Конструкт по грамоте
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Онучина Римма Николаевна

Конструкт по грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_po_gramote.docx70.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема НОД: «Помощники».

Ф.И.О. педагога: Онучина Римма Николаевна

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)

Форма проведения: НОД, грамота

Форма организации: фронтальная (10-12 детей).

Средства:

Литературные: стихотворение для организационного этапа, загадка, физкультминутка, стишки.

Оборудование: цветные карандаши, тетради, картинка ребус, игрушка Чебурашка.

Предварительная работа: выполнение аналогичных заданий 

Цель:

Задачи

Развивать у детей способности ориентироваться в фонетической стороне речи.

1. Формировать у детей представление о смыслоразличительной функции звуков.

2.Развивать умение проводить звуковой анализ слова из 5 звуков внимание, память, речь, творческие способности детей.

3.Воспитывать умение сотрудничать друг с другом, поддерживать стремление детей к самовыражению, самостоятельности, инициативе.

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методическое обоснование

1. Организационный

Воспитатель:  Всем! всем! Добрый день!

                           Прочь с дороги наша лень!

                           За столы всем отправляться

                           Нам давно уже пора

                           За работу приниматься

                           Крикнем громко мы «Ура!»

Дети проходят в группу, встают на полукруг, приветствуют друг друга и гостей.

Организация внимания детей, настрой на совместную деятельность.

Использован организационный момент; художественное слово.

Создание благоприятных психологических условий

для сотрудничества на основе совместной игровой деятельности.

2.

Целеполагание (мотивация)

Воспитатель: отгадайте загадку -

Постучался в нашу дверь

Необычный чудо-зверь –

Он в коричневой рубашке,

Уши – блюдца нараспашку (Чебурашка)

Крокодил Гена попросил его выполнить задания, после которых он получит сладкий подарок. Но Чебурашка один не справится, просит вас ему помочь.

Вы готовы?

Воспитатель: Первое, что нужно сделать, подготовить наш язычок к работе (повторять за воспитателем).

 Чистоговорки:

Ол-ол-ол: сели все за стол.

Лю-лю-лю: мамочку люблю.

Рю-рю-рю: игрушки подарю.

Ша-ша-ша: погода хороша.

Шо-шо-шо: я пишу уж хорошо.

Рубашка-рубашонка нараспашку у ребенка.

Воспитатель: Давайте вспомним, какие звуки вы знаете?

Звуки можно петь – гласные.

Звуки, которые встречают преграду – зубы, губы, язычок – согласные. Согласные бывают : твёрдые и мягкие.

Дети слушают рассказ воспитателя, рассматривают Чебурашку и принимают решение об оказании помощи.

Дети повторяют за воспитателем. Настраиваются на предстоящую деятельность.

Ответы детей.

Мотивация детей на предстоящую деятельность. Создание условий для создания делового настроя на предстоящую деятельность.

Постановка проблемы.

Применялись: сюрпризный момент, Чебурашка,  рассказ воспитателя, проблемная ситуация, вопросы к детям.

Психологический настрой на предстоящую деятельность.

Обобщение и закрепление знаний о звуках. Развитие внимания, памяти, речи детей.

3. Основной

Воспитатель: второе задание - показываю картинку – ребус, слово, которое нужно отгадать (первые звуки слов – составляют целое слово).

              https://xn----8sbafpvmb4ccfed.xn--p1ai/media/posts/klenovye-listya/opavshij-klenovyj-list.jpghttps://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1674655742_gas-kvas-com-p-yenot-konturnii-risunok-46.pnghttps://papik.pro/uploads/posts/2023-01/1674304636_papik-pro-p-yogurt-risunok-8.jpghttps://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1675976061_gas-kvas-com-p-kit-raskraska-risunok-1.jpghttps://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1676075864_gas-kvas-com-p-avtobus-risunok-dlya-detei-raskraski-24.jpg

ЛЕЙКА

- Слово «лейка».  Для чего она нужна? (ответы детей)

- Давайте запишем это слово в тетради с помощью волшебных фонариков (карандашей).

- Какой первый звук? (Воспитатель произносит слово, стараясь произнести звук [л`] протяжённо.

Дети произносят аналогично, выясняют, что звук [л`] – согласный, мягкий. Карандаш зелёного цвета.

- Второй звук [э], слышим, а пишем е, гласный, карандаш красного цвета.

- Третий звук [й`], согласный, всегда мягкий, зелёного цвета.

- Четвёртый звук [к], согласный, твёрдый, карандаш синего цвета.

- Пятый звук [а], гласный, поётся, тянется, карандаш красного цвета.

- Давайте узнаем, сколько слогов в слове? (определяют с помощью хлопков, или сколько в слове гласных, столько и слогов). – Ударение поставим.

Физкультминутка:

«Медведь»

Медведь весной проснулся (далее движения по тексту),

Потянулся, улыбнулся,

Повертелся, огляделся,

Почесался, причесался.

Наклонился,

Водой из ручья умылся

(тянутся вверх на носках, руки в стороны, далее движения по тексту)

Нарядился

И пошел по лесу

Куролесить.

Берегись, лесной народ,

Зверь голодный идет! (ходьба по-медвежьи.)

Воспитатель: Предлагаю выполнить ещё задание, которое приготовил Гена для своего друга:

«Звук заблудился»

Неизвестно, что случилось, только буква – озорница,

Заскочила в чей-то дом и хозяйничает в нём.

  1. На прогулку мы пойти хотели, тапочки на голову надели (шапочки).
  2. Десять долгих дней подряд Айболит лепил ребят (лечил).
  3. Тачки по небу плывут, люди зонтики берут (тучки).
  4. Чтоб добежать до сада, надуть сапожки надо (надеть).
  5. Тихо сумерки ложились, кошки в воздухе кружились…(мошки).

Воспитатель: игра «Поймай нужный звук хлопком»

Если услышите звук Й – хлопните в ладоши.

Слова: йогурт,  иволга, йог, помидор, лейка, кошка, йод.

Дети внимательно слушают воспитателя, друг друга, подсказывают

С помощью карандашей рисуют круги нужного цвета, тем самым выполняя звуковой анализ слова.

Выполняют физкультминутку.

Дети отвечают на вопросы, предлагают свои варианты ответа.

Дети хлопками определяют нужный звук.

Обобщение и закрепление знаний детей о фонетической стороне речи.

Развитие внимания, памяти. Поддержка стремления детей к самовыражению, самостоятельности, инициативе.

Снятие психологического и физического напряжения.

Использована физкультминутка.

Поддержка стремления детей к самовыражению.

4. Заключительный

(рефлексивный)

Воспитатель. Скажите, ребята, мы помогли Чебурашке справиться с заданиями его друга? Чему сегодня вы научились? Что нового вы для себя узнали?  Спасибо всем! Я вас угощаю сладкими подарочками!

Дети выражают собственные мысли, предложения, чувства, обосновывают и аргументируют их.

Рефлексия проведенного мероприятия.

Развитие внимания, памяти, мышления, речи детей.

Поддержка стремления детей к самовыражению, самостоятельности, инициативе.

Использованы вопросы к детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт НОД по обучению грамоте детей 7-го года жизни «На День рождения к Маше»

КОНСТРУКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по обучению грамотеТЕМА: «На День рождения к Маше»...

Конструкт НОД для старших дошкольников по обучению грамоте

НОД по обучению грамоты для старших дошкольников...

Конструкт интегрированного коррекционно-развивающего занятия по обучению грамоте с применением ТИКО-конструктора "Звук и буква И"

Конструкт логопедического подгруппового занятия по обучению грамоте с применением "Логопедического сундучка" из комплекта "ТИКО-конструктор"...

Конструкт по обучению грамоте с детьми в подготовительной к школе группе с ТНР

Конструкт непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте с детьми в подготовительной к школе группе Тема: «Звуки [Й] и [Э], буква Е»Возрастная группа: дети с...

Конструкт открытого занятия по обучению грамоте "Звук Ш и буква Ш"

Конструкт открытого занятия по обучению грамоте...

Конструкт по грамоте, старшая группа

Развивать у детей способности ориентироваться в фонетической стороне речи....