Конспект заняти по Грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Зарипова Альфия Мидхатовна

Тема: Звук и буква Ч

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное  учреждение

«Детский сад  № 67» г. Оренбурга

Конспект занятия по «Грамоте»

на тему: «Звук и буква Ч»

Образовательная область «Речевое развитие»

Группа общеразвивающей направленности для детей 6 лет

Выполнил:

Зарипова Альфия Мидхатовна,

воспитатель

Согласовано:

Махмутова Гульфия Рафаиловна –

заместитель заведующего по ВО и МР

Оренбург, 2023

Конспект занятия

  1. Организационная информация

Примечание

(дополнительная

информация к

конспекту)

1.1

Доминирующая

образовательная область

Речевое развитие

Согласно ФГОС ДО

1.2

Виды деятельности

Детей на занятии

Игровая, коммуникативная,  познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, двигательная активность.

Маханева М.Д., Гоголева Н.А., Цыбираева Л.В. «Обучение грамоте 5 – 7 лет» Методическое пособие. – 2 –е изд. - М. ТЦ Сфера, 2017 – 96с. Стр.: 64 – 65

  1. Методическая информация

2.1

Тема занятия

«Звук и буква Ч»

2.2

Методы и приемы

реализации содержания

занятия

Наглядные методы и приемы обучения

Наблюдение

Демонстрация наглядных пособий (предметные картинки, мультфильм о черепашке и букве и звуке «ч», план – карта ) .

Приемы

• показ способов действий (выбор позиции звука в слове, );

• показ образца написания буквы «Ч»

• использование ТСО (расказ Черепашки, видео-танец от Черепашки);

• показ образца написания буквы «Ч»

 Словесные методы и приемы обучения

Методы

Беседа.

Видео рассказ от Черепашки

Приемы

• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ;

• указание (целостное и дробное выполнения заданий) ;

• пояснение;

• объяснение;

• педагогическая оценка;

Игровые методы и приемы обучения

Методы

1. Игра – путешествие по городу «Звукоград»

2. Дидактическая игра «Слушай внимательно», «Найди слова по схеме», «На что похожа буква Ч»

3. Компьютерная игра

4.Зрительная гимнастика

Приемы

• внесение письма в группе и карты;

• сюрпризный момент (сюрприз от Черепашки – танец «Чок-чок»);

• создание игровой ситуации (игра - путешествие).

 Практические методы обучения

1 Упражнение на нахождение и определения позиции в слове звука «Ч», нахождение слов с заданным звуком, практическое написание буквы.

Метод логопедической коррекции и приемы обучения

Приемы

• произношение звука «Ч» с правильной постановкой артикуляционного аппарата;

• артикуляционная гимнастика «Качели»

• произношение чистоговорок

2.3

Формы работы на занятии

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

2.4

Интеграция образовательных областей на занятии

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

2.5

Возрастная группа

Старшая группа (5-6 лет)

2.6

Цель занятия:

Познакомить детей со звуком [ч] и буквой Ч.

2.7

Задачи занятия:

1) закрепить умение детей выделять звук [ч] из ряда звуков, слогов, слов;

2) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова);

3 совершенствовать звуковой анализ;

4) развивать фонематический слух, внимание.

5)формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.

2.8

Планируемые педагогом

результаты занятия

1) сформированы умения детей выделять звук [ч] из ряда звуков, слогов, слов;

2) способны самостоятельно определять место звука в слове (начало, середина, конец слова);

3) закреплены навыки звукового анализа;

2.9

Организация РППС

для проведения занятия

Письмо, маршрут- карта, предметные картинки (палец, заяц, перец,, огурец, блин, шкаф, птенец, ключ, забор, самовар, бокал, диван), схемы позиции звука в слове, схемы слов (мяч, часы, тапочки, чайник, очки),   изображение буквы Ч, написание буквы, предметные картинки «На что похожа буква Ч», черепашка.

2.10

Обогащение словаря

Словарное слово - калач

2.11

Подготовка

к занятию в

режимные моменты

Рассматривание иллюстраций с изображением черепах, познавательная беседа о черепахе, просмотр м/ф «Черепаха и Львенок»

  1. Конспект занятия

3.1

Вводная часть

3.1.1

Введение в тему: создание проблемной ситуации

Воспитатель: Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. Он передал мне письмо. Давайте прочтем, что в нем написано.

«Дорогие ребята!

Приглашаю Вас ко мне в гости в Звукоград. А кто живет в этой стране, вы должны отгадать сами. Ваша черепашка»

Воспитатель: Вот какое интересное письмо. Ну что отгадаем, кто же живет в Звукограде?

ДетиЗвуки.

3.1.2

Мотивация деятельности детей на занятии

Воспитатель: Правильно. И сегодня мы познакомимся еще с одной новым звуком.

Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.

«Чебурашка чашку чая

Черепашке наливает»ДетиЗвук [ч].

3.1.3.

Целеполагание

Воспитатель : Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ч.

Основная часть:

3.2.1

Актуализация ранее

приобретенных знаний

При произнесении звука «Ч»

• Губы округлены и слегка выдвинуты вперед.

• Зубы сближены.

Давайте дадим характеристику звуку [ч]. Произнесите звук ч.

Дети: Ч-ч-ч.

ВоспитательЗвук ч можно пропеть?

ДетиЗвук ч нельзя пропеть. Он согласный.

Воспитатель: Молодцы, все правильно. А еще звук [ч] всегда мягкий.

Вика, дай полную характеристику звука [ч].

ВикаЗвук [ч] согласный, всегда мягкий.

3.2.2

Добывание, сообщение и приятие нового знания

Воспитатель: Сейчас мы попадаем на улицу УГАДАЙКА!!!

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам сейчас выполнить интересное задание.На столе разложены картинки с разными предметами, вам надо определить есть ли в слове звук ч, если нет, то подумать как можно его изменить, добавляя звук ч. Например, в слове лиса звука ч нет, а если мы скажем ласково лисичка, то звук появится.

ПАЛЕЦ, ЗАЯЦ, ПЕРЕЦ, ОГУРЕЦ, БЛИН, ШКАФ, ПТЕНЕЦ, КЛЮЧ, ЗАБОР, САМОВАР, БОКАЛ, ДИВАН

Воспитатель: Молодцы, все были очень внимательными.

Воспитатель: Ребята к нам в гости зашла черепаха, послушайте рассказ, услышите слово со звуком [ч] хлопайте в ладоши

Воспитатель: Сейчас мы попадаем на улицу Потеряшек ! Нужно найти где стоит Звук Ч потерял в схеме.

На столе прикреплены схемы слов, нужно расположить картинки под схемами обозначающая место звука в слове (в начале, в середине, в конце).

(см. картинку со схемами) – РАБОТА В ПАРАХ

МЯЧ, ЧАСЫ, ТАПОЧКИ, ЧАЙНИК, ОЧКИ.

Воспитатель: Ребята, наше путешествие по Звукограду продолжается и я вас Приглашаю на улицу Чистоговорок. (дети идут по кругу)

Артикуляц гимнастика «Качели».

Цель: Укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку ;

б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе ;

Ча-ча-ча-у меня три калача.

Чу-чу-чу-всем друзьям по калачу.

Звуковой анализ слов мяч, часы.

Сколько слогов в слове? (мяч, часы).

Составьте предложения со словом мяч, часы. Сколько слов в предложении?

Воспитатель: Сейчас мы попадаем на улицу Чистописания !

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на что похожа буква Ч?

Дети: на вешалку, на крючок, на цифру 4.

Воспитатель:

 Да, мы правильно решили,  

Ч мы пишем как 4

Только с цифрою, друзья

Буквы путать нам нельзя.

Гимнастика для глаз , с произношением звука.

Пальчиковая гимнастика: «Черепашка».

- "Сколько пыли, сколько сора –

- До дверей дойду не скоро",

- И вздыхает тяжко

- Наша черепашка.

3.2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Воспитатель: Хотите раскрасить панцирь черепашки? Вам нужно написать и приклеить на панцирь.

Письмо буквы  Ч (панцирь  черепахе)

Воспитатель: Дайте характеристику звуку [Ч].

ДетиЗвук [ч] – согласный и всегда мягкий.

Заключительная часть

3.3.1

Рефлексия: анализ и/или самоанализ

деятельности детьми

Воспитатель: Вот мы и дошли до домика Черепашки!

Воспитатель: Мы выполнили все ее задания? Кто же живет в стране Звукоград? (звуки).

С каким новым звуком и буквой мы познакомились? (звук и буква «Ч»)

Воспитатель: Черепашка приготовила для Вас сюрприз – танец! Самый любимый и веселый танец черепашки , танец «Чок - чок».  

Дальнейшая разработка темы

3.4.1

Художественно-творческая работа

Нарисовать черепашку дома

Выставка детских рисунков в группе детского сада «Веселая черепашка»

3.4.2

Длительность занятия:

25 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш.

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука  [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия звука  [ш] в словах; в определении позиции звука  [ш] в с...

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш. Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНА Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш.Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНАКоррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука...

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Лепка буквы"И "из пластилина,штриховка буквы "И".Мир природы.Цель: Закрепл...

Конспект занятия по грамоте в старшей группе

Обучение звуковому анализу слова....

Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Волшебные звуки»

Конспект занятияпо грамоте в старшей группе«Волшебные звуки» Цель. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков З – Ж.Задачи:Упражня...

МБДОУ «Д/с «Теремок» Конспект занятия по грамоте в старшей группе. Подготовила и провела воспитатель Аксарина Е.А.

Ракета летит к звёздам»Тема: «Звуковой анализ слова слива»Программное содержание:-продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать ударные и безударные гласные, ...