Картотека игр и упражнений, направленных на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста.
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Завацкая Ольга Михайловна

Фонематическое восприятие – это способность человека воспринимать и различать на слух звуки речи (фонемы). Фонематический слух является основой для понимания смысла услышанного и сказанного. Замена одного звука на другой звук приводит к изменению значения слова, например, «мышка-мишка», «дом-том», «ложки-рожки».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие фонематического слуха для детей

старшего дошкольного возраста.

Фонематическое восприятие – это способность человека воспринимать и различать на слух звуки речи (фонемы). Фонематический слух является основой для понимания смысла услышанного и сказанного. Замена одного звука на другой звук приводит к изменению значения слова, например, «мышка-мишка», «дом-том», «ложки-рожки».

Сформированное фонематическое восприятие позволяет определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, подбирать слова на определенные звуки, определять место звука в слове, а также выстраивать правильную слоговую структуру слова. Развитие фонематического восприятия влияет на формирование всех сторон речи ребенка: четкое

звукопроизношение, овладение грамматическим строем речи, освоение навыками письма и чтения.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, нередко смешивают их.

Игра «Похлопаем».

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

Игра "Накорми Великана".

Цель: упражнять детей в образовании существительных множественного числа.

Ход игрыЛогопед просит детей помочь Коту в сапогах накормить Великана. С этой целью дети образуют существительные множественного числа от предложенных логопедом существительных единственного числа, обозначающих продукты питания, овощи и фрукты (конфета-конфеты, котлета-котлеты, сосиска-сосиски, огурец-огурцы, яблоко-яблоки и т.п.).

Игра "Перебеги дорогу".

Цельразвитие слухового внимания, фонематического восприятия.

Ход игры. Детям предлагается встать в шеренгу. Логопед произносит слова, близкие по звучанию (лягушка, подушка, кукушка, хлопушка, ватрушка; дочка, кочка, точка, бочка, ночка и т.п.). При произнесении определенного слова логопедом (например, слова подушка; точка) дети должны перебежать "дорогу" (ковер). Игра повторяется несколько раз. При этом логопед может использовать разные наборы слов.

Игра «Поймай слог».

Педагог произносит слоговые цепочки, а ребенок хлопает в ладоши, топает, поднимает руку и т.д., когда услышит слог с заданным звуком.
Игра "Найди свой домик".

Оборудованиетри стула - "домика", на каждом из них изображение одной из трех букв - А, О, У; предметные картинки.

Цель: тренировать детей в соотнесении первого звука в названии слова с изображением одной из гласных букв (А, О, У); развитие зрительно-моторной координации у детей.

Ход игры. На некотором расстоянии друг от друга расставлены стулья. На каждом из них прикреплено изображение одной из гласных букв (а, о, у). Логопед раздает детям картинки, названия которых начинаются со звуков а, о, у. Дети свободно передвигаются по ковру. По сигналу логопеда они должны собраться у своего "домика".

Игра «Верно-неверно».

Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Упражнение «Подумай, не торопись».

Предложите детям несколько заданий на сообразительность :
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека музыкальных игр и упражнений, направленных на развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста».

Учить определять характер музыки. учить детей читать стихи в ритме, сопровождая их движением; развивать ритм и координацию....

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

четкое звукопроизношение и успешное обучение в школе во много зависят  от развития фонематических процессов. Передлагаю игры и упражнения направленные на развитие фонематического слуха у детей до...

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие фонематического слуха

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха...

Игры, задания и упражнения, направленные на развитие фонематического восприятия детей среднего дошкольного возраста

Игры, задания и упражнения, направленные на восприятие и различение неречевых звуков.Иры на развитие слухового внимания.Игры на различение и воспроизведение темпа и ритма.Игры, задания и упражнения, н...

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие фонематического слуха.

Эти игры и упражнения позволят родителям в игровой форме развивать и формировать фонематический слух....

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие фонематического слуха

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие фонематического слуха...