Сообщение «Малые фольклорные формы в жизни детей младшего дошкольного возраста»
презентация по развитию речи

Елена Анатольевна Шустова

«Малые фольклорные формы в жизни детей младшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_yanvar_23_soobshchenie.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

Районная январская педагогическая секция воспитателей ДОУ муниципального образования Суворовский район.

Сообщение

«Малые фольклорные формы в жизни детей младшего дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель Стрелина Е.А.

2023г.

Едва ли можно найти материал более близкий,затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный,чем тот, который связан с детским бытом, сповседневной детской жизнью, который возник и развился из исканий высокой радостидетской народной массы.Это – детский фольклор.

Г.С. Виноградов.

 

Детский фольклор – это синтез поэтического народного слова и движения.

Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм. К ним относятся колыбельные песни, частушки, прибаутки, сказки, потешки, заклички.

Ребенок, как губка впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно приговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор входит в повседневную жизнь малыша.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Под влиянием разнообразных жанров устного народного творчества происходит нравственно-эстетическое развитие детей, формируются разнообразные нравственные качества, понятия о нормах поведения в семье, обществе.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное значение, способствуют развитию образного мышления, и прежде всего развивают и обогащают речь детей.

Для того, чтобы  систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества я выделила три направления:

1) Использование фольклора в непосредственно-образовательной деятельности.

2) Применение фольклорных произведений в повседневной жизни.

3) Проведение народных праздников в детском саду.

Всю работу с произведениями я строю в несколько этапов.

1 этап  предварительная работа  знакомство с персонажем,героем,животным предполагаемой потешки или сказки, рассматривание картинки, игрушки, обследованиегероя, игра с ним.

На этом этапе я как можно сильнее воздействую на чувства ребенка, вызываю эмоциональное отношение к персонажам.

2 этап –знакомство с художественным произведением: сказкой, прибауткой, потешкой.

Сначала рассказываю или читаю сказку, потешку;

Затем повторно читаю с сопровождением иллюстраций,беседую с детьми по содержанию, выборочно читаю отрывки;

Затем обыгрываем с игрушкой.

Здесь большое внимание я уделяю выразительности своей речи, чтобы ребенок понял смысл произведения, поступки героев.

3 этап – повторение потешки или сказки.Повторения необходимы,чтобы закрепить знания детей.

Сначала рассказываю сказку с использованием коврографа, настольного или кукольного театра;

Проговариваю с детьми стихотворные слова и фразы;

Проговариваю фразы с отдельным ребенком.

Использование этих приемов помогает нам закрепить навыки интонационной выразительности.

4 этап  внесение потешек и сказок во все виды детской деятельности:

Использование в режимных процессах;

Чтение на занятии сразу 2-3 потешки;

Использование героев потешек и сказок на других занятиях.

Работа проводится по направлениям:

  • Создание развивающей речевой среды в группе.
  • Использование материалов устного народного творчества на занятиях.
  • Совместная работа педагога с детьми в разных видах детской деятельности: беседы, наблюдения, прогулки, в режимных моментах.
  • Работа с родителями.

Развивающая среда группы.

В группе создана зона сенсорно-речевого развития детей. В ней подобраны соответствующие игры, книги, наглядный материал, которые помогают детям закрепить знания произведений фольклора, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместились книги - игрушки, книги - раскладушки, книги -картинки, книжки - малышки. Здесь же я поместила фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомых потешек.

Работа проводится со всеми участниками образовательного процесса.

С детьми проводятсянепосредственно образовательная деятельность, игры, праздники, развлечения, прогулки с использованием фольклорного материала

С родителями проводятся:индивидуальное, групповое и подгрупповое консультирование, сообщения на родительских собраниях, совместные праздники

Как я уже говорила знакомство с народным творчеством начинается для малышей с потешек, колыбельных песенок. Детям нравится, когда я качаю в колыбельке куклу Катю и ласковым голосом приговариваю:

Баю, баю, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолоба, не скули,

Мою дочку, не буди!

Чтобы малыши быстрее и лучше могли запомнить песенку, используя мягкую игрушку я показываю, как громко лает собачка Белолоба и может разбудить Катю.

Дети дружно просят ее: «Ты, собачка, не лай. Белолоба не скули».

После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминают песенки и переносят их в повседневную игру.

Знакомство детей с потешками начинаю с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек, персонажей коврографа и настольных театров. Дав возможность рассмотреть игрушку, я рассказываю о персонаже потешки, о его особенностях. В предварительной беседе объясняю значение новых слов, которые дети услышат в потешке.

Например, для чтения потешки «Как у нашего кота», у детей уже сформировано представление о том, что у кота шубка очень хороша, усы удивительной красы, глаза смелые, а зубки белые. Постепенно дети подрастают и я перед ними ставлю задачу не только запоминать потешку, но и самим ее обыграть.

Во время привития культурно – гигиенических навыков используюпотешки: «Закатаем рукава…», «Водичка, водичка».

Потешки «Вот и люди спят», «Ходит сон по хате» использую при укладывании детей спать.

А когда дети просыпаются, тихим, ласковым голосом приговариваю потешку

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Просыпайся мой дружок,

Подымайся малышок!

А, причесывая девочек и заплетая косы, чтобы создать радостное настроение сопровождаю этот процесс словами потешки «Расти, коса, до пояса…»

Использую потешкии при кормлении детей, или когда ребенок плачет или шумит, у меня всегда под рукой моя папка «Копилка», в которой я собрала множество песенок, потешек, дразнилок, закличек. 

Чаще всего надеваю костюм бабушки – сказочницы и прихожу в группу. Дети радостно встречают, приглашают сесть и конечно же, с нетерпение ждут новой сказки.

Много времени уделяю сказкам, которые не читаю, а рассказываю и обыгрываю с помощью кукольных театров или на коврографе. Чтобы узнать, как же дети запоминали сказку и поняли ее, я подбираю соответствующий материал: дидактические игры «Назови сказку»,«Из какой сказки?», «Что сначала, что потом?».

Прибегаю и к такому приему, как прослушивание сказок перед сном. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогают детям вслушаться, вдуматься, в характер героев, насладиться нежностью, напевностью народного языка.

Знание сказок, дети реализуют в театральной деятельности. Они с удовольствием с моей помощью драматизируют полюбившиеся сказки.

Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не участие родителей в жизни группы. Их руками  сделан настольный театр, и с их помощью мы приобрели кукольный театр.

Чтобы держать их в курсе всех событий, завела папку «Учимся вместе с нами», в нее ясобралапотешки, пословицы, поговорки, народные приметы, загадки, чтобы родители могли познакомится с фольклором. Провожу и беседы с родителями, знакомлю их с возможностями фольклора через консультации.

В уголок для родителей помещаю рекомендации.

Провела родительское собрание на тему «Устное народное творчество в развитии детей».

Ознакомление дошкольников младшего возраста с малыми фольклорными формами очень важно для их эмоционального, физического и речевого развития. Эта работа мной активно проводится и ее нельзя прекращать, а нужно продолжать и продолжать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самообразование"Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста

ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА»         САМООБРАЗОВАНИЕ      «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»...

Консультация для воспитателей младших групп "Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста"

Консультация для воспитателей младших групп"Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста"...

Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего возраста

Материал предназначен для родителей ДОУ....

Консультация «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Консультация«РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА»...

Консультация для родителей «Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего дошкольного возраста».

laquo;Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего дошкольного возраста»....