a18bc6d3df91.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/15228_b9d4710fba6d415cd1aa405fc3c64e7f.jpg.jpg

Воспитательмолодцы, вы дали правильные ответы, и я предлагаю вам посмотреть мультфильм

Просмотр мультфильма «Ворона и лисица».

Воспитательвам понравился мультфильм по басне «Ворона и лисица»? А какой же урок вы извлекли из этой басни, какова её мораль?
Детинужно уметь отличать комплименты от лести. Комплименты - это хорошие, добрые слова, от которых повышается настроение. Они всегда сказаны от души. А лесть - это когда человек говорит вроде бы добрые, приятные слова, а думает по- другому.
Воспитательможно сказать, что у него «у него камень за пазухой» (то есть, он думает плохо, говорит неискренне). Давайте же скажем комплименты друг другу.

III. Заключительная часть.
Словесная игра «Говорим комплименты».
Звучит мелодичная музыка. Дети говорят друг другу комплименты.

Воспитательговорите друг другу комплименты, добрые слова – от этого всем будет лучше, мир будет добрее.
*****


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект ООД в подготовительной группе. Образовательная область – познавательное развитие. Занятие-прогулка в подготовительной группе «Экскурсия в осенний лес»

Конспект требует хорошей подготовки. Но я считаю что нужно вносить какое-то разнообразие в занятия с дошкольниками. Результат будет положительным....

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)

МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...

Конспект занятия в подготовительной группе " Ознакомление с басней И.А. Крылова " Лебедь, щука и рак"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 89 Красносельского района Санкт-Петербурга «Бригантина» Конспект занятия на тему: « Ознакомление с б...