"Современные инновационные технологии в работе с детьми с ОНР"
презентация по логопедии

Яковлева Наталья Егоровна

"Современные инновационные технологии в работе с детьми с ОНР"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДОУ «Детский сад № 2 «Колокольчик» г.Верхнеуральска» “Нетрадиционные методы формирования лексико –грамматических категорий у детей с ОНР» Подготовила: учитель-логопед Яковлева Н.Е.

Слайд 2

. Грамматический строй - это один из обязательных компонентов любого языка, определяется системой правил изменений слов, сочетаний их в предложения, правил построения разных типов предложений. Несмотря на сложность, грамматический строй ребенок должен усвоить в дошкольном детстве для подготовки к школе, полноценного общения, правильного познания окружающего мира. Без достаточного овладения грамматическим строем невозможно развернутое рассуждение, развитие монолога, связной речи. «Процесс овладения грамматическим строем – зеркало интеллектуального развития ребенка». К.Д.Ушинский

Слайд 3

Работа по формированию грамматического строя речи у дошкольников содержит следующие разделы: 1. Развитие словаря: -активизация и обогащение словаря по теме; -описание предметов, особенностей строения; -называние действий с данными по теме предметами; -называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки. 2. Формирование грамматических представлений: - упражнения на словоизменение (число, род, падеж); -упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных); -употребление предлогов; -составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.

Слайд 4

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободо пользуются развернутой фразовой речью , разными конструкциями сложных предложений . Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу. Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей, даже при нормальном слухе и интеллекте, резко нарушается формирование всех сторон речи : звуковой, лексико-грамматической , семантической. Это нарушение впервые было установлено Р.Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи(ОНР).

Слайд 7

Под инновационной логопедической технологией исследователи понимают «продуманную во всех деталях технологию, основанную на внедрении современных, новых методов и приемов коррекционной работы, направленной на повышение ее качества». В то же время необходимо помнить, что «любая инновация в логопедической практике, относится к так называемым « микроинновациям », поскольку ее использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует ее методическую составляющую».

Слайд 8

С этой позиции можно говорить о том, что инновационные т ехнологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки , технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие). Как правило, это новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служащие для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Неотъемлемая характерная черта инновационной технологии – нетрадиционность . Как только та или иная технология упрочивает свои позиции в логопедической практике, можно говорить о том, что она утрачивает и нетрадиционный, и инновационный характер.

Слайд 9

Использование тех или иных инновационных логопедических технологий в коррекции лексико-грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР должно быть полностью обосновано структурой дефекта. Так, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина отмечают, что неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей с ОНР сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы: – отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения ; – речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания . Они забывают сложные инструкции (трех - четырехступенчатые), элементы и последовательность заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок; – низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности ; – обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.

Слайд 10

Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы : – недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент); – замедленность, застревание в одной позе; – дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, им трудны такие движения, как перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку; – типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания. С учетом указанных особенностей детей с ОНР применение инновационных технологий с целью логопедической коррекции должно охватывать такие функции, как внимание, память, познавательная активность, наглядно-образное мышление, мелкая моторика, моторная координация .

Слайд 11

Технологии развития лексико – грамматических компонентов речи: традиционный лексико – грамматический подход (Р.И. Лалаева , Т.Б.Чиркина и др.); синквейн ; лимерики; инсценирование ; метод ассоциативных связей или «образ слов»; типовые приемы фантазирования (инверсия, значения предмета, признаки предмета, наблюдения); методы дивергентного речевого развития; методы креативного речевого развития; аналогии Синектика ; оператор РВС; метод «Хорошо — плохо»; метод каталога; построение цепочки противоречий; Кейс – технология; мнемотехника; интеллектуальные карты; логоритмические упражнения; игровые технологии.

Слайд 13

Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций .

Слайд 14

. Игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровые технологии – методы и приёмы организации педагогического процесса в форме различных игр. Игровые технологии являются составной частью в формировании лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи.

Слайд 16

В середине 20 века врачи и биологи после ряда исследований доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме и в заданной последовательности благотворно влияют на нервную систему. Такие занятия использовались для облегчения течения ряда заболеваний, повышали концентрацию внимания, вызывали позитивный отклик у пациентов. В настоящее время логопеды используют такие упражнения для развития речевых навыков. Сочетание движений и речи , построение последовательностей и воспроизведение их движениями помогает детям научиться красиво, плавно, но при этом четко, говорить. Также, специалистами было отмечено, что во время таких занятий хорошо поддается корректировка психоэмоционального состояния, успокаивая возбудимых деток, и тонизируя медлительных ребятишек.

Слайд 17

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением конкретного речевого материала. Все упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирование умения изменять силу и высоту голоса, правильное воспроизведение звуков и их сочетаний, воспроизведение речевого материала в заданном темпе. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения и с музыкальным сопровождением Эти упражнения носят разнообразную направленность. Они нормализуют темп и ритм речи, развивают словарь, автоматизируют звукопроизношение.

Слайд 18

Визуально – ритмический круг. Одним из вариантов работы над ритмом является работа с тренажером «ритмический круг». Также он подходит для развития слухового и пространственного восприятия. Работа над ритмом известна логопедам очень давно, но форму круга предложила Марианна Лынская . Ритмический круг - это символ завершенности , спокойствия, защищенности. ( Круг — одна из самых распространённых геометрических форм . У круга нет ни начала, ни конца, ни ориентировки, ни направления, поэтому он ассоциируется и с бесконечностью и в тоже время с завершённостью. Круг вызывает у нас ощущение спокойствия и умиротворенности. Может быть именно поэтому круг является самой часто используемой фигурой).

Слайд 19

Выводы. Инновационные технологии логопедического процесса не заменяют традиционных, но при этом дают положительный результат. У каждого ребенка с ОНР складываются наиболее благоприятные условия для развития не только речи, но и всех когнитивных процессов в целом. Важно как сохранить традиционные эффективные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе («инновация ради инновации», а как средство, метод, служащий определенной цели. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт "Использование современных оздоровительных технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотр...

Тема самообразования: "Инновационные технологии при работе с детьми с ОВЗ в условиях детской дошкольной организации". План работы на 2020 - 2023 уч.год

Цель: создание модели комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации.Задачи:Организовать работу по созданию инновационной образовательной среды, обеспечивающе...

Современные инновационные технологии в работе с детьми 3-4 лет

1. Развитие индивидуальности воспитанников.2. Развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самр\овыражению.3. Повышение любознательности и интереса к исследовательско...

Применение инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы педагога-психолога ДОУ)

Проблема воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. Важнейшее условие совершенствования системы дошкольного образова...

«Современные инновационные технологии в работе с детьми 3-4 лет»

laquo;Современные инновационные технологии в работе с детьми3-4 лет»...

Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...

МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Использование интерактивной песочницы, как инновационную технологию в работе с детьми инвалидами и детьми ОВЗ»

laquo;Лучшая игрушка – это кучка песка»К.Д. Ушинский Цель: познакомить педагогов с инновационной технологией использования интерактивной песочницы в работе с детьми инвалидами и...