Занятие по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей ТНР Наш общий дом
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Программные задачи:

- формировать представления о родном городе, закрепить представления о достопримечательностях города;

- развивать внимание, память, связную речь;

- расширить и уточнить знания детей о нашем крае, коренных жителях севера саамах;

- продолжать знакомить с особенностями национальной одежды народов севера;

- воспитывать любовь к родной земле; уважение к людям разных национальностей, интерес и бережное отношение к культуре саамского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей ТНР на тему: «Наш общий дом»

Воспитатель:

Зуйкова Р.Ф.,

высшая кв. категоия

Программные задачи:

- формировать представления о родном городе, закрепить представления о достопримечательностях города;

- развивать внимание, память, связную речь;

- расширить и уточнить знания детей о нашем крае, коренных жителях севера саамах;

- продолжать знакомить с особенностями национальной одежды народов севера;

- воспитывать любовь к родной земле; уважение к людям разных национальностей, интерес и бережное отношение к культуре саамского народа.

Ход занятия

Воспитатель: 

Ребята, я хочу пригласить вас в интересное увлекательное путешествие.

Есть на Земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром.
Лес и морской прибой.
Живут в нём  птицы и цветы,
Весёлый звон ручья!
Живёшь в том светлом доме

Ты

 и все твои друзья!
Воспитатель: Как можно назвать наш общий дом?
Дети: Земля.
Воспитатель: Что ещё можно назвать домом для человека?
Дети: Родина, город, улица, дом, квартира.
Воспитатель: Как называется страна, в которой мы живём?
Дети: Россия.
Воспитатель: Мы с вами живём в огромной стране – Россия.
Россия наша большая Родина. Но у каждого человека есть и малая Родина – это место где он родился и живёт.
Воспитатель: Как называется город, в котором мы живём?
Дети:  Ковдор
Воспитатель: В какой области он находится?
Дети: В Мурманской области.
Воспитатель: Как называется главная улица нашего города?
Дети: улица Ленина.
Воспитатель: А какое название носит первая улица нашего города?
Дети: Улица Горняков

Игра с мячом « На какой улице ты живёшь?»

Воспитатель: А на каких улицах живёте вы? (Ответы детей)

Воспитатель: У каждого города, как и у каждого человека, свой возраст.
Воспитатель: Кто знает, сколько лет нашему городу?
Дети: 65 лет.
Воспитатель: Как называют жителей нашего города?
Дети: Ковдорчане
Воспитатель: Как можно назвать девочек г. Ковдора?
Дети: Ковдорчанки, ковдорчаночки

Игра с мячом «Кто подберет больше слов»

А теперь я вас  проверю, кто придумает интересные слова.

Ковдор какой? (красивый, большой, уютный, любимый);

Улицы в нашем городе какие? (чистые, зеленые, шумные, заснеженные);

Дома в городе какие? (высокие, многоэтажные);

Ковдорчане какие? (трудолюбивые, старательные, красивые, интересные, доброжелательные, гостеприимные, заботливые)  

- Когда бывает холодный Ковдор (город зимой)

- Когда бывает зелёный Ковдор (город летом)

- Когда бывает веселый Ковдор (город в праздник)

- Когда бывает мокрый Ковдор (город во время дождя),

- Когда бывает солнечный Ковдор (город в солнечную поголу) и т. д

-  Ребята, Ксения М с родителями. совершила экскурсию по городу и своими впечатлениями поделится с нами.

РАССКАЗ КСЕНИИИ

Мой город

        Мой город не очень большой, но в нём есть всё, чтобы хорошо жить.

В моём городе четыре школы, много детских садов. Чтобы узнать новое можно пойти в музей и детскую библиотеку. Мультики можно смотреть в кинотеатре.

        Ещё у нас много памятников, больше всего мне понравился самолёт.

        Ещё в городе есть больницы – детская и взрослая, магазины и большой комбинат.

        Есть много домов, где живут люди – они большие и маленькие. Самый большой дом – девятиэтажный.         Мне нравится жить в моём городе.

Физминутка

Утром рано мы встаём

Город видим за окном.

Он проснулся, он живёт

Нас на улицу зовёт.

Дома бывают разные:

Высокие и низкие,

Далёкие и близкие,

Деревянные, панельные, кирпичные,

Вроде бы обычные.

Мы живём, мы растём

В нашем городе родном.

Для кого-то небольшой

Для кого огромный.

Пусть живёт, пусть цветёт

Городок наш скромный.

 Воспитатель: На берегу, какой реки стоит наш город?

Дети: река Ковдора 

Воспитатель: Ребята, река Ковдора, в переводе с саамского (змея)

- В Мурманской области проживают разные народы. Это русские, украинцы, белорусы, карелы, армяне, татары и другие.

Но издавна здесь, у нас на севере,  живут саамы. Саамы  – коренные жители Кольского полуострова, о них нам расскажет Влад.

РАССКАЗ ВЛАДА

Рассказ о саамах.

        Ребята, я с мамой ездил на экскурсию в саамскую деревню и  расскажу вам много интересного.

        Саамы – это самые первые жители, которые поселились у нас на севере. А поселились они около озера, потому что озеро их кормило рыбой . ещё рядом с озером было очень много мха ягеля, которым питались олени.  В лесах было много зверей птиц, росли грибы и ягоды – это была главная еда для саамов.

        Саамы были сильными и выносливыми людьми, потому что им приходилось ходить за оленями пешком на далёкие расстояния. Олени были для саамов и едой, и одеждой, и транспортом, поэтому саамы берегли оленей и заботились о них.

        Саамы были меткие стрелки, смелые охотники и рыболовы.

        Зимнее жильё саамов – это вежа. В центре вежы стоял очаг из камней, над ним висел железный котёл, в котором саамы готовили еду. В вежах жили зимой. А летом саамы жили в куваксах, чумах, это жильё легко разбирались и перевозились в другое место.

        Сейчас саамы живут в домах и квартирах с удобствами.

Дополнит рассказ Артём М.

РАССКАЗ АРТЁМА

Одежду саамы шили из оленьего меха, сшитой мехом наружу и прорезью для головы и рук. Называлась эта одежда печок.

Шубка с капюшоном называлась – малица, сапожки  длинные - яры, короткие – каньги.

Саамы  умеют вышивать бисером, этому учат и детей.

В своих работах используют мастерицы основных четыре цвета – белый, желтый, красный, синий. Эти цвета можно встретить  у нас, на севере. повсюду! Каждый из них имеет свое обозначение.

Белый цвет – это снег, которого так много у нас на Севере. это сугроб, зайцы в лесу.

Синий  – цвет неба, воды, цвет ягод черники и голубики.

Желтый – солнечный лучик, цвет морошки, осенних листьев.

Красный  цвет означает огонь в очаге, цветы в тундре, брусника.

И узоры на таких вещах вышивают свои, саамские. Здесь можно встретить:

Полумесяц или месяц,, звезды, горы, хоровод, реку, птиц. Все, что окружает северный народ с детства.

- А теперь  проверим, что вы запомнили.

Д/И  с мячом « Не ошибись»

- Как называлось зимнее жилище саамов? (вежа, тупа, кувакса)

- Перечислите  основные занятия у саамов ?  (оленеводство, рыбная ловля, охота, вышивание бисером)

- Назовите основные продукты питания саамов?  (оленина, рыба, грибы, ягоды.)

- Какие основные четыре цвета мастерицы используют в своих работах? (белый, красный, синий, желтый)

- Что обозначает каждый цвет?

Белый цвет – это снег, которого так много у нас на Севере. это сугроб, зайцы в лесу.

Синий  – цвет неба, воды, цвет ягод черники и голубики.

Желтый – солнечный лучик, цвет морошки, осенних листьев.

Красный  цвет означает огонь в очаге, цветы в тундре, брусника.

Физкультминутка

Солнце глянуло в окошко,

Осветило нам дорожку,

А мы малицы надели,

Не боимся мы метели.

Пимы теплые не хуже -

Не боимся зимней стужи.

Мы оленя догоняли,

Наши ножки не устали.

Ведь олени быстро мчатся,

С ними трудно состязаться.

Мы оленя не догнали

И в большой сугроб упали.

Итог занятия

Наше увлекательное путешествие завершилось. Что больше всего сегодня  вам понравилось и запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75 Тема: «Мир те

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи  № 4 МБДОУ города Ирк...

Перспективный план работы в образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)

В перспективном плане представлены задачи по каждому разделу работы в образовательной обасти "Речевое развитие" по периодам....

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) "Морские приключения"

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР с использованием здоровьесберегающих технологий в ходе закрепления речевых навыков...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности. "Общая горка"

Конспект затятия по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленностиТема: Пересказ рассказа составленного по картине с проблемным сюжетом "Общая горка"Вид занятия: Пересказ р...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Приключения муравьишки»

Конспект занятия для старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности...