Конспект занятия по развитию речи для детей от 3 до 4 лет "Едем к бабушке в деревню"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Шарова Олеся Викторовна

Занятие разработано для приобщения детей к традициям русского народа посредством фольклорных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_sharova_o.v.docx266.11 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 110»

 

Конспект занятия по развитию речи

для детей в возрасте от 3 до 4 лет

  «Едем к бабушке в деревню»

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/00bb/0001875a-65afe151/2/img1.jpg

                                                                       Подготовила:

                                                                                    воспитатель высшей

                                                                                                     квалификационной категории,

                                                                       Шарова О.В.

г. Оренбург

                                                                             

Организационная информация

Примечание (дополнительная информация к конспекту)

1

Доминирующая область

Речевое развитие

2

Вид деятельности детей

Игровая,

Познавательная,

Двигательная,

Продуктивная,

Чтение художественной литературы,

Коммуникативная.

Методическая информация

1

Тема образовательной деятельности

«Едем к бабушке в деревню»

2

Методы и приемы реализации содержания занятия

Беседа с детьми,

Художественное слово,

Игровые упражнения,

Использование демонстрационного материала,

Постановка проблемы,

Обсуждение,

Музыкальное сопровождение,

Поощрение,

Оказание помощи.

3

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие,

Физическое развитие,

Социально-коммуникативное развитие,

Художественно-эстетическое развитие.

4

Возрастная группа

3 – 4 года

5

Цель:

Создание условий для приобщения детей к традициям русского народа посредством фольклорных произведений.

6

Задачи:

6.1

Обучающие:

- познакомить детей с бытом и жизнью людей проживающих в русской  избе,

- расширить представление детей о фольклорных произведениях,

- обогатить речь детей существительными, прилагательными, глаголами (горница, самовар, ложки, противень, мягкая, пушистая, белая, лакает, мурлычет);

- упражнять детей в раскатывании теста кругообразными движениями, с приёмом сплющивание ладонями.

6.2

Развивающие:

- развивать когнетивные процессы,

- развивать монологическую и диалогическую речь детей, артикуляционный аппарат, фонематический слух у детей,

- развивать мелкую моторику пальцев рук.

6.3

Воспитывающие:

- воспитывать умение слушать друг друга,

- воспитывать самостоятельность, чувство взаимопомощи и взаимовыручки.

7

Планируемые результаты:

- знакомы с бытом и жизнью людей проживающих в русской  избе,

- знают фольклорные произведения,

- употребляют в речи слова (горница, самовар, ложки, противень, мягкая, пушистая, белая, лакает, мурлычет),

- умеют раскатывать тесто кругообразными движениями, с приёмом сплющивание ладонями,

- развиты когнетивные процессы,

- развита монологическая и диалогическая речь детей, артикуляционный аппарат, фонематический слух,

- развита мелкая моторика пальцев рук,

- владеют умением слушать друг друга,

- самостоятельны, развито чувство взаимопомощи и взаимовыручки.

8

Организация среды для проведения образовательной деятельности

Декорация русской печи, подвесные муляжи: лук, чеснок, перец, чугунок, ухват, половичок, лавка, игрушечный кот, маска кота,  «лоскутное одеяло», самовар, деревянные ложки маленькие и большие, сахарница, противень, рушник, солёное тесто, изготовление пряничков из солёного теста, влажные салфетки, фартуки, клеёнки, скатерть, тарелочки, лошадки на палочках, выучить с детьми потешки, пестушки; вязанные салфетки, вышивки, аудио запись русских народных мелодий.

9

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Чтение произведений художественной литературы по русскому фольклору (песенки, потешки) , рассматривание предметы русской избы, русские народные игры (пальчиковые, подвижные), приготовление декорации печи, изготовление «лоскутного одеяла», беседы с детьми о жизни в деревне, о русском быте, предметах домашнего обихода, разучивание потешки «Кисонька- Мурысонька», «Как у нашего кота», игры «Мыши водят хоровод», П/Г: «Тесто замесили»

Конспект занятия

I

Вводная часть

1.1

1.2

Введение в тему

Мотивация деятельности

Дети входят в группу, где их ждут лошадки.

Воспитатель: - Я очень рада видеть вас. Проходите сюда на коврик, встаньте, пожалуйста, в красивый кружочек. Воспитатель: придумано кем- то просто и мудро

При встречи здороваться: «Доброе утро

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро приветливым лицам!

Каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера!

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу,                

Давайте свои улыбки подарим гостям и дружно с ними поздороваемся и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Воспитатель: Ребята, а вы когда - нибудь были в деревне? А к кому вы туда ездили? А за что вы любите своих бабушек?

(ответы детей).

А у меня тоже есть бабушка Матрена, с которой мы вчера говорили по телефону и она всех вас пригласила к себе в гости, чтобы угостить чем-то вкусным. Хотите побывать у неё в гостях?

Воспитатель рассказывает

1.3

II

Целеполагание

Основная часть

А на чем мы до нее доберемся?  (ответы детей)…поедем с вами ни на поезде, ни на автобусе, а на чём узнаете сами если отгадаете загадку.

У меня большая грива, уши и копытца.

Прокачу того игриво, кто не боится.

Моя шёрстка гладкая, кто же я? …(лошадка).

Дети: лошадка.

 Воспитатель: правильно, молодцы, отгадали! И нас с вами ждут лошадки, быстро вы их разбирайте, оседлайте, и едим в гости к моей бабушке, а гостей с собой возьмём? (ответы детей).

Воспитатель: Игра «Еду, еду к бабе, к деду».

(Дети проговаривают слова вместе с воспитателем, имитируя движения по тексту):

-Еду, еду к бабе, к деду (пружинка)

На лошадке в красной шапке.

По ровной дорожке, по ровненькой дорожке (ходьба на месте)

По рытвинам, по кочкам, (наклоны в стороны)

Все прямо и прямо,

А потом вдруг. в яму: "Бух!" (присели)

Тпру. Приехали!

Воспитатель: Вот мы с вами и приехали. Посмотрите, что это (ответы детей). Что это за домик стоит? Бабушка- Матрёнушка в домике живёт. Наших ребятишек в гости к себе ждёт. Давайте постучимся? –Тук-тук-тук. (имитируют). Никто не отвечает. Я сейчас пойду, посмотрю. (Бабушка встречает детей и приглашает их к себе в гости).

Воспитатель: здравствуйте внучата! Детушки- малолеточки, я бабушка Матрёна, живу в деревенской избе. Вы сейчас живёте в многоэтажных домах, а раньше люди жили в избах. В избе была одна большая комната, а кто знает, как её раньше называли? Горницей, повторите за мной.

Дети: горница.

Воспитатель: а посмотрите, что стоит у меня на столе?

Дети: поднос, самовар, сахарница, ложки.

Воспитатель: а какие ложки?

Дети: деревянные, расписные.

Воспитатель: а ещё какие?

Дети: маленькие и большие.

Воспитатель: А для чего нужны ложки?

Дети: чтобы есть.

Воспитатель: ребята, а на ложках ещё можно и поиграть.

Воспитатель: Посмотрите, что у меня есть в горнице, чего у вас нет в квартире?

Дети: печка.

Воспитатель: правильно- это печка. А для чего она нужна?

(ответы детей: готовить еду, греться).

Воспитатель: а как называли печку раньше?

Дети: матушкой.

Воспитатель: да, матушкой, кормилицей. А почему кормилицей?

Дети: потому что на ней варили кашу, щи, пекли пироги.

Воспитатель: ребята, а раньше не было кастрюль, в чём же варили? Отгадайте загадку

К низу узок, верх широк,

Не кастрюля…(чугунок).

Воспитатель: а из чего были сделаны чугунки?

Дети: из стали, глины.

Воспитатель: какие вы умники, всё знаете, загадки отгадываете, а возьму-ка я и вытащу чугунок руками из горячей печи. Как вы думаете, можно ли из горячей печи вытащить чугунок руками?

Дети: нет.

Воспитатель: а почему?

Дети: чугунок горячий.

Воспитатель: отгадайте загадку и узнаете чем можно вытащить чугунок из печи:

Из русской печи Кашу тащи.

Чугунок очень рад, Что схватил его..(ухват) (показ)

Воспитатель: какие вы умные и смышлёные! И про чугунок знаете, и про ухват, а ещё я вам хочу сказать, что печку всегда держали в чистоте и украшали разными узорами.

Ой, посмотрите, кто же спрятался у меня на печке?

                                    Я умею чисто мыться,

Не водой, а язычком.

Мяу, как мне часто снится

Блюдце с тёплым молочком.

Дети: кошка.

Воспитатель: да это кисонька- мурысонька. А как она разговаривает?

Дети: мяу.

Воспитатель: а что любит кисонька поесть?

Дети: рыбку, мясо, молоко.

Воспитатель: а покажите язычком как киска лакает молочко.

А вы знаете потешку про кисоньку- мырысоньку?

- Кисонька- мурысонька, где ты была?

- на мельнице.

- Кисонька- мурысонька, что там делала?

- Муку молола.

- А что из муки делала?

- Прянички пекла.

- А с кем прянички ела?

- Одна!

- Не ешь одна, не ешь одна!

Воспитатель: Ребята, где была кисонька?

Дети: на мельнице.

Воспитатель: Что делала она на мельницце?

Дети: муку молола.

Воспитатель: что из муки пекла?

Дети: прянички.

Воспитатель: ребята, а разве можно жадничать, как мы можем помочь кисоньке мурысоньке?  Давайте слепим прянички, чтобы хватило на всех.

Проходите к столам, оденем фартучки и садимся за столы.

Посмотрите какой пряник мы сейчас будем лепить, красивый, кругленький и немного сплющенный, посмотрите, как надо лепить пряник. Сначала я раскатываю тесто круговыми движениями между ладонями, у меня получился шарик. а потом я шарик положу между ладошками и сильно прижму ладошки друг к другу: я сплющила шарик и получился вот такой пряничек. Покажите мне ручками в воздухе, как мы будем раскатывать тесто круговыми движениями, как будем сплющивать.

Лепить мы будем прянички из солёного теста. А давайте тесто замесим сами!

Тесто, тесто, мнём, мнём.

Тесто, тесто, жмём, жмём.

По ладошке покатаем

И ладошкой мы прижмём.

Тесто, тесто, шлёп, шлёп,

Тесто, тесто тук, тук

Дружно делаем печенье.

Не жалеем наших рук!

Молодцы, а теперь вы сами будете лепить прянички. Поднимайте салфеточки, берите тесто в руки, какое тесто? Мягкое или твёрдое?

Дети: мягкое.

Воспитатель: приступаем к работе.

Воспитатель: слепили, молодцы, а теперь мы их положим на противень и отправим их в печь. Посмотрите наша киска на печи всё лежит и за мышками следит. Пока наши прянички пекутся, давайте поиграем. Выберем кота считалкой.

Раз, два, три, четыре, пять.

Кошка учится считать.

Потихоньку, понемножку.

Прибавляет кошки- мышки,

Получается ответ,

Кошка -есть, а мышки -нет.

 (одеваем маску коту, остальные мышки- маски, кот садится в серединке, мышки его окружают и произносят слова)

Мыши водят хоровод

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Как проснётся Васька кот

Разобьёт ваш хоровод.

Воспитатель: Я очень рада была видеть вас у себя в горнице. А теперь пора возвращаться в группу. Ой, ребята, я совсем забыла, ведь в печь мы поставили прянички, они наверное уже испеклись, давайте посмотрим?

(достаём прянички, складываем в корзину).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы меня так сегодня порадовали! Наши лошадки уже заждались нас, давайте их напоим водичкой и отправимся в группу.

Едем, едем из деревни,

И везём с собой печенья.

Для гостей и для ребят,

Угощенью, каждый рад.

По рытвинам, по кочкам,

Всё прямо и прямо,

А потом вдруг, в ямку: «Бух!» (присели)

Тпру. Приехали!

Русская народная мелодия «ложкари».

.

Показ артикуляционной гимнастики

Дети рассказывают потешку

Дети грозят пальчиком/

Пальчиковая гимнастика «Тесто замесили»

Дети мнут, перекладывают тесто из руки в руку, расплющивают.

Звучит тихая музыка.

Самостоятельная деятельность детей, затрудняющимся детям дать индивидуальный показ.

П/И «Кот Васька»/

Дети поят лошадок водичкой, имитируя руками тарелочки. Садятся верхом на лошадок и скачут верхом

III

Подведение итогов, закрепление полученных знаний.

Воспитатель: Молодцы! Вот мы и приехали. А где вы были? А как называлась раньше комната в избе? А что мы делали в горнице?  С кем играли?

(ответы детей).

Воспитатель: Вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи и мелкой моторики "В гости к бабушке"

Комплексное, сюжетно-игровое занятие "В гости к бабушке" позволит воспитателю закрепить у детей умение различать домашних животных по внешнему виду, учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав,...

Конспект занятия по развитию речи для детей 1 младшей группы "В гости к бабушке"

Закреплять знания детей о домашних животных. Обогащать активный словарь детей: кошка, котёнок, собака, щёнок, корова, телёнок, курочка, цыплёнок, хвост, рога, уши, ноги, ест, пьёт.Развивать у де...

Конспект занятия по развитию речи для детей «В гостях у бабушки Федоры»

Закрепить знания детьми сказки К. Чуковского «Федорино горе». Расширять знания детей о посуде и кухонной утвари: название, части предметов, назначение....

Занятие по развитию речи для младшей группы "В гости к бабушке в деревню"

Познакомить детей младшего возраста с домашними животными....

Конспект занятия по развитию речи для детей раннего возраста (2–3 года) «В гости к бабушке».

Конспект занятия по развитию речи для детей раннего возраста (2–3 года) «В гости к бабушке»....

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие к бабушке в деревню»

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие к бабушке в деревню»Цель: Закрепить знания детей о цвете, развивать внимание, память,   ловкость, ум...