Дидактическое многофункциональное пособие по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Логопаровозик"
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Бурцева Наталья Валерьевна

Представленное пособие может быть использовано в коррекционно-развивающей работе педагогов и специалистов ДОО с целью развития и коррекции различных компонентов речевого и познавательного развития детей старшего  дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель-дефектолог МБДОУ

«Приданниковский детский сад № 5»

МО  Красноуфимский округ

Бурцева Наталья Валерьевна

Дидактическое многофункциональное пособие

«Логопаровозик»

Дидактическое пособие «Логопаровозик» предназначено для коррекции и развития различных компонентов устной речи детей шестого – седьмого года жизни.

Задачи

Дидактическое пособие представляет собой основу для проведения различных дидактических игр и упражнений, направленных на:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие фонематических процессов (автоматизация и дифференциация парных звуков, звуковой анализ слова);
  • развитие связной речи (составление связных монологических высказываний описательного и повествовательного типов)
  • развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, произвольного слухового и зрительного внимания и памяти, наглядно-образного и словесно-логического мышления.

Дидактическое пособие включает:

  • декоративно оформленный паровозик с четырьмя вагончиками, выполненными из фетра; окна вагончиков и паровозика представлены липучками, предназначенными для крепления картинного материала;
  • наборы предметных картинок по направлениям:
  • артикуляционная гимнастика,
  • звуковой анализ слова (характеристика, автоматизация, дифференциация звуков: Р, Рь, Л, Ль, С, Сь, З, Зь, Ш, Ж),
  • серия последовательных картинок для составления рассказа – повествования,
  • мнемосимволы для составления рассказа – описания предмета,
  • методические рекомендации по использованию данного пособия с описанием различных вариантов дидактических игр и упражнений.

Все элементы пособия подлежат санитарной обработке в соответствие с требованием СанПин и ФГОС ДО.

Возможные варианты игр и упражнений на основе пособия «ЛОГОПАРОВОЗИК»

Игра «Веселый язычок»

Задачи:

  • развитие артикуляционной и мелкой моторики,
  • развитие зрительного восприятия.

Ход игры

Ребенку предлагается скрепить паровозик и вагончики между собой, застегнув все пуговицы. После этого педагог выкладывает перед ребенком картинки с изображением артикуляционных упражнений, ребенок выбирает понравившуюся картинку, прикрепляет ее к вагончику с помощью липучек, называет упражнение и приступает к его выполнению под контролем педагога. Игра продолжается пока не будут заполнены все вагончики.

Игровое упражнение «Подбери картинки»

Задачи:

  • автоматизация отрабатываемого звука,
  • закрепление умения характеризовать звук по его фонетическим свойствам.

Ход игры

Педагог прикрепляет к паровозику картинку со звуком, обозначенным буквой и символом и предлагает ребенку назвать звук и его свойства (согласный, твердый/ мягкий, глухой /звонкий). Затем перед ребенком раскладываются предметные картинки с изображением различных предметов, ребенок выбирает картинки в названиях которых есть заданный звук, называет их и прикрепляет к вагончикам. Игра продолжается пока все вагончики не будут заполнены.

Игра «Прятки»

Задачи:

  • Формирование навыков звукового анализа слова (учить выделять место звука в слове).

Ход игры

Педагог прикрепляет к паровозику картинку со звуком, обозначенным буквой и символом и предлагает ребенку назвать звук и его свойства (согласный, твердый/ мягкий, глухой /звонкий). Затем педагог прикрепляет схемы с изображением положения звука в слове на крыши вагончиков. Задача ребенка подобрать и распределить картинки по вагончикам в соответствии со схемой, указанной на крыше.

Игровое упражнение «Раздели на группы»

Задачи:

  • Формирование фонематических процессов (дифференциация парных согласных звуков).

Ход игры

Педагог прикрепляет на крыши вагончиков картинки с изображением парных согласных звуков, обозначенных буквой и символом (оппозиционные согласные по твердости – мягкости, глухости – звонкости). Затем перед ребенком раскладываются предметные картинки, в названии которых есть заданные звуки. Ребенок группирует картинки по вагончикам в соответствие со звуком указанным на крыше.

Игра «Что сначала, а что потом»

Задачи:

  • развитие связной речи (составление рассказа - повествования),
  • формирование словесно-логического мышления (установление последовательности событий, причинно-следственных связей)

Ход игры

Педагог раскладывает перед ребенком серию последовательных картинок в произвольном порядке и просит восстановить верную последовательность. Ребенок прикрепляет первую картинку к первому вагону и т.д. После того как все картинки «найдут свое место», ребенку предлагается составить последовательный рассказ с описанием событий представленных на картинках.

Игра «Опиши предмет»

Задачи:

  • развитие связной речи (составление рассказа – описания),
  • формирование наглядно-образного мышления, закрепление сенсорных эталонов.

Ход игры

Педагог демонстрирует предметную картинку, просит ее назвать и прикрепить к паровозику. Перед ребенком разложены карточки-подсказки с мнемо символами, обозначающими признак предмета. Ребенок берет карточку, называет признак, выделяет данный признак в описываемом предмете и крепит карточку к вагончику. Когда все признаки предмета озвучены, а карточки заняли свои места, педагог просит ребенка составить рассказ-описание с опорой на картинки-подсказки.

Апробация

Данное пособие может быть использовано в коррекционно-развивающей работе педагогов и специалистов ДОО с целью развития и коррекции различных компонентов речевого и познавательного развития детей старшего  дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ. Цепь из вагончиков используется в качестве своеобразного наглядного плана, помогающего детям, имеющим трудности организации и планирования собственной деятельности, выполнить поставленную задачу поэтапно, без смысловых пропусков и излишних затруднений. Игровая форма упражнений с использованием яркой наглядности позволяет заинтересовать детей, повысить их мотивацию к совместной деятельности, требующей произвольного внимания и многократного повторения, отрабатываемого навыка, что, несомненно, является необходимым условием повышения эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ « Приданниковский детский сад №5» Территориальный педагогический конкурс «Педагогическая находка» Многофункциональное дидактическое пособие по развитию речи «ЛОГОПАРОВОЗИК» Исполнитель: Бурцева Н.В., учитель-дефектолог

Слайд 2

Дидактическое многофункциональное пособие « Логопаровозик » Дидактическое пособие « Логопаровозик » предназначено для коррекции и развития различных компонентов устной речи шестого – седьмого года жизни. Задачи: Дидактическое пособие представляет собой основу для проведения различных дидактических игр и упражнений, направленных на: развитие артикуляционной моторики; развитие фонематических процессов (автоматизация и дифференциация парных звуков, звуковой анализ слова); развитие связной речи (составление связных монологических высказываний описательного и повествовательного типов) развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, произвольного слухового и зрительного внимания и памяти, наглядно-образного и словесно-логического мышления.

Слайд 3

Дидактическое пособие включает: декоративно оформленный паровозик с четырьмя вагончиками, выполненными из фетра; окна вагончиков и паровозика представлены липучками, предназначенными для крепления картинного материала; наборы предметных картинок по направлениям: артикуляционная гимнастика, звуковой анализ слова (характеристика, автоматизация, дифференциация звуков: Р, Рь , Л, Ль, С, Сь , З, Зь , Ш, Ж), серия последовательных картинок для составления рассказа – повествования, мнемосимволы для составления рассказа – описания предмета. методические рекомендации по использованию данного пособия с описанием различных вариантов дидактических игр и упражнений .

Слайд 4

Игра «Веселый язычок» Задачи: развитие артикуляционной и мелкой моторики, развитие зрительного восприятия. Ход игры Ребенку предлагается скрепить паровозик и вагончики между собой, застегнув все пуговицы. После этого педагог выкладывает перед ребенком картинки с изображением артикуляционных упражнений, ребенок выбирает понравившуюся картинку, прикрепляет ее к вагончику с помощью липучек, называет упражнение и приступает к его выполнению под контролем педагога. Игра продолжается пока не будут заполнены все вагончики.

Слайд 5

Игровое упражнение «Подбери картинки» Задачи: автоматизировать отрабатываемый звук, закрепить умение характеризовать звук по его фонетическим свойствам. Ход игры Педагог прикрепляет к паровозику картинку со звуком, обозначенным буквой и символом и предлагает ребенку назвать звук и его свойства (согласный, твердый/ мягкий, глухой /звонкий). Затем перед ребенком раскладываются предметные картинки с изображением различных предметов, ребенок выбирает картинки в названиях которых есть заданный звук, называет их и прикрепляет к вагончикам. Игра продолжается пока все вагончики не будут заполнены.

Слайд 6

Игра «Прятки» Задачи: Формировать навыки звукового анализа слова, учить выделять место звука в слове. Ход игры Педагог прикрепляет к паровозику картинку со звуком, обозначенным буквой и символом и предлагает ребенку назвать звук и его свойства (согласный, твердый/ мягкий, глухой /звонкий). Затем педагог прикрепляет схемы с изображением положения звука в слове на крыши вагончиков. Задача ребенка подобрать и распределить картинки по вагончикам в соответствии со схемой, указанной на крыше.

Слайд 7

Игровое упражнение «Опиши предмет» Задачи: Развитие связной речи (составление рассказа – описания) Формирование наглядно-образного мышления Закрепление сенсорных эталонов Ход игры Педагог демонстрирует предметную картинку, просит ее назвать и прикрепить к паровозику. Перед ребенком разложены карточки-подсказки с мнемосимволами , обозначающими признак предмета. Ребенок берет карточку, называет признак, выделяет данный признак в описываемом предмете и крепит карточку к вагончику. Когда все признаки предмета озвучены, а карточки заняли свои места, педагог просит ребенка составить рассказ-описание с опорой на картинки-подсказки.

Слайд 8

Игра «Что сначала, что потом?» Задачи: Развитие связной речи (составление рассказа - повествования) Формирование словесно-логического мышления (установление последовательности событий, причинно-следственных связей) Ход игры Педагог раскладывает перед ребенком серию последовательных картинок в произвольном порядке и просит восстановить верную последовательность. Ребенок прикрепляет первую картинку к первому вагону и т.д. После того как все картинки «найдут свое место», ребенку предлагается составить последовательный рассказ с описанием событий представленных на картинках.

Слайд 9

Апробация Данное пособие может быть использовано в коррекционной работе педагогов и специалистов дошкольных образовательных организаций с целью развития и коррекции различных компонентов речевого и познавательного развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ. Цепь из вагончиков используется в качестве своеобразного наглядного плана, помогающего детям, имеющим трудности организации и планирования собственной деятельности, выполнить поставленную задачу поэтапно, без смысловых пропусков и излишних затруднений.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие для речевого развития детей младшего дошкольного возраста «Книжка-малышка»

Данное дидактическое пособие, способно в игровой форме развивать у детей речь, мелкую моторику рук, внимательность, пространственное воображение, логику, мышление, самостоятельность, инициативность и ...

Дидактические пособия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю вашему вниманию Дидактические пособия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для педагогов "Роль дидактических пособий в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможнос...

Консультация для воспитателей "Дидактический синквейн" как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

В консультации раскрывается актуальность использования технологии "дидактический синквейн" и алгоритм его составления....

Многофункциональное пособие по здоровьесбережению для детей старшего дошкольного возраста «Поддувалочки».

Правильное речевое дыхание – это:- короткий вдох через нос;- плавный выдох воздух выходит через рот;- выдох осуществляется до конца;- после каждого выдоха должна быть небольшая пауза (2-3...