Консультация для родителей на тему: «Роль дидактических игр и упражнений в воспитании фонематического слуха у детей»
консультация по развитию речи (старшая группа)

Шибалова Ирина Алексеевна

В работе с детьми можно часто столкнуться с такой ситуацией: ребёнок правильно употребляет звуки в отработанных словах и фразах, выделяет звук из слова, определяет его место в слове, анализирует слоги и слова. Но в период практического применения полученных знаний в ежедневной учебной деятельности и использования приобретенных навыков в самостоятельной речи дети не могут справиться с этой задачей, т.к. у них нет навыков свободного, почти неосознаваемого владения речевыми средствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_rod.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрация города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 149»»

(МБДОУ «Детский сад № 149»)

Консультация для родителей на тему:

«Роль дидактических игр и упражнений в воспитании фонематического

слуха у детей»

Выполнила:

Шибалова Ирина Алексеевна

город Нижний Новгород

2023 год

В работе с детьми можно часто столкнуться с такой ситуацией: ребёнок правильно употребляет звуки в отработанных словах и фразах, выделяет звук из слова, определяет его место в слове, анализирует слоги и слова. Но в период практического применения полученных знаний в ежедневной учебной деятельности и использования приобретенных навыков в самостоятельной речи дети не могут справиться с этой задачей, т.к. у них нет навыков свободного, почти неосознаваемого владения речевыми средствами.

Наша задача - развить, усовершенствовать речевые навыки, используя игры и упражнения, тренирующие речевой слух, память, развивающие четкость восприятия, точность воспроизведения слова.

Начинать работу необходимо с простых слоговых упражнений, где отрабатываемый согласный звук включался в прямые и обратные слоги «ба-бу-бо».

Отрабатывая произношение поставленного звука в слогах, мы развиваем у детей способность удерживать в памяти заданное количество слогов и положение ударного слога в их ряду (этот слог отмечался ударом руки):

са-са-са,

са-са-са,

са-са-са

стра-стра-стра,

стро-стро-стро,

стру-стру-стру

скла-скло-склу,

спла-стла-скла,

спра-стра-скра

Для автоматизации поставленного звука в слогах и словах можно использовать специальные упражнения и игры со стихотворными текстами. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, ритмичностью, настраивает на игру; в ритме стихотворной речи детям легче преодолеть трудности произношения звуко-слоговых сочетаний.

Считалки со связным текстом на определенный звук вводятся в игры детей, но нужно следить за правильным произношением звуков и умением детей отмечать ударный слог.

Кроки-кроки-крокичок,

Жил за печкою сверчок.

Ты за печкой не сиди,

Поиграть к нам выходи.

Стреко-стреко-стрекоза.

Изумрудные глаза,

Крылья быстро разверни,

Круг наш быстро облети.

В игре «Договори слово» взрослый произносит первый слог, а ребенок- вто рой. Затем дети называют запомнившиеся слова полностью:

ши-на

ти-на

ми-на

ра-на

вет-ка

сум-ка

шут-ка

мар-ка

Цель таких упражнений - выработать практический навык деления слов на слоги, учить правильно выделять в слове закрытый слог (помня о стремлении детей произносить «ла-пта», «па-рта»),

В играх «Магнитофон», «В слове слог договори, будь внимательным, смотри» и «Закончи слово, если получится» также вырабатывается навык деления слов на слоги, дается возможность дифференцироватъ поставленные звуки в сходных по звучанию словах.

После того как дети познакомились с ритмическим строением речи, слоговым составом слова, можно проводить и более сложные игры, которые ставят одно временно несколько задач. Так, в играх на автоматизацию звука отрабатывается не только произношение поставленного звука, но и развивается чувство ритма, быстрота реакции, слуховое внимание и память, проводится практическое деление слов на слоги.

Научившись правильно произносить слова из двух-трех слогов, не осложненных стечением нескольких согласных, дети могут перейти к освоению более сложного звуко-слогового состава. В игре «Подбери похожее слово» взрослый называет слово из двух слогов, а ребенок подбирает к нему слово из трех слогов с таким же окончанием. Если ребенок затрудняется, он может выбрать слово с помощью подобранных к игре и разложенных перед ним картинок: елка-метелка,лейка-наклейка,пушка-хлопушка,утка-минутка.

В игре «Эхо» дети повторяют за взрослым вторую половину слова:

Взрослый Дети

раскла-душка душка, душка

неза-будка будка, будка

приба-утка утка, утка

Речевой материал, представленный в играх «Повтори по парам», «Какой новый звук появился?», «Послушай, запомни, назови» состоит в основном из слов, близких по звучанию. Это дает возможность с наибольшей эффективностью тренировать фонематический слух, концентрировать внимание детей на звуковом составе слова, порядке следования звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Роль родителей в речевом воспитании детей"

Консультация для родителей на тему: "Роль родителей в речевом воспитании детей"...

консультация для родителей на тему "«Роль родителей в педагогической работе по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста».

laquo;Роль родителей в педагогической работе по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста». Семья является первой школой воспитания растущего человека. Здесь он учится любить, терпеть, р...

Консультация для родителей на тему «Роль бабушки и дедушки в современном семейном воспитании»

     Сегодня много говорят о роли родителей в воспитании и развитии детей. А какое участие в этом принимают дедушки? О роли дедушки в современном семейно...

Консультация для родителей на тему: «Роль дидактической игры в развитии речи детей»

Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. Дети – творцы настоящего и будущего....