Конспект занятия ОО «Речевое развитие» (развитие речи) в старшей группе по теме «Весна».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Олейникова Татьяна Анатольевна

Цель: упражнять детей в умении составлять рассказ-описание о весне с использованием опорных схем; развивать высшие психические функции: память, внимание, образное мышление; обогащать словарь прилагательными, развивать умение подбирать слова – признаки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vesna.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила:

 воспитатель МДОУ «Д/с №28»

г. Благодарного

Олейникова Т.А.

Конспект занятия ОО «Речевое развитие» (развитие речи) в старшей группе

                                          Тема: «Весна».

Цель: упражнять детей в умении составлять рассказ-описание о весне с использованием опорных схем; развивать высшие психические функции: память, внимание, образное мышление; обогащать словарь прилагательными, развивать умение подбирать слова – признаки.

Задачи:

Образовательные: формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, закреплять умение составлять связный рассказ по опорным схемам; расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково- символическую схему.

Развивающие: развивать связную речь, словесно – логическое мышление, зрительное восприятие, творческое воображение.

Воспитательные: заботливое отношение и любовь к природе, социально – коммуникативные навыки, желание общаться со взрослыми и сверстниками.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся!

Повторяем слова и движения за мной.

Минутка вхождения в день:

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй легкий ветерок,

Здравствуй маленький дубок,

Здравствуй утро, здравствуй день

Мне здороваться не лень!

Воспитатель: Ребята, а вы загадки любите отгадывать?

            Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю

Посевы поливаю.

Движения полна

Зовут меня … ( Весна )

Воспитатель: Да, это весна. И мы сегодня будем говорить о весне.

Воспитатель: А теперь пройдем и сядем на стулья. Обратите внимание на экран.

1 сюжет: ребята, капель… послушайте как она капает.

2 сюжет: воробьи купаются в луже;

3 сюжет: пробивается из-под снега первый подснежник;

4 сюжет: расцветают яблони и груши в садах; распускаются лепесточки; легкий ветерок колышет цветы; пчелка прилетела на цветок. Все радуются теплому солнцу!

(на экране под муз. сопровождение появляются слайды: солнце; травка и на ней цветы; деревья, почки и листья; птицы, щебет, скворечник; тучки, дождик и лужи; насекомые на листьях, воробьи купаются в луже)

Воспитатель: К какому времени года можно все эти сюжеты отнести? Когда это бывает?  ( Все эти сюжеты относятся к весне)

  • После какого времени года к нам приходит весна?
  • А как называется первый месяц весны?
  • Сколько всего месяцев длится весна?
  • Какое время года наступит после весны?
  • Сколько же всего времен года?
  • Назовите времена года по порядку.

 Я вижу, что вы хорошо знаете времена года. А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру « Когда это бывает?» Готовы играть?

А вот и первая картинка. Когда это бывает? (лето)

Следующая картинка… Какое время года изображено на картинке? (осень)

Обратите внимание на следующую картинку? Кто из вас внимателен и скажет мне, что же художник перепутал на этой картинке? Давайте внимательно рассмотрим, а может здесь все правильно? Бывает такое или нет? (нелепица)

Посмотрите на следующий сюжет.  Когда дети катаются на санках, на лыжах, спускаются со снежной горки? У кого уже есть ответ? Кто отгадал? (зима) А в какое время года тает снег и бегут ручьи? Как вы думаете? (весна)

 (на экране высвечивают картинки по временам года, вперемешку с нелепицами (снеговик и цветы; мороз и цветы; последнее появляется яркое солнце с длинным лучом)

Воспитатель: ребята, обратите внимание как пробивается через макушки деревьев на землю солнечный луч. Вот он пробежал длинной дорожкой по земле и попал к нам с вами. Это нам весна прислала свой теплый солнечный лучик. Тот, кого он коснется, должен назвать друзей весны т.е предметы и явления, которые характеризуют весну.

Договорились? (Капель, подснежник, лужи, птицы, скворечник, скворцы, радуга, ветер, листья, почки, трава, верба, цветы и т.д)

Играем дальше с лучиком? А что вы можете сказать о солнце? Что оно делает весной? (светит, греет, всходит, заходит, печет, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает)

Ребята скажите, а весна какая? (дождливая, ранняя, поздняя, радостная, теплая, веселая, солнечная, долгожданная, ветреная…). Молодцы! Как много вы знаете о весне!

Ой, ребята, посмотрите наш солнечный лучик нас куда - то ведет. Идем, идем за лучиком. Он нас привел к столу. А что же здесь на столе? Да, здесь много картинок. Но нам нужно отобрать картинки, которые относятся к весне. Справитесь, не перепутаете?! Я верю, что вы справитесь. Ну приступайте. Взяли картинки? Взяли. Теперь проходите на стульчики.

Воспитатель: Сейчас каждый из вас должен составить предложение по своей картинке, и доказать, что она относится к весне.  (Когда наступает весна, то солнце появляется на небе. А еще весной дни становятся длиннее, а ночи короче. На деревьях набухают почки, появляется первая травка. Из теплых краев прилетают птицы. А еще появляются насекомые.  Весной появляются первые цветы – подснежники. Весной зацветает верба. Люди вывешивают весной на деревьях скворечники. )

Воспитатель: молодцы, ребята. Замечательные предложения о весне вы составили. Вы придумали по одному предложению, а получился целый рассказ о весне. Правда, ребята?

Воспитатель: а теперь я вам предлагаю отдохнуть.

Физминутка: «Подснежник»

А давайте превратимся с вами в прекрасные цветы подснежники. Покружились, покружились и в подснежники превратились.

Я подснежник, ты вьюнок

Становитесь в наш венок

Раз, два, три, четыре

Раздвигайте круг по шире (шаг назад)

А теперь мы ручейки,

Побежали вперегонки (бегут по кругу)

Прямо к озеру спешим

Станет озеро большим (останавливаются, садятся на корточки)

Становитесь в круг опять (встают, держась за руки)

Будем в солнышко играть (поднимают руки вверх)

Мы веселые лучи

Мы резвы и горячи (прыгают на носочках, руки на поясе)

Воспитатель: молодцы! Вы были настоящими цветочками. Влево – вправо повернись и в ребяток превратись. Вот мы и девочки, и мальчики.

Дети проходят на стулья. (На мольберт ставлю опорную схему для составления рассказа о весне).

-А теперь, попробуем составить рассказ о весне. А поможет нам в этом помощница- схема.

-Кто хочет составить свой рассказ о весне? (рассказ по схеме)

Замечательный получился рассказ о весне.

-Кто еще составит свой рассказ о весне?

 -Кто хочет попробовать? Нужно составить такой рассказ, который не похож на рассказ Вики, нужно попробовать составить свой собственный рассказ, не повторяя. Кто готов?

(приблизительный образец рассказа ребенка о весне)

Наступила долгожданная весна, солнце стало сильно прогревать землю…  Из-под земли появилась молодая, зеленая травка. На деревьях набухают почки …  Из теплых стран вернулись перелетные птицы: скворцы, ласточки. Люди делают для птиц скворечники и вывешивают их высоко на деревьях. Расцвели в лесу первые весенние цветы. Выползают из своих домиков насекомые. Люди весной начинают трудиться в огороде. Все радуются приходу весны. Весна – красивое время года!

Спасибо, Гена за твой рассказ. Садись, молодец! Вам ребята понравился рассказ Гены? И мне очень понравился

Воспитатель: ребята, весна замечательное, необыкновенное, красивое время года. Не зря многие поэты посвятили ей свои стихи, композиторы написали музыку. А я вам предлагаю сегодня побыть художниками. Ребята, согласны? Давайте попробуем с вами составить весеннюю картинку - пейзаж о весне. Что у нас здесь приготовлено? Что видите на столе?

Продуктивная деятельность: Дети располагают на ватмане готовые формы (солнце, тучки, птички, деревья, трава, скворечник, божья коровка, майский жук, подснежник) и затем все наклеивают. Ребята, а чего же не хватает на нашей картине? (лучика) Возвращаем лучик к солнышку. Вот наш луч вернулся на место. Картина готова! Вам нравится ребята? И мне очень нравится.

Стихотворение о весне: «Весенняя гостья».

Рефлексия.  Посмотрите, какие забавные у меня на мольберте смайлики. Они разные или одинаковые? Я вам предлагаю, выразить  свое настроение о нашей сегодняшней встрече.

Ну а мне, ребята, сегодня с вами было очень интересно. И я вам всем говорю большое спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия интегративной области коммуникация (развитие речи) в старшей группе на тему: "Хочу быть добрым"

Занятие по развитию речи по произведениям Сэльмы Лагерлёф и Льва Толстого. В основе занятия - формирование нравственного облика человека. Предшествующая работа: чтение и анализ произведений....

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Весна"

Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста через продуктивную деятельность...

Конспект НОД по речевому развитию (развитие речи) в старшей группе на тему: "Составление коллективного рассказа по картине «Зимние забавы»".

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему: "Составление коллективного рассказа по картине "Зимние забавы""....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе по теме: «Весна -красна»

Программное содержание :Коррекционно-образовательные: уточнить словарь по теме «Весна», совершенствовать грамматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагатель...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Рисование в старшей группе на тему «Весна-красна. Первоцветы- мускари.»

Цель: рисование весенних первоцветов -  мускари.Задачи:·        Познакомить детей с весенними первоцветами - мускари; поддерживая интерес к природе родно...

Конспект непрерывно - образовательной деятельности по речевому развитию (развитие речи) в старшей группе По теме «Ознакомление с предложением»

Цель: Формировать умения составлять и распространять предложение.Задачи:- обучающие:дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»;закреплять умение назыв...