Развитие речи и мелкой моторики руки
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Павлуткина Наталья Николаевна
Формирование речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Она совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от пальцев. Многочисленные нервные окончания в коже и мягких тканях кисти (особенно на кончиках пальцев) воспринимают огромный поток осязательной информации и направляют её для обработки в головной мозг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_publikatsii.docx15.47 КБ

Предварительный просмотр:

                           Развитие речи и мелкой моторики руки

                  Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.

                                                                                                   В.А. Сухомлинский

Современные научные данные подтверждают: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. У детей при ряде речевых нарушений отмечаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук, так как эти движения тесно связаны с речевой функцией.

 Формирование речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Она совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от пальцев. Многочисленные нервные окончания в коже и мягких тканях кисти (особенно на кончиках пальцев) воспринимают огромный поток осязательной информации и направляют её для обработки в головной мозг.

 Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное явление при современном образе жизни. Родители не должны паниковать: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

 Как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как правильно подготовить его к школе?

 Наиболее  продуктивный и результативный вид работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи, - совершенствование её средствами развития мелкой моторики руки с помощью игровых упражнений.

Одним из средств совершенствования развития связной речи детей можно считать сеткографию. Возможность через движение и зрительный образ пропустить через себя информацию позволит детям лучше её усвоить и воспроизвести. Предлагаю несколько вариантов упражнения.

  1. Детям даются разные сюжетные картинки; предлагается составить рассказ. Они могут составить рассказы с самыми необычными сюжетами; из частей отдельных картинок собирают свои истории.
  2. Ребенку необходимо выбрать картинки, в названии которых есть, например, звук с, и прикрепить к сеткографу.
  3. Выполнение заданий на ориентировку в пространстве («Прикрепи солнышко в левый верхний угол», «Прикрепи тучку в правый нижний угол»)

Следующий вид работы – это гидрогимнастика.

  1. Ребенок опускает руки в воду; делает самомассаж тыльной стороны рук, ладоней, пальцев (можно использовать шарик су-джок).
  2. Ребенок опускает руки в воду; делает пальчиковые шаги; на каждый шаг произносит слог или слово на автоматизируемый звук (предлагает педагог).
  3. Ребенок опускает руки в воду; делает пальчиковые шаги, составляя рассказ о морских приключениях.

Хочется отметить еще и такую форму работы как «Спиральки».

  1. Перед ребенком спираль; он берет шарик су-джок и катит пальцами шарик по спирали4 произносит автоматизируемый звук, например, с-с-с.
  2. Ребенок произносит скороговорки на автоматизируемый звук («Шла Саша по шоссе и сосала сушку» и т.д.)

Формирование общих речевых навыков у детей осуществляется как в дошкольном учреждении, так и дома.

Литература:

  1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб,1999.
  2. Ткаченко Т.А. Если дошкольник говорит плохо. М., 1987.
  3. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.,1989.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей 1 младшей группы с тяжёлыми нарушениями речи.

Учёные, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и под ростков АПН установили, что уровень развития ...

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности развития речи и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи»

Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладен...

Развитие у ребенка мелкой моторики руки

Материалы консультации помогут понять значение и формы развития мелкой моторики рук...

Мастер-класс «Использование массажного шарика «су-джок» для развития речи и мелкой моторики» в рамках долгосрочного проекта по развитию речи для детей средней общеразвивающей группы

В мастер-классе описан практический опыт по использованию массажного шарика "су-джок" в работе с детьми, в котором дети с ОВЗ знакомят, учат манипулировать и придумывают сказку-путешествие с...

Кружок по развитию речи и мелкой моторики "Тренируем пальчики-развиваем речь"

План кружковой работы по развитию речи и мелкой моторики во второй младшей группе "Тренируем пальчики - развиваем речь". Цель данного кружка -развитие речи и мелкой моторики рук детей младше...

Развитие речи и мелкой моторики руки

Формирование речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Она совер...