Конспект занятия по развитию речи «День родного языка» в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цели: познакомить детей с «Международным днем родного языка»

 Задачи:

- Создать условия для обогащения духовного мира детей;

- Формировать понятие «родной язык», бережное отношение к родному языку, обычаям и культуре, а также к традициям других народов;

-  Способствовать развитию речи, мышления и памяти.

- Упражнять детей в придумывании родственных слов.

- Воспитывать любовь и уважение к Родине, своей стране и родному языку;

 

Ход занятия.

В: Ребята, сегодня у нас вами будет очень интересное занятие. Смотрите, что я с собой принесла. Кто знает, что это?

Д: Глобус!

В: А что такое глобус? Кто мне сможет объяснить?

Д: Это маленькая модель нашей планеты.

В: Наш глобус окрашен разными цветами. Это не просто так! Каждый цвет имеет свое значение.

Голубым окрашивают моря, реки и океаны.

Зеленым – леса и равнины.

А коричневым и желтым – горы и пустыни. А что мы еще можем увидеть на глобусе?

Д: Города, страны.

В: Верно. Давайте попробуем найти нашу страну на географической карте.

В: И в какой стране же мы с вами живем?

Д: В России. (показ иллюстраций)

В: А на каком языке мы говорим в нашей стране?

Д: На русском.

В: В других странах тоже говорят на русском языке?

Д: Нет.

В: Вот это страна Франция, они говорят на французском языке.

  Это страна Китай и там говорят на китайском языке.

     В: На земле живут люди разных национальностей, у каждого из них есть свои  обычаи, песни, танцы и костюмы.

В: Ребята, 21 февраля отмечается – Международный день родного языка. Родной язык -  это язык, на котором учится говорить человек. На котором говорят наши бабушки и дедушки, мамы и папы и, конечно же, на котором говорим мы.

В: Для чего нам нужен язык?

Д: Что бы разговаривать, общаться, играть.

В: В мире существует около 4 тысяч разных языков. И сегодня, в Международный день родного языка, мы с вами поговорим о нашем родном языке. Родной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. Первый язык, который мы изучаем – родной. Мы говорим с его помощью, думаем, читаем и пишем. Правильно говорить и писать на родном языке - это долг каждого человека перед свой страной. Поэтому всем необходимо знать и беречь свой язык.

  

Воспитатель: Ребята, а сейчас посмотрим, сумеете ли вы отгадать загадки?

 

Всегда во рту, а не проглотишь.(язык)

Хоть не шляпа, а с полями,
не цветок, а с корешком,
разговаривает с нами
всем понятным языком (книга) .

Я учу. Смотрю в тетрадку.

У меня серьезный вид.

«А», «Б», «В», и по порядку

Повторяю. (алфавит)


Воспитатель: Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи, потешки. Любите свою родину свой язык и свой народ!

 

Жура - жура - журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил.

Крылья, ноги натрудил,

Мы спросили журавля:

- Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

- Лучше нет родного края.

 

РУССКАЯ ХОРОВОДНАЯ ИГРА «Идёт козёл дорогою»

 

В: Русский язык – это официальный язык нашего государства. Все государственные документы, такие как постановления, приказы и все официальные документы, в России пишутся на русском языке. Россия – многонациональна страна. И именно русский язык стал в нашей стране языком межнационального общения.

 

Посмотрите ребята на иллюстрацию. Как вы думаете, кто на ней изображён!

Д: Мама!

В: правильно и первое слово, которое произносит ребёнок это слово – МАМА!    Это милое и дорогое слово на разных языках звучит по разному: по-немецки – Мутер, по- английски _Мазе,по-французски – Маман.

 

          Здесь родился, живешь,

  Уезжаешь — скучаешь,

  Как зовут это место, знаешь?

(Константин Ушинский “НАШЕ ОТЕЧЕСТВО”)

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью - потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

 

В: Сейчас мы сыграем с вами в игру.

 Игра «Слова наоборот»

холодный – горячий;

широкий- узкий,

толстый - тонкий,

большой – маленький, 

высокий – низкий, 

громкий – тихий,  

день-ночь;  

хорошо – плохо,

мокрый - сухой

длинный - короткий и т.д.

Это ребята  слова антонимы – противоположные по значению.

В: Какие вы у меня молодцы. Все слова знаете. Видите, насколько богат, разнообразен и красив наш родной язык. Как много в нем слов, с помощью которых мы можем просто говорить.

Игра «Многозначные слова».

У меня есть вот такие карточки. На них изображены разные картинки, а вам нужно найти им пару и объяснить свой выбор. Например, «ручка» и к ней можно добавить ручку для письма, часть тела – кисть, дверную ручку.

1.Кисть: рука, кисть рябины, для рисования.

2.Кран: водяной, строительный.

3.Иголка: для шитья, у ежа.

4.Лист: для рисования, на дереве.

5.Ручка: дверная, писать.

В: Какое слово появилось на экране? Правильно, слово «СНЕГ». Давайте вместе придумаем семью слов к этому слову. Они похожи по звучанию и по смыслу. Молодцы! Вы угадали слова «снегопад» и «снежки».

У слова «СНЕГ» есть ещё родственники. Отгадайте загадки и увидите отгадки.

Лепит детвора зимой
Чудо с круглой головой:
Ком на ком поставит ловко,
Рот – дуга, и нос морковка,

А два глаза – угольки,
Да из веток две руки.
Солнце вышло, он и сник.
Кто же это? (снеговик)

С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.

Много-много звездочек
Тонких, как стекло;
Звездочки холодные,
А земле тепло! (снежинки)

     А вот ещё загадка.
    Чудо-дворник перед нами
    Загребущими руками
    За одну минуту сгрёб

    Преогромнейший сугроб. (снегоуборочная техника)

Пальчиковая гимнастика.

1. Потянулись, потянулись, потянулись. (Пальцы переплетены ).

2. Стали дружно умываться. (Руки поднимаем вверх и потягиваемся).

3. Полотенцем вытираться. (Имитируя процесс вытирания ладони)

4. Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем. (Поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев).

5. Дружно делаем зарядку! (Каждый пальчик массируется).

 

      В: Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть,

Может 3, а может 6.

Разрумянилась немножко

Это русская … (Матрёшка)

 

Детям раздаются силуэты матрёшек для раскрашивания.

Рефлексия.

О чем мы сегодня с вами говорили?

- о нашем родном языке.

Какой язык в нашей стране самый главный?

- русский.

А когда празднуют день родного языка?

- международный день родного языка празднуют 21 февраля.

Нужно с уважением относиться ко всем языкам мира, не только к своему родному языку. Для этого нам необходимо обучаться грамоте, уметь правильно говорить и писать. В этом и выражается уважительное отношение к языку своей страны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_rodnogo_yazyka.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по развитию речи «День родного языка»

в старшей группе

Цели: познакомить детей с «Международным днем родного языка»

 Задачи:

- Создать условия для обогащения духовного мира детей;

- Формировать понятие «родной язык», бережное отношение к родному языку, обычаям и культуре, а также к традициям других народов;

-  Способствовать развитию речи, мышления и памяти.

- Упражнять детей в придумывании родственных слов.

- Воспитывать любовь и уважение к Родине, своей стране и родному языку;

 

Ход занятия.

В: Ребята, сегодня у нас вами будет очень интересное занятие. Смотрите, что я с собой принесла. Кто знает, что это?

Д: Глобус!

В: А что такое глобус? Кто мне сможет объяснить?

Д: Это маленькая модель нашей планеты.

В: Наш глобус окрашен разными цветами. Это не просто так! Каждый цвет имеет свое значение.

Голубым окрашивают моря, реки и океаны.

Зеленым – леса и равнины.

А коричневым и желтым – горы и пустыни. А что мы еще можем увидеть на глобусе?

Д: Города, страны.

В: Верно. Давайте попробуем найти нашу страну на географической карте.

В: И в какой стране же мы с вами живем?

Д: В России. (показ иллюстраций)

В: А на каком языке мы говорим в нашей стране?

Д: На русском.

В: В других странах тоже говорят на русском языке?

Д: Нет.

В: Вот это страна Франция, они говорят на французском языке.

  Это страна Китай и там говорят на китайском языке.

     В: На земле живут люди разных национальностей, у каждого из них есть свои  обычаи, песни, танцы и костюмы.

В: Ребята, 21 февраля отмечается – Международный день родного языка. Родной язык -  это язык, на котором учится говорить человек. На котором говорят наши бабушки и дедушки, мамы и папы и, конечно же, на котором говорим мы.

В: Для чего нам нужен язык?

Д: Что бы разговаривать, общаться, играть.

В: В мире существует около 4 тысяч разных языков. И сегодня, в Международный день родного языка, мы с вами поговорим о нашем родном языке. Родной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. Первый язык, который мы изучаем – родной. Мы говорим с его помощью, думаем, читаем и пишем. Правильно говорить и писать на родном языке - это долг каждого человека перед свой страной. Поэтому всем необходимо знать и беречь свой язык.

  

Воспитатель: Ребята, а сейчас посмотрим, сумеете ли вы отгадать загадки?

 

Всегда во рту, а не проглотишь.(язык)

Хоть не шляпа, а с полями,
не цветок, а с корешком,
разговаривает с нами
всем понятным языком (книга)
 .

Я учу. Смотрю в тетрадку.

У меня серьезный вид.

«А», «Б», «В», и по порядку

Повторяю. (алфавит)


Воспитатель: Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи, потешки. Любите свою родину свой язык и свой народ!

 

Жура - жура - журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил.

Крылья, ноги натрудил,

Мы спросили журавля:

- Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

- Лучше нет родного края.

 

РУССКАЯ ХОРОВОДНАЯ ИГРА «Идёт козёл дорогою»

 

В: Русский язык – это официальный язык нашего государства. Все государственные документы, такие как постановления, приказы и все официальные документы, в России пишутся на русском языке. Россия – многонациональна страна. И именно русский язык стал в нашей стране языком межнационального общения.

 

Посмотрите ребята на иллюстрацию. Как вы думаете, кто на ней изображён!

Д: Мама!

В: правильно и первое слово, которое произносит ребёнок это слово – МАМА!    Это милое и дорогое слово на разных языках звучит по разному: по-немецки – Мутер, по- английски _Мазе,по-французски – Маман.

 

          Здесь родился, живешь,

  Уезжаешь — скучаешь,

  Как зовут это место, знаешь?

(Константин Ушинский “НАШЕ ОТЕЧЕСТВО”)

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью - потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

 

В: Сейчас мы сыграем с вами в игру.

 Игра «Слова наоборот»

холодный – горячий;

широкий- узкий,

толстый - тонкий,

большой – маленький, 

высокий – низкий, 

громкий – тихий,  

день-ночь;  

хорошо – плохо,

мокрый - сухой

длинный - короткий и т.д.

Это ребята  слова антонимы – противоположные по значению.

В: Какие вы у меня молодцы. Все слова знаете. Видите, насколько богат, разнообразен и красив наш родной язык. Как много в нем слов, с помощью которых мы можем просто говорить.

Игра «Многозначные слова».

У меня есть вот такие карточки. На них изображены разные картинки, а вам нужно найти им пару и объяснить свой выбор. Например, «ручка» и к ней можно добавить ручку для письма, часть тела – кисть, дверную ручку.

1.Кисть: рука, кисть рябины, для рисования.

2.Кран: водяной, строительный.

3.Иголка: для шитья, у ежа.

4.Лист: для рисования, на дереве.

5.Ручка: дверная, писать.

В: Какое слово появилось на экране? Правильно, слово «СНЕГ». Давайте вместе придумаем семью слов к этому слову. Они похожи по звучанию и по смыслу. Молодцы! Вы угадали слова «снегопад» и «снежки».

У слова «СНЕГ» есть ещё родственники. Отгадайте загадки и увидите отгадки.

Лепит детвора зимой
Чудо с круглой головой:
Ком на ком поставит ловко,
Рот – дуга, и нос морковка,

А два глаза – угольки,
Да из веток две руки.
Солнце вышло, он и сник.
Кто же это? 
(снеговик)

С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.

Много-много звездочек
Тонких, как стекло;
Звездочки холодные,
А земле тепло! 
(снежинки)

     А вот ещё загадка.
    Чудо-дворник перед нами
    Загребущими руками
    За одну минуту сгрёб

    Преогромнейший сугроб. (снегоуборочная техника)

Пальчиковая гимнастика.

1. Потянулись, потянулись, потянулись. (Пальцы переплетены ).

2. Стали дружно умываться. (Руки поднимаем вверх и потягиваемся).

3. Полотенцем вытираться. (Имитируя процесс вытирания ладони)

4. Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем. (Поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев).

5. Дружно делаем зарядку! (Каждый пальчик массируется).

 

      В: Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть,

Может 3, а может 6.

Разрумянилась немножко

Это русская … (Матрёшка)

 

Детям раздаются силуэты матрёшек для раскрашивания.

Рефлексия.

О чем мы сегодня с вами говорили?

- о нашем родном языке.

Какой язык в нашей стране самый главный?

- русский.

А когда празднуют день родного языка?

- международный день родного языка празднуют 21 февраля.

Нужно с уважением относиться ко всем языкам мира, не только к своему родному языку. Для этого нам необходимо обучаться грамоте, уметь правильно говорить и писать. В этом и выражается уважительное отношение к языку своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Международный день родного языка» в старшей группе

Проект представляет собой систему   работы с детьми старшей группы в области речевого развития, патриотического воспитания.Данный проект является результатом изучения психолого- педагогическ...

Проект "Международный день родного языка" в старшей группе.

Проект "Международный день родного языка" в старшей группе....

Сценарий ко дню родного языка в старшей группе д/с "Живой язык - родное слово»

Отличный новый наполненный играми, песнями, танцами,частушками, загадками, прибаутками,сценарий ко дню родного языка в старшей группе д/с "Живой язык - родное слово» с веселыми ведущими ско...

День родного языка в старшей группе.

Отчет о проведении Дня родного языка в старшей группе.[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"22462171","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «День родного языка»

Конспект  интегрированного занятия по развитию речи«День родного языка»Старший дошкольный возраст Воспитатели: Прохорова О.В.Курико Т.В. Цели: закреплять знания о Международ...

Конспект занятия по развитию речи «День родного языка» в старшей группе.

Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Формировать понятие «родной язык», бережное отношение к родному языку, обычаям и культуре, а также к трад...

Конспект ООД по развитию речи «День родного языка» в подготовительной к школе группе

Конспект ООД по развитию речи «День родного языка» в подготовительной к школе группе...